Нехирургическое лечение мозговой травмы
Куруме, Япония
11 мая 1988
Глен Доман
сотрудник Международной Академии Детского Мозгового Развития
Розелиза Вилкинсон
директор Медицинского Института Развития Человеческого Потенциала
Ральф Пелигра
доктор медицины, Исследовательский центр NASA
Нехирургическое лечение мозговой травмы
Используемые принципы развития детского мозга
Существует пять принципов нехирургического лечения мозговой травмы.
Эти принципы основаны на том факте, что функция мозга должна связать организм с окружающей средой. Используя каждый из этих принципов, мы установили 26 эффективных процедур для лечения мозговой травмы. Для каждой процедуры существует большое количество методов. В общем существует сотни методик.
Пять принципов
1. Процедуры, которые поставляют дискретные (разрозненные) биты информации в мозг для накапливания.
2. Процедуры, требующие немедленного ответа мозга на основной дискретный бит информации, который только что был ему передан.
3. Процедуры, которые программируют мозг.
4. Процедуры, которые дают возможность мозгу реагировать на предыдущее программирование.
5. Процедуры, которые обеспечивают улучшенную физиологическую окружающую среду, в которой мозг может функционировать.
ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП:те процедуры, которые поставляют в мозг основные биты информации для накапливания.
Все эти процедуры по своей природе сенсорные и не требуют моторной реакции. Они предназначены исключительно для того, чтобы снабдить мозг битами информации, которые являются для него случайными. Невозможно извлечь функцию или информацию из мозга, в котором её нет. Такой мозг находится на нулевой стадии и будет таким до тех пор, пока в него не поступит информация. Эти процедуры обеспечивают основные сенсорные стимулы, которые располагаются в ряду от такой простой информации, как присутствие света, звука или чувства ( в отличие от их отсутствия ) до более сложных битов информации, таких как чтение слова, слушание слова или осязания определенного объекта.
Существует только 5 проводящих путей (все сенсорные или афферентные), через которые мозг может собирать информацию, находясь на низшей или на высшей стадии человеческого развития. Эти пять средств - зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Первые три: зрение, слух, осязание, в высшей степени важны для становления человеческих функций. Последние две наиболее важны для человека только в первые месяцы жизни и становятся менее важными по мере развития. Индивидуальное начальное и последующее состояние зрительной, слуховой и тактильной компетенции ребенка измеряется в рамках детского мозгового развития от рождения до 6 лет.
Процедура первая: снабжение мозга основными, дискретными битами зрительной информации соответственно с индивидуальным настоящим состоянием зрительной компетенции и с развитием следующего высшего уровня.
Процедура вторая: снабжение мозга основными, дискретными битами слуховой информации соответственно с индивидуальным настоящим состоянием слуховой компетенции и с развитием следующего высшего уровня.
Процедура третья: снабжение мозга основными, дискретными битами осязательной информации соответственно с индивидуальным настоящим состоянием осязательной компетенции и с развитием следующего высшего уровня.
Процедура четвёртая: снабжение мозга основными, дискретными битами вкусовой информации соответственно с индивидуальным настоящим состоянием вкусовой компетенции и с развитием следующего высшего уровня.
Процедура пятая: снабжение мозга основными, дискретными битами обонятельной информации соответственно с индивидуальным настоящим состоянием обонятельной компетенции и с развитием следующего высшего уровня.
Методики снабжения мозга такими основными битами информации точно соотнесены со стадией развития пациента в той особой области сенсорной компетенции, которая рассматривается.
Определяют уровень компетенции пациента и снабжают его информацией, которая является нормой для этого уровня.
Затем осуществляется сенсорный ввод информации соответственно с нормой для следующего высшего уровня, который пациент не способен осуществить из-за мозговой травмы или из-за лишения окружающей среды (если, например, изолировать пациента от окружающего мира в темной комнате). Однако, при снабжении следующего высшего уровня тщательно запланированная программа усиленных и обогащенных слуховых, зрительных, тактильных, вкусовых и обонятельных стимулов становится неотъемлемой частью окружающей среды.
Это достигается путем увеличения таких стимулов по частоте, интенсивности и продолжительности.
Частота:сколько раз в течение дня вы даете ему возможность двигаться.
Интенсивность:с точки зрения подвижности это означает, как далеко он сможет уползти, с точки зрения мануальных навыков – какой вес он способен выдерживать, с точки зрения баланса – насколько энергично он занимается тем или иным видом деятельности.
Продолжительность:сколько времени он занимается тем или иным видом деятельности.
Приведем пример, где ребенок с травматическим поражением мозга находился в коме в течение долгого времени, скажем, более 90 дней, и в течение нескольких лет такого ребенка традиционно обеспечивали поддерживающими жизнь медицинской помощью и уходом в комнате настолько тихой и свободной от стимулирующего посягательства окружающей среды, насколько это возможно. Его кровать в уединенной комнате с задернутыми шторами, предписана тишина и удаленность по возможности от шумных областей. Его трогают только, когда это необходимо.
В результате сказанного выше, ребёнок в такой коме с немедленно следующим снижением церебральной эдемы должен быть помещен в комнату, которая является центром стимуляции в слуховом, зрительном, осязательном, вкусовом и обонятельном отношении.
Такой ребенок - функционально слепой, глухой, нечувствительный, без вкусового или обонятельного восприятия.
В Институтах развития человеческого потенциала на столике около кровати такого ребенка находился бы фонарь, пара деревянных брусков, камертон, булавки, щетки, баночки, содержащие различные вещества с резкими, но невредными запахами и разнообразие других стимулирующих продуктов, в том числе баночки, содержащие сильно вкусовые, но безвредные вещества такие, как английский хрен, итальянский чеснок, японская горчица и т.п.
В дополнение к регулярному и часто расписанному периоду, во время которого были выполнены вышеупомянутые процедуры, каждый профессионал, который проходил комнату ребенка, должен был остановиться здесь достаточно надолго, чтоб открыть ребенку глаза и посветить в них фонариком, резко ударить деревянными брусками друг об друга около его уха, ущипнуть его, слегка уколоть его булавкой, поместить камертон на различные суставы, провести ему по коже щетками различной текстуры, подержать различные благовония, находящиеся в бутылочках, перед его носом и положить ему на язык небольшое количество сильно вкусовых продуктов, в небольшом количестве, чтобы он не поперхнулся или не подавился.
По классическим методам лечения многих пациентов держат в таком беспомощном состоянии многие годы, пока они, в конце концов, не умрут, оставаясь живыми существами только лишь в техническом смысле.
Когда вводится такая стимуляция, которая была описана раньше, часто можно увидеть, что пациент через несколько дней или недель начинает реагировать: видеть, слышать, чувствовать, ощущать, различать вкус и запах, даже если он находился в коматозном состоянии в течение нескольких месяцев или даже лет.
Такие же процедуры применяются к новорожденному ребенку с сильным повреждением мозга, который лишен возможности видеть, слышать, чувствовать, определять вкус или запах из-за мозговой патологии. Они также применимы для более взрослого ребенка или для ребенка с менее серьезным повреждением мозга, а также для взрослого, чьё неврологическое развитие приостановлено или задержано патологией на высшем уровне. Основные, дискретные биты информации, передаваемые такому ребенку, определяются наивысшим уровнем функционирования, а также следующим высшим созданным уровнем, который является уровнем его настоящей неспособности функционировать.
Эти уровни указаны в документе о развитии в данных Институтах.
Уровни компетенции могут сильно отличаться в различных специфичных областях сенсорного потребления данного пациента в зависимости от центра или распространения мозговой травмы.
Таким образом, индивидуальный ребенок может получать биты слуховой информации абсолютно на примитивном уровне, при этом принимая биты визуальной или тактильной информации на довольно продвинутом уровне.
Процедура шестая: создание интеллекта с помощью битов информации, одновременно передаваемых визуальным и слуховым путям.
Методики, применяемые для этой процедуры, обеспечивают передачу усложненных битов информации одновременно через визуальные и слуховые пути. Дискретные, точные, ясные биты представленной информации более развиты, чем индивидуальный настоящий уровень визуальной и слуховой компетенции. Это достигается частым, но быстрым представлением информации.
Информация, полученная в данной процедуре, сохраняется исключительно в коре больших полушарий головного мозга.
Этот процесс передачи мозгу битов информации с помощью мозгового развития очень похож на сохранение инженером или физиком точных битов информации в электронном мозге или компьютере.
ВТОРОЙ ПРИНЦИП:те процедуры, которые требуют немедленной реакции мозга на основные дискретные биты информации, которые только что были сообщены мозгу.
Все эти процедуры являются сенсорно-моторными по своей природе и требуют немедленной двигательной реакции. Так как эти основные дискретные биты информации являются сами по себе случайными, они требуют связанного ответа. Т.е. они требуют двигательной реакции, которая относится к определенной сенсорной подаче информации и отвечает за неё.
Уровнем мозга, на который направлена стимуляция, может быть медулла, понс, средний мозг или кортекс. Стимул может принять визуальную, слуховую, тактильную, вкусовую или обонятельную форму. Вызванный ответ будет исходить от уровня мозга, к которому обращались, и примет двигательную форму или форму языкового или ручного ответа.
В зависимости от уровня мозга, к которому обращались, ответ может быть рефлекторная реакция, осознание, оценка или понимание.
Все эти стимулы будут исходить из окружающей среды, при этом они зарождаются развитием мозга как частью этой окружающей среды. Они проходят через сенсорные пути в мозг, который инициирует двигательную реакцию, которая в свою очередь возвращается через двигательные пути обратно к окружающей среде, на которую они будут иметь своё воздействие.
Методики для обеспечения немедленной двигательной реакции связаны непосредственно с развитием двигательных путей пациента.
Такой стимул может быть таким же слабым, как удар по коленному сухожилию молотком, требуя в качестве ответа коленный рефлекс от спинного мозга, если вытягивание колена является желаемой развивающей реакцией.
Стимул может быть таким же сильным, как визуальное представление карточки, на которой большими красными буквами написано слово «МАМА», требующее реакции кортекса в качестве произнесения слова «МАМА».
В этом отношении также работа Институтов добилась международного внимания.
Десятки тысяч детей и с мозговыми травмами и хорошо обученные чтению в чрезвычайно раннем возрасте родителями, которых обучал коллектив Институтов развития детского мозга, зная, что чтение – скорее неврологическая функция, чем школьный предмет (также как восприятие языка - скорее мозговая функция, чем школьный предмет).
ВВЕДЕНИЕ
Гленн Доман
В достаточно специфичном смысле, чтоб написать данный доклад, потребовалось 35 лет. Его блестяще начал Темпл Фэй (Temple Fay),который в 1942 году выдвинул гипотезу в своей работе «Другая сторона припадка» ( «The Other Side of the Fit» ), что эпилепсия – это вовсе не болезнь, а симптом мозговой травмы, который проявляется при отсутствии необходимого кислорода, также часто этот случай бывает в присутствии серьезных физиологических изменений в мозговой среде.
Он также выдвинул положение, что судорожные припадки – это не попытка со стороны природы убить человека, который ими страдает. Совсем наоборот Фэй предположил, что припадки часто производятся механизмом, обеспеченным природой защищать человека точно таким же образом, как природа применяет рвоту, чтоб восстановить нормальное состояние. В этом отношении Фэй выделил, что мы лечим не рвоту, а скорее заболевание, при котором рвота является частью естественной и полезной защитной реакцией.
Во всем этом Фэй также был прав. Как хорошо я помню его вдохновенное учение в те годы, когда я имел честь и привилегию быть тем очень молодым бенефициарием его гения и глубокой проницательности!
Теперь в настоящем докладе Эдуард Ле Винн ( Edward LeWinn ), продолжая здравомыслящую нейрофизиологическую проницательность Фэя, излагает свое блестящее и потрясающе новое видение припадков, определяемых невооруженным глазом, и тонкое медицинское чутьё причины и результата. Он впервые заявляет, что припадки - продукт потери контроля кортекса низших мозговых уровней, а также, что эта потеря контроля усиливается действием противосудорожными препаратами, используемыми сейчас во всем мире.
Как будто это наблюдение было не достаточно поразительным, он затем объясняет, что ответ на этот древний бич припадков заключается в том, чтоб устранить те лекарства, которые снижают контроль кортекса и затем восстановить его и усилить с помощью программы, которая приведет к созреванию центральной нервной системы и усилит развитие мозга.
Краткое изложение
Институты развития человеческого потенциала представляют объединенную концепцию причины и лечения припадков. Эта концепция предполагает, что противосудорожные препараты ослабляют контроль кортекса за рефлекторным механизмом во время припадков и процессы созревания и развития, с помощью которых окончательно устанавливается данный контроль кортекса. По этим причинам лечебные процедуры Институтов развития человеческого потенциала (IAHP) теперь включают в себя постепенное снижение и окончательное прерывание приёма противосудорожных препаратов детьми, которые принимали их.
Данная концепция также предполагает, что поврежденный церебральный кортекс может развить и сохранить свою контролирующую функцию в центральной нервной системе с помощью усиленного созревания и развития, приобретенного через специально созданную окружающую среду с сенсорными вводами максимально усиленной частоты, интенсивности и длительности в наилучших, по возможности, физиологических условиях.
По этой концепции, именно благодаря взаимодействию с мозжечком и ретикулярной системой церебральный кортекс предотвращает ослабление рефлекторного механизма во время припадков. Также эта концепция предполагает, что, возможно, условия, которые предопределяют данный контроль кортекса, также снижают тенденцию развития в поврежденном мозге аномальных электрических разрядов, таким образом снижая или устраняя основу для припадков.
В процедуры лечебных программ Институтов развития человеческого потенциала (IAHP) теперь входят постепенное снижение и окончательное прерывание приёма противосудорожных препаратов для тех детей, которые их принимают.
Это заключение – результат нашего опыта более чем с 10 000 детей, осмотренных сотрудниками Институтов развития человеческого потенциала за период более 25 лет.
По лечебным программам человеческого развития мы изучили действия противосудорожных препаратов так же хорошо, как сами припадки. Мы тщательно рассмотрели результаты воздействия осторожного, постепенного прекращения приёма этих лекарств на припадки наших детей и на их улучшенные реакции благодаря нашим лечебным программам.
В 1971 году мы позаботились о том, чтоб на противосудорожные препараты обратили свое внимание в Международной Организации Человеческого Потенциала (WOHP). Мы обнаружили, что наши коллеги в других странах уже давно разделяют наши заботы. На собрании членов WOHP « сделали предупреждение медикам всего мира и родителям детей с мозговыми травмами по поводу широко распространенного и иногда неразборчивого применения противосудорожных препаратов для лечения детей с мозговыми травмами». Коллектив членов данной организации нёс ответственность за жизни тысяч детей с мозговыми травмами. Именно они установили, что противосудорожные препараты часто не способны помочь детям эффективно использовать их мозг и существует опасность, что именно эти лекарства задерживают детское неврологическое развитие.
ПРИМЕР ПРОГРАММЫ СЕНСОРНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
ЗРИТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Первый уровень
Цель: Создать или улучшить световой рефлекс
Программа: Стимулирование Светового Рефлекса
Частота: Минимум 30 раз в день
Интенсивность: Домашний фонарь
Продолжительность: 1 сек. воздействия, 5 сек. отдыха, закрывая и стимулируя один глаз поочередно – в течение 1 минуты каждый раз
Стимуляция должна проводиться в совершенно темной комнате
Второй уровень
Цель: Создать или улучшить восприятие контуров
Программа: Контрастная Среда
Сделайте черно- белую клетчатую доску, по крайней мере, на одной стене в спальне и на рабочем месте. Интенсивно осветить её, так чтоб на полу или наклонном треке образовались черно- белые полосы.
Черно-белые Слайды
В совершенно темной комнате, направьте проектор с черно-белыми слайдами на широкую стену или потолок. Устройте вашего ребенка поудобней, так , чтоб ему было легко смотреть на слайды. Представляя каждый слайд, четко и громко объявите его название. Подождите, пока ребенок не увидит слайд, и снова повторите его название.
Частота: Минимум 10 раз в день
Интенсивность: 3 слайда ежедневно (выбирайте, по возможности, такие слайды, которые сильно отличаются друг от друга)
Продолжительность: 1 –3 слайда каждый раз
Выбирайте 3 новых слайда каждый день в течение одной недели, потребуется 21 слайд в общем. В конце недели начинайте снова с тех 3 слайдов, с которых вы начинали неделю назад. Продолжайте цикл с этими 21 слайдами, пока ваш ребенок не будет способен их различать. Используйте ряд 21 «белого на черном» слайдов , после того как ряд «черного на белом» слайдов завершен.
Черно- белые Биты Интеллектуальных Карточек
В дополнение к 21 черно-белым слайдам, сделайте ряд соответствующих черных фигур на белых картонных квадратах. Представьте их вашему ребенку, используя те же руководящие принципы, о которых было сказано раньше применительно к слайдам, используя те же слайды и соответствующие карточки каждый день. Показывайте карточки в темной комнате, освещая их фонарем.
Каждый раз держите 2 карточки под фонарем в темноте или в хорошо освещенной комнате и спрашивайте: «Где звезда?»
Подождите и дайте вашему ребенку возможность посмотреть на одну из карточек.
Третий уровень
Цель: Создать или улучшить способность видеть детали
Программа:
Окружающая обстановка:
Вернитесь к обстановке, созданной с клетчатой доской, и добавьте детали, поместив цветные фигуры в каждый квадрат.
Например: красный треугольник в черный квадрат; зеленый квадрат в белый квадрат, желтый кружок в черный квадрат.
Нарисуйте на Битах детали
Вернитесь к черно-белым фигурам на карточках и начните добавлять цвет и детали, и сделайте новые карточки.
Например: Лица - счастливые, грустные, удивленные
Фрукты - апельсин, яблоко, банан
Фон должен быть черным, в том случае, если он визуально усовершенствует Бит.
Сделайте 3 Бита.
Цикл - 10 раз в день.
СЛУХОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Первый уровень
Цель: Создать или улучшить рефлекс испуга
Программа: Стимулирование рефлекса испуга
Частота: Минимум 30 раз в день
Интенсивность: В тихой комнате, ударьте двумя деревянными досками друг об друга внезапно и без предупреждения. Держите доски на безопасном расстоянии, используя себя в качестве барометра для измерения безопасности.
Продолжительность: Секунды
Второй уровень
Цель: Создать или улучшить жизненную реакцию на пугающие звуки
Программа: Стимулирование жизненно важной реакции
Частота: Минимум 30 раз в день
Интенсивность: Свистните в свисток на безопасном расстоянии от ушей ребенка. Делайте это непредсказуемо в течение дня в не особенно тихой комнате.
Продолжительность: Секунды. Однако вы можете каждый раз экспериментировать с продолжительностью и частотой – иногда пытайтесь произвести сразу две стимуляции одну за другой, чтоб посмотреть, не создает ли это более подходящей реакции. И если это так, то производите более одной стимуляции.
Третий уровень
Цель: Создать или улучшить способность слышать значащие звуки
Программа:
Окружающая обстановка:
Устраните слуховой хаос и посторонний шум. Выключите телевизор, радио, музыку и т.д.
Создайте атмосферу, при которой можно услышать и легко различить один звук каждый раз, а также можно легко услышать и понять произносимую речь. Говорите громко и четко. Будет полезно, если вы будете говорить непосредственно на уши вашему ребенку. Используйте значащий звук, сделайте ваш голос музыкальным.
Стимуляция значащих звуков
Частота: Минимум 30 раз в день
Интенсивность: 3 звука ежедневно, используя звуки, которые отличаются друг от друга, на сколько это возможно. Выберите из коллекции звуков колокольчики, свистки, тарелки, зуммер, треугольник, горшки, камушки в жестяной банке и т.д. А также используйте такие ежедневные звуки, как телефонный звонок, звонок в дверь, водопровод, шаги и т.д.
Представляйте каждый звук в тихой комнате.
Продолжительность: Используйте 3 звука в минуту. Скажите вашему ребенку, что каждый звук громкий и ясный. Время от времени переносите место действия звука и давайте ребенку возможность самому определить, откуда исходит звук.
Иногда производите звук и спрашивайте вашего ребенка, какой это был звук(попытайтесь визуально указать на предмет, издающий звук, или применить тактильное прикосновение).Также попытайтесь говорить сердитым или успокаивающим голосом, чтоб увидеть, подобающим ли образом реагирует ребенок.
ТАКТИЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Второй уровень
Цель: Создать или улучшить жизненное ощущение
Программа:
Частота: Минимум 30 раз в день
Интенсивность: Чередовать следующим: Горячее/холодное Твердая щетка Щетка для посуды
Покалывание булавками (стерилизованными) Стимуляция ногтями
Продолжительность: 1 минута. Использовать только что-то одно из выше перечисленного каждый раз.
Не делайте ничего, что вызовет на коже ссадины. Продолжайте стимуляцию, пока у вашего ребенка не появится немедленная, подобающая реакция на стимуляцию жизненного ощущения всего его или её тела. Оценивайте реакцию вашего ребенка каждый день. Если ваш ребенок начнет сильно возражать против этого, это нормальная реакция, указывающая на то, что началось важное неврологическое улучшение. Вы можете прекратить сильную стимуляцию тех областей, на которые у ребенка немедленная, нормальная реакция.
Третий уровень
Цель: Создать или улучшить гностическое ощущение
Программа:
Частота: Минимум 30 раз в день
Интенсивность: Используйте пару контрастных ощущений
Например: мягкая щетка - твердая щетка, вельвет - наждачная бумага
Продолжительность: 1 минута.
Применяйте одну пару каждый раз ( 30секунд на одно ощущение )
Каждый день оценивайте реакцию. Пока реакция не станет нормальной, делайте акцент на те участки, которые наиболее и наименее чувствительные.
Дети с тяжелыми медицинскими травмами
Неврологическая организация с точки зрения
двигательных навыков
Для лечения детей с тяжелыми мозговыми травмами была разработана новая система. Эта концепция, основанная на неврологической организации, скорее направлена на поврежденную центральную нервную систему, чем на вытекающие периферические симптомы. Авторы изобрели шкалу развития подвижности, изображающую 13 уровней нормального развития в качестве критериев данного процесса за два года исследования 76 детей. Программа состояла из создания для ребенка нормальных условий для развития тех участков, где ответственный уровень мозга не был поврежден, внешнего воздействия физическими моделями активности, за которые были ответственны поврежденные уровни мозга, установления доминирования полушарий и ранней односторонности, улучшения дыхания, измеряемого как биологическая способность, и сенсорной стимуляции для улучшения физического сознания и чувства позиции. Результаты данного исследования были значительно лучше тех, которые были достигнуты этими авторами с использованием предыдущих методов.
Большое число конференций, семинаров и публикаций, касающихся детей с мозговыми травмами, указывает на то, что не такой большой объем новой информации доступен, скорее прилагается больше усилий для её поиска.
Мы долго были неудовлетворенны результатами наших собственных методов лечения и полагали, что трата времени на лечение детей с тяжелыми мозговыми травмами вряд ли может быть оправдана из-за низкого процента заметного успеха, по сравнению с теми детьми, которые в сущности не проходили лечения.
В течение 1956 и 1957 года мы разработали новый подход к таким случаям, целью которых было установить у детей с мозговыми травмами стадии развития, наблюдаемые у здоровых детей. Программа, которая была направлена на нормальные и поврежденные уровни мозга, состоящие из (а) обеспечения ребенку нормальных возможностей для развития в тех областях, где ответственный мозговой уровень не был поврежден; (б) внешнее воздействие физическими моделями активности, за которые были ответственны поврежденные уровни мозга; (в) использование дополнительных факторов для усиления неврологической организации.
Коллектив состоял из педиатра, нейрохирурга, хирурга-ортопеда, медсестры, терапевта и психолога. В 1958 началось двухлетнее амбулаторное исследование пациентов, в ходе которого было использованы данные развивающие стадии для лечения 76 детей с мозговыми травмами. Каждого пациента осматривали 2 раза в месяц.
Материал
Субъекты. – Это исследование 76 детей включает в себя каждого ребенка, осмотренного в детской клинике в течение периода исследования, в соответствии со следующими критериями:
1. Существование мозговой травмы. ( Для данного исследования дети с мозговыми травмами определяются, как те дети, у которых повреждение находится в мозге. Определение включает в себя травматические и нетравматические повреждения, исключая тех детей, которые полностью умственно отсталые. )
2. Минимум лечения – 6 месяцев.
3. Ни один ребенок не был отстранен из-за тяжести его заболевания.
Диагноз патологии мозга. – Диагноз был поставлен после неврологического обследования, и у большинства пациентов было проведено специальное исследование ЭЭГ и другие. Группа, включающая 76 человек была составлена из тех детей, у которых спазмы, атетозис, атаксия, ригидность, тремор, спастика и смешанные симптомы; у 24 из этих детей были клинические приступы.
Классификация патологии мозга. - Патология мозга классифицировалась по типу, месту нахождения, степени следующим образом.
1. Тип:
(а) одностороннее поражение мозга: Эта группа состояла из 15 детей с субдуральной гематомой (все были прооперированны ), неправильной формацией сосудов или гемиатрофией, вызванной неопределенными причинами. Из этих 15 детей, у 4 нами были установлены опухоли полушарий; (б) двустороннее поражение мозга: Эта группа состояла из 61 ребенка с состояниями, такими как гематома, гидроцифалия, дисгенезис кортекса, рассеяная атрофия кортекса по неопределенным причинам. Мы провели шунтирование на 16 пациентах, страдающих гидроцифалией.
Терапевтическая программа применяется не раньше, чем через 10 месяцев после операции.
2. Место нахождения: После проведенного обследования 30 детей, оказалось, что у них расширение всей желудочной системы мозга, которое в свою очередь указывает на присутствие подкоркового, а также коркового повреждения. Расположив эти повреждения в рамках классификации Фэя, оказалось 61 церебральное повреждение ( у пациентов- паралитиков), 12 повреждений среднего мозга, 3 повреждения основных нервных узлов( 2 пациента с тремором , 1 со спастикой) и 10 повреждений мозжечка (пациенты с атаксией).
3. Степень: Клинический осмотр и нейрохирургические диагностические процедуры, указывающие на то, что степень повреждения мозга располагается в ряду от слабой до тяжелой.
Ни один ребенок не был отстранен от данного исследования из-за тяжести или клинических симптомов или степени патологии мозга.
Возраст в начале исследования. – Возраст находится в ряду от 12 месяцев до 9 лет, причем средний возраст- 26 месяцев, максимальный возраст-30 месяцев. Детей разделили на 3 группы по возрастной значимости развития: 0-18 месяцев, 16 детей; 18-36 месяцев, 41 ребенок; и более 36месяцев,18 детей.
Уровень и стадии движения в начале терапии. - Уровень движения был обозначен согласно модификации развивающих упражнений Гезеля и сотрудников и Фэя, а они были предназначены преимущественно для характеристики. Описываемые стадии: движение рук и ног без движений вперед, (б) ползание ничком , (в) ползание на четвереньках, и (г) ходьба.
По нашему опыту, каждая описанная стадия зависит от успешного выполнения предыдущей стадии. Коэффициент умственного развития IQ, аффекты и речь. - Ни один ребенок не был отстранен из-за тяжести отклонения в этих областях.
Продолжительность лечения располагается в ряду от 6 до 20 месяцев, в среднем - 11 месяцев.
Методика
После тщательного неврологического исследования дети были оценены для определения их инвалидности в функциональном отношении. Была прописана амбулаторная программа неврологической организации, которой были обучены родители. Детский курс рассматривался коллективом в среднем каждые два месяца, а изменения в процессе лечения были соотнесены с новыми развивающими уровнями выполнения. Лечение было двух типов.
Тип лечения 1. – Все дети, которые не могут ходить(56), должны были проводить весь день на треке в позиции ничком и их должны были уговаривать ползать ничком или ползать на четвереньках, если уровень выполнения был возможен.
Единственное, что было позволено, - это кормить, любить и лечить ребенка.
Возросшая возможность для воспроизведения нормальной функционально- позиционной ситуации здорового ребенка в течение первых 13 месяцев жизни.
Тип лечения 2. – В каждом случае, на данном уровне выполнения патология исключала продвижение ребенка к следующей стадии развития, поэтому было прописано особое активное упражнение, которое пассивно воздействовало на функциональную активность центральной нервной системы, которая в нормальном состоянии была ответственна за поврежденный уровень мозга. Изначально эти упражнения использовались в некоторых случаях частично, а в некоторых, описанных Фэем, – полностью. Со временем наш коллектив устранил некоторые из них, другие заменил, и дополнил те, которые, как полагалось, должны принести пользу. У каждого из этих упражнений есть «двойник» в нормальном развивающемся росте здорового ребенка, как было описано Гезелем и Аматрудой (Gessel and Amatruda).
Дети выполняли упражнения по 5 минут, 4 раза вдень, 7 дней в неделю без исключения. Упражнения выполнялись под руководством 3 взрослых. Один взрослый поворачивал голову, другой двигал правую руку и ногу, третий - левую руку и ногу. Упражнения должны были выполняться равномерно и ритмично на всех уровнях.
Активное упражнение 1 (одностороннее): дети, которые не могут ползать(44) и те, которые ползали ниже подобающего перекрестного уровня , совершали одностороннее упражнение, выполняемое одним взрослым , который поворачивает голову ребенка, в то время, как взрослый со стороны, на которую была повернута голова, фиксировал руку и ногу. Взрослый на противоположной стороне вытягивал обе конечности. После того, как повернули голову, зафиксированные конечности вытянули, в то время , как вытянутые конечности фиксировали.
Активное упражнение 2 ( перекрестная модель) : Дети, которые могли ползать ничком или которые могли ползать на четвереньках (5) выполняли упражнение перекрестной модели, которое выполнялось одним взрослым, поворачивавшем голову ребенка, пока другой взрослый со стороны, куда была повернута голова, фиксировал руку и вытягивал ногу, а взрослый на противоположной стороне вытягивал руку и фиксировал ногу. Когда голова была повернута, положение конечностей менялось на противоположное.
Активное упражнение 3 (перекрестная модель) Дети, которые ходили, но очень плохо, выполняли упражнения на перекрестном уровне.
Лечение для неврологической организации
Для того, чтоб усилить неврологическую организацию, дети были оценены в отношении функций, описанных ниже, и была изобретена лечебная программа, которая включала в себя следующие стадии:
1) Когда тесты показывали сенсорные потери или когда результаты тестов были неопределенными из-за коммуникативных проблем, детям предписывали программу сенсорной стимуляции, которая включала в себя применение горячего и холодного, причесывание щеткой, покалывание булавкой и установление оценки образа тела, позволяя ребенку испытать взаимосвязь между его рукой и его лицом, его рукой и лицом его матери и т.п.
2) Когда каждый ребенок достигал состояния, при котором горизонтальность воздействовала на неврологическую организацию, применялась программа установления доминанта.
3) Была прописана дыхательная программа улучшения биологической способности. Все другие виды терапии и использование механических средств были прекращены, кроме указанного противосудорожного лечения.
Куруме, Япония
11 мая 1988
Глен Доман
сотрудник Международной Академии Детского Мозгового Развития
Розелиза Вилкинсон
директор Медицинского Института Развития Человеческого Потенциала
Ральф Пелигра
доктор медицины, Исследовательский центр NASA
Нехирургическое лечение мозговой травмы