Б. Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» -клиническую анатомию органов дыхательной и пищеварительной систем и мочеполового аппарата

«Уметь» - применять полученные знания для решения ситуационных задач

по клинической анатомии дыхательной и пищеварительной систем и мочеполового аппарата с возможным использованием справочной литературы

«Владеть» - медико-анатомическим понятийным аппаратом; навыком работы с простейшим медицинским инструментарием (пинцет, скальпель) и биологическим материалом.

Этапы проведения практического занятия.

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
XIII. Вводная часть занятия 5-10
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 1 мин.
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин.
XIV. Основная часть занятия 80-91%
3. Коллоквиум по модулю «спланхнология» Устный опрос по препаратам и рентгенограммам с целью оценки качества формирования компетенций в процессе изучения модуля 55 мин
4. Подведение итогов коллоквиума Оценка качества формирования компетенций студентов в процессе изучения клинической анатомии внутренних органов 5 мин
5. зачет Промежуточный контроль по компьютерным тестовым ситуационным задачам 20 мин
XV. Заключительная часть занятия 5-10 %
Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует общий уровень подготовки студентов к зачету и работу каждого студента, определяя количества баллов согласно «Маршрутной карте бально-рейтинговой системы проверки качества формирования компетен-ций»и проставляет «зачтено» в зачетную книжку студента   5 мин.

5. Задания для самоконтроля уровня сформированности компетенций по модулю «спланхнология»

а) Вопросы устного опроса по препаратам

1. Клиническая и рентгеновская анатомия глотки

2. Клиническая и рентгеновская анатомия трахеи и бронхов

3. Клиническая и рентгеновская анатомия пищевода

4. Клиническая и рентгеновская анатомия желудка

5. Клиническая и рентгеновская анатомия 12-перстной кишки

6. Клиническая и рентгеновская анатомия тощей и подвздошной кишок

7. Клиническая и рентгеновская анатомия слепой кишки иаппендикса

8. Клиническая и рентгеновская анатомия ободочной кишки

9. Клиническая и рентгеновская анатомия прямой кишки

10. Клиническая и рентгеновская анатомия печени и желчного пузыря

11. Клиническая и рентгеновская анатомия поджелудочной железы

12. Клиническая и рентгеновская анатомия почек

13. Клиническая и рентгеновская анатомия мочеточников

14. Клиническая и рентгеновская анатомия мочевого пузыря

15. Клиническаяанатомия яичек

16. Клиническаяанатомия предстательной железы и семенных пузырьков

17. Клиническая и рентгеновская анатомия матки

18. Клиническая и рентгеновская анатомия маточных труб

19. Клиническаяанатомия яичников

20. Клиническаяанатомия влагалища

VII.Вопросы дляопросапорентгенограммам, КТ и МРТ

1. Проекции, в которых исследуются органы грудной полости.

2. На какие зоны делятся легочные поля? Провести их границы на рентгенограммах.

3. Показать на рентгенограммах в прямой и боковых проекциях корень легкого.

4. Какие анатомические образования формируют теневой рисунок корня легкого?

5. Показать на рентгенограммах легочный рисунок.

6. Спроецировать на прямой и боковых рентгенограммах сегменты правого и левого легких.

7. Провести границы междолевой плевры на прямой и боковых рентгенограммах.

8. Какой участок бронхиального дерева называется промежуточным бронхом? Показать его на рентгенограмме.

9. Показать на бронхограмме бронхиальное дерево.

10. На прямой и боковой рентгенограммах показать сужения пищевода.

11. На рентгенограмме и париетограмме желудка показать газовый пузырь, все части желудка.

12. На дуоденограмме показать луковицу 12-перстной кишки и все части 12-перстной кишки.

13. На рентгенограмме и париетограмме показать печеночный и селезеночный углы, все отделы толстой кишки и варианты гаустр в разных ее отделах.

14. На урограмме и пиелограмме показать все элементы чашечно-лоханочного комплекса. Определить тип чашечно-лоханочного комплекса.

15. На урограмме и уререрограмме показать изгибы и сужения мочеточника.

16. На цистограмме показать мочевой пузырь, верхнюю и нижнюю его границы.

17. На гистеросальпингограмме показать полость матки, маточные трубы.

18. На компьютерных томограммах грудной и брюшной полостей показать все структурные компоненты просматриваемых органов.

20. На МРТ брюшной полости показать все просматриваемые органы и их структурные компоненты.

6.Задания для самоконтроля подготовки к зачету по клинической анатомии(см «Оценочные средства формирования компетенций по дисциплине «Клиническая анатомия» в УМКД)

7. Учебно-материальное обеспечение:

7.1. Литература:

а) обязательная

1. Николаев А.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М: изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2007.

2. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. – М. : Мир и образование, 2008. – Т.1.

3. Колесников Л.Л. Атлас клинической анатомии . Перевод с англ. М: ООО «Рид Элсивер», 2010

б) дополнительная

1. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Клиническая анатомия черепа.Уч.

пособие. СПб, изд-во ЭЛБИ, 2008

2. Иванова В.Д. Избранные лекции по оперативной хирургии и клинической анатомии. Самара, 2009

3. Кирпатовский И.Д., Смирнова Э.Д. Клиническая анатомия. Уч. пособие, изд-во МИА , 2003

4. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М. : Медицина, 1998. – Т. 1.

5. Черток В.М., Каргалова Е.П., Кацук Л.Н. Спланхнология: уч. пособие.

6. Гарольд Эллис. Атлас анатомии человека в срезах, КТ- и МРТ- изображениях /Эллис Гарольд, Барии М. Логан, Эдриан К. Диксон; под общ. ред. Л.Л. Колесникова, А.Ю. Васильева, Е.А. Егоровой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 288 с.

7. Мёллер Т.Б., Райф Э. Атлас секционной анатомии человека на примере КТ- и МРТ-срезов; пер. с англ.; под общ. ред. Г.Е. Труфанова. - 2-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2010. - Т.1. - 272 с.

8. Филимонов В.И. Анатомия живого человека / В.И. Филимонов, О.Ю. Чураков, В.В. Шилкин; под общ. ред. Ю.В. Новикова. - Кострома: Кострома, 2007. - 368 с.Владивосток: «Медицина ДВ», 2012.

в) Интернет-ресурсы.

1. www.anatomia.ru

2. MedExplorer, MedHunt, PubMed.

3. РохенЙ., ЙокочиЧ., Лютьен-ДреколльЭ. Большойатласпоанатомии. – М., 2000.

4. Вальтер Тиель. Фотографический атлас практической анатомии.

5. Keith L. Moore, Arthur F. Dalley. Clinically Oriented Anatomy. Lippincott Williams & Wilkins. 2006.

6. Primal 3D Anatomy.

7. A Colour Atlas of Human Morphology.

8. Анатомиячеловека (web-версия) силлюстрациямииполнотекстовым

поиском (http://www..sky-net-eye.com/rus/slovari/enc_doctor/e-anatomy)

9. Медицинская энциклопедия (http://www..sky-net еye.com/rus/slovari/ enc_doctor) (web-версия)

10. Медицинский сайт. Анатомия человека (http://www.aopma.ru/)

11. Анатомический портал (анатомический атлас) (http://anatomy-portal.info/, http://www.anatomus.ru/)

7.2. Материальное обеспечение:

1. Наглядные пособия:

а) препараты всех внутренних органов:

б) планшеты и муляжи внутренних органов

в) рентгенограммы внутренних органов

2. Технические средства обучения: компьютерный класс

Наши рекомендации