Превалирование Воображаемых Отношений
“Именно в изначальном соперничестве … происходит образование человеческого мира.”
Жак Лакан, Семинар III, стр. 57
Базовое лакановское разделение воображаемого и символического может послужить в качестве мощного клинического инструментв в разграничении психоза и невроза. Невротик, несмотря на его страдания от множества более или менее важных конфликтов с друзьями и коллегами, то есть с подобными ему/ей другими, часто практические с первых сессий даёт терапевту понять, что его/её основная жалоба связана с символическим Другим. Что может быть выражено в его сетованиях о родителях, авторитетных фигурах, социальных ожиданиях, или же вопросах самоуважения, — всё это свидетельствует о конфликте на уровне того, каким пациент видит себя в категориях идеалов Другого (то есть на уровне я-идеала или супер-эго): неадекватным, разоблаченным, виновным и тд.
С другой стороны, психотик представляет всё иначе, у него конфликт имеет место в отношении других его/её возраста: соперниками, конкурентами, любовниками. Но не все они пытаются добиться одобрения одной и той же авторитетной фигуры, скорее, кто-то из них узурпирует место психотика 43.
Всем известный феномен преследования прекрасно соответствует категории воображаемых отношений, и является основной характеристикой паранойи (одного из психозов). Лакан говорил: “Так как Другой был либо не получен в пользование, либо утрачен, то ему [пациенту] встречается чисто воображаемый маленький другой… Этот другой его отрицает, буквально убивает” (Семинар III, стр. 278). Тем не менее, Лакан напоминает нам о том, что жалоб пациента о том, что кто-то пытается ему/ей причинить вред, недостаточно для того, чтобы считать его/её психотиком: эти жалобы могут свидетельствовать о действительности, или же они могут быть настолько невероятны, что очевидно оказываются ложными, но обычно не так уж и легко с этим разобраться. Нам остаётся еще раз повторить, что для того, чтобы точно диагностировать психоз у пациента “должны быть налицо языковые нарушения” (Семинар III, стр. 124) 44.
Вторжение Jouissance
Поскольку в психозе воображаемое не перезаписано символическим, влечения в теле не иерархизируются иначе, кроме как посредством подражания. Другими словами, видимая иерархия лишена нерушимости, что не свидетельствует об определенной жертве jouissance подобной той, что имеет место в случае иерархизации, происходящей у невротика во время социализации, когда либидо перенаправляется (более или менее полностью) со всего тела как целого к эрогенным зонам.
Лакан подчеркивал, что тело, в неврозе, по сути мертво. Они исписано означающими, то есть, другими словами, оно было переписано и зашифровано символическим 45. Тело как биологический организм, что Лакан называл “реальным”, постепенно социализируется и “одомашнивается” до такой степени, что либидо покидает его за исключением нескольких зон, эрогенных зон 46. Только в этих зонах тело, в некотором смысле, продолжает жить, оставаться реальным. Либидо (или jouissance) перенаправляется и контейнируется. Но в психозе этого не происходит: воображаемо достигнутая иерархизация может развалиться в случае заминки поддерживающего её воображаемого порядка. Тело, которое по большей части было избавлено от jouissance, неожиданно оказывается затоплено, захвачено им. Оно возвращается, возвращается мстить, как мы могли бы сказать, так как психотик именно так и переживает это: как атаку, как насильственное вторжение.
И потому, когда пациент говорит, подобно Шреберу 47, о “сладострастии” собственного тела, о неописуемом экстазе или “электрических наслаждениях [ощущаемых] в всём [его] теле” (как это было описано одним из моих пациентов), о невыносимой стреляющей боли, которую он чувствует и причин которой невозможно обнаружить медицинским образом, терапевту следует понимать, что обнаружен возможный индикатор психоза. Это, конечно же, не несомненное доказательство, поскольку религиозные мистики (которых не так уж и много) порой свидетельствовали о подобных переживаниях, но это всё равно остаётся хорошим индикатором того, что символическому неудалось перезаписать тело, что любая конфигурация либидо, организованная посредством воображаемого, может потерпеть крах.