Консультирование родителей младших школьников
В первую очередь в этот период у ребенка возникают проблемы учебного характера, вызывающие у родителей множественные переживания. Выделяются следующие причины отставания в учебной деятельности: разлад в семье; родительская невнимательность или равнодушие к учебной деятельности ребенка; неумелая помощь детям; ошибки в воспитании; неврологический статус ребенка.
Разлад в семье приводит к внутренней дисгармонии, нарушению эмоционального спокойствия ребенка, стремлению компенсировать возникающие семейные сложности. Все это, несомненно, делает учебную деятельность ребенка затрудненной.
Вторая ситуация связанна с родительским равнодушием к учебной деятельности ребенка, дело в том, что дети начинают учиться в первую очередь для родителей, их одобрения и похвалы. Нормативно к концу первого класса происходит смещение ориентировки учебной деятельности на похвалу со стороны педагога. Если же родители не проявляют интереса к учебной деятельности, не интересуются школьными успехами, то интерес ребенка снижается.
Ошибки в воспитании чаще связанны с представлениями родителей и их установками. Так, установка «Мой ребенок должен быть самым лучшим...» приводит к постоянной критике детей, их осуждению и т.д. («Опять ты хуже всех...», «Не мог написать на «отлично»...»).
Неуверенность родителя в силах собственного ребенка, недоверие ему, тоже приводит к нарушениям успеваемости, так как родители своим недоверием («Все равно у тебя ничего не получится...», «Это случайность, что тебе поставили «пятерку»...») обесценивают усилия ребенка.
Неумелая помощь, оказываемая ребенку, связана с тем, что существует ряд распространенных мнений, что ребенок должен пойти в школу уже подготовленным, умеющим читать и писать. Такие попытки научить ребенка раньше времени учебной деятельности могут приводить к ее нарушению и не правильно сформированным навыкам. В этом случае ребенку приходиться переучиваться. При том, если обучение носило репрессивный характер, ребенок имеет негативное отношение к учебе как к сложной деятельности.
Еще одна опасность связана с оценкой личности ребенка через полученные отметки и применение наказаний с целью улучшения его учебной деятельности. Данная ситуация приводит к нескольким максимально часто проявляющимся последствиям. Может возникать страх перед получением плохой отметки, что делает познавательную деятельность опасной, разрушающей отношение ребенка к самому себе. Постоянное заставление и принуждение к учебной деятельности (например, если ребенок учит домашнее задание по 5-6 ч в день, пока не сделает идеально) приводит к крайне низкой познавательной активности, нежеланию учиться. Напомним, что по правилам максимальное время выполнения домашнего задания не должно превышать 1,5—2 ч.
Вопросы неврологического статуса и соматического здоровья ребенка также крайне актуально отслеживать. Достаточно часто из-за той учебной нагрузки, которую испытывают дети в период обучения, неврологические проблемы ребенка обостряются и проявляются в виде нарушений поведения и учебной деятельности. Так, ребенок, имеющий астено-невротический синдром, не успевает выполнять в результате высокой утомляемости все необходимые учебные действия, не может справиться с объемом домашних заданий, что приводит к нежеланию делать их, эмоциональной неустойчивости, слезам, истерикам, нарушению взаимоотношений со сверстниками и школьным учителем. Ребенок с гиперактивностью и нарушением внимания достаточно часто забывчив, чрезмерно активен, неусидчив, вспыльчив, не умеет дожидаться своей очереди, что делает его поведение как минимум неудобным для процесса обучения, как максимум такому ребенку навешивают ярлык двоечника и хулигана, не желающего учиться. Хотя при своевременной медико-психологической и педагогической коррекции, такой ребенок может добиваться высоких учебных результатов. Особый вопрос в плане обучения вызывают так называемые «часто болеющие дети», учебная деятельность которых чередуется с равными временными промежутками заболевания (две недели болеет, две — учится). Такие дети, обладая изначально слабым соматическим здоровьем, в дальнейшем дополнительно формируют нежелание учиться, неуверенность в собственных силах, доставляя родителям переживания по этому поводу.
В результате всех перечисленных проблем у детей могут развиваться различные типы школьных неврозов и школьная дезадаптация.
Школьная дезадаптация — это выраженные социально-психологическое и социально-педагогическое явления неуспешности ребенка в сфере обучения, связанные с субъективно неразрешимым для ребенка конфликтом между требованием образовательной среды и психофизическими возможностями и способностями ребенка (Н.В. Вострокнутов, 1995). В этом случае родителям стоит, как минимум, организовать адекватное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в учебном процессе в зависимости от типа нарушения (открытый протест, пассивный протест, тревожность), подключая к этому процессу специалистов нужного профиля (педиатр, невролог, дефектолог и т.д.).
В данной ситуации психолог должен сформировать адекватное отношение родителей к учебной деятельности:
• родителям необходимо выяснить собственные школьные страхи;
• нужно разделить в воспитательных воздействиях учебные достижения ребенка и отношения между ребенком и родителем. Даже при низкой успеваемости ребенок должен быть уверен в любви и поддержки со стороны родителей;
• необходимо обеспечить медицинскую поддержку ребенка;
• организовать психолого-педагогическое сопровождение, связанное с формированием позитивного интереса ребенка к учебной деятельности, организации уровневого обучения с учетом актуального развития ребенка, введение игровых форм обучения и т.д.;
• родитель должен уметь поддерживать ребенка за настойчивость и старание, отмечая индивидуальные достижения, не сравнивая его с окружающими;
• необходимо организовать адекватное выполнение домашнего задания с точки зрения регулирования времени его выполнения и степени сложности.
При таком психолого-педагогическом сопровождении родителя возможно активное преодоление возникающих сложностей.