Консультирование клиентов в ситуации перинатальных потерь

Перинатальной потерей в психологии считается гибель плода на стадиях беременности, родов, вскоре после родов. Эта потеря, кото­рая зачастую плохо понимается окружающими и самими женщина­ми. С одной стороны, умер ребенок, и это — потеря, с другой — ре­бенок еще не родился, и вроде горя быть не должно, тем более окру­жающие говорят об этом.

Необходимо помнить, что перинатальные потери, по крайней мере для женщины (для мужчин тоже, но чуть в меньшей степени и в зависимости от срока), — это ситуация утраты ребенка. А значит, весь комплекс переживаний, связанных с утратой, неизбежен неза­висимо от степени осознания ситуации.

Е.М. Костерина (2004), рассматривая вопросы психологического сопровождения перинатальных потерь, отмечает, что следует разли­чать утрату (физическую, признаваемую обществом, или символи­ческую, часто не признаваемую), горе (процесс переживаний), тра­ур (публичная демонстрация горя) и скорбь (комплекс переживаний, связанных с утратой). Вопросы переживания перинатальных потерь с этой точки зрения встречают сразу несколько сложностей.

Во-первых, уже на первой стадии отмечается разница в восприя­тии утраты самими родителями и окружающими. В перинатальнойпсихологии принято, что эмоциональная связь с ребенком у родите­лей возникает еще до его рождения. Это значит, что еще до рожде­ния ребенок приобретает очень высокую субъективную ценность. Рассматривая составляющие этой ценности можно выделить следу­ющую совокупность переживания утраты: утрата ребенка как данно­сти; связанная с этим утрата родительской функции; потерянные об­разы себя как родителей и образы счастливой семьи с ребенком; по­теря социального статуса; утрата объекта привязанности; утрата ста­дии жизненного цикла; утрата будущего; утрата части себя, своего творения, мечты, экзистенциальная утрата. Ко всему прочему нару­шается процесс изменений, который происходит в организме в те­чение девяти месяцев. Преждевременная потеря беременности ста­вит организм в ситуацию шока. Те же процессы происходят с психи­кой женщины: эмоциональная перестройка, интонационное воспри­ятие, процесс психологической близости с плодом, желание его за­щищать, сохранять, любить. Незавершенные процессы, обрываясь с потерей плода, вызывают серьезный дисбаланс и фрустрацию всех жизненных ценностей. Все эти потери приводят к необходимости их оплакивания, при этом ценность этой потери будет не видна окру­жающим.

Во-вторых, для активизации горя у родителей должно быть что-то овеществляемое, чтобы было по кому/чему горевать. В этой же си­туации нет возможности горевания, так как у родителей очень мало воспоминаний, нет вещественных обьектов (фотографий, вещей).

В-третьих, отсутствие тела, которое участвует в ритуале проща­ния и имеет конкретную могилу, куда горюющий может придти, по­быть со своим горем, также осложняет процессы горевания.

Четвертый момент связан с тем, что нет социальных ритуалов, позволяющих это горе проявлять, да и общество не одобряет подоб­ные типы горевания.

Пятый момент усугубляется чувством родительской вины.

Таким образом, практически все родители, сталкивающиеся с пе­ринатальными потерями, попадают в ситуацию конфликта между происходящими процессами и их принятием.

Консультирование при переживании перинатальных потерь должно опираться на идею о норме горевания при утрате ребенка.

Стадии горевания (также известные, как стадии островного горя) в контексте перинатальных потерь выглядят следующим образом (Е.М. Костерина, 2004):

• стадия шока часто бывает совмещена со стадией отрицания и ха­рактеризуется состояниями снижения оценки окружающей дей­ствительности, потерями во времени и пространстве, утратой чувствительности, эмоциональными всплесками. Проявляется в первые две недели после утраты;

· стадия поиска и тоски продолжается в период с третьей недели до трех месяцев после утраты. Характеризуется высокой чувстви­тельностью, гневом, высокой раздражительностью, чувством вины и множеством психологических и физиологических симп­томов. Если на этой стадии чувство вины не прорабатывается и не принимается, то женщина впоследствии может найти его вы­ражение через симптоматику репродуктивной сферы: миомы, воспаление придатков и т.д.;

· стадия дезориентации продолжается между пятым и девятым ме­сяцами после утраты. На этой стадии женщины переживают чув­ства вины, депрессию, усиление дезориентации, усталость, выра­женное чувство неполноценности, окончательное признание ре­альности утраты, стадия характеризуется многими симптомами депрессии: нарушением сна, аппетита, перепадами настроения;

· стадия реорганизации наступает между девятым и восемнадца­тым месяцами после утраты. У женщины появляются новые силы, происходит нормализация сна и аппетита, восстановление само­оценки, повышение самоуважения и внимания к себе.

Несомненно, специфика переживания стадий горевания будет за­висеть от нескольких важных моментов: личностных особенностей женщины, степени ее уязвимости, качества переживания привязан­ности к плоду, особенностями поддержки, которую получает жен­щина от ближнего окружения.

Необходимо заметить, что переживания утраты свойственны не только для женщин, мужчины также испытывают чувство утраты, только специфика их переживания несколько иная. Социальные ожидания от отца, потерявшего ребенка в перенатальный или на­тальный период, состоят в том, что мужчина должен быть активным, сдержанным, внимательным к жене. Часто считается, что привязан­ность у мужчины к плоду сформироваться не может, а значит, и пе­реживаний быть не должно. Данная позиция приводит к возникно­вению попыток отрицать наличие потери и к глубокой депрессии, которая внешне лишена логического обоснования. Важным момен­том при переживании парой ситуации утраты является ее сплочен­ность. Совместное переживание и честность в своих чувствах отно­сительно друг друга, сближает пару и делает ситуацию более ком­фортной. Неприятие горя одним из партнеров, взаимные обвинения, часто приводят к сепарации пары.

Важным моментом переживания утраты является реакция дру­гих членов семьи. Прародители и дети, если они существуют в дан­ной семье, также испытывают утрату. Часто дети, при потери плода на поздних срока, чувствуют себя виноватыми в случившимся, ощу­щают родительское отдаление как подтверждение собственной вины, стремятся переключить внимание на себя, отвлечь от переживаний, чувствуют себя отверженными.

Серьезное влияние перинатальная потеря может оказать на про­цессы вынашивания и воспитание следующих детей. При пережива­нии следующей беременности такие женщины испытывают хрони­ческую тревогу, фобические реакции, сложности выстраивания вза­имоотношения с плодом из-за страха боли, переживания в случае утраты, вину перед потерянным ребенком, что может сказаться на течении беременности. Воспитание последующих детей также мо­жет сопровождаться бессознательным чувством вины по отношению к утраченному ребенку, что вызывает некоторое отвержение живых детей или переходит в гиперопекающий стиль.

Процесс консультирования при переживании утраты должен быть направлен на признание ситуации переживания, прав горюю­щих родителей, эмоциональную поддержку процессов переживания. Такой процесс сходен с сопровождением хронического горя.

Кроме сопровождения горюющей пары консультантом, необхо­димо посещение группы поддержки, в рамках которой идет прора­ботка основных процессов горевания.

В качестве терапевтических процедур члены семьи поощряются к различным видам творческой деятельности: поэзия, изобразитель­ное искусство, ведение дневника.

Важным моментом горевания является осуществление процедур воздаяния нерожденному ребенку в виде осуществления различных ритуалов, отличных от традиционных: посадка дерева, написание прощального письма, благотворительный взнос, зажигание свечи и т.п.

На наш взгляд, достаточно активно данное направление консуль­тирования проработано в рамках семейной системной психотера­пии, в которой потеря рассматривается как семейная.

Методов работы с утратой в данном направлении множество. Так, в рамках семейного подхода считается необходимым признание фак­та потери и факта существования ребенка как такового. Обязатель­но проводится процедура признания ребенка и разделение его судь­бы с судьбами окружающих: самой матери, мужа, выживших детей. Важным ритуальным действием является воздаяние ребенку. Это мо­жет быть фраза-решение типа: «Ты мой неродившийся ребенок... Ты умер, а я осталась жива... И это твоя судьба — умереть. А моя судьба остаться жить... Мне очень жаль. Но я ничего не могу сделать... Но я помню о тебе... Я помещу тебя в своем сердце и покажу тебе мир, ко­торый ты так и не увидел... Я покажу тебе солнце и луну, покажу тебе зиму (лето), покажу как падают снежинки и смеются дети... Я пока­жу тебе это мир... Я поношу тебя в своем сердце две недели и отпу­щу... потому что твоя судьба такая...».

Такие фразы-решения хорошо структурируют течение хрониче­ского горя, работая на стабилизацию семейной системы.

В отличие от России, за рубежом существует ряд культурологиче­ских традиций, облегчающих переживания процессов горевания. Так например, в западных странах сопровождение перенатальной поте­ри осуществляется средним медицинским персоналом, имеющим специализированную подготовку, и профессиональным психотера­певтом. Медперсонал работает с активизацией утраты и процессов нормального горя. Женщине предлагается ряд процедур, облегчаю­щих процесс горевания. Ей не рекомендуется сильное обезболива­ние процессов родоразрешения, чтобы процесс беременности полу­чил свое естественное завершение. Если это возможно, плод или мертвого ребенка заворачивают в пеленки и дают матери его поде­ржать, заранее предупреждая о внешнем виде плода. Родители, та­ким образом, обретают возможность попрощаться с умершим ребен­ком. Так же проводиться процедура похорон. Еще одним актом при­мирения родителей с ребенком является фотографирование умерше­го ребенка в пеленках или одеждах, с игрушками или цветами. Такие фотографии крайне конфиденциальны и показываются только кон­сультанту и родителям. Впоследствии фотографии и игрушки стано­вятся своеобразными актами признания факта наличия и смерти ре­бенка, облегчают процесс горевания.

Подводя итоги всего вышесказанного, можно сформировать сле­дующий алгоритм консультирования перинатальной утраты.

1) Признание родителями факта потери. В данный процесс вхо­дит признание самой утраты, ее влияния на жизнь и состояние че­ловека, его судьбу. Важным аспектом признания является момент осознания отсутствия вины родителя за произошедшее событие и принятие боли.

2) Переживание боли утраты. Это означает признать и выразить весь комплекс чувств, который переживают родители по поводу про­изошедшей потери. Родители должны научиться переживать эти чув­ства, распознавать их, разговаривать о них с консультантом, самими собой, окружающими. Достаточно хорошим помощником в данной ситуации может стать вера, если родители религиозны. Точно про­тивопоказано бегство от горя с использованием для этого различных способов: алкоголя, наркотиков, попыток активно занять свою жизнь, для того чтобы развеется. Именно на этой стадии клиентам необходимо групповое консультирование.

3) Принять решение о дальнейшей жизни. Необходимо принять тот факт, что утрата есть, но жизнь продолжается. На этой стадии консультант помогает клиентам принять на себя ответственность за свое восстановление, здоровье, радость жизни.

4) Завершение процесса консультирования должно происходить на той стадии, когда большая часть эмоций клиентов относится не к утрате, а к поиску новых ощущений, событий жизни. Это не означа­ет, что человек забывает о случившимся. Все еще сохраняется печаль, но говорить о своем горе он уже может спокойно, как о событии, имеющим место, но прошедшем.

После окончания консультирования клиент должен быть способ­ным вести нормальную жизнь, которая была до утраты, способен снова планировать свою жизнь, детей, будущее.

Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изложения

1. Что такое острое горе? Какие этапы его переживания вы знаете?

2. Дайте определение понятия психотравма.

3. Почему содержание психологической травмы, зачастую, не может быть пережито человеком самостоятельно?

4. Какие диагностические критерии наличия посттравматического стрес­сового расстройства вы помните?

5. Дайте характеристику острого стрессового расстройства. Чем острое расстройство отличается от посттравматической стрессовой реакции?

6. Какие модели работы с острой психотравмой вы помните?

7. Какие основные направления в реабилитации посттравматического стрессового расстройства вы помните? Охарактеризуйте их.

8. Какими могут быть последствия жестокого обращения с ребенком в се­мье?

9. Каковы основные этапы оказания помощи ребенку — жертве жестокого обращения?

10. Какие последствия могут сформироваться вследствие переживания ре­бенком террористического акта?

11. Перечислите методы работы с детьми, пережившими опыт насилия.

12. В чем смысл экстренной психологической помощи?

13. Как вы понимаете информационную терапию?

14. Раскройте методы профилактики профессиональных деструкций у спа­сателей.

15. В чем, на ваш взгляд, состоят задачи консультирования по реформиро­ванию мышления?

16. Раскройте смысл воздействия в консультировании о выходе из состоя­ния?

17. Каковы особенности течения горя в консультировании при переживании пренатальных потерь?

Литература для углубленного изучения темы

1. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуаци­ях. — М.: Эксмо, 2005.

2. Ромек В.Г. и др. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — СПб.: Речь, 2004.

3. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стрес­са. - СПб., 2001.

Список использованной литературы

1. Алексеева И.А. и др. Дети риска. Практические аспекты психологиче­ской помощи детям, пострадавшим от насилия. — СПб., 2002.

2. Андронникова О.О. Виктимное поведение подростков: факторы воз­никновения и профилактика: монография. — Новосибирск: НГИ, 2005.

3. Асанова. Н.К. Жестокое обращение с детьми: основные методологи­ческие вопросы, практические и правовые аспекты // Руководство по предупреждения насилия над детьми. — М.: ВЛАДОС, 1997.

4. Васильев В.Л., Мамайчук И.И. Анализ личности несовершеннолетних жертв половых преступлений // Вопросы психологии. 1993. № 1.

5. Волкан В., Зинтл Э. Жизнь после утраты: Психология горевания / Пер. с англ. — М.: «Когито-Центр», 2007.

6. Гнездилов А. В. Психология и психотерапия потерь. Пособие по пал­лиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. — СПб.: Изд-во «Речь», 2007.

7. Гилева К. В. Психологические условия коррекции посттравматических стрессовых состояний личности: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.01: Новосибирск, 2004.

8. Гульман Б.Л. Сексуальные преступления. — Харьков: Рубикон, 1994.

9. Дмитриева Н.В., Гилева К.В., Друмова М.В. Психолого-психиатрические аспекты психотерапевтической коррекции посттравматических стрес­совых расстройств. Методические рекомендации. — Новосибирск, 2002.

10. Ениколопов С.Н. Психотерапия при психотравматических стрессовых расстройствах // Российский психиатрический журнал. 1998. № 3.

11. Ениколопов С.Н. Постгравматическое стрессовое расстройство: неко­торые проблемы. (2009) http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=93

12. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. — СПб.: Речь, 2003.

13. Ильина С. В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникнове­ние личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 65-74.

14. Козлов В. В. Работа с кризисной личностью. Методическое пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

15. Костерина Е.М. Перинатальная психология и психология родитель­ства. 2004. № 2. С. 94—107.

16. Крейхи Б. Социальная психология агрессии. — СПб.: Питер, 2003.

17. М.Крукович Е.И., Ромек В.Г. Кризисное вмешательство: Учебно­методическое пособие. — Минск: БГУ. 2003.

18. Линдеманн Э. Клиника острого горя / Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. — М., 1984.

19. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуаци­ях. — М.: Изд-во «Эксмо», 2005.

20. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. — М.: Изд-во «Эксмо», 2005.

21. Мальгина Г.Б. Стресс и беременность: перинатальные аспекты. — Ека­теринбург: Чароид, 2002.

22. Мамайчук И.И. Психокоррекционныетехнологии для детей с пробле­мами в развитии / И.И.Мамайчук. — СПб.: Речь, 2001.

23. Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А. Бад- хена, А.М. Родиной. — СПб.: «Европейский дом», 2007. С. 150-151.

24. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование EXE. М.: Смысл, 2001. — 496 с. 2-е издание, переработанное и дополненное.Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение лич­ностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 65—75.

25. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, пси­хотерапия. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2000.

26. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психоте­рапевтом / Общ. ред и послесл. Ф.Е. Василюка. — М.: Прогресс, 1993.

27. Ромек В. Г. и др. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Изд-во «Речь», 2004. — 256 с.

28. Соколова Е. Т., Ильина С.В. Роль эмоционального опыта жертв наси­лия для самоидентичности женщин, занимающихся проституцией // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 5. С. 72—84.

29. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. — СПб., 2001. С. 272.

30. Cahill С., Llewelyn S. Р., Pearson С.Treatment of sexual abuse which occured in childhood: A review.// British Journal of Clinical Psychology, 1991., 30(1). -P. 1-11.

31. Green A.H. Children traumatized by psychical abuse// S.Eth, R.S.Pynoos (Eds.). Post-traumatic stress disorders in children. — Washington, DC: American psychiatric association. — 1985. P. 133—154.

32. Horowitz M.J. Stress response syndromes. Northvale, NJ., Aronson, 2nd ed„ 1986 (p. 283-328).

33. Brutman V.I., Varga A. V, Hamitova I. Y. Influence of the family factors on forming of deviation behavior of mother.// Psychological magazine, 2000, t. 21, p. 78-81.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………………………………………………………………. 3

1. Тема 1. СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ……………………………………………5

1.1. Общие вопросы и модели психологического консультирования семьи……… 5

1.2. Добрачное консультирование пары……………………………………………. 13

1.3. Консультирование супружеской пары…………………………………………. 14

Вопросы для самоконтроляи самостоятельного изложения………………………… … 18

Литература для углубленногоизучения темы………………………………………… … 19

Список используемой литературы……………………………………………………… …….19

Практикум по теме 1

2. Тема 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В НОРМАТИВНОМ И НЕНОРМАТИВНОМ КРИЗИСЕ………………………………………………………………………………….20

2.1. Нормативные кризисы семьи и специфика консультативной помощи в них… 20

2.1.1. Понятие о нормативном семейном кризисе …………………………… …20

2.1.2. Консультативная помощь семьев периоды нормативных кризисов………21

2.2. Ненормативные кризисы семьи. Консультированиесемьи в ситуации ненормативного кризиса…………………………………………………………… ..23

2.2.1. Кризис повторного брака………………………………………………………24

2.2.2. Измена как ненормативный кризис семьии его консультирование ……….25

2.2.3. Консультирование в ситуации развода……………………………………….27

2.2.4. Консультирование в ситуации безответной любви ………………………….30

2.2.5. Психологическое консультирование семьи с тяжело больным человеком.. 31

2.2.6. Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком………….. 32

Вопросы для самоконтроляи самостоятельного изложения 33

Литература для углубленногоизучения темы 34

Список используемой литературы 34

Практикум по теме 2

3. Тема 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕВ ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………………………………………35

3.1. Понятие материнства в пренатальной психологии………………………………..35

3.2. Специфика протекания беременности………………………………………………38

3.3. Психологическое сопровождение периодабеременности ……………..…………..42

3.4. Диагностика в период беременности и родов ...........................................................44

3.5. Основные программы консультативной помощив перинатальной психологии….46

Вопросы для самоконтроляи самостоятельного изложения 46

Литература для углубленного изучения темы 46

Список использованной литературы46

Практикум по теме 3

4. Тема 4. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ ................................48

4.1. Консультирование родителей по поводу проблем их детей……………………..…48

4.2. Консультирование маленьких детей…………………………………………………57

4.3. Консультирование подростков…………………………………………………… …62

4.4. Основные положения оказания консультационнойпомощи семье с особым ребенком………………………………………………………………………………..65

Вопросы для самоконтроляи самостоятельного изложения71

Литература для углубленногоизучения темы 72

Список использованной литературы 72

Практикум по теме 4

5. Тема 5. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТОВ…………………………………………………………………74

5.1. Консультирование тревожных клиентов………………………………………….....75

5.2. Консультирование при страхах и фобиях……………………………………………77

5.3. Консультирование агрессии…………………………………………………………..80

5.4. Консультирование депрессивныхи суицидальныхклиентов………………………83

5.5. Консультирование при переживании чувства вины………………………………...93

5.6. Консультирование подростков с делинквентным поведением…………………… 94

5.7. Виктимное поведение и основные подходы к его консультированию…………….97

Вопросы для самоконтроляи самостоятельного изложения 100

Литература для углубленного изучения темы 100

Список использованной литературы 100

Практикум по теме 5

6. Тема 6. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КЛИЕНТОВС ЛИЧНОСТНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ………………………………………………………………….103

6.1. Консультирование клиентовс психосоматическими расстройствами………….103

6.1.1. Онкологическое заболевание какпсихосоматическая проблема…………109

6.2. Личностные расстройства в психологии…………………………………………..113

6.2.1. Консультирование шизоидных личностей………………………………….115

6.2.2. Консультирование клиентас шизотипическим расстройством……………117

6.2.3. Консультирование при параноидальныхрасстройствах……………………117

6.2.4. Антисоциальное (диссоциальное)личностное расстройство…………… ..119

6.2.5. Пограничное личностное расстройствои его консультирование………….121

6.2.6. Консультирование истерическихличностей……………………… ………122

6.2.7. Ананкастное расстройство личностии правила его консультирования… 123

6.2.8. Расстройство уклоняющейся личности ...........................................................123

6.2.9. Расстройство зависимой личности………………………………………… 123

Вопросы для самоконтроляи самостоятельного изложения 124

Литература для углубленного изучения темы 124

Список использованной литературы 124

Практикум по теме 6

7. Тема 7. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ АДЦИКТИВНОГОПОВЕДЕНИЯ…………….126

7.1. Понятие и виды аддиктивного поведения…………………………………………..126

7.2. Эмоциональная зависимость и созависимость……………………………………..130

7.3. Нехимические аддикции и их консультирование ....................................................133

7.4. Химические зависимости…………………………………………………………….140

7.4.1. Причины возникновения наркотизмаи подходы к его консультированию.140

7.4.2. Алкогольная зависимость……………………………………………………..142

7.4.3. Основные виды и направленияконсультирования химических зависимостей…………………………………………………………………… 146

7.5. Консультирование личности в жертвенной позиции…………………………… .150

Вопросы для самоконтроляи самостоятельного изложения 153

Литература для углубленного изучения темы 153

Список использованной литературы 153

Практикум по теме 7

8. Тема 8. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕКСУАЛЬНЫХПРОБЛЕМ…………………156

8.1. Сексуальные расстройства……………………………………………………… ….156

8.2. Проблемы супружеской пары………………………………………… …………...156

8.3. Основные подходы к консультированию и терапии сексуальной дисгармонии супружеской пары…………………………………………………………………...159

8.4. Индивидуальные нарушения сексуальной функции у мужчин и женщин……….165

8.4.1. Специфика возникновенияи консультирования сексуальных расстройств у женщин…………………………………………………………………………165

8.4.2. Сексуальные расстройства у мужчин………………………………………168

8.5. Консультирование при нарушениях сексуальной ориентации……………… …169

Вопросы для самоконтроляи самостоятельного изложения 171

Литература для углубленного изучения темы 171

Список использованной литературы 171

Практикум по теме 8

Наши рекомендации