Структура консультирования ребенка

Как мы уже говорили, консультирование ребенка начинается с консультации родителей, направленной на сбор необходимой ин­формации и определения проблемного поля.

Специфика проведения консультирования с родителями

1. Первый этап консультирования — сбор информации. На этом этапе необходимо выяснить следующие вопросы: родительские жа­лобы, приведшие за консультативной помощью; что родители счи­тают проблемой; динамику развития проблемы и специфику ее про­явления; влияние проблемы на различные аспекты жизни ребенка и всей семьи; все ли члены семьи считают это проблемой; что с этой проблемой уже делали; медицинский анамнез ребенка.

Остановимся дополнительно на вопросе изучения медицинской истории развития проблемы. Дело в том, что достаточно часто про­блемы ребенка имеют медицинское основание. Так, например, наличие церебростении может опосредовать вспыльчивость, астено-невротический синдром, тревожность и плаксивость ребенка. Поэтому необходимо для проведения анализа всех особенностей проявления проблемы собрать сведения, касающиеся специфики прохождения беременности и родов (часто проблемы данного перио­да влияют на поведение ребенка), специфику течения самих родов, наличие осложнений, информацию о хронических заболеваниях ре­бенка, наличие неврологических и других диагнозов. В случае если консультант заподозрил медицинское основание проблемы, необхо­димо отправить ребенка на дополнительное обследование соответ­ствующими специалистами (невролог, логопед, дефектолог, психи­атр). При этом консультант должен объяснить родителю, что это за обследование и для чего оно нужно.

В процессе консультирования родителей консультант должен до­стичь следующих консультационных задач:

• создание доверия отношений между родителями и консультантом (создание общего «мы», «нам с вами необходимо помочь ребенку...»);

• сбор информации и формулирование желаемого результата;

• успокаивание родителей, снятие стрессового эмоционального на­пряжения;

• работа с родительскими страхами, рассмотрение проблемы с дру­гой точки зрения;

• сочувствие, поддержка родителей;

• мотивирование родителей на изменение и активное участие в консультационном процессе;

• оценка взаимоотношений родителей с ребенком и разработка ре­комендаций родителям по изменению их взаимоотношений с ре­бенком.

2. В зависимости от выделенной проблемы консультант прини­мает решение — ведется консультирование только с родителями по изменению их отношения, либо параллельно ведется консультиро­вание и ребенка.

Эффективным является направление родителей в группы, опре­деленной направленности по категории проблемы.

В случае неготовности родителей, снижения мотивации — надо мотивировать родителей на изменение, найти личную выгоду роди­телей в возможных изменениях. Если родители не мотивируются и отказываются от каких-либо изменений, консультант вправе отка­зать родителям в консультации и не брать ребенка на консультацию.

Консультирование ребенка

Консультирование ребенка ведется после встречи с родителями. Первая встреча с ребенком направлена на выстраивание контакта с ним, знакомство. Консультирование ребенка происходит в рамках игрового взаимодействия. Игровая психотерапия первично выделена в психоанализе, как средство решения детских проблем. В настоя­щее время выделяют директивную и недирективную игровую психо­терапию. Директивная психотерапия предполагает четкий план игро­вого взаимодействия психолога, связанный с проигрыванием опре­деленных ситуаций, в которых ребенок получает набор социально приемлемых стандартов и нормативов. Недирективная игровая пси­хотерапия использует свободную игру для самовыражения ребенка и достижения ряда консультативных задач:

• в игровой психотерапии ребенок в результате эмоционального со­провождения психологом с озвучиванием чувств и переживаний игровых персонажей обучается справляться с собственным аф­фектом, обретает эмоциональную компетентность. Например, в борьбе монстров психолог, руководящий терпящим поражение монстром, должен проговаривать все чувства и переживания игрового персонажа, которые ребенок вначале отвергнет («Не ной...»), затем станет способным пожалеть персонаж и только по­сле всего сможет сам проиграть и озвучить собственные чувства, которые он переживает в подобных ситуациях;

• выработка способностей к саморегуляции. Это приводит к повы­шению эмоциональной устойчивости ребенка. Неумение управ­лять собственными чувствами — достаточно частая проблема, вы­ражающаяся в неконтролируемом детском поведении. Демон­стрируя такое поведение в рамках консультирования, ребенок усваивает способы совладения с ними через реакцию психолога. Так, например, если ребенок начинает кричать или бросать вещи, когда у него что-то не получается, задача психолога озвучить дан­ную ситуацию, с анализом чувств и планируемым действием «Я понимаю, что ты расстроился и разозлился из-за того, что у тебя не получается, но все равно успокаивайся и мы попробуем еще раз...». Такое спокойное отношение психолога учит ребенка кон­тролю собственных чувств;

• коррекция детско-родительских отношений. Данное направле­ние связанно с оказанием посреднической помощи в организа­ции взаимодействия родителя и ребенка. Первоначально, роди­тель может присутствовать на консультировании, наблюдая за те­рапевтической игрой. В дальнейшем под руководством консуль­танта, он в эту игру включается, развивая способности к выстра­иванию адекватных отношений с ребенком. Одним из методов, позволяющим родителям и детям осознавать нарушенную спец­ифику их взаимоотношения, является обмен ролями (родитель берет роль ребенка, и наоборот). Такая ролевая игра дает много опыта и понимания специфики выстраивания взаимоотношений;

• расширение возможностей для самовыражения ребенка. Это свя­занно с получением огромного арсенала средств для выражения себя в рамках игрового взаимодействия.

По сути, консультант в рамках игры выполняет функцию «зерка­ла», отражая все внутренние процессы, происходящие с ребенком. А.А, Осиповз (2002) выделяет две, основных функции, выполня­емые консультантом: это функция «идеального» родителя, воссоздающая ситуацию позитивных детско-родительских отношений; рав­ноправного партнера по игре.

Существует достаточно много методов и техник консультирова­ния детей. Рассмотрим некоторые из них.

Арт-терапия. Основывается на использовании творчества для консультирования. Воздействие арт-терапии опирается на техники Активного воображения, использования символов и самого процес­са творчества как терапевтических. Существует несколько направле­ний использования арт-терапии в детском консультировании.

1. Само рисование как способ реализации внушениях процессов.

2. Способ установления контакта с ребенком (срез совместную творческую деятельность (лепка, рисование).

3. Анализ и интерпретация результатов детского творчества.

4. Использование ранее созданных произведений искусства для их интерпретации.

Среди целей арт-терапии А.А. Осипова (2002 выделяет следу­ющие:

• снижение эмоционального напряжения через безопасные спосо­бы (рисунки, работа с глиной, пластилином);

• реализация внутреннего содержания переживаний ребенка, ко­торые не могут быть реализованы вербально;

• получение информации о ребенке через интерпретацию продук­тов его творчества;

• повышение самооценки через возникающее чувство удовлетво­рения при создании продуктов творчества;

• возможность сконцентрировать внимание на ощущениях и чув­ствах;

• развитие чувства внутреннего контроля, получаемого в результа­те процессов упорядочивания форм и цвета;

• налаживание взаимоотношений между консультантом и ребен­ком.

Одно из направлений арт-терапии — музыкотерапия.

В этом направлении музыка используется как ведущий фактор коррекционного воздействия. Вариантов использования музыкотерапии достаточно много. Как максимально часто представленные рассматривают:

• прослушивание музыкальных произведений для достижения определенных эмоциональных состояний (спокойствие, актив­ности и т.д.);

• сочинение музыки. Особенно важно для развития детского твор­чества;

• вокализации, направленные на передачу эмоционального состо­яния через различные звуковые формы. Вокалотерапия в насто­ящее время пытается отделиться в отдельное направление;

Библиотерапия — это использование специально подобраннойлитературы для оказания специфического воздействия. Воздействие в данном направлении организуют с помощью литературных произ­ведений с их последующим обсуждением. В процессе библиотера­пии возникает ряд эффектов, связанных с эмоциональной проработ­кой чувств ребенка, обретения навыков решения конфликтов, спо­собности к контролю и тренировка сложных сфер деятельности. Так, например, для детей, находящихся на воспитании в детском доме и непременно испытывающих сложный комплекс эмоциональных пе­реживаний по отношению к собственным родителям, может применяться следующий вариант библиотерапии: ребенку читается произ­ведение, отражающее те чувства, которые испытывает он сам по от­ношению к собственным родителям, с последующей их проработ­кой. Важным для проведения библиотерапии является адекватный подбор текстов и их последующая эмоционально-чувственная про­работка.

Танцевальная психотерапия. Данное направление направленно на развитие собственного тела, его возможностей и научение самовы­ражению через телесное действие. Рекомендуют проводить в груп­повой форме.

Сказкотерапия. Метод, связанный с использованием сказки, для отработки различных особенностей взаимодействия. Выделяют шесть типов работы со сказкой: использование сказки как метафо­ры с последующим их обсуждением; рисунок, выполненный по мо­тивам сказки, с его последующим анализом; обсуждение мотивов, действий и поведения персонажа; проигрывание эпизодов из сказ­ки; использование сказки как притчи-нравоучения; творческая ра­бота по мотивам сказки; дописывание сказки, переписывание ее и т.д. (Осипова А.А., 2002). Среди основных приемов работы со сказ­кой выделяют анализ сказок, рассказывание сказок, их переписыва­ние, постановка с помощью кукол и сочинение сказок.

Куклотерапия. Метод основывается на идее о кукле как о пере­ходном объекте между ребенком и миром. Выделяется несколько на­правлений куклотерапии: игры с куклами, изготовление кукол, теа­трализованные постановки при помощи куклы. Игра с куклой по­зволяет ребенку выразить свои чувства и переживания, опосредован­но, т.е. более безопасно (боится кукла Маша, а вовсе не ребенок). Кроме того, игра с куклой дает возможность разыграть в терапевти­ческих целях конфликтные ситуации из жизни ребенка. Изготовле­ние кукол позволяет ребенку развить произвольность психических процессов, обрести навыки созидательной творческой деятельности, развить воображение. Существует несколько вариантов кукол ис­пользуемых в терапевтических целях: куклы-марионетки, пальчико­вые куклы, теневые куклы, перчаточные куклы, веревочные, пло­скостные, объемные куклы.

Использование куклы в театрализованной постановке также дает возможность переживания и отработки значимых эмоциональных событий и поведения.

Театрализации. Театрализованные постановки также крайне ин­тересный и эффективный метод работы с детьми. В рамках театраль­ной постановки, сценарий которой прописан психологом, ребенок может отыграть собственную проблему и необходимые пути ее раз­решения. Так, работая с мальчиком, которого привели по поводу его «трусости», психолог предложил ему роль в театрализированной по­становке, где мальчик играет роль собачки, которая всего боится. В

рамках сценария эта собачка труслива, но очень любит хозяина. В процессе развития событий, на хозяина собачки нападают «плохие люди», которых собачка сначала пугается, а потом, осмелев и спра­вившись со страхом, побеждает.

Психогимнастика. Направлена на развитие групповых форм вза­имодействия детей, развитие навыков невербального взаимодей­ствия. Это комплекс упражнений позволяющий снять напряжение с участников, развить внимание детей, эмоциональную чувствитель­ность и двигательную активность. Более подробно с этим направле­нием можно познакомиться в кн. Чистякова М.И.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ

При консультировании подростков психологу часто приходится иметь дело с противоречивой задачей, когда сталкиваются интересы клиента (ребенка) и заказчика (родителей). При этом психолог исходит из потребностей клиента, условий, необходимых для полно­ценного развития личности ребенка, и опирается на возрастные нор­мы. Во время первичной консультативной встречи собираются этологические данные, составляется анамнез развития ребенка. Од­нако порой бывает сложно учесть потребности семьи, причины, по которым окружающие ведут себя с ребенком определенным обра­зом, предъявляя ему свои требования, ожидания (Д. Скайдер, 1992). Все это опосредует особенности консультирования подростка, пред­ставленные на схеме 4.2.

Задачи консультирования.Выделяется достаточно много задач под­росткового консультирования, связанных с возрастными новообра­зованиями и потребностями. Однако в гуманистическом подходе вы­деляют две основных. Интеграция ответов на вопросы подростка: «Кто я? Какой я? Зачем я?» в целостную картину самосознания. По­иск той социально значимой области, в которой подросток будет действовать успешно, чувствовать себя социально-компетентным (Р.Т Байярд, Д. Байярд, 1995).

Наши рекомендации