Психологического консультирования семьи

ФЗ Издание не подлежит маркировке Ns436-ФЗ в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1

Андронникова О.О.

А66 Специальные поблемы психологического консультирования:

учеб, пособие / 0.0. Андронникова. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 348 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com].

ISBN978-5-9558-0254-1 (Вузовский учебник)

ISBN978-5-16-005517-6 (ИНФРА-М)

В учебном пособии предоставлена информация и необходимая методологическая помощь для формирования профессиональных компетенций в области консультативной практики и включает в себя комплекс информации по разным специальным вопросам психоло­гического консультирования. В издании содержится необходимая информация по разделам курса «Консультативная психология», «Тре­нинг навыков консультирования», «Специальные проблемы психо­логического консультирования». В нем представлены методические указания, основные теоретические идеи лекционного курса, задания для выполнения самостоятельной работы студентов и самоконтроля, упражнения для отработки навыков.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по психологическим специальностям в технологии очного и заочного образования, а также магистрам и начинающим практическую дея­тельность психологам-консультантам, испытывающим методологи­ческую трудность в определении специфики и структуры консульти­рования различных психологических проблем.

УДК 159.9(075.8) ББК 88я73

Материалы, отмеченные знаком , доступны

. в электронно-библиотечной системе znanium (www.znanium.com)

ISBN978-5-9558-0254-1 (Вузовский учебник) © Вузовский учебник, 2013 ISBN978-5-16-005517-6 (ИНФРА-М)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие содержит материалы курса, раскрывающие со­держание одной из областей психологической практики — психоло­гического консультирования. Это учебное пособие содержит матери­алы для углубленного изучения специфики и особенностей организа­ции работы с различными ситуациями, требующими консультативной помощи. Пособие предназначено для студентов и преподавателей пси­хологических факультетов, работающих психологов-консультантов, слушателей различных курсов повышения квалификации и усовер­шенствования специалистов в области психологического консульти­рования. Рассчитано пособие на студента или молодого специалиста, уже усвоившего определенные психологические знания, обладающе­го достаточным уровнем интеллектуального развития для овладения предложенным материалом.

В пособии рассмотрены специфические ситуации консультатив­ной теории и практики: консультирование детей, подростков, семьи, взрослых людей, находящихся в ситуациях, требующих помощи и поддержки. Достаточно много внимания уделено вопросам органи­зации консультативной помощи зависимым людям, людям с пове­денческими проблемами (агрессией, депрессией, суицидальными намерениями, чувством вины, виктимным поведением), сексуаль­ными сложностями. Отражением требований времени является ин­формация о консультировании жертв насилия, клиентов в ситуации посттравматического и острого стрессового расстройства, соматиче­ских больных.

Учебное пособие содержит основы современных психологических знаний в области психологического консультирования, которые из­ложены в соответствии с принятыми стандартами написания учеб­ной и учебно-методической литературы. Каждая часть (тема) учеб­ного пособия посвящена какой-либо из основных областей психо­логического консультирования. Части состоят из параграфов. В кон­це каждой темы помещены вопросы и список рекомендуемой лите­ратуры, а также список использованных источников для написания данной части. Разумеется, объем материала, который содержится в этом учебном пособии, значительно превышает необходимый для успешной сдачи экзамена по курсу «Консультативная психоло­гия», читаемом в вузе, но стоит ориентироваться на более высокую планку — на специалиста-практика, который хочет понять и усвоить правила, принципы и методы консультирования по конкретной про­блеме. Каждая тема раскрыта таким образом, чтобы дать читателю сначала знание о рассматриваемой психологической проблеме, а уже

потом обсудить основные подходы к ее решению и методы воздей­ствия. В структуре учебного пособия по каждой теме представлены: курс основных информационных материалов по направлениям пси­хологического консультирования; информация о диагностических процедурах; практикум, включающий задания и упражнения для от­работки основных компетенций, которые должны быть сформиро­ваны в рамках изучения данной темы; рекомендованная литература; вопросы для самопроверки; диагностические методики исследова­ния состояния человека и его проблем. Наличие стандартизирован­ных методик позволяет структурировать и облегчить область кон­сультационной практики для молодого специалиста, более точно ор­ганизовывать практику психологического консультирования, пла­нировать профилактические мероприятия.

Уникальность данного учебного пособия состоит в том, что в нем максимально полно на данный момент собрана информация об основных подходах к организации и проведению психологического консультирования по различным вопросам консультационной прак­тики. Учебное пособие призвано восполнить дефицит учебной ли­тературы, необходимой для формирования основных профессио­нальных компетенций в области консультирования в перинатальный период, консультирования в ситуации психотравмы, психических и поведенческих расстройств личности, аддиктивного поведения, сек­суальных проблем и т.д. Несомненно, что в настоящее время выпу­скаются различные издания, посвященные специфическим областям консультативной практики, например консультированию жертвы, оказанию психологической помощи в кризисной ситуации, однако учебного пособия, позволяющего соединить знания по столь обшир­ным областям консультативной практики, в настоящий момент нет. Материалы этого пособия направлены на комплексное предостав­ление информации, позволяющей специалисту получить необходи­мые знания при столкновении с определенными консультативными задачами и ситуациями.

В учебном пособии представлены материалы, способствующие формированию как общекультурных, так и профессиональных ком­петенций.

Предложенный по каждой из тем анализ диагностических воз­можностей позволит молодому специалисту более комплексно и на­учно подходить к вопросу оценки состояния клиентаи его ресурсов. Эффективно планировать систему воздействий на клиента для воз­вращения способности к эффективному общественному функцио­нированию. Важным фактором успешности формирования профес­сиональных компетенции студентов является формирование пози­тивной мотивации к консультативной деятельности через создание ситуаций успеха на основе использования различных технологий об­учения: игровых ситуаций; погружение в ситуации реального и нестереотипного общения с клиентом и т.д. Введение в учебное посо­бие упражнений и заданий творческого характера, заданий для са­мостоятельной работы студентов, направленных на поиск дополни­тельной информации по затрагиваемой теме, обсуждение проблемы мп этапе «презентации» и группового обсуждения, внедрение в про­цесс обучения таких методов, как выполнение проектов, ролевых игр, кооперативное обучение, работа с кейс-случаями позволяют сформировать не только когнитивный и эмоционально-ценностный, но и конативный уровень компетенции.

Материалы, отмеченные знаком доступны в электронно­библиотечной системе znaniumпо адресу http://znanium.com.

Кроме того, в каждой теме есть ссылки на другую учебную лите­ратуру, более полно раскрывающую некоторые положения или специфические особенности темы, к которым мы рекомендуем об­ратиться студенту, в случае потребности в углубленных профессио­нальных знаниях по теме.

По сути, данное пособие рассчитано на заинтересованного чита­теля, имеющего потребность в получении знаний и умений по опре­деленным направлениям психологического консультирования, а не на того, кто просто хочет сдать экзамен и забыть о консультирова­нии как профессиональном направлении.

Тема 1. СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ И МОДЕЛИ

Задачи психолога

1. Определить степень влияния «локального» или «распростра­ненного» конфликта в развитии семейных отношений, их направ­ленность.

2. Определить и структурировать проблемы.

3. Выбрать адекватные формы и средства работы, сочетать инди­видуальные и групповые методы.

4. Выработать примерный план консультирования по семейным конфликтам.

Литература для углубленного изучения темы

1. Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейно­го консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений/ Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2005.

2. Сатир Б. Психотерапия семьи. — СПб.: Речь, 2006.

3. Черников А.С. Системная семейная терапия, интегративная модель диагностики. — М., 2001.

4.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — Л., 2002.-192с.

Список используемой литературы

1 .Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическоеконсультирование. — М.: Независимая фирма «Класс», 2004.

2 .Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь2004. -244 с.

3. Бендлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия и НЛП. — М.;СПб.: Институт общегуманитарных исследований, 2000.

4. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб.: Питер, 2001.

5. Берн Э. Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии. —Екатеринбург: ЛИТУР, 2003.

6. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. — СПб, 200 1 .

7. Велента Т.Ф. Проблема психологической зависимости супругов от ихродителей // Журнал практического психолога. 2005. № 5. С. 5-19.

8. Витакер Карл А. Техники процесса семейной терапии. — Новосибирск, 1990.

9. Елизаров А.Я. Основы индивидуального и семейного психологическо­го консультирования. Учеб. пособие. — М.: «Ось-89», 2003.

10. Коннер Р.В., Зырянова Ю.И., Каленский М.И., Дроздовский Ю.В. Стра­тегический подход к семейной психотерапии. — Новокузнецк, 1998.

11. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / Пер. с чешек. — М.: Медицина, 1991.

12. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность: Психоанализ стра­стей. - М.; СПб.: Б.С.К., 1998.

13. КуприянчикЛ. Психология любви. — М., 1998.

14. Лидере А.Г. Психологическое обследование семьи: Учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб, заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.

15. Маданес К. Стратегическая семейная терапия / Пер. с англ. Т.В. Сне­гиревой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

16. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии / Пер. с англ. А.Д. Иорданского. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

17. Обухова Л.Ф., Дворникова И.Н. Ритуалы как психологическое средство формирования сплоченности семьи // Психологическая наука и об­разования. 2008. № 4. С. 24-34.

18. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и деть­ми. — СПб.: Из-во С.-Петер. ун-та, 2004.

19. Ослон В.Н. Приемная семья — кризисы первого года // Формирова­ние гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, шко­ле / Под ред. В.Н. Стегния. Т. 2. Пермь, 2000.

20. Психология семьи. Хрестоматия. — Самара: Бахрах-М, 2002.

21. Сатир В. Вы и ваша семья. М.: Апрель-Пресс, Институт общегумани­тарных исследований, 2007.

22. Сатир В. — Психотерапия семьи. — СПб.: Речь, 2006. — 288 с.

23. Сатир В. Воспитывающая семья / Пер. Р.Б. Сапожникова. — Ново­сибирск, 1989.

24. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейно­го консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2005.

25. Хамитова И.Ю. Диагностика семьи. Инструкция по применению // Журнал практической психологии и психоанализа. 2004. № 4. С. 51— 60.

26. Хеллингер Б. Порядки Любви: Разрешение семейно-системных кон­фликтов и противоречий. — М.: Издательство Института психотера­пии, 2001.

27. Черников А.С. Системная семейная терапия, интегративная модель диагностики. — М., 2001.

28. Шнайдер, Якоб. Семейные расстановки. Основные принципы и спо­собы действий. — М.: Институт консультирования и системных ре­шений, 2009.

29. ШнейдерЛ.Б. Психология семейных отношений. — М., 2000.

30. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 1999.

31. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — Л., 2002.

СЕМЬЕ В НОРМАТИВНОМ

И НЕНОРМАТИВНОМ КРИЗИСЕ

НОРМАТИВНЫЕ КРИЗИСЫ СЕМЬИ

В НИХ

Кризис повторного брака

На наш взгляд, повторный брак может и должен рассматривать­ся как ненормативный семейный кризис, поскольку является нео­бязательным для семьи. Семья, вступающая в повторный брак, по сути, начинает новый жизненный цикл, имея в анамнезе предыду­щие отношения. В процессе выстраивания отношений в повторном браке могут возникать несколько сложностей, связанных как с нор­мативными процессами, так и с проблемами, которые супруги при­вносят из предыдущих браков. Н.И. Олиферович выделяет несколь­ко типов повторных браков, распределяя их по четырем основани­ям: характеру прекращения прежних брачных отношений (смерть су­пруга, развод); наличие или отсутствия опыта брачных отношений; наличие и количество детей в предыдущих браках; возрастная раз­ница партнеров (Н.И. Олиферович, 2006). По мнению автора, в за­висимости от типа брака каждая семья столкнется со своим специ­фическим комплексом трудностей, кроме так называемых общих сложностей повторного брака. К данным сложностям мы можем от­нести: дифференциацию супружеской и родительской подсистемы; необходимость переструктурирования семейных систем; сложности ролевого определения; возникающие конфликты между членами расширенной семьи и т.д. Кроме того, ситуация повторного брака может осложняться большим количеством мифов, существующих в обществе о повторном браке. Среди максимально опасных мифов для организации взаимоотношений в повторном браке необходимо отметить следующие:

• новый партнер заменит моим детям отца/мать (на самом деле, это невозможно);

• если мой партнер меня любит, то будет любить моих детей как своих собственных (необязательно любовь к супругу должна со­провождаться любовью к его детям);

• новый партнер никогда не будет любить моих детей (существуют ситуации, когда отношения ребенка с приемным родителем бо­лее комфортные, чем с родным);

• мой ребенок всегда будет страдать от присутствия в семье чужого человека (утверждение не подтверждено фактами);

• новый партнер должен взять на себя ответственность (ни за что не вмешиваться) за воспитание моего ребенка (ни одно, ни вто­рое невозможно);

• повторный брак всегда лучше/хуже предыдущего.

Данные мифы опасны формированием неадекватных ожиданий в браке, что может привести к дополнительным конфликтам и пре­тензиям.

Наиболее частыми признаками прохождения кризиса могут быть: конфликты между брачными партнерами, основанные на претензиях из прошлых семей; конфликты из-за неоправданных ожиданий по отношению к партнеру; проблемы в детско-родительских отно­шениях, связанные с неподчинением ребенка, его протестным по­ведением, ревностью со стороны ребенка или со стороны кровного родителя.

Для диагностики различных аспектов кризиса могут применять­ся следующие тестовые методики:

• для выявления нарушений в детско-родительских отношениях: тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2003), тест-опросник анализа семейного вос­питания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), тест «Родительско-детские от­ношения» (РАКШ1) (авторы Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещерет), тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин), опросник для исследования эмоцио­нальной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захаров) и т.д.;

• выявление уровня сплоченности семьи: тест Геринга (FAST);

• для выявления ролевой структуры семьи: методика «Ролевые ожи­дания и притязания в браке» (автор А.Н. Волкова), опросник «Се­мейные роли» (модификация А.В. Ченникова); тест-опросник «Распределение ролей в семье» (авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубровская, 1987) и т.д.;

• определение эмоционального фона семьи: опросник «Анализ се­мейной тревоги» (АСТ), тест «Диагностика эмоциональных отно­шений в семье».

Психологическая помощь в ситуации повторного брака должна строиться исходя из возникающих сложностей и направлена на мак­симально эффективную адаптацию семьи к новым условиям. Как максимально часто возникающие темы для психологического кон­сультирования выступают:

1. Трудности ролевого определения между супругами. В этой ситуации необходимо оказать помощь в рамках супружеского консуль­тирования и супружеской терапии. Позволить супругам адекватно построить взаимоотношения, отчистив их от нереалистических ожи­даний и претензий, смещенных с прошлых супружеских отношений.

2. Трудности в распределении функциональных ролей в семье, связанные с неразберихой по поводу ролевой ответственности за вос­питание ребенка и специфики взаимоотношений с бывшими супру­гами. В этой ситуации необходимо помочь четко выявить супруже­скую пару и родительскую, учитывая, что необходимо новому супру­гу принимать определенные родительские функции по отношению к детям, распределяя полномочия и зоны влияния с биологически­ми родителями.

3. Возникновение коалиций между биологическим родителем, не проживающего совместно, и ребенком с целью противодействия от­ношениям в новой семье. В этом случае консультирование должно включать в себя работу со всей расширенной семьей для развития нормальных отношений и снижения напряжения.

4. Трудности принятия новой семьи расширенной семьей. С этой точки зрения, идеальным вариантом работы является консультирова­ние расширенной семьи по поводу появления страхов и напряжений, возникающих у бабушек и дедушек в ситуации повторного брака.

Литература для углубленного изучения темы

1. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич- Куземкина, Т. А. Велента. — М.: Речь, 2006.

2. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кри­зисными и проблемными ситуациями. — М., 2002.

Список используемой литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консуль­тирование. — М., 2004.

2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.М. Социально­психологические методы исследования супружеских отношений. — М., 1987.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М.: Изд-во Моек, ун-та, 1984.

4. Галустова О.В. Психологическое консультирование: Конспект лек­ций. — М.: А-Приор, 2007.

5. Гордон Т. Курс эффективного родителя: как воспитать в детях чувство ответственности / Пер. с англ. Н. Усовой. — М.: ЛомоносовЪ, 2010.

6. Губина Т. Материалы Детского Дома № 19. Изд. 2-е, перераб. и доп. 2007.

7. Карабанова О.И. Психология семейных отношений и основы семей­ного консультирования. — М.: Гардарики, 2005.

8. Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М., 1998.

9. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / Пер. с чешек. — М.: Медицина, 1991.

10. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. — Киев: София, 2001.

11. Леви В.Л. Травматология любви. — М.: Метафора, 2004.

12. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии / Пер. с англ. А.Д. Иорданского. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

13. Ослон В.Н. Приемная семья — кризисы первого года // Формирова­ние гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, шко­ле / Под ред. В.Н. Стегния. Т. 2. — Пермь, 2000.

14. Психология семейных отношений с основами семейного консульти­рования: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Е.И. Арта­монова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под. ред. Е.Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

15. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич- Куземкина, Т. А. Велента. — М.: Речь, 2006.

16. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-Пресс, 1992.

17. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейно­го консультирования: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2005.

18. Хилл Р. Семейные решения и общественные мероприятия. — М.: ИСИ РАН, 1972.

19. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 1998.

20. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001.

21. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000.

22. Эйдемиллер Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 2000.

23. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб., 2003.

Тема 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ПЕРИОД

БЕРЕМЕННОСТИ

Таблица 3.1

Этапы психологического развития беременности Сроки берем, (недели) Психические проявления Психосоматические явления Соматические изменения
I
Установка на бере­менность 0-4 Волнение, навязчивая мысль «Я — беременна». Рефлексия происходящего Усталость и сонливое со­стояние. Отсутствие аппе­тита; появление свой­ственных беременным «причуд» Зарождение новой жизни
Аффект осознания себя беременной 4-8 Страх, беспокойство, ра­дость (одно или все явле­ния сразу) Тошнота, чрезмерное слю­ноотделение Плотное прилегание белья к талии, изменение груд­ных желез
Симптом принятия решения 8-12 Неустойчивость настрое­ния, сравнимая с предмен­струальными явлениями Изжога, расстройство пи­щеварения Запоры, частое мочеиспу­скание
Симптом нового «Я» 12-16 Ощущение внутреннего спокойствия. Периодические головные боли, усиление аппетита Проявление вен на животе и ногах, округление живо­та
Симптом эмоцио­нальной лабильности Весь пе­риод бере­менности Ощущение скуки, медли­тельности, возрастающего недовольства Эмоциональные колеба­ния, коррелирующие с эмоциональным фоном менструального цикла, эмоциональная дезадап-тивность  
Симптом противоре­чивого отношения к беременности 8-36 кульмина­ция — 16 Фрустрация при отсут­ствии ощущения — «Я бе­ременна». Чувство разби­тости, хаоса. Забывчи­вость. Стремление к само­организации Усталость, спорадические головные боли. Возможны головокружения, обморо­ки Более редкое мочеиспуска­ние, увеличение груди с уменьшением болезнен­ных ощущений, кровоте­чение десен
Симптом принятия новой жизни в себе 16-20 Радость, эйфория. Фанта­зии, связанные с появле­нием ребенка Рост или потеря аппетита Первые ощутимые движе­ния плода
Симптом психологи­ческого симбиоза ма­тери и плода При первых ощутимых движениях плода
Симптом перинаталь­ной дисморфофобии 16-42 кульмина­ция 20-25 Частые смены настроения Учащенное сердцебиение Изменение пигментации кожи на животе. Боли в спине
Симптом завышен­ных притязаний по отношению к другим 20-25 Раздражительность, не­рвозность, плаксивость Усиленный аппетит, изжо­га. Усталость, головокру­жения Отеки стоп, лица, рук. Ва­рикозные вены голени
Симптом ощущения депривации 25-36 Повышенная возбуди­мость Спазмы мышц нижних конечностей Судороги ног. Кровотече­ние десен. Боли в подбрю­шье
Симптом сексуальной неполноценности периода беременно­сти 20-36 Нетерпеливость и возбуж­дение. Желание скорейшего родоразрешения Более легкое (или трудное) достижение оргазма. Зуд живота Выделения из влагалища. Запоры, спорадические спазмы Бракстона -Хикса. Образование молозива
Симптом активиза­ции потребности в независимости. Симптом "гнездова­ния" Желание создания безо­пасного места для себя и будущего ребенка    
Симптом нетерпения 32-42 Беспокойство о будущем. Ощущение надоевшей беременности. Усиление боязни материнства Обедненное дыхание, бес­сонница. Неуклюжесть Усиление активности пло­да. Частное мочеиспуска­ние
Симптом страха перед родами С 34 до родов Усиление страха перед ро­дами. Желание скорейше­го разрешения Усталость или чрезмерная энергия Полнокровие слизистой оболочки носа
               


Первая матрица — матрица наивности или матрица любви. Длит­ся на протяжении беременности, до начала схваток. В этот период формируется жизненный потенциал человека, адаптационные спо­собности. Психологически этап связан с переживанием «рая», «океанического единства», «космического единства», с ощущением спо­койствия, блаженства, радости.

Нарушение переживания первой матрицы могут быть связанны со специфическими событиями: угроза выкидыша, болезни матери и т.д. Переживаются как ощущение опасности в виде загрязнения или тотальной угрозы жизни, картин апокалипсиса.

Вторая матрица — матрица жертвы. Относится к первой клини­ческой стадии родов — схваткам. Психологически матрица пережи­вается как неопределенность и угроза для жизни. По сути, мать и ее ребенок становятся источниками боли друг для друга и вступают в конфликт. С. Гроф считает, что на этой стадии вырабатывается пас­сивная сила, настойчивость, терпеливость, умение выживать, чув­ство вины (за изгнание), травма любви (любили, потом причинили боль и выгнали). В случае формирования патологической матрицы жертвы у человека нет терпения, либо он все время попадает в ситу­ации «давления» со стороны окружающих.

Третья перинатальная матрица — «матрица борьбы», связанна с прохождением по родовым путям. Характеризует специфику актив­ности человека, его смелость, ощущение, что он справится. Наруше­ния данной матрицы могут приводить в зависимости от специфики прохождения: к отсутствию борьбы (кесарево); много борьбы в жиз­ни (запретные роды); скрытому суициду (клиническая смерть в этом периоде); чувству вины и играм со смертью (асфиксия).

Четвертая матрица — завершение процессов родов, третья кли­ническая стадия родов. «Матрица свободы» начинается с момента физического рождения. Особое влияние оказывают переживания первых 7 дней после родов, которые программируют всю жизнь. В норме мама должна взять ребенка на руки после рождения, дать грудь, показать свою любовь, заботу. Если по какой-то причине ре­бенок сразу после рождения разлучен с матерью, то свобода ассоци­ируется с болью, одиночеством, холодом, голодом.

Существует несколько техник, позволяющих нивелировать пато­логическое влияние травм рождения. В первую очередь это методы телесно-ориентированной терапии, холотропное дыхание, «родовой канал» и т.д.

Литература для углубленного изучения темы

1. Коваленко-Маджуга Н.П. Перинатальная психология. — СПб., 2001.

2. Филиппова. Г.Г. Психология материнства. Учеб. пособие. — М.:Изда-тельство Института психотерапии, 2002.

3. Хрестоматия по перинатальной психологии: Учеб. пособие / Н.В. Бо­ровикова, Л.Ф. Брюдаль, С. Гроф и др.; Сост. А.Н. Васина. — М.: УРАО, 2005. - 328 с.

Список использованной литературы

1. Боровикова Н.В. Акмеологический потенциал беременной женщины. Социально-психологический анализ. — М.: Социнновация, 1998.

2.Боровикова Н.В., Посохова С.Т. Психологическая помощь беремен­ным// РМЖ. 2000. № 3. С. 10-14.

3.Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологи­ческого состояния женщин во время беременности и после родов // Вопр. психологии. 2002. № 3. С. 59-68.

4. Брутмон В.В, Радионова М.С. Формирование привязанности к ребен­ку в период беременности // Вопр. психологии. 1999. № 3. С. 38—47.

5. Бойко В.В. Счастье, семья, дети. — М.: Знание, 1980.

6. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления крити­ческих ситуаций. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

7.Васина А. Н. (сост.) Хрестоматия по перинатальной психологии: Пси­хология беременности, родов и послеродового периода. — М.: УРАО, 2005.

8.Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. — М.: ТОО Независимая фирма «Класс», 1998.

9Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. — М.: АСТ, 2005.

10. Гроф С. Области человеческого бессознательного. Данные исследова­ний ЛСД. - Киев: Р5УПВ, 2003.

11.П. Добряков И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты // Хресто­матия по перинатальной психологии. — М., 2005.

12. Захаров А.И. Ребенок до рождения. — СПб., 1999.

13. Кляйн М. Зависть и благодарность: Исследование бессознательных ис­точников / Пер. с англ. - СПб.: Б. С. К., 1997.

14. Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщины в период беременности родов. Перинатальная психология, медикосо-циальные проблемы. — Спб., 2001.

15. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. — СПб., 2000.

16. Коваленко-Маджуга Н.П. Перинатальная психология. — СПб., 2001.

17. Кон И.С. Отцовство, как социокультурный феномен // Педагогика. 2005. № 9. С. 3-16.

18. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском воз­расте. — Прага, 1984.

19. Жарким Н.А. Программа подготовки беременных к родам // Патоло­гия беременности и родов. — Саратов, 1997.

20. Жариков Ж.В. Отношение к беременной в народной традиции. — М.: Рожана. 1995.

21. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопр. психологии. 2000. № 5. С. 18-27.

22. Филиппова Г.Г. Проблемы материнства // Психологический журн. 1998. №5. С. 81-88.

23. Филиппова. Г.Г. Психология материнства: Учеб. пособие. — М.: Изда­тельство Института психотерапии, 2002.

24. Хорни К. Женская психология. — СПб., 1993.

25. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская КМ. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учеб. пособие для врачей и психологов. — СПб.: Речь, 2003.

И ИХ ДЕТЕЙ

Требования к психологу

Для осуществления консультирования с ребенком выделяется ряд требований к специалисту:

• необходимо найти контакт с ребенком, уметь устанавливать до­верительные и искренние отношения с ребенком;

• психолог должен обладать достаточной физической силой, так как некоторые процедуры (на/гример, холдинг-терапия) требуют от специалиста физической подготовки;

• любить детей, благожелательно к ним относиться;

• иметь представление о развитии детей, их росте и обучении, о наиболее важных вопросах, относящихся к каждому отдельному возрастному периоду;

• уметь быть мягким, но решительным;

• иметь представления о социальных и культурных требованиях от ребенка со стороны семьи;

• уметь сохранять в себе экспрессию, позитивный интерес к дей­ствиям, чувство юмора;

• рассматривать ребенка как полноправную и уникальную лич­ность.

Консультирование ребенка

Консультирование ребенка ведется после встречи с родителями. Первая встреча с ребенком направлена на выстраивание контакта с ним, знакомство. Консультирование ребенка происходит в рамках игрового взаимодействия. Игровая психотерапия первично выделена в психоанализе, как средство решения детских проблем. В настоя­щее время выделяют директивную и недирективную игровую психо­терапию. Директивная психотерапия предполагает четкий план игро­вого взаимодействия психолога, связанный с проигрыванием опре­деленных ситуаций, в которых ребенок получает набор социально приемлемых стандартов и нормативов. Недирективная игровая пси­хотерапия использует свободную игру для самовыражения ребенка и достижения ряда консультативных задач:

• в игровой психотерапии ребенок в результате эмоционального со­провождения психологом с озвучиванием чувств и переживаний игровых персонажей обучается справляться с собственным аф­фектом, обретает эмоциональную компетентность. Например, в борьбе монстров психолог, руководящий терпящим поражение монстром, должен проговаривать все чувства и переживания игрового персонажа, которые ребенок вначале отвергнет («Не ной...»), затем станет способным пожалеть персонаж и только по­сле всего сможет сам проиграть и озвучить собственные чувства, которые он переживает в подобных ситуациях;

• выработка способностей к саморегуляции. Это приводит к повы­шению эмоциональной устойчивости ребенка. Неумение управ­лять собственными чувствами — достаточно частая проблема, вы­ражающаяся в неконтролируемом детском поведении. Демон­стрируя такое поведение в рамках консультирования, ребенок усваивает способы совладения с ними через реакцию психолога. Так, например, если ребенок начинает кричать или бросать вещи, когда у него что-то не получается, задача психолога озвучить дан­ную ситуацию, с анализом чувств и планируемым действием «Я понимаю, что ты расстроился и разозлился из-за того, что у тебя не получается, но все равно успокаивайся и мы попробуем еще раз...». Такое спокойное отношение психолога учит ребенка кон­тролю собственных чувств;

• коррекция детско-родительских отношений. Данное направле­ние связанно с оказанием посреднической помощи в организа­ции взаимодействия родителя и ребенка. Первоначально, роди­тель может присутствовать на консультировании, наблюдая за те­рапевтической игрой. В дальнейшем под руководством консуль­танта, он в эту игру включается, развивая способности к выстра­иванию адекватных отношений с ребенком. Одним из методов, позволяющим родителям и детям осознавать нарушенную спец­ифику их взаимоотношения, является обмен ролями (родитель берет роль ребенка, и наоборот). Такая ролевая игра дает много опыта и понимания специфики выстраивания взаимоотношений;

• расширение возможностей для самовыражения ребенка. Это свя­занно с получением огромного арсенала средств для выражения себя в рамках игрового взаимодействия.

По сути, консультант в рамках игры выполняет функцию «зерка­ла», отражая все внутренние процессы, происходящие с ребенком. А.А, Осиповз (2002) выделяет две, основных функции, выполня­емые консультантом: это функция «идеального» родителя, воссоздающая ситуацию позитивных детско-родительских отношений; рав­ноправного партнера по игре.

Существует достаточно много методов и техник консультирова­ния детей. Рассмотрим некоторые из них.

Арт-терапия. Основывается на использовании творчества для консультирования. Воздействие арт-терапии опирается на техники Активного воображения, использования символов и самого процес­са творчества как терапевтических. Существует несколько направле­ний использования арт-терапии в детском консультировании.

1. Само рисование как способ реализации внушениях процессов.

2. Способ установления контакта с ребенком (срез совместную творческую деятельность (лепка, рисование).

3. Анализ и интерпретация результатов детского творчества.

4. Использование ранее созданных произве

Наши рекомендации