Особенности методики проведения занятий при различных нарушениях осанки

Лечебная физкультура

Основные понятия:
Лечебная физическая культура — самостоятельная медицинская дисциплина, использующая средства физической культуры для профилактики обострений и лечения многих заболеваний и повреждений и восстановления трудоспособности. Специфика лечебной физической культуры по сравнению с другими методами лечения заключается в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физическое упражнение, являющееся существенным стимулятором жизненных функций человеческого организма.

Лечебную физическую культуру следует рассматривать как один из элементов современного комплексного лечения. Под комплексным лечением понимаются индивидуально подбираемые лечебные методы и средства, обеспечивающие изменение реактивности организма в положительную сторону, улучшение и восстановление функций пораженных болезнью органа или системы. Комплексное лечение воздействует не только на патологически измененные ткани, органы или системы органов, но и на весь организм в целом. Удельный вес различных элементов комплексного лечения зависит от периода и клинического течения болезни. В процессе клинического выздоровления и необходимости восстановления трудоспособности человека, перенесшего то или иное заболевание или повреждение, существенная роль в комплексном лечении принадлежит лечебной физической культуре, как методу функциональной терапии. Физические упражнения, независимо от места их приложения, влияют на реактивность всего организма и вовлекают в общую реакцию механизмы, которые участвовали в патологическом процессе. В связи с этим лечебную физическую культуру можно назвать методом патогенетической терапии.
Лечебная физическая культура предусматривает сознательное и активное выполнение больными соответствующих физических упражнений. В процессе занятий ими больной приобретает навык в использовании естественных факторов природы с целью закаливания, приучается к соблюдению режима движений, использованию физических упражнений с лечебными и профилактическими целями. Это позволяет считать применение физических упражнений с лечебной целью лечебно-педагогическим процессом.
Лечебная физическая культура использует те же средства и принципы применения, что и физкультура для здорового человека. Б ее основе лежат принципы советской системы физического воспитания, а именно принципы всестороннего воздействия, прикладности и оздоровительной направленности. Таким образом, по своему содержанию лечебная физическая культура является составной частью советской системы физического воспитания.
Применение физических упражнений с лечебной целью известно давно.
В Китае письменные источники, свидетельствующие о появлении лечебной гимнастики и массажа, относятся к третьему тысячелетию до нашей эры. Появившиеся через тысячу лет в Индии священные книги Веды содержат подробное описание лечебного действия дыхательных упражнений, специальных пассивных движений, купания и растирания тела. В Древней Греции лечебную гимнастику изучал и разрабатывал Гиппократ, что нашло отражение в его трудах. Лечебная гимнастика, массаж и водные процедуры у древних греков являлись обязательными и существенными элементами лечения. Римские врачи, прежде всего Гален, используя опыт греков, широко применяли лечебную гимнастику и трудотерапию.
В средние века физические упражнения с лечебной целью использовались весьма ограниченно.
В дальнейшем развитии лечебной физической культуры большую роль сыграл выдающийся таджикский ученый Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна). Он теоретически обосновал применение физических упражнений с лечебной и профилактической целью, использование солнечных и воздушных ванн и подробно описал ряд гимнастических и прикладных упражнений. В эпоху Возрождения ряд видных ученых (А. Коменский и И. Меркуриалис) в своих трудах пропагандировали значение физического воспитания. В XVIII в. и особенно в XIX в. вновь появились работы о лечебном значении физических упражнений. Большое влияние на развитие врачебной гимнастики в Европе оказала шведская система физического воспитания Линга.
Анатомия мышц:
Анатомия мышц спины
Анатомия мышц спины захватывает всю заднюю часть поверхности туловища. Это очень большая мышечная группа. Мышцы спины парные и делятся на пару частей: глубокие и поверхностные.
Поверхностные располагаются в два слоя, составляя меньшую часть спинного массива. С точки зрения пропорций (очертания и рельефности спины) самый большой интерес вызывают мышцы первого и второго слоя. Это трапеция, ромбовидная и зубчатая.
Трапециевидная мышца –плоская, широкая мышца занимает частичное положение в задней области шеи и в верхнем отделе спины. Форма данной мышцы схожа с треугольником.
Анатомическая функциональность:





1. Подъём и опускание лопаток.

2. Сближение лопаток к позвоночнику.

Натренировать трапециевидную мышцу можно с помощью упражнений на подъёмы и сближения лопаток к позвонку. В особенности подойдут такие, как тяга гантели к подбородку, шраги со штангой.

Широчайшая мышца спины –по форме также напоминает треугольник, но только большой. Она расположена в нижнем отделе спины, а на сленге бодименов носит название «крылья». Они придают ей «V» образное очертание и отлично подчеркивают всю фигуру атлета.

Анатомическая функциональность:

1. Приведение плеча к туловищу.

2. Тяга мышц верхних конечностей назад (к средней линии) и их пронация (вращение вовнутрь).

Натренировать её можно с помощью разнообразных упражнений, рассчитанных на разведение и сведение лопаток. Это обычные подтягивания на турнике или упражнение в спортзале на специальном тренажёре «тяга вертикального блока».

Ромбовидные мышцы.Напоминают форму ромбической пластины и залегают под трапецией. Своё начало берут с шейного и грудного позвонка и прикрепляются к лопатке выше уровня кости. Анатомические функции – тяга лопатки к позвоночнику и в то же время её перемещение к верху.

Зубчатые мышцы.Тонкие и плоские мышцы, немного прикрытые ромбовидной мышцей. Они образуют три слоя: поверхностный, средний и глубокий и составляют основную часть спинного массива. Принимают непосредственное участие в дыхании, поднимая и опуская верхние и нижние рёбра. Большой интерес проявлен к поверхностной части этой мышцы.

Длинная мышца – самая длинная из мышц спины и самая сильная. Она представляет из себя пару «столбов», тянущихся вдоль поясничного отдела позвоночника. В области поясницы делятся на три части:

· остистая;

· длиннейшая;

· позвоночно-рёберная.

Анатомическая функциональность:

1. Сгибать и разгибать туловище при двустороннем сокращении.

2. Наклоны в сторону при одностороннем сокращении.

Мышцы поверхностного слоя — самые сильные, они выполняют самую тяжёлую работу и занимают обширные поверхности.

Для развития спины подойдут упражнения разного типа — главное, чтобы нагрузка была упорно связана с отягощением на позвоночник. К примеру, становая тяга или гиперэкстензия.

Анатомия мышц груди

В эту группу входит грудная мышечная группа и все крупные мышцы, которые к ней относятся. В данную группу входит самый большой процент мышц человека.

Анатомия мышц груди:

1. Мышцы плечевого пояса верхних конечностей (грудные – большая и малая, подключичная и передняя зубчатая).

2. Собственные мышцы груди.

Большая грудная мышца — располагается поверхностно и покрывает основную долю передней стенки грудной клетки. Данные мышцы примечательны массивностью, плоскостью и являются парными. По своей форме напоминают веер.

Анатомическая функциональность:

1. Опускает и приводит к туловищу поднятую руку, в то же время поворачивая её внутрь.

2. Принимает участие в подтягивании туловища при лазанье.

Малая грудная – с виду как треугольник, расположена под большой грудной мышцей. Начинается от рёбер и прикрепляется к лопатке.

Главная анатомическая функция — тянет лопатку вперёд и вниз, а при фиксации осуществляет подъём ребра.

Подключичная –небольшая продольная мышца, залегающая чуть ниже ключицы, под большой грудной.

Анатомическая функциональность – тянуть ключицу вперёд и вниз, задерживая её в грудном суставе.

Передняя зубчатая мышцазанимает передний и боковой отдел грудной клетки. Начинается 9 зубцами от 9 верхних рёбер и прикрепляется к краю лопатки.

Анатомическая функция:

1. Оттягивает лопатку от позвоночника.

2. При фиксации – поднимает рёбра, участвуя в процессе дыхания (вдох).

Межрёберные мышцырасположены с края рёбер и принимают участие в процессе дыхания (вдох – выдох).

Диафрагма —это главная дыхательная мышца, которая представляет собой подвижную перегородку между грудной и брюшной полостью.

Как тренировать эти мышцы:

1. Основную нагрузку делаем на развитие больших и малых грудных мышц.

2. Так как строение мышц редкое, чтобы их предельно проработать, нужно выбирать упражнения с физической нагрузкой под разным углом.

3. Наглядные примеры: жим штанги или гантели, отжимания от пола.

Анатомия мышц плечевого пояса

Дельтовидная мышца –это толстая мышца, по форме напоминающая опять же треугольник, покрывающая сустав плеча и частично мышцы плеча. Её крупные пучки веерообразно сходятся к самой вершине треугольника, направленного вниз. Начинается мышца с оси лопатки, акромиона и латериальной части ключицы, а крепятся к дельтовидной бугристой плечевой кости. Под самой мышцей располагается поддельтовидная сумка.

Сама мышца состоит из трёх пучков:

· передний;

· средний;

· задний.

Анатомия мышц плечевого пояса: функциональность

1. Передняя дельта – сгибает плечо, поворачивая её вовнутрь, поднимает опущенную руку вверх.

2. Задняя дельта – разгибает плечо, поворачивая её кнаружи, поднятую руку опускает вниз.

3. Средняя дельта — отводит руку назад.

К остальным мышцам плечевого пояса относятся – большая, малая, круглая, надостная, подостная, подлопаточная мышцы.

1. Из перечисленного списка в большей степени подвержены росту дельтовидные мышцы.

2. Формируя плечи, можно добиться наилучшей V-образной симметрии.

3. Рекомендуемые упражнения — армейский жим, жим штанги из разного положения.

Анатомия мышц рук

Анатомия мышц рук включает в себя мышцы плеча и предплечья. Плечи делятся на две группы: заднюю (разгибающую) и переднюю (сгибающую).

Первая группа включает в себя три мышцы:

1. Клювовидно-плечевая.

2. Двуглавая мышца.

3. Плечевая мышца.

Вторая группа мышц:

1. Трёхглавая мышца плеча.

2. Локтевая мышца.

Плечевая мышца— толстая мышца, располагается под бицепсом, выталкивая его наружу. Прикрепляется к локтевому суставу. К главной анатомической функциональности можно отнести сгибание предплечья в локтевом суставе.

Клювовидно-плечевая мышца – мышца плоского типа, прикрыта короткой головкой бицепса. К главным анатомическим функциям можно отнести подъём рук, сгибание плеч в плечевом суставе и приведение руки к туловищу.

Бицепс — двуглавая мышца, состоит из двух головок: длинной и короткой. Начинаются с лопаток (в разных местах) и в конечном итоге образуют одно брюшко, напоминающее форму веретена.

Анатомическая функциональность:

1. Осуществляет сгибание в плечевом суставе.

2. Сгибает локоть в плечевом суставе.

3. Повернутое вовнутрь предплечье поворачивает наружу (супинация).

4. Длинная головка участвует в отведении рук.

5. Короткая головка принимает участие в приведении руки.

Задняя мышца представлена следующими мышцами:

Локтевая мышца – маленькая пирамидальная мышца, являющаяся продолжением медиальной головки трицепса. Месторасположение — в зоне локтевого отростка. Анатомическая функциональность — участвует в разгибании предплечья в локтевом суставе.

Трицепс – большая длинная мышца, занимающая практически всю заднюю часть плеча. Трицепс состоит из трёх головок:

· длинная;

· латериальная;

· медиальная.

К основным анатомическим особенностям можно отнести разгибание предплечья в локтевом суставе и сведение передних конечностей к туловищу.

1. Чтобы как следует проработать руки, необходимо большое внимание уделить таким мышцам, как бицепс, трицепс.

2. Упражнения для прокачки рук: подъём штанги на бицепс стоя, отжимания от скамейки.

Анатомия мышц живота
Брюшная полость организма состоит из нескольких групп:

· абдоминальная (прямая);

· косая (наружная);

· внутренняя (косая);

· поперечная.

Абдоминальная– парно-плоская мышца живота, залегающая в отделе брюшной стенки по сторонам от средней линии живота. Имеет самую значительную площадь пресса и обладает самой внушительной подъёмной силой. Условно можно выделить верхний, нижний и средний отдел этой мышцы. Они способны сокращаться как вместе, так и отдельно. К анатомической функции можно отнести — скручивание корпуса в отделе поясничного позвоночника.

Наружная косая— плоская мышца живота, берёт своё начало с боковой поверхности грудной клетки от восьми нижних рёбер восемью зубцами, причём волокна идут сверху вниз и в медиальном направлении.

Анатомия мышц живота: функциональность

1. Вращение туловища в противоположную сторону.

2. Оттягивание книзу грудной клетки.

3. Сгибание позвоночного столба.

Внутренняя косая— плоская и широкая мышца, располагается от наружной косой мышцы в переднебоковом отделе брюшной стенки. Анатомическая функциональность – схожа с наружной косой.

Поперечная мышца – плоская и широкая мышца, занимающая самое глубокое положение в переднебоковом отделе брюшной полости.

Главная анатомическая функция — упрощает стенку живота, сближает нижние отделы грудной клетки.

· Каждое упражнение на прямую мышцу живота задействует его целостно.

· Нижний отдел пресса развивать намного сложнее, чем верхний;

· Упражнения: скручивания, подъёмы ног в висе, ножницы и т.д.

Анатомия мышц ног
Мышцы ног можно разделить на 4 части: ягодицы, передняя и задняя часть бедра, мышцы голени.
Ягодичная мышца. Одна из самых популярных мышечных групп, интересующих как представителей мужского пола, так и женского. Занимает практически всю часть ягодиц, именно поэтому от неё зависит их форма. Сами по себе мышцы крупные, волокнистые и мощные (достигают толщины 2-3 см). Начинается она от тазовой кости и крепится к задней поверхности бедренной кости тазобедренного сустава.

Основные анатомические особенности:

· Обеспечение подвижности тазобедренного сустава.

· Распрямление туловища.

· Отведение ног назад.

· Разгибание бедра.

Мышцы передней поверхности бедра– всю поверхность бедра занимает четырёхглавая мышца бедра. Она включает в своё строение 4 головки. Прямую, внутреннюю широкую (медиальную), наружную широкую (латериальную) и среднюю широкую. Каждая головка имеет своё начало, в конце же в зоне колена они переходят в общее сухожилие, которое крепится к большой берцовой кости.

Прямая мышца – двуперистая, расположена на передней поверхности бедра. Это самая длинная из головок квадрицепса.

Внутренняя широкая – плоская широкая мышца, немного прикрытая прямой мышцей. Мышечные пучки, окутывая переднемедиальную поверхность бедренной кости, направлены косо вниз и вперёд.

Наружная широкая мышца — плоская и толстая залегает на передненаружной поверхности бедра. Мышечные пучки, направляясь косо вниз и вперёд, покрывают переднелатериальную поверхность бедренной кости.

Средняя широкая мышца – одна из самых слабых мышц квадрицепса, расположенная под прямой мышцей бедра. Пучки её направлены строго вертикально вниз и переходят в плоское сухожилие.

Главная анатомическая особенность – разгибать голень в колене, сгибать бёдра и наклонять таз вперёд.

Мышца задней поверхности бедра – двуглавая мышца располагается близко к боковому краю бедра. По своему строению состоит из двух головок:, длинной и короткой. При соединении они образуют мощное брюшко, которое направляясь вниз, переходит в узкое сухожилие.

Анатомия мышц ног: функциональность – сгибать голени в коленном суставе и разгибать туловище.

Мышцы голени– данные мышцы представлены трёхглавой мышцей. Она состоит из икроножной, которая располагается поверхностно, и камбаловидной мышцы, залегающей под икроножной. Эти две мышцы имею одно общее сухожилие.

Икроножная мышца – состоит из двух головок, медиальной и латериальной, поверхностные слои которых представлены прочными пучками сухожилий.

Камбаловидная мышца – плоская протяжённая мышца, которая, направляясь вниз, переходит в сухожилие икроножной мышцы и в нижней третей части го голени образует мощное сухожилие.

Главные анатомические функции — сгибание в коленном суставе, сгибание стопы, поднятие пятки.

1. Для накачивания ног нужно их отягощать.

2. В данном случае упражнения на ноги должны выполняться с большим количеством подходов, исполняясь в медленном и равномерном темпе под чутким контролем.

3. Упражнения: на квадрицепсы – жим ногами в тренажёре; бицепс бедра – становая тяга на прямых ногах и др.

ЛФК

ЛФК-медицинская дисциплина, применяющая средства физической культуры (в основном физические упражнения) с целью лечения и реабилитации больных и инвалидов, а также профилактики заболеваний[1]. Для увеличения эффективности упражнений, в задачи ЛФК входит использование педагогических средств воздействия: выработка у пациента уверенности в своих силах, сознательного отношения к проводимым занятиям и необходимости принимать в них активное участие

ЛФК при нарушении осанки

Костная система детей дошкольного возраста богата хрящевой тканью, поэтому кости ребенка мягки, гибки, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных факторов. К таковым относят физические упражнения, не соответствующие возрастным функциональным особенностям детского организма, а также несоответствие росту ребенка размеров мебели и неправильное положение тела.
У детей этого возраста позвоночник отличается высокой подвижностью. Неправильные функциональные позы (лежание, сидение, стояние) отрицательно сказываются на его форме. Из-за них формируется нарушение осанки.
Незрелость коллагеновой ткани, составляющей основу сухожилий и связок, обуславливает более высокую (по сравнению со взрослыми) подвижность в суставах.
У детей младшего школьного возраста мышечная система развита относительно слабо, но к 5 годам масса мускулатуры значительно увеличивается, особенно за счет мускулатуры нижних конечностей. Сама мышечная система развивается неравномерно, в первую очередь за счет крупных мышц, а мелкие (мышцы кистей и стоп, межрёберные мышцы) значительно отстают в развитии. Поэтому им нужна постоянная тренировка с умеренной нагрузкой.
Натренированность мелких мышц очень пригодится ребенку, когда он пойдёт в школу. Тонус мышц спины и живота, составляющих «мышечный корсет» имеет большое значение для формирования осанки ребенка. После того, как мышечный корсет укрепляется достаточно, под влиянием функции центральной нервной системы и тренировки у малыша вырабатывается правильная осанка - ключ к здоровью внутренних органов.
В течение дошкольного периода развития человека происходит выраженная перестройка деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Увеличивается масса сердца, его работоспособность и адаптационные возможности к физической нагрузке. Занятия физической культурой влияют и на функции дыхательной системы: возрастает глубина дыхания, легочная вентиляция, усиливается обеспечение организма кислородом.
Для правильного гармоничного развития ребенка ему необходима достаточная двигательная активность и умеренная физическая нагрузка.
Учитывая особенности организма ребенка дошкольного возраста, сформулируем требования к оздоровительным задачам физического воспитания:
способствовать правильному формированию костно-суставного аппарата, предупреждению нарушения развития осанки и плоскостопия;
способствовать развитию всех групп мышц;
совершенствовать развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

обеспечивать правильное функционирование внутренних органов (пищеварения, выделения и иных);совершенствовать функцию терморегуляции, то есть способность организма поддерживать постоянную температуру тела в различных условиях, т. е.закаливанию;
совершенствовать деятельность центральной нервной системы по уравновешиванию процессов возбуждения и торможения, совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.В Толковом словаре В. Даля записано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту». Развивая это определение, необходимо дополнить и «основу здоровья».
Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении. Формируется осанка с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, костной системы, связачно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития.
Новорожденный ребенок имеет только крестцово-копчиковый кифоз, остальные физиологические изгибы начинают формироваться позже. Известно, что все изгибы позвоночника выполняют рессорную функцию, предохраняя спинной и головной мозг от сотрясения и толчков. Они облегчают сохранение равновесия, обеспечивают высокую подвижность грудной клетки. При сильно выраженном кифозе, а также выпрямленном позвоночном столбе подвижность грудной клетки уменьшается.
Правильность осанки зависит от состояния костей и связок скелета позвоночника и таза, а также от тонуса мышц тела. Позвоночник является основным костным стержнем, удерживающим голову и туловище. Таз служит как бы фундаментом позвоночника. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц сгибателей, уравновешивается тягой мышц разгибателей, то туловище и голова держатся прямо. Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника, это такое положение туловища, когда голова поставлена прямо (козелок уха и угол глаза представляют собой горизонтальную линию), плечи отведены назад и симметрично расположены, грудная клетка развернута, в поясничной части позвоночника небольшой изгиб вперед, живот подобран, наклон таза = 35-55˚Правильная осанка характеризуется:
прямым положением головы и позвоночника;
вертикальным расположением остистых отростков;
горизонтальным уровнем углов лопаток и надплечий;
правильными физиологическими изгибами;
равными треугольниками талии;
горизонтальным уровнем гребней подвздошных костей;
симметричным положением ягодичных складок;
одинаковой длиной нижних конечностей и правильным положением стоп.
Для дошкольников характерные черты правильной осанки имеют свои особенности: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2см; изгибы позвоночника выражены слабо; угол наклона таза невелик.
Своевременное воздействие на формирующуюся осанку в период дошкольного возраста очень важно. Чем раньше начнутся профилактика и коррекция различных видов нарушения осанки, тем больше вероятность того, что в школе у ребенка не возникнет проблем с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах.

Дефекты осанки

Слабость мышечного корсета, неправильные позы, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игры, во сне; врожденные аномалии развития ребер, грудной клетки, позвонков, нижних конечностей вызывают нарушение осанки, которое приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата ребенка.
Объем мышечных волокон заметно нарастает к 5 годам, одновременно увеличивается и мышечная сила, однако этисдвиги неравнозначны в разных группах мышц. Глубокие спинные мышцы и в 6-7-летнем возрасте отличаются слабостью, что не способствует укреплению позвоночного столба. Слабо развиты и мышцы живота. Поэтому у дошкольников отмечаются функциональные (нестойкие) нарушения осанки. Они начинают проявляться у детей раннего возраста: в ясельном возрасте встречаются у 2,1%, в 4 года - у 15-17%, в 7 лет - у каждого третьего ребенка (!).
К нарушению осанки могут привести и такие заболевания, как рахит, гипотрофия, избыточное отложение жира, а также неправильное питание, при котором не выдерживается соотношение основных ингредиентов пищи - солей, витаминов, микроэлементов.
Следует помнить: лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.
Нарушение осанки у ребенка чаще всего развивается из-за слабости мышечного корсета и длительного пребывания в неправильных, порочных позах, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игр, при различных видах деятельности.
Различают нарушения осанки в сагитальной (вид сбоку) и фронтальной плоскостях. В сагитальной плоскости различают пять видов нарушения осанки, связанные с увеличением или уменьшением физиологических изгибов позвоночника.
При уменьшении физиологических изгибов формируются: плоская спина; плосковогнутая спина.
При увеличении физиологических изгибов различают сутуловатость; круглую спину или тотальный кифоз; кругловогнутую спину. Во фронтальной плоскости отмечают асимметричную осанку, при которой отмечается смещение остистых отростков от вертикальной линии.
Плоская спина - нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, в первую очередь - поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Вследствие уменьшения грудного кифоза грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выступает. Лопатки часто крыловидны. Это нарушение осанки наиболее резко снижает рессорную функцию позвоночника, что отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию.
У детей с плоской спиной ослаблены как мышцы спины, так и мышцы груди, живота. Такие дети наиболее предрасположены к боковым искривлениям позвоночника.
Плосковогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Угол наклона таза увеличен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленных суставах. Часто сочетается с крыловидными лопатками 1 степени.
У детей с таким нарушением осанки напряжены и укорочены разгибатели туловища в поясничном и грудном отделах, подвздошно-поясничные мышцы. Наиболее значительно ослаблены мышцы брюшного пресса и ягодиц.
Сутулость - нарушение осанки, в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. Шейный лордоз укорочен и углублен вследствие того, что грудной кифоз распространяется до уровня 4-5 шейных позвонков. Надплечья приподняты. Плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками 1 и 2 степени, когда нижние углы или внутренние края лопаток отстают от грудной стенки.
У сутулых детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.
Круглая спина (тотальный кифоз) - нарушение осанки, связанное со значительным увеличением трудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. Шейный отдел позвоночника частично, а у дошкольников бывает и полностью кифозирован. Для компенсации отклонения проекции общего центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен, и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 2 степени.
У детей с круглой спиной укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая трудные мышцы. Длина разгибателя туловища, нижних, и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.
Кругловогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленных суставах. Передняя брюшная стенка перерастянута, живот выступает, либо даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругловогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 1-2 степени.
У детей с таким нарушением осанки укорочены верхние фиксаторы лопаток, разгибатели шеи, большая и малая грудные мышцы, разгибатель туловища в поясничном отделе и подвздошно-поясничная мышца. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных увеличена.
Нарушение осанки во фронтальной плоскости заключается в появлении изгиба позвоночника во фронтальной плоскости и называется сколиотической или асимметричной осанкой. Она характеризуется асимметрией между правой и левой половинами туловища, проявляющейся в разной высоте надплечий, различном положении лопаток как по высоте, так и по отношению к позвоночнику, к грудной стенке. Глубина и высота треугольников талии у таких детей тоже различна. Мышцы на одной половине туловищ чуть более рельефны, чем на другой. Линия остистых отростков формирует дугу, обращенную вершиной вправо или влево. При потягивании теменем вверх, подъеме рук, наклоне вперед и выполнении прочих приемов самокоррекции линия остистых отростков во фронтальной плоскости выпрямляется.
Профилактика нарушений осанки в дошкольном учреждении осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, занятиях в бассейне, на музыкальных занятиях.

ЛФК ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ

Плоская стопа может быть врожденной, а может и образоваться в процессе жизни человека. При плоскостопии нарушается нормальная функция как самой стопы, так и всей опорно-двигательной системы. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обнаружить плоскостопие в период роста и развития опорно-двигательного аппарата, чтобы правильно организованными лечебно-профилактическими мероприятиями противодействовать дальнейшему развитию деформации и закрепить достигнутый терапевтичекий эффект. Форма стопы имеет прямую связь с осанкой ребенка. Почти у всех детей с плоской стопой бывает и неправильная осанка.

Плоская стопа и дефекты осанки. На первый взгляд, между этими явлениями нет никакой связи. А тем временем у 60-70% исследуемых детей именно плоскостопие является причиной искривления позвоночника и других серьезных нарушений осанки. Даже небольшое отклонение от нормы формы стопы может серьезно ухудшить физическое развитие ребенка. Динамические возможности плоских стоп ограничены, объем движений в суставах минимален, а значительный наклон стопы в сторону вызывает сильную боль. Дети с таким недостатком не могут долго стоять, быстро устают, жалуются на боли в ногах и бедрах.

Как же узнать, есть ли у вашего ребенка плоскостопие? Попросите малыша походить босиком по полу в разных направлениях, чтобы вы могли увидеть его ноги во всех положениях. Особенное внимание обратите на внутренние края стоп и степень их уплотнения.

Изредка плоскостопие бывает врожденным, чаще оно приобретается с возрастом, возникает вследствие ходьбы после года жизни в пинетках. Вот почему педиатры советуют подклеивать к пинеткам каблучки толщиной в один слой кожи. Такая обувь укрепляет мышцы стопы, формирует правильную осанку.

Обнаружить плоскостопие можно и так. Ваткой или щеточкой, смоченной в растворе синьки, помажьте ребенку ступни ног, а потом поставьте его на чистый лист бумаги. Отпечаток сравните с рисунками. С помощью таких отпечатков вы сможете проследить и за эффективностью лечения.

Основной метод исправления плоскостопия - лечебные упражнения. Делать их ребенок может под присмотром матери. Разучить же необходимый комплекс поможет врач.

1. Попеременное сгибание и разгибание стопы сидя.

2. Верчение стоп.

3. Так называемые качели. Попеременно ребенок поднимается на пальцах и опускается на пятки.

4. Ходьба только на пальцах.

5. Положите на пол гимнастическую палку. Ходьба по ней очень полезна.

6. Полуприседания на пальцах.

7. Приседание на гимнастической палке.

8. А это упражнение будет напоминать ребенку зиму. 1-3 минуты пускай он ходит на пальцах, как на лыжах.

9. Для гимнастики потребуются и два мяча. Маленький очень полезно 1-3 минуты качать пальцами ног. На большой (так называемый медицинбол) ребенок должен стать и немного побалансировать. А потом пусть попробует сделать, не сходя с мяча, несколько приседаний.

10. Подскоки на пальцах.

11. Купите гимнастический обруч. Пусть ребенок научится катать его пальцами ног.

12. Поднимание разных предметов пальцами ног.

Существуют также упражнения, не требующие специального оборудования, но лечебный эффект их огромен. Используйте для этого погожий летний день. Прежде всего, пусть ребенок ходит как можно больше босиком. Во-вторых, не бойтесь, если после теплого дождика ребенок немного помесит грязь и побегает по лужам.

И еще одно замечание. Не обязательно выполнять все упражнения на одном занятии. Начинать тренировку можно с пяти-шести упражнений, а через 10 -15 дней постепенно добавлять по одному упражнению.

Через 3-4 минуты дайте ребенку возможность отдохнуть. Весь урок должен продолжаться 15-20 минут. Выполнение упражнений дважды в день принесет желаемый эффект. Уже через месяц-полтора ребенок почувствует себя лучше.

ЛФК ПРИ НАРУШЕНИИ ЗРЕНИЯ

Комплекс упражнений для улучшения зрения

1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево.

2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.

4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.

5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".

7. Частое моргание глазами.

8. Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.

Для профилактики близорукости полезны следующие упражнения (исходное положение си<

Наши рекомендации