Консультирование родителей детей дошкольного возраста

Возникновение потребности в консультационной помощи у ро­дителей данного возраста наблюдается достаточно часто. Это связан­но с тем, что в период дошкольного возраста возникает целый ряд кризисов (кризис 3 лет, 7 лет, не доказанный пока кризис 5 лет), ко­торые сказываются на взаимоотношениях родителей и ребенка (Е.Е. Сапогова, 1986). Пробелы в психолого-педагогической подго­товленности родителей приводят к возникновению напряжения у родителей в результате нормативных проявлениях кризиса. Напом­ним, что нормативное проявление кризиса 3 лет — это негативная реакция на любое предложение взрослых. Данный кризис проявля­ется в упрямстве, своеволии, негативизме, строптивости, деспотиз­ме, стремлении обесценивать все вокруг и бунтарстве, возникающем на «ровном месте». Для преодоления всех этих, на первый взгляд, негативных проявлений родителям необходимо сформировать опре­деленные умения. Так, преодоление негативизма можно использо­вать в своих родительских целях, идя от противного. Упрямство мож­но рассматривать как начало формирования способности достигать своих целей и т.д. Родительская гибкость позволяет достаточно бы­стро сгладить сложности.

Консультирование родителей в ситуации кризиса у детей 3 лет на­правлено в первую очередь на обучение маленьким родительским хи­тростям в восприятии данного периода. Важно, чтобы все эти про­явления ребенка рассматривались не как бесцельные, а как задатки для формирования таких способностей, как: критическая оценка си­туации, самостоятельность в действиях, умение принимать свои ре­шения и добиваться выбранной цели.

Большинство психологов кризис 5 лет не выделяют. Поэтому од­нозначно сказать о специфике проявления и наличии кризиса, мы не можем. Однако существует мнение о том, что ребенок испытыва­ет кризисные состояния в возрасте 5 лет, которые связываются с формированием самоидентичности ребенка.

Кризис 7 лет проявляется в утрате детской непосредственности в поведении и в отношении с окружающими. Появляется осмыслен­ная ориентировка в собственных переживаниях. В этой ситуации ро­дителям необходимо избегать крайности в общении, поощрять дет­скую инициативу, побуждать ее. Важно при этом поддерживать эмо­циональный контакт с ребенком и позволить ему сформировать но­вую социальную позицию — позицию школьника.

Этот же период характерен опасностью формирования пока еще скрытых сложностей, которые в дальнейшем будут носить характер серьезных нарушений. В первую очередь это проблемы нарушенных взаимоотношений, неврологические сложности, специфика разви­тия перцептивных процессов. Проблемы взаимоотношений могут проявляться в нескольких областях: в первую очередь в виде чрез­мерной требовательности к ребенку, что приводит к нарушению внеситуативно-личностного общения, провоцируя дополнительный негативизм и капризность. Во-вторых, достаточно распространена ситуация ожидания от дошкольников действий и проявлений, свя­занных с произвольным управлением, контролем, несоответству­ющих возрастным или индивидуальным возможностям. Консульти­рование в данной ситуации должно быть направленно либо на информирование родителей, либо на решение некоторых личных ро­дительских проблем, в результате которых завышаются требования к детям («Чтобы был самостоятельным...», «Быстрее взрослел...»).

В этом же возрасте могут возникнуть проблемы с формировани­ем социальной позиции школьника и нежеланием идти в школу в результате этого. В данной ситуации необходимо выявить причины нежелания ребенка или его неготовности приступать к школьному обучению. Часто такое нежелание обусловлено высказываниями о школе самих родителей, так, например, один из родителей, готовя сына к поступлению в школу, сказал: «Я свои десять лет отсидел, те­перь твоя очередь мучиться...», после чего ребенок категорически от­казывался идти в первый класс. Иногда родительский страх и ожи­дания неприятности школьного обучения также заставляют ребен­ка бояться или отказываться идти в школу. В данном случае необхо­димо консультирование и родителей и ребенка. Важно снять роди­тельские страхи по поводу школьных неприятностей ребенка, кото­рые возможно идут из собственного жизненного опыта, и научить родителя выстраивать адекватные взаимоотношения с учителями не как обвиняемой стороны, а как помощников в организации позна­вательной деятельности ребенка.

Наши рекомендации