Консультативная работа с депрессивными людьми

Говоря о консультировании депрессии, мы должны помнить, что ниже перечисленные процедуры относятся скорее к работе с субде­прессивными состояниями, нежели классической клинической де­прессией.

Консультирование депрессивных клиентов должно начинаться с выстраивания доверительных взаимоотношений с клиентом. Важно с большим уважением отнестись к клиенту и его проблемам, выка­зывая сочувствие. Это необходимо в связи с тем, что депрессивные клиенты имеют крайне низкую самооценку и самоуважение, при этом чувствуют себя отверженными, болезненно реагируют на все проявления неуважения к себе.

Консультирование депрессивных клиентов начинается с клини­ческой беседы, в рамках которой необходимо собрать информацию о состоянии клиента. Необходимо выявить ведущие симптомы де­прессии, их тяжесть, специфику проявления, динамику и стадию развития депрессии, наличие в депрессивном паттерне суицидаль­ных мыслей. Важно отметить вторичную выгоду от переживания де­прессии. Кроме того, в рамках сбора информации можно использо­вать тестовые методики исследования депрессии.

Следующая стадия консультирования депрессии направлена на выявление причин ее формирования и их проработку. Среди направ­лений консультирования на этой стадии, в зависимости от типа кли­ента, как максимально эффективные зарекомендовали себя бихевиоральные и психоаналитические методики.

Методы

1. Рефлексивное слушание клиента, позволяющее создавать у него ощущение принятия. Специфика рефлексивного слушания по­зволяет клиенту выстроить внутренние взаимосвязи между депрес­сивными чувствами и конкретными событиями и актами поведения человека.

2. Оценка вторичной выгоды депрессии. Такая оценка должна быть крайне корректной, так как может болезненно воспринимать­ся клиентом.

3. Выявление автоматических мыслей, составляющих основу де­прессивного паттерна реагирования, их отслеживание, переписыва­ние.

4. Научение правильному поведению, подкрепление желаемых, позитивных реакций.

5. Выявление барьеров. Можно воспользоваться вопросом типа: «Что Вас удерживает от делания того, что действительно поможет?»

6. Деление цели на маленькие шажки. Связано с необходимостью ставить маленькие, достижимые цели, за выполнение которых сле­дует награда. Например, это звонок другу, поход в магазин и т.д., то, что нарушает привычный депрессивный паттерн.

7. Обучение саногенному мышлению (позитивному).

8. Методы остановки депрессивных мыслей: методика «Стоп», смысл которой в прерывании привычного круга депрессивных мыс­лей, через четкое сначала внешнее, затем внутреннее указание (см. практикум); техника остановки мыслей при помощи болевого симп­тома (ущипнуть себя, хлопнуть резинкой по руке); техника замены негативной картинки на позитивную, остановка монолога за счет концентрации на дыхании и т.д.

9. Формирование антидепрессивного образа жизни, включающе­го здоровое питание, прогулки на свежем воздухе, физкультуру, пра­вильно организованный регулярный отдых и т.д.

10. Овладение правилами хорошего настроения.

11. Возвращение радости жизни, связанное с целенаправленным научением радоваться мелким жизненным событиям и явлениям.

12. Дневник настроения, который позволит отследить его коле­бания и специфику проявления.

13. Ипотерапия. Особенно рекомендуется терапия дельфинами, общение с которыми способно вылечить неглубокую депрессию.

14. Творческая реализация и терапия занятостью. На определен­ной стадии работы с депрессией необходимо переструктурировать жизнь клиента, для того чтобы не допустить возращение депрессии.

Несколько другие процессы и методы применяются при сопро­вождении реактивных депрессий (психогенного характера). Данный тип депрессии, как мы уже отмечали выше, включен в структуру пе­реживания острого горя и является ответной реакцией на какую-либо ситуацию лишения. Сопровождение такой депрессии должно быть направленно на помощь в переживании печали и тоски, свя­занных с ситуацией утраты. При консультировании такого вида де­прессии необходимо в первую очередь сочувствие и сопереживание, и одобрение клиента. Однако, если клиент находится на депрессив­ной стадии переживания горя дольше, чем это необходимо, то нуж­но выявить специфику фиксации на стадии депрессии, помочь кли­енту преодолеть ее. Среди таких причин могут выделяться: невыра­женная агрессия на предыдущей стадии; чувство вины; специфиче­ские личностные особенности; накопление усталости, дающей асте­нический эффект.

Кроме того, необходимо помнить при консультировании депрес­сии, что в последнее время появилось достаточно много так называ­емых маскированных депрессий, которые внешне не выглядят де­прессией, проявляются как бравада или неправдоподобные расска­зы клиента о своем состоянии при внешне высокой активности, юморе.

Депрессия у детей

Депрессия в детском возрасте достаточно часто возникает в по­следнее время, хотя еще 20 лет назад такого диагноза практически не ставили. Детская депрессия имеет ряд специфических характери­стик: во-первых, она маскирована под другие проявления (страх, тревожность, школьная неуспеваемость и т.д.); во-вторых, симпто­мы депрессии всегда сглажены, выражаются в виде физических не­домоганий (тошнота, слабость, вялость, головные боли и т.д.). До подросткового возраста детская депрессия не проявляется в жалобах ребенка, однако выражается в характерологических чертах (эмоци­ональность, повышенная чувствительность, жалостливость, плакси­вость) и внешних признаках (печальное лицо, скупость мимики, сгорбленность и т.д.). Субъективное переживание депрессии связан­но с «недоверием» родителям. Дети часто сомневаются в том, что ро­дители их любят, и пытаются проверять любовь, болезненно реаги­руя на любое родительское недовольство, считая родителей винова­тыми в своем плохом настроении и самочувствии. Еще одним при­знаком депрессии является школьная дезадаптация и постоянное ощущение скуки.

Наши рекомендации