Консультирование родителей детей дошкольного возраста
Возникновение потребности в консультационной помощи у родителей данного возраста наблюдается достаточно часто. Это связанно с тем, что в период дошкольного возраста возникает целый ряд кризисов (кризис 3 лет, 7 лет, не доказанный пока кризис 5 лет), которые сказываются на взаимоотношениях родителей и ребенка (Е.Е. Сапогова, 1986). Пробелы в психолого-педагогической подготовленности родителей приводят к возникновению напряжения у родителей в результате нормативных проявлениях кризиса. Напомним, что нормативное проявление кризиса 3 лет — это негативная реакция на любое предложение взрослых. Данный кризис проявляется в упрямстве, своеволии, негативизме, строптивости, деспотизме, стремлении обесценивать все вокруг и бунтарстве, возникающем на «ровном месте». Для преодоления всех этих, на первый взгляд, негативных проявлений родителям необходимо сформировать определенные умения. Так, преодоление негативизма можно использовать в своих родительских целях, идя от противного. Упрямство можно рассматривать как начало формирования способности достигать своих целей и т.д. Родительская гибкость позволяет достаточно быстро сгладить сложности.
Консультирование родителей в ситуации кризиса у детей 3 лет направлено в первую очередь на обучение маленьким родительским хитростям в восприятии данного периода. Важно, чтобы все эти проявления ребенка рассматривались не как бесцельные, а как задатки для формирования таких способностей, как: критическая оценка ситуации, самостоятельность в действиях, умение принимать свои решения и добиваться выбранной цели.
Большинство психологов кризис 5 лет не выделяют. Поэтому однозначно сказать о специфике проявления и наличии кризиса, мы не можем. Однако существует мнение о том, что ребенок испытывает кризисные состояния в возрасте 5 лет, которые связываются с формированием самоидентичности ребенка.
Кризис 7 лет проявляется в утрате детской непосредственности в поведении и в отношении с окружающими. Появляется осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. В этой ситуации родителям необходимо избегать крайности в общении, поощрять детскую инициативу, побуждать ее. Важно при этом поддерживать эмоциональный контакт с ребенком и позволить ему сформировать новую социальную позицию — позицию школьника.
Этот же период характерен опасностью формирования пока еще скрытых сложностей, которые в дальнейшем будут носить характер серьезных нарушений. В первую очередь это проблемы нарушенных взаимоотношений, неврологические сложности, специфика развития перцептивных процессов. Проблемы взаимоотношений могут проявляться в нескольких областях: в первую очередь в виде чрезмерной требовательности к ребенку, что приводит к нарушению внеситуативно-личностного общения, провоцируя дополнительный негативизм и капризность. Во-вторых, достаточно распространена ситуация ожидания от дошкольников действий и проявлений, связанных с произвольным управлением, контролем, несоответствующих возрастным или индивидуальным возможностям. Консультирование в данной ситуации должно быть направленно либо на информирование родителей, либо на решение некоторых личных родительских проблем, в результате которых завышаются требования к детям («Чтобы был самостоятельным...», «Быстрее взрослел...»).
В этом же возрасте могут возникнуть проблемы с формированием социальной позиции школьника и нежеланием идти в школу в результате этого. В данной ситуации необходимо выявить причины нежелания ребенка или его неготовности приступать к школьному обучению. Часто такое нежелание обусловлено высказываниями о школе самих родителей, так, например, один из родителей, готовя сына к поступлению в школу, сказал: «Я свои десять лет отсидел, теперь твоя очередь мучиться...», после чего ребенок категорически отказывался идти в первый класс. Иногда родительский страх и ожидания неприятности школьного обучения также заставляют ребенка бояться или отказываться идти в школу. В данном случае необходимо консультирование и родителей и ребенка. Важно снять родительские страхи по поводу школьных неприятностей ребенка, которые возможно идут из собственного жизненного опыта, и научить родителя выстраивать адекватные взаимоотношения с учителями не как обвиняемой стороны, а как помощников в организации познавательной деятельности ребенка.