Практическая работа №12 Корыстина
Спинной мозг – как основной регулятор функционирования опорно – двигательного аппарата и вегетативных функций организма
Цель работы:изучить роль спинного мозга в регуляции физиологических функций организма.
Для работы необходимы: перкуссионный молоток.
Объект исследования –человек.
Спинно́й мозг Ч — орган ЦНС позвоночных, расположенный в позвоночном канале. Принято считать, что граница между спинным и головным мозгомпроходит на уровне перекреста пирамидных волокон (хотя эта граница весьма условна). Сегменты спинного мозга: 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 1-3 копчиковых. Каждому сегменту спинного мозга соответствует определенный участок тела, получающий от него иннервацию.
Принцип работы сегментарного аппарата спинного мозга — рефлекторные дуги.
Рефлекторная дуга (нервная дуга) — путь, проходимый нервными импульсами при осуществлении рефлекса.
Рефлекторная дуга состоит из:
· рецептора — нервное звено, воспринимающее раздражение;
· афферентного звена — центростремительное нервное волокно — отростки рецепторных нейронов, осуществляющие передачу импульсов от чувствительных нервных окончаний в центральную нервную систему;
· центрального звена — нервный центр (необязательный элемент, например для аксон-рефлекса);
· эфферентного звена — осуществляют передачу от нервного центра к эффектору;
· эффектора — исполнительный орган, деятельность которого изменяется в результате рефлекса.
Основная схема рефлекторной дуги спинного мозга: информация от рецептора идет по чувствительному нейрону, тот переключается на вставочный нейрон, тот в свою очередь на мотонейрон, который несет информацию к эффекторному органу. Для рефлекторной дуги характерен сенсорный вход, непроизвольность, межсегментарность, моторный выход.
Примерами спинномозговых рефлексов могут служить:
· Сгибательный рефлекс — рефлекс защитного типа, направленный на удаление повреждающего раздражителя (отдергивание руки от горячего).
· Рефлекс на растяжения (проприоцептивный) — предотвращающий чрезмерное растяжение мышцы. Особенностью этого рефлекса является то, что рефлекторная дуга содержит минимум элементов — мышечные веретена генерируют импульсы, которые проходят в спинной мозг и вызывают моносинаптическое возбуждение в α-мотонейронах той же мышцы.
· Сухожильный, разнообразные тонические и ритмические рефлексы.
Ход выполнения работы
1.Провести исследования сухожильного (коленного) и кожного (подошвенного) рефлексов человека, по описанным ниже схемам.
Наблюдение рефлексов рекомендуется проводить на нескольких испытуемых, поскольку в этом случае будет заметна разница выраженности индивидуальных рефлекторных реакций.
К оленный рефлексвызывается легким ударом по сухожилию четырехглавой мышцы ниже коленной чашечки. Испытуемый сидит на стуле,расположив одну ногу возле другой, голени свободно свисают под прямым углом к бедрам, стопы не должны упираться в пол.После удара молоточком возникает сокращение четырехглавого разгибателя бедра и легкое разгибание голени. Рефлекторная дуга коленного рефлекса: афферентное звено–чувствительные волокна бедренного нерва, уровень замыкания–LIII-IVсегменты спинного мозга, эфферентное звено–двигательные волокна бедренного нерва.
П одошвенный рефлекс – вызывается продольным штриховым раздражением кожи подошвы заостренным концом рукоятки молотка с усилием к концу раздражения. Ответная реакция в условиях нормы - сгибание пальцев нижней конечности и стопы. Рефлекторная дуга подошвенного рефлекса: афферентное звено – чувствительные волокна, уровень замыкания–SI-IIсегменты спинного мозга, эфферентное звено–двигательные волокна.
2.В ходе данных исследований оценить выраженность рефлексов.
Контрольные вопросы
1.Что такое спинной мозг? Сегменты спинного мозга.
2.Что такое рефлекторная дуга?
3.Из чего состоит рефлекторная дуга? Основная схема рефлекторной дуги спинного мозга.
4.Что такое рефлекс? Примеры спинномозговых рефлексов.
Список литературы:
1. Синельников Р. Д., Синельников Я. Р. Атлас анатомии человека в 4 томах. — М.: Медицина, 1996.
2. Судаков К.В. Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций/ Медицина, 2000 – 784 с.