Гигиена трудового и профессионального обучения детей и подростков
ГИГИЕНА ТРУДОВОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Цель лекции:
1. получить представление о влиянии труда и основных факторов рабочей среды и трудового процесса на детский и подростковый организм, о гигиенических основах трудового воспитания и профессионального обучения ДиП;
2. сформировать знания о врачебном контроле и профилактике травматизма при трудовом и профессиональном обучении.
План лекции:
1. Влияние труда, основных факторов рабочей среды и трудового процесса на детский и подростковый организм.
2. Гигиенические основы трудового воспитания и профессионального обучения детей и подростков.
3. Особенности гигиены производственного обучения подростков.
4. Врачебный контроль за трудовым и производственным обучением ДиП.
5. Профилактика травматизма при трудовом и профессиональном обучении ДиП.
1. ВЛИЯНИЕ ТРУДА, ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ
И ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА.
Анатомо-функциональные особенности подросткового возраста
1. Основная особенность: резкий рост и физическое развитие (перестройка обмена веществ, работы нервной и эндокринной систем).
2. Отчетливые возрастно-половые различия.
3. Большие затраты организма, менее экономное выполнение работы, с большими, чем у взрослых, затратами, с более длительным восстановлением.
4. Более быстрая утомляемость мышц, особенно при статической работе (снижена статическая выносливость).
Анатомо-функциональные особенности подросткового возраста
- В виду незаконченности процесса окостенения скелета возможны негативные изменения костно-суставной системы, осанки (при длительной вынужденной позе стоя, особенно в сочетании с мышечным напряжением)
- Возможно неравномерное развитие сердечно-сосудистой системы, отсюда – нарушения разной степени выраженности
- Неустойчивость вегетативной системы, нередка юношеская гипертензия
Особенности нервной системы подростка
- Некоторая слабость тормозных процессов НС
- Недостаточная дифференцировка раздражений из внешней среды
- Повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность
- Повышенная (по сравнению со взрослым) двигательная активность, стремительность действий, часто отсутствие необходимой осторожности и четкой оценки своих возможностей
Особенности психики подростка
- Возникновение новых интересов, расширение познавательных возможностей
- Стремление к личному участию
- Некоторая переоценка своих сил и возможностей, чувство превосходства по отношению к взрослым, неповиновение, непослушание, конфликтность
Гигиеническое значение трудового воспитания для ДиП
1. Развитие трудовых навыков, приобретение профессии приводят к повышению адаптивных возможностей человека
2. Вследствие компенсации гиподинамического компонента современного образовательного процесса, при условии правильной организации, отмечается оздоровительный эффект
3. Развитие личностных качеств, появление положительных эмоций (самостоятельность, инициативность, независимость, психологическая устойчивость, креативность)
4. Возможен ряд негативных эффектов при нарушении гигиенических и психолого-педагогических требований
Особенности влияния труда на подростковый организм
По сравнению с взрослым организмом выражено сильнее вследствие неполной сформированности и не полной готовности органов и систем детского организма к трудовой деятельности.
Поэтому ответ организма на факторы рабочей среды (для работающего подростка) или среды учебной мастерской (для ребенка или обучающегося подростка) в большей мере зависит от ее организации.
При неправильной организации трудового обучения детей (как и любого другого вида обучения) могут возникнуть разнообразные нарушения здоровья (специфические и неспецифические), а также снижение мотивации к труду.
Микроклимат
После физической нагрузки в неблагоприятных условиях (горячих цехах) реакция организма (пульс, АД, температура тела, пото- и газообмен) отличается большей амплитудой, чем у взрослых, и более длительным восстановлением
Отмечено более сильное влияние охлаждения на организм подростка: резкое понижение температуры кожи, мышечной выносливости, повышение порога тактильной чувствительности и ухудшение самочувствия
Конвейер
На подростка влияет очень неблагоприятно: значительные функциональные сдвиги – снижение внимания, лабильность зрительного анализатора и нервно-мышечного аппарата, уменьшение выносливости и увеличение тремора рук
Изменяется работа сердечно-сосудитой системы (амплитуда АД, пульс)
Зависит от тяжести деталей и организации процесса
Шум
Даже неполный рабочий день (3 ч) вызывает значительное утомление у подростка: снижение скорости реакций на световой и звуковой сигналы, падение общей работоспособности и замедление обратной адаптации слуха
При более длительном контакте может возникнуть шумовая болезнь (астеноневротические состояния, с колебаниями АД, снижение слуха)
Химические вещества
Длительное хроническое воздействие малых концентраций оказывает неблагоприятное воздействие на мышечную силу и работоспособность, способствует возникновению хронических отравлений
2. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ И
Детей и подростков в РФ
Формы
- общественно полезный производительный труд
- политехническая направленность в изложении предметов
- трудовое обучение по учебным программам
- производственное профессиональное обучение
Программы
- среднее
- высшее профессиональное образование
Учреждения
- школа
- учебно-курсовой комбинат
- учреждения среднего профессионального образования (СПО): профессиональное училище, колледж и др.
- производственный центр, учреждения дополнительного образования
- учреждения высшего профессионального образования (ВПО): ВУЗы
Сложность предметов
I степень (ранг) – требующие усвоения абстрактных понятий, сущности законов, категорий, большого объема информации (общеобразовательные дисциплины, философия, общественные науки)
II– с меньшей долей абстрактных понятий, необходимо усваивать законы и факты (химия, спецтехнология)
III – имеющие прикладной характер (материаловедение, организация производства, технология работ)
IV – требующие преимущественно физических усилий (физкультура, труд)
Детский травматизм
Среди детей во всех странах высок уровень травматизма.
В настоящее время от травм и несчастных случаев в мире умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний.
Наиболее опасные в плане травматизма сферы: участок школы, спортивный зал, трудовое обучение.
IV. Медицинскиемеры
- учет здоровья обучающихся, результатов диспансеризации, допуска к урокам труда и обучения
- проф.консультация, проф. отбор
V. Педагогические
- выработка динамического стереотипа, устранение лишних движений,
- соблюдение требований к организации учебного процесса и к проведению урока труда
ГИГИЕНА ТРУДОВОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Цель лекции:
1. получить представление о влиянии труда и основных факторов рабочей среды и трудового процесса на детский и подростковый организм, о гигиенических основах трудового воспитания и профессионального обучения ДиП;
2. сформировать знания о врачебном контроле и профилактике травматизма при трудовом и профессиональном обучении.
План лекции:
1. Влияние труда, основных факторов рабочей среды и трудового процесса на детский и подростковый организм.
2. Гигиенические основы трудового воспитания и профессионального обучения детей и подростков.
3. Особенности гигиены производственного обучения подростков.
4. Врачебный контроль за трудовым и производственным обучением ДиП.
5. Профилактика травматизма при трудовом и профессиональном обучении ДиП.
1. ВЛИЯНИЕ ТРУДА, ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ