Используемые принципы развития детского мозга

Существует пять принципов нехирургического лечения мозговой травмы.

Эти принципы основаны на том факте, что функция мозга должна связать организм с окружающей средой. Используя каждый из этих принципов, мы установили 26 эффективных процедур для лечения мозговой травмы. Для каждой процедуры существует большое количество методов. В общем существует сотни методик.

Пять принципов

1. Процедуры, которые поставляют дискретные (разрозненные) биты информации в мозг для накапливания.

2. Процедуры, требующие немедленного ответа мозга на основной дискретный бит информации, который только что был ему передан.

3. Процедуры, которые программируют мозг.

4. Процедуры, которые дают возможность мозгу реагировать на предыдущее программирование.

5. Процедуры, которые обеспечивают улучшенную физиологическую окружающую среду, в которой мозг может функционировать.

ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП:те процедуры, которые поставляют в мозг основные биты информации для накапливания.

Все эти процедуры по своей природе сенсорные и не требуют моторной реакции. Они предназначены исключительно для того, чтобы снабдить мозг битами информации, которые являются для него случайными. Невозможно извлечь функцию или информацию из мозга, в котором её нет. Такой мозг находится на нулевой стадии и будет таким до тех пор, пока в него не поступит информация. Эти процедуры обеспечивают основные сенсорные стимулы, которые располагаются в ряду от такой простой информации, как присутствие света, звука или чувства ( в отличие от их отсутствия ) до более сложных битов информации, таких как чтение слова, слушание слова или осязания определенного объекта.

Существует только 5 проводящих путей (все сенсорные или афферентные), через которые мозг может собирать информацию, находясь на низшей или на высшей стадии человеческого развития. Эти пять средств - зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Первые три: зрение, слух, осязание, в высшей степени важны для становления человеческих функций. Последние две наиболее важны для человека только в первые месяцы жизни и становятся менее важными по мере развития. Индивидуальное начальное и последующее состояние зрительной, слуховой и тактильной компетенции ребенка измеряется в рамках детского мозгового развития от рождения до 6 лет.

Процедура первая: снабжение мозга основными, дискретными битами зрительной информации соответственно с индивидуальным настоящим состоянием зрительной компетенции и с развитием следующего высшего уровня.

Процедура вторая: снабжение мозга основными, дискретными битами слуховой информации соответственно с индивидуальным настоящим состоянием слуховой компетенции и с развитием следующего высшего уровня.

Процедура третья: снабжение мозга основными, дискретными битами осязательной информации соответственно с индивидуальным настоящим состоянием осязательной компетенции и с развитием следующего высшего уровня.

Процедура четвёртая: снабжение мозга основными, дискретными битами вкусовой информации соответственно с индивидуальным настоящим состоянием вкусовой компетенции и с развитием следующего высшего уровня.

Процедура пятая: снабжение мозга основными, дискретными битами обонятельной информации соответственно с индивидуальным настоящим состоянием обонятельной компетенции и с развитием следующего высшего уровня.

Методики снабжения мозга такими основными битами информации точно соотнесены со стадией развития пациента в той особой области сенсорной компетенции, которая рассматривается.

Определяют уровень компетенции пациента и снабжают его информацией, которая является нормой для этого уровня.

Затем осуществляется сенсорный ввод информации соответственно с нормой для следующего высшего уровня, который пациент не способен осуществить из-за мозговой травмы или из-за лишения окружающей среды (если, например, изолировать пациента от окружающего мира в темной комнате). Однако, при снабжении следующего высшего уровня тщательно запланированная программа усиленных и обогащенных слуховых, зрительных, тактильных, вкусовых и обонятельных стимулов становится неотъемлемой частью окружающей среды.

Это достигается путем увеличения таких стимулов по частоте, интенсивности и продолжительности.

Частота:сколько раз в течение дня вы даете ему возможность двигаться.

Интенсивность:с точки зрения подвижности это означает, как далеко он сможет уползти, с точки зрения мануальных навыков – какой вес он способен выдерживать, с точки зрения баланса – насколько энергично он занимается тем или иным видом деятельности.

Продолжительность:сколько времени он занимается тем или иным видом деятельности.

Приведем пример, где ребенок с травматическим поражением мозга находился в коме в течение долгого времени, скажем, более 90 дней, и в течение нескольких лет такого ребенка традиционно обеспечивали поддерживающими жизнь медицинской помощью и уходом в комнате настолько тихой и свободной от стимулирующего посягательства окружающей среды, насколько это возможно. Его кровать в уединенной комнате с задернутыми шторами, предписана тишина и удаленность по возможности от шумных областей. Его трогают только, когда это необходимо.

В результате сказанного выше, ребёнок в такой коме с немедленно следующим снижением церебральной эдемы должен быть помещен в комнату, которая является центром стимуляции в слуховом, зрительном, осязательном, вкусовом и обонятельном отношении.

Такой ребенок - функционально слепой, глухой, нечувствительный, без вкусового или обонятельного восприятия.

В Институтах развития человеческого потенциала на столике около кровати такого ребенка находился бы фонарь, пара деревянных брусков, камертон, булавки, щетки, баночки, содержащие различные вещества с резкими, но невредными запахами и разнообразие других стимулирующих продуктов, в том числе баночки, содержащие сильно вкусовые, но безвредные вещества такие, как английский хрен, итальянский чеснок, японская горчица и т.п.

В дополнение к регулярному и часто расписанному периоду, во время которого были выполнены вышеупомянутые процедуры, каждый профессионал, который проходил комнату ребенка, должен был остановиться здесь достаточно надолго, чтоб открыть ребенку глаза и посветить в них фонариком, резко ударить деревянными брусками друг об друга около его уха, ущипнуть его, слегка уколоть его булавкой, поместить камертон на различные суставы, провести ему по коже щетками различной текстуры, подержать различные благовония, находящиеся в бутылочках, перед его носом и положить ему на язык небольшое количество сильно вкусовых продуктов, в небольшом количестве, чтобы он не поперхнулся или не подавился.

По классическим методам лечения многих пациентов держат в таком беспомощном состоянии многие годы, пока они, в конце концов, не умрут, оставаясь живыми существами только лишь в техническом смысле.

Когда вводится такая стимуляция, которая была описана раньше, часто можно увидеть, что пациент через несколько дней или недель начинает реагировать: видеть, слышать, чувствовать, ощущать, различать вкус и запах, даже если он находился в коматозном состоянии в течение нескольких месяцев или даже лет.

Такие же процедуры применяются к новорожденному ребенку с сильным повреждением мозга, который лишен возможности видеть, слышать, чувствовать, определять вкус или запах из-за мозговой патологии. Они также применимы для более взрослого ребенка или для ребенка с менее серьезным повреждением мозга, а также для взрослого, чьё неврологическое развитие приостановлено или задержано патологией на высшем уровне. Основные, дискретные биты информации, передаваемые такому ребенку, определяются наивысшим уровнем функционирования, а также следующим высшим созданным уровнем, который является уровнем его настоящей неспособности функционировать.

Эти уровни указаны в документе о развитии в данных Институтах.

Уровни компетенции могут сильно отличаться в различных специфичных областях сенсорного потребления данного пациента в зависимости от центра или распространения мозговой травмы.

Таким образом, индивидуальный ребенок может получать биты слуховой информации абсолютно на примитивном уровне, при этом принимая биты визуальной или тактильной информации на довольно продвинутом уровне.

Процедура шестая: создание интеллекта с помощью битов информации, одновременно передаваемых визуальным и слуховым путям.

Методики, применяемые для этой процедуры, обеспечивают передачу усложненных битов информации одновременно через визуальные и слуховые пути. Дискретные, точные, ясные биты представленной информации более развиты, чем индивидуальный настоящий уровень визуальной и слуховой компетенции. Это достигается частым, но быстрым представлением информации.

Информация, полученная в данной процедуре, сохраняется исключительно в коре больших полушарий головного мозга.

Этот процесс передачи мозгу битов информации с помощью мозгового развития очень похож на сохранение инженером или физиком точных битов информации в электронном мозге или компьютере.

ВТОРОЙ ПРИНЦИП:те процедуры, которые требуют немедленной реакции мозга на основные дискретные биты информации, которые только что были сообщены мозгу.

Все эти процедуры являются сенсорно-моторными по своей природе и требуют немедленной двигательной реакции. Так как эти основные дискретные биты информации являются сами по себе случайными, они требуют связанного ответа. Т.е. они требуют двигательной реакции, которая относится к определенной сенсорной подаче информации и отвечает за неё.

Уровнем мозга, на который направлена стимуляция, может быть медулла, понс, средний мозг или кортекс. Стимул может принять визуальную, слуховую, тактильную, вкусовую или обонятельную форму. Вызванный ответ будет исходить от уровня мозга, к которому обращались, и примет двигательную форму или форму языкового или ручного ответа.

В зависимости от уровня мозга, к которому обращались, ответ может быть рефлекторная реакция, осознание, оценка или понимание.

Все эти стимулы будут исходить из окружающей среды, при этом они зарождаются развитием мозга как частью этой окружающей среды. Они проходят через сенсорные пути в мозг, который инициирует двигательную реакцию, которая в свою очередь возвращается через двигательные пути обратно к окружающей среде, на которую они будут иметь своё воздействие.

Методики для обеспечения немедленной двигательной реакции связаны непосредственно с развитием двигательных путей пациента.

Такой стимул может быть таким же слабым, как удар по коленному сухожилию молотком, требуя в качестве ответа коленный рефлекс от спинного мозга, если вытягивание колена является желаемой развивающей реакцией.

Стимул может быть таким же сильным, как визуальное представление карточки, на которой большими красными буквами написано слово «МАМА», требующее реакции кортекса в качестве произнесения слова «МАМА».

В этом отношении также работа Институтов добилась международного внимания.

Десятки тысяч детей и с мозговыми травмами и хорошо обученные чтению в чрезвычайно раннем возрасте родителями, которых обучал коллектив Институтов развития детского мозга, зная, что чтение – скорее неврологическая функция, чем школьный предмет (также как восприятие языка - скорее мозговая функция, чем школьный предмет).

Наши рекомендации