Психологического консультирования семьи
ФЗ Издание не подлежит маркировке Ns436-ФЗ в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1
Андронникова О.О.
А66 Специальные поблемы психологического консультирования:
учеб, пособие / 0.0. Андронникова. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 348 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com].
ISBN978-5-9558-0254-1 (Вузовский учебник)
ISBN978-5-16-005517-6 (ИНФРА-М)
В учебном пособии предоставлена информация и необходимая методологическая помощь для формирования профессиональных компетенций в области консультативной практики и включает в себя комплекс информации по разным специальным вопросам психологического консультирования. В издании содержится необходимая информация по разделам курса «Консультативная психология», «Тренинг навыков консультирования», «Специальные проблемы психологического консультирования». В нем представлены методические указания, основные теоретические идеи лекционного курса, задания для выполнения самостоятельной работы студентов и самоконтроля, упражнения для отработки навыков.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по психологическим специальностям в технологии очного и заочного образования, а также магистрам и начинающим практическую деятельность психологам-консультантам, испытывающим методологическую трудность в определении специфики и структуры консультирования различных психологических проблем.
УДК 159.9(075.8) ББК 88я73
Материалы, отмеченные знаком , доступны
. в электронно-библиотечной системе znanium (www.znanium.com)
ISBN978-5-9558-0254-1 (Вузовский учебник) © Вузовский учебник, 2013 ISBN978-5-16-005517-6 (ИНФРА-М)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие содержит материалы курса, раскрывающие содержание одной из областей психологической практики — психологического консультирования. Это учебное пособие содержит материалы для углубленного изучения специфики и особенностей организации работы с различными ситуациями, требующими консультативной помощи. Пособие предназначено для студентов и преподавателей психологических факультетов, работающих психологов-консультантов, слушателей различных курсов повышения квалификации и усовершенствования специалистов в области психологического консультирования. Рассчитано пособие на студента или молодого специалиста, уже усвоившего определенные психологические знания, обладающего достаточным уровнем интеллектуального развития для овладения предложенным материалом.
В пособии рассмотрены специфические ситуации консультативной теории и практики: консультирование детей, подростков, семьи, взрослых людей, находящихся в ситуациях, требующих помощи и поддержки. Достаточно много внимания уделено вопросам организации консультативной помощи зависимым людям, людям с поведенческими проблемами (агрессией, депрессией, суицидальными намерениями, чувством вины, виктимным поведением), сексуальными сложностями. Отражением требований времени является информация о консультировании жертв насилия, клиентов в ситуации посттравматического и острого стрессового расстройства, соматических больных.
Учебное пособие содержит основы современных психологических знаний в области психологического консультирования, которые изложены в соответствии с принятыми стандартами написания учебной и учебно-методической литературы. Каждая часть (тема) учебного пособия посвящена какой-либо из основных областей психологического консультирования. Части состоят из параграфов. В конце каждой темы помещены вопросы и список рекомендуемой литературы, а также список использованных источников для написания данной части. Разумеется, объем материала, который содержится в этом учебном пособии, значительно превышает необходимый для успешной сдачи экзамена по курсу «Консультативная психология», читаемом в вузе, но стоит ориентироваться на более высокую планку — на специалиста-практика, который хочет понять и усвоить правила, принципы и методы консультирования по конкретной проблеме. Каждая тема раскрыта таким образом, чтобы дать читателю сначала знание о рассматриваемой психологической проблеме, а уже
потом обсудить основные подходы к ее решению и методы воздействия. В структуре учебного пособия по каждой теме представлены: курс основных информационных материалов по направлениям психологического консультирования; информация о диагностических процедурах; практикум, включающий задания и упражнения для отработки основных компетенций, которые должны быть сформированы в рамках изучения данной темы; рекомендованная литература; вопросы для самопроверки; диагностические методики исследования состояния человека и его проблем. Наличие стандартизированных методик позволяет структурировать и облегчить область консультационной практики для молодого специалиста, более точно организовывать практику психологического консультирования, планировать профилактические мероприятия.
Уникальность данного учебного пособия состоит в том, что в нем максимально полно на данный момент собрана информация об основных подходах к организации и проведению психологического консультирования по различным вопросам консультационной практики. Учебное пособие призвано восполнить дефицит учебной литературы, необходимой для формирования основных профессиональных компетенций в области консультирования в перинатальный период, консультирования в ситуации психотравмы, психических и поведенческих расстройств личности, аддиктивного поведения, сексуальных проблем и т.д. Несомненно, что в настоящее время выпускаются различные издания, посвященные специфическим областям консультативной практики, например консультированию жертвы, оказанию психологической помощи в кризисной ситуации, однако учебного пособия, позволяющего соединить знания по столь обширным областям консультативной практики, в настоящий момент нет. Материалы этого пособия направлены на комплексное предоставление информации, позволяющей специалисту получить необходимые знания при столкновении с определенными консультативными задачами и ситуациями.
В учебном пособии представлены материалы, способствующие формированию как общекультурных, так и профессиональных компетенций.
Предложенный по каждой из тем анализ диагностических возможностей позволит молодому специалисту более комплексно и научно подходить к вопросу оценки состояния клиентаи его ресурсов. Эффективно планировать систему воздействий на клиента для возвращения способности к эффективному общественному функционированию. Важным фактором успешности формирования профессиональных компетенции студентов является формирование позитивной мотивации к консультативной деятельности через создание ситуаций успеха на основе использования различных технологий обучения: игровых ситуаций; погружение в ситуации реального и нестереотипного общения с клиентом и т.д. Введение в учебное пособие упражнений и заданий творческого характера, заданий для самостоятельной работы студентов, направленных на поиск дополнительной информации по затрагиваемой теме, обсуждение проблемы мп этапе «презентации» и группового обсуждения, внедрение в процесс обучения таких методов, как выполнение проектов, ролевых игр, кооперативное обучение, работа с кейс-случаями позволяют сформировать не только когнитивный и эмоционально-ценностный, но и конативный уровень компетенции.
Материалы, отмеченные знаком доступны в электроннобиблиотечной системе znaniumпо адресу http://znanium.com.
Кроме того, в каждой теме есть ссылки на другую учебную литературу, более полно раскрывающую некоторые положения или специфические особенности темы, к которым мы рекомендуем обратиться студенту, в случае потребности в углубленных профессиональных знаниях по теме.
По сути, данное пособие рассчитано на заинтересованного читателя, имеющего потребность в получении знаний и умений по определенным направлениям психологического консультирования, а не на того, кто просто хочет сдать экзамен и забыть о консультировании как профессиональном направлении.
Тема 1. СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ И МОДЕЛИ
Задачи психолога
1. Определить степень влияния «локального» или «распространенного» конфликта в развитии семейных отношений, их направленность.
2. Определить и структурировать проблемы.
3. Выбрать адекватные формы и средства работы, сочетать индивидуальные и групповые методы.
4. Выработать примерный план консультирования по семейным конфликтам.
Литература для углубленного изучения темы
1. Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений/ Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
2. Сатир Б. Психотерапия семьи. — СПб.: Речь, 2006.
3. Черников А.С. Системная семейная терапия, интегративная модель диагностики. — М., 2001.
4.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — Л., 2002.-192с.
Список используемой литературы
1 .Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическоеконсультирование. — М.: Независимая фирма «Класс», 2004.
2 .Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь2004. -244 с.
3. Бендлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия и НЛП. — М.;СПб.: Институт общегуманитарных исследований, 2000.
4. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб.: Питер, 2001.
5. Берн Э. Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии. —Екатеринбург: ЛИТУР, 2003.
6. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. — СПб, 200 1 .
7. Велента Т.Ф. Проблема психологической зависимости супругов от ихродителей // Журнал практического психолога. 2005. № 5. С. 5-19.
8. Витакер Карл А. Техники процесса семейной терапии. — Новосибирск, 1990.
9. Елизаров А.Я. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. Учеб. пособие. — М.: «Ось-89», 2003.
10. Коннер Р.В., Зырянова Ю.И., Каленский М.И., Дроздовский Ю.В. Стратегический подход к семейной психотерапии. — Новокузнецк, 1998.
11. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / Пер. с чешек. — М.: Медицина, 1991.
12. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность: Психоанализ страстей. - М.; СПб.: Б.С.К., 1998.
13. КуприянчикЛ. Психология любви. — М., 1998.
14. Лидере А.Г. Психологическое обследование семьи: Учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб, заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
15. Маданес К. Стратегическая семейная терапия / Пер. с англ. Т.В. Снегиревой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
16. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии / Пер. с англ. А.Д. Иорданского. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
17. Обухова Л.Ф., Дворникова И.Н. Ритуалы как психологическое средство формирования сплоченности семьи // Психологическая наука и образования. 2008. № 4. С. 24-34.
18. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. — СПб.: Из-во С.-Петер. ун-та, 2004.
19. Ослон В.Н. Приемная семья — кризисы первого года // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе / Под ред. В.Н. Стегния. Т. 2. Пермь, 2000.
20. Психология семьи. Хрестоматия. — Самара: Бахрах-М, 2002.
21. Сатир В. Вы и ваша семья. М.: Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2007.
22. Сатир В. — Психотерапия семьи. — СПб.: Речь, 2006. — 288 с.
23. Сатир В. Воспитывающая семья / Пер. Р.Б. Сапожникова. — Новосибирск, 1989.
24. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
25. Хамитова И.Ю. Диагностика семьи. Инструкция по применению // Журнал практической психологии и психоанализа. 2004. № 4. С. 51— 60.
26. Хеллингер Б. Порядки Любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. — М.: Издательство Института психотерапии, 2001.
27. Черников А.С. Системная семейная терапия, интегративная модель диагностики. — М., 2001.
28. Шнайдер, Якоб. Семейные расстановки. Основные принципы и способы действий. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2009.
29. ШнейдерЛ.Б. Психология семейных отношений. — М., 2000.
30. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 1999.
31. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — Л., 2002.
СЕМЬЕ В НОРМАТИВНОМ
И НЕНОРМАТИВНОМ КРИЗИСЕ
НОРМАТИВНЫЕ КРИЗИСЫ СЕМЬИ
В НИХ
Кризис повторного брака
На наш взгляд, повторный брак может и должен рассматриваться как ненормативный семейный кризис, поскольку является необязательным для семьи. Семья, вступающая в повторный брак, по сути, начинает новый жизненный цикл, имея в анамнезе предыдущие отношения. В процессе выстраивания отношений в повторном браке могут возникать несколько сложностей, связанных как с нормативными процессами, так и с проблемами, которые супруги привносят из предыдущих браков. Н.И. Олиферович выделяет несколько типов повторных браков, распределяя их по четырем основаниям: характеру прекращения прежних брачных отношений (смерть супруга, развод); наличие или отсутствия опыта брачных отношений; наличие и количество детей в предыдущих браках; возрастная разница партнеров (Н.И. Олиферович, 2006). По мнению автора, в зависимости от типа брака каждая семья столкнется со своим специфическим комплексом трудностей, кроме так называемых общих сложностей повторного брака. К данным сложностям мы можем отнести: дифференциацию супружеской и родительской подсистемы; необходимость переструктурирования семейных систем; сложности ролевого определения; возникающие конфликты между членами расширенной семьи и т.д. Кроме того, ситуация повторного брака может осложняться большим количеством мифов, существующих в обществе о повторном браке. Среди максимально опасных мифов для организации взаимоотношений в повторном браке необходимо отметить следующие:
• новый партнер заменит моим детям отца/мать (на самом деле, это невозможно);
• если мой партнер меня любит, то будет любить моих детей как своих собственных (необязательно любовь к супругу должна сопровождаться любовью к его детям);
• новый партнер никогда не будет любить моих детей (существуют ситуации, когда отношения ребенка с приемным родителем более комфортные, чем с родным);
• мой ребенок всегда будет страдать от присутствия в семье чужого человека (утверждение не подтверждено фактами);
• новый партнер должен взять на себя ответственность (ни за что не вмешиваться) за воспитание моего ребенка (ни одно, ни второе невозможно);
• повторный брак всегда лучше/хуже предыдущего.
Данные мифы опасны формированием неадекватных ожиданий в браке, что может привести к дополнительным конфликтам и претензиям.
Наиболее частыми признаками прохождения кризиса могут быть: конфликты между брачными партнерами, основанные на претензиях из прошлых семей; конфликты из-за неоправданных ожиданий по отношению к партнеру; проблемы в детско-родительских отношениях, связанные с неподчинением ребенка, его протестным поведением, ревностью со стороны ребенка или со стороны кровного родителя.
Для диагностики различных аспектов кризиса могут применяться следующие тестовые методики:
• для выявления нарушений в детско-родительских отношениях: тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2003), тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), тест «Родительско-детские отношения» (РАКШ1) (авторы Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещерет), тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин), опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захаров) и т.д.;
• выявление уровня сплоченности семьи: тест Геринга (FAST);
• для выявления ролевой структуры семьи: методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (автор А.Н. Волкова), опросник «Семейные роли» (модификация А.В. Ченникова); тест-опросник «Распределение ролей в семье» (авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубровская, 1987) и т.д.;
• определение эмоционального фона семьи: опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ), тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье».
Психологическая помощь в ситуации повторного брака должна строиться исходя из возникающих сложностей и направлена на максимально эффективную адаптацию семьи к новым условиям. Как максимально часто возникающие темы для психологического консультирования выступают:
1. Трудности ролевого определения между супругами. В этой ситуации необходимо оказать помощь в рамках супружеского консультирования и супружеской терапии. Позволить супругам адекватно построить взаимоотношения, отчистив их от нереалистических ожиданий и претензий, смещенных с прошлых супружеских отношений.
2. Трудности в распределении функциональных ролей в семье, связанные с неразберихой по поводу ролевой ответственности за воспитание ребенка и специфики взаимоотношений с бывшими супругами. В этой ситуации необходимо помочь четко выявить супружескую пару и родительскую, учитывая, что необходимо новому супругу принимать определенные родительские функции по отношению к детям, распределяя полномочия и зоны влияния с биологическими родителями.
3. Возникновение коалиций между биологическим родителем, не проживающего совместно, и ребенком с целью противодействия отношениям в новой семье. В этом случае консультирование должно включать в себя работу со всей расширенной семьей для развития нормальных отношений и снижения напряжения.
4. Трудности принятия новой семьи расширенной семьей. С этой точки зрения, идеальным вариантом работы является консультирование расширенной семьи по поводу появления страхов и напряжений, возникающих у бабушек и дедушек в ситуации повторного брака.
Литература для углубленного изучения темы
1. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич- Куземкина, Т. А. Велента. — М.: Речь, 2006.
2. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. — М., 2002.
Список используемой литературы
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 2004.
2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.М. Социальнопсихологические методы исследования супружеских отношений. — М., 1987.
3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М.: Изд-во Моек, ун-та, 1984.
4. Галустова О.В. Психологическое консультирование: Конспект лекций. — М.: А-Приор, 2007.
5. Гордон Т. Курс эффективного родителя: как воспитать в детях чувство ответственности / Пер. с англ. Н. Усовой. — М.: ЛомоносовЪ, 2010.
6. Губина Т. Материалы Детского Дома № 19. Изд. 2-е, перераб. и доп. 2007.
7. Карабанова О.И. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М.: Гардарики, 2005.
8. Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М., 1998.
9. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / Пер. с чешек. — М.: Медицина, 1991.
10. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. — Киев: София, 2001.
11. Леви В.Л. Травматология любви. — М.: Метафора, 2004.
12. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии / Пер. с англ. А.Д. Иорданского. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
13. Ослон В.Н. Приемная семья — кризисы первого года // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе / Под ред. В.Н. Стегния. Т. 2. — Пермь, 2000.
14. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под. ред. Е.Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
15. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич- Куземкина, Т. А. Велента. — М.: Речь, 2006.
16. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-Пресс, 1992.
17. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
18. Хилл Р. Семейные решения и общественные мероприятия. — М.: ИСИ РАН, 1972.
19. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 1998.
20. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001.
21. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000.
22. Эйдемиллер Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 2000.
23. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб., 2003.
Тема 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ПЕРИОД
БЕРЕМЕННОСТИ
Таблица 3.1
Этапы психологического развития беременности | Сроки берем, (недели) | Психические проявления | Психосоматические явления | Соматические изменения | |||
I | |||||||
Установка на беременность | 0-4 | Волнение, навязчивая мысль «Я — беременна». Рефлексия происходящего | Усталость и сонливое состояние. Отсутствие аппетита; появление свойственных беременным «причуд» | Зарождение новой жизни | |||
Аффект осознания себя беременной | 4-8 | Страх, беспокойство, радость (одно или все явления сразу) | Тошнота, чрезмерное слюноотделение | Плотное прилегание белья к талии, изменение грудных желез | |||
Симптом принятия решения | 8-12 | Неустойчивость настроения, сравнимая с предменструальными явлениями | Изжога, расстройство пищеварения | Запоры, частое мочеиспускание | |||
Симптом нового «Я» | 12-16 | Ощущение внутреннего спокойствия. | Периодические головные боли, усиление аппетита | Проявление вен на животе и ногах, округление живота | |||
Симптом эмоциональной лабильности | Весь период беременности | Ощущение скуки, медлительности, возрастающего недовольства | Эмоциональные колебания, коррелирующие с эмоциональным фоном менструального цикла, эмоциональная дезадап-тивность | ||||
Симптом противоречивого отношения к беременности | 8-36 кульминация — 16 | Фрустрация при отсутствии ощущения — «Я беременна». Чувство разбитости, хаоса. Забывчивость. Стремление к самоорганизации | Усталость, спорадические головные боли. Возможны головокружения, обмороки | Более редкое мочеиспускание, увеличение груди с уменьшением болезненных ощущений, кровотечение десен | |||
Симптом принятия новой жизни в себе | 16-20 | Радость, эйфория. Фантазии, связанные с появлением ребенка | Рост или потеря аппетита | Первые ощутимые движения плода | |||
Симптом психологического симбиоза матери и плода | При первых ощутимых движениях плода | ||||||
Симптом перинатальной дисморфофобии | 16-42 кульминация 20-25 | Частые смены настроения | Учащенное сердцебиение | Изменение пигментации кожи на животе. Боли в спине | |||
Симптом завышенных притязаний по отношению к другим | 20-25 | Раздражительность, нервозность, плаксивость | Усиленный аппетит, изжога. Усталость, головокружения | Отеки стоп, лица, рук. Варикозные вены голени | |||
Симптом ощущения депривации | 25-36 | Повышенная возбудимость | Спазмы мышц нижних конечностей | Судороги ног. Кровотечение десен. Боли в подбрюшье | |||
Симптом сексуальной неполноценности периода беременности | 20-36 | Нетерпеливость и возбуждение. Желание скорейшего родоразрешения | Более легкое (или трудное) достижение оргазма. Зуд живота | Выделения из влагалища. Запоры, спорадические спазмы Бракстона -Хикса. Образование молозива | |||
Симптом активизации потребности в независимости. Симптом "гнездования" | Желание создания безопасного места для себя и будущего ребенка | ||||||
Симптом нетерпения | 32-42 | Беспокойство о будущем. Ощущение надоевшей беременности. Усиление боязни материнства | Обедненное дыхание, бессонница. Неуклюжесть | Усиление активности плода. Частное мочеиспускание | |||
Симптом страха перед родами | С 34 до родов | Усиление страха перед родами. Желание скорейшего разрешения | Усталость или чрезмерная энергия | Полнокровие слизистой оболочки носа | |||
Первая матрица — матрица наивности или матрица любви. Длится на протяжении беременности, до начала схваток. В этот период формируется жизненный потенциал человека, адаптационные способности. Психологически этап связан с переживанием «рая», «океанического единства», «космического единства», с ощущением спокойствия, блаженства, радости.
Нарушение переживания первой матрицы могут быть связанны со специфическими событиями: угроза выкидыша, болезни матери и т.д. Переживаются как ощущение опасности в виде загрязнения или тотальной угрозы жизни, картин апокалипсиса.
Вторая матрица — матрица жертвы. Относится к первой клинической стадии родов — схваткам. Психологически матрица переживается как неопределенность и угроза для жизни. По сути, мать и ее ребенок становятся источниками боли друг для друга и вступают в конфликт. С. Гроф считает, что на этой стадии вырабатывается пассивная сила, настойчивость, терпеливость, умение выживать, чувство вины (за изгнание), травма любви (любили, потом причинили боль и выгнали). В случае формирования патологической матрицы жертвы у человека нет терпения, либо он все время попадает в ситуации «давления» со стороны окружающих.
Третья перинатальная матрица — «матрица борьбы», связанна с прохождением по родовым путям. Характеризует специфику активности человека, его смелость, ощущение, что он справится. Нарушения данной матрицы могут приводить в зависимости от специфики прохождения: к отсутствию борьбы (кесарево); много борьбы в жизни (запретные роды); скрытому суициду (клиническая смерть в этом периоде); чувству вины и играм со смертью (асфиксия).
Четвертая матрица — завершение процессов родов, третья клиническая стадия родов. «Матрица свободы» начинается с момента физического рождения. Особое влияние оказывают переживания первых 7 дней после родов, которые программируют всю жизнь. В норме мама должна взять ребенка на руки после рождения, дать грудь, показать свою любовь, заботу. Если по какой-то причине ребенок сразу после рождения разлучен с матерью, то свобода ассоциируется с болью, одиночеством, холодом, голодом.
Существует несколько техник, позволяющих нивелировать патологическое влияние травм рождения. В первую очередь это методы телесно-ориентированной терапии, холотропное дыхание, «родовой канал» и т.д.
Литература для углубленного изучения темы
1. Коваленко-Маджуга Н.П. Перинатальная психология. — СПб., 2001.
2. Филиппова. Г.Г. Психология материнства. Учеб. пособие. — М.:Изда-тельство Института психотерапии, 2002.
3. Хрестоматия по перинатальной психологии: Учеб. пособие / Н.В. Боровикова, Л.Ф. Брюдаль, С. Гроф и др.; Сост. А.Н. Васина. — М.: УРАО, 2005. - 328 с.
Список использованной литературы
1. Боровикова Н.В. Акмеологический потенциал беременной женщины. Социально-психологический анализ. — М.: Социнновация, 1998.
2.Боровикова Н.В., Посохова С.Т. Психологическая помощь беременным// РМЖ. 2000. № 3. С. 10-14.
3.Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопр. психологии. 2002. № 3. С. 59-68.
4. Брутмон В.В, Радионова М.С. Формирование привязанности к ребенку в период беременности // Вопр. психологии. 1999. № 3. С. 38—47.
5. Бойко В.В. Счастье, семья, дети. — М.: Знание, 1980.
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
7.Васина А. Н. (сост.) Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода. — М.: УРАО, 2005.
8.Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. — М.: ТОО Независимая фирма «Класс», 1998.
9Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. — М.: АСТ, 2005.
10. Гроф С. Области человеческого бессознательного. Данные исследований ЛСД. - Киев: Р5УПВ, 2003.
11.П. Добряков И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты // Хрестоматия по перинатальной психологии. — М., 2005.
12. Захаров А.И. Ребенок до рождения. — СПб., 1999.
13. Кляйн М. Зависть и благодарность: Исследование бессознательных источников / Пер. с англ. - СПб.: Б. С. К., 1997.
14. Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщины в период беременности родов. Перинатальная психология, медикосо-циальные проблемы. — Спб., 2001.
15. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. — СПб., 2000.
16. Коваленко-Маджуга Н.П. Перинатальная психология. — СПб., 2001.
17. Кон И.С. Отцовство, как социокультурный феномен // Педагогика. 2005. № 9. С. 3-16.
18. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.
19. Жарким Н.А. Программа подготовки беременных к родам // Патология беременности и родов. — Саратов, 1997.
20. Жариков Ж.В. Отношение к беременной в народной традиции. — М.: Рожана. 1995.
21. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопр. психологии. 2000. № 5. С. 18-27.
22. Филиппова Г.Г. Проблемы материнства // Психологический журн. 1998. №5. С. 81-88.
23. Филиппова. Г.Г. Психология материнства: Учеб. пособие. — М.: Издательство Института психотерапии, 2002.
24. Хорни К. Женская психология. — СПб., 1993.
25. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская КМ. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учеб. пособие для врачей и психологов. — СПб.: Речь, 2003.
И ИХ ДЕТЕЙ
Требования к психологу
Для осуществления консультирования с ребенком выделяется ряд требований к специалисту:
• необходимо найти контакт с ребенком, уметь устанавливать доверительные и искренние отношения с ребенком;
• психолог должен обладать достаточной физической силой, так как некоторые процедуры (на/гример, холдинг-терапия) требуют от специалиста физической подготовки;
• любить детей, благожелательно к ним относиться;
• иметь представление о развитии детей, их росте и обучении, о наиболее важных вопросах, относящихся к каждому отдельному возрастному периоду;
• уметь быть мягким, но решительным;
• иметь представления о социальных и культурных требованиях от ребенка со стороны семьи;
• уметь сохранять в себе экспрессию, позитивный интерес к действиям, чувство юмора;
• рассматривать ребенка как полноправную и уникальную личность.
Консультирование ребенка
Консультирование ребенка ведется после встречи с родителями. Первая встреча с ребенком направлена на выстраивание контакта с ним, знакомство. Консультирование ребенка происходит в рамках игрового взаимодействия. Игровая психотерапия первично выделена в психоанализе, как средство решения детских проблем. В настоящее время выделяют директивную и недирективную игровую психотерапию. Директивная психотерапия предполагает четкий план игрового взаимодействия психолога, связанный с проигрыванием определенных ситуаций, в которых ребенок получает набор социально приемлемых стандартов и нормативов. Недирективная игровая психотерапия использует свободную игру для самовыражения ребенка и достижения ряда консультативных задач:
• в игровой психотерапии ребенок в результате эмоционального сопровождения психологом с озвучиванием чувств и переживаний игровых персонажей обучается справляться с собственным аффектом, обретает эмоциональную компетентность. Например, в борьбе монстров психолог, руководящий терпящим поражение монстром, должен проговаривать все чувства и переживания игрового персонажа, которые ребенок вначале отвергнет («Не ной...»), затем станет способным пожалеть персонаж и только после всего сможет сам проиграть и озвучить собственные чувства, которые он переживает в подобных ситуациях;
• выработка способностей к саморегуляции. Это приводит к повышению эмоциональной устойчивости ребенка. Неумение управлять собственными чувствами — достаточно частая проблема, выражающаяся в неконтролируемом детском поведении. Демонстрируя такое поведение в рамках консультирования, ребенок усваивает способы совладения с ними через реакцию психолога. Так, например, если ребенок начинает кричать или бросать вещи, когда у него что-то не получается, задача психолога озвучить данную ситуацию, с анализом чувств и планируемым действием «Я понимаю, что ты расстроился и разозлился из-за того, что у тебя не получается, но все равно успокаивайся и мы попробуем еще раз...». Такое спокойное отношение психолога учит ребенка контролю собственных чувств;
• коррекция детско-родительских отношений. Данное направление связанно с оказанием посреднической помощи в организации взаимодействия родителя и ребенка. Первоначально, родитель может присутствовать на консультировании, наблюдая за терапевтической игрой. В дальнейшем под руководством консультанта, он в эту игру включается, развивая способности к выстраиванию адекватных отношений с ребенком. Одним из методов, позволяющим родителям и детям осознавать нарушенную специфику их взаимоотношения, является обмен ролями (родитель берет роль ребенка, и наоборот). Такая ролевая игра дает много опыта и понимания специфики выстраивания взаимоотношений;
• расширение возможностей для самовыражения ребенка. Это связанно с получением огромного арсенала средств для выражения себя в рамках игрового взаимодействия.
По сути, консультант в рамках игры выполняет функцию «зеркала», отражая все внутренние процессы, происходящие с ребенком. А.А, Осиповз (2002) выделяет две, основных функции, выполняемые консультантом: это функция «идеального» родителя, воссоздающая ситуацию позитивных детско-родительских отношений; равноправного партнера по игре.
Существует достаточно много методов и техник консультирования детей. Рассмотрим некоторые из них.
Арт-терапия. Основывается на использовании творчества для консультирования. Воздействие арт-терапии опирается на техники Активного воображения, использования символов и самого процесса творчества как терапевтических. Существует несколько направлений использования арт-терапии в детском консультировании.
1. Само рисование как способ реализации внушениях процессов.
2. Способ установления контакта с ребенком (срез совместную творческую деятельность (лепка, рисование).
3. Анализ и интерпретация результатов детского творчества.
4. Использование ранее созданных произве