Меры поддержки многодетных семей.

В настоящее время в Иркутской области наметилась тенденция к увеличению доли семей, имеющих трех и более детей, однако, динамика роста доходов многодетных семей значительно ниже по сравнению, как со всем населением, так и с семьями, имеющими одного или двоих детей, что объясняется высокой иждивенческой нагрузкой в семьях с тремя и более детьми. В целях создания условий, способствующих увеличению доли семей, имеющих 3-х и более детей, решения социально-экономических проблем многодетных, малоимущих и семей одиноких родителей на территории области реализуется Закон Иркутской области от 23 октября 2006 года № 63-оз
«О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей» (далее – Закон № 63-оз), устанавливающий следующие меры социальной поддержки:

- ежемесячную выплату социального пособия многодетных семьям в размере 200 рублей на каждого ребенка;

- 1 раз в 2 года обеспечение детей комплектом одежды и спортивной формой для посещения школьных занятий либо предоставление пособия на приобретение для детей комплекта одежды и спортивной формы для посещения школьных занятий в размере 1 000 рублей на каждого ребенка;

- обеспечение бесплатного питания для учащихся из многодетных и малоимущих семей, посещающих муниципальные общеобразовательные учреждения, а при отсутствии в муниципальных общеобразовательных учреждениях организованного питания - предоставление набора продуктов питания, из расчета 15 рублей на каждого ребенка;

- бесплатное обеспечение лекарствами, приобретаемыми по рецептам врачей при амбулаторном лечении для детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет, для детей первых 3-х лет жизни из малоимущих семей и семей одиноких родителей;

- денежную компенсацию 30 % расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Следует отметить, что Законом Иркутской области от 8 октября 2007 года
№ 76-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки многодетным и малоимущим семьям» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению бесплатного питания для учащихся из многодетных и малоимущих семей, признанных таковыми на основании Закона № 63-оз, посещающих муниципальные общеобразовательные организации.

Финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета.

Со своей стороны органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Меры социальной поддержки, установленные Законом № 63-оз Численность получателей (детей)
2015 год 2014 год 2013 год
Социальное пособие на ребенка (динамика роста – 7,8%) 92 228 85 525 79 090
Обеспечение комплектом одежды и спортивной формы (динамика роста – 40%) 59 496 42 514 37 269
Обеспечение бесплатным питанием в школе (динамика роста – 6,7%) 104 365 97 816 91 458
Обеспечение бесплатными лекарствами (динамика роста – 46%) 53 268 36 492 25 424
Предоставление денежной компенсации 30% расходов на оплату ЖКУ (динамика роста – 22,3%) 1 320 семей 1 079 семей семей
Меры социальной поддержки, установленные Законом № 63-оз Расходы областного бюджета
2015 год (тыс. руб.) 2014 год (тыс. руб.) 2013 год (тыс. руб.)
Социальное пособие на ребенка 216 832,98 200 195,4 187 187,1
Обеспечение комплектом одежды и спортивной формы 60 063,66 42 948,2 37 795,7
Обеспечение бесплатным питанием в школе 257 973,1 245 328,7 229 940,8
Обеспечение бесплатными лекарствами 38 484,62 22 890,0 15 596,5
Предоставление денежной компенсации 30% расходов на оплату ЖКУ 13 995,5 11 213,2 8 274,2

Динамика роста численности получателей мер социальной поддержки, установленных Законом № 63-оз, обусловлена увеличением количества многодетных семей.

Меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются семьям, имеющим в своем составе трех и более детей, не достигших возраста 18 лет, включая усыновленных, удочеренных, принятых под опеку (попечительство), переданных на воспитание в семью, без учета детей, находящихся на полном государственном обеспечении, среднедушевой доход которых ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в целом по области в расчете на душу населения.

Денежная компенсация предоставляется независимо от формы собственности жилищного фонда в пределах нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату ЖКУ и исходя из предельных цен на твердое топливо, установленных в соответствии с законодательством.

Право на меру социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг имеют семьи, не получающие социальное пособие в размере 200 руб. на каждого ребенка.

Законом Иркутской области от 3 ноября 2011 года № 101-ОЗ
«О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области» (далее – Закон № 101-ОЗ) установлена дополнительная мера социальной поддержки семей, имеющих детей, - мера, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий семьи и (или) получения образования ребенком (детьми).

Данная мера в виде областного материнского (семейного) капитала в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 101-ОЗ предоставляется женщине, проживающей на территории Иркутской области, при рождении третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2012 года, посредством сертификата на областной материнский (семейный) капитал (далее – сертификат).

Согласно Закону № 101-ОЗ лица, получившие сертификат на областной материнский (семейный) капитал, могут распоряжаться средствами (частью средств) областного материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по двум направлениям, в том числе на улучшение жилищных условий, в частности, на уплату первоначального взноса при получении кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение (строительство) жилого помещения и на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на приобретение (строительство) жилого помещения.

Разграничение перечисленных средств областного материнского (семейного) капитала по направлениям действующим законодательством не предусмотрено.

По состоянию на 1 января 2016 года:

Количество выданных сертификатов наобластной материнский (семейный) капитал (шт.)
Год
Всего 4 932 4 859 5 430
Распорядились средствами (частью средств) областного материнского (семейного) капитала (человек)
Год
Всего 1 425 2 015
На сумму (тыс. руб.) 85 922,00 141 466,97 200 515,19

Таким образом, развитие системы институтов социальной защиты в Иркутской области нацелено на формирование новой, гуманной доминанты в социальной практике, гарантирующей эффективную поддержку наиболее уязвимых слоев населения и, в частности, - детей и семей, имеющих детей, в том числе многодетных, малоимущих семей, семей одиноких родителей.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая
2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» принят Закон Иркутской области от 2 ноября 2012 года № 101-ОЗ «О ежемесячной денежной выплате в Иркутской области семьям в случае рождения третьего или последующих детей», устанавливающий дополнительную меру социальной поддержки проживающим на территории Иркутской области семьям:

а) среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в целом по Иркутской области в расчете на душу населения (далее - величина прожиточного минимума), в которых в период
с 1 января 2013 года по 31 декабря 2015 года родился третий или последующий ребенок;

б) среднедушевой доход которых выше величины прожиточного минимума, но ниже среднедушевого дохода в Иркутской области, в которых в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2015 года родился третий или последующий ребенок, признанный в установленном законодательством порядке ребенком-инвалидом.

Ежемесячная выплата предоставлена в 2014 году на 1 328 детей,
в 2015 году на 5 338 детей. Расходы областного бюджета составили в 2014 году 44 175,5 тыс. руб., в 2015 году 519 170,8 тыс. руб.

Наши рекомендации