Неспецифическая реакция организма на действие раздражителей средней силы.

Реакции активации. Первая стадия, стадии первичной активации, формируются через 6 часов после воздействия, а достигнутое состояние сохраняется в течение 24-48 часов.

Для стадии первичной активации характерно выраженное увеличение секреции минералокортикоидных гормонов при повышенной до верхней границы нормы секреции глюкокортикоидов. В стадии повышенной активации повышается (в физиологических пределах) функция щитовидной железы. Характерно умеренное повышение активности половых желез, повышение гонадотропной активности гипофиза. В ЦНС в стадии первичной активации преобладает умеренное физиологическое возбуждение.

В «системе» белой крови: лейкоциты – в пределах нормы или несколько выше; палочкоядерные нейтрофилы, эозинофилы, моноциты – в пределах нормы; сегментоядерные нейтрофилы – нижней половины зоны нормы и ниже (менее 30%); лимфоциты – в пределах верхней половины зоны нормы и выше (60-80%).

Волнообразное изменение (снижения и повышения) доз последующих воздействий необходимо для достижения следующей стадии реакции активации – стадии стойкой активации. Здесь выделяют две зоны: зону спокойной активации (ЗСА) и зону повышенной активации (ЗПА). Зона спокойной активации по своим характеристикам ближе к реакции тренировки, а зона повышенной активации – к стрессу. Так для зоны спокойной активации (ЗСА) характерна следующая картина белой крови: лейкоциты – 4000-9000; эозинофилы – 2-7%; палочкоядерные нейтрофилы, моноциты – норма; сегментоядерные нейтрофилы – нижняя половина зоны нормы (47-55%); лимфоциты – верхняя половина зоны нормы (28-33%). Зону повышенной активации (ЗПА) в системе белой крови характеризуют: лейкоциты – 4000-9000; эозинофилы – 0,5-2%; палочкоядерные нейтрофилы, моноциты – норма; сегментоядерные нейтрофилы – ниже нормы (<47%); лимфоциты несколько выше нормы – (33-45%).

Уровень секреции глюкокортикоидов несколько выше при состоянии организма в зоне повышенной активации.

Комплекс изменений в организме при реакции активации: в ЦНС – умеренное физиологическое возбуждение; аденогипофиз: АКТГ - N; СТГ - ↑; ТТГ↑, ГТГ↑; кора надпочечников: глюкокортикоиды - N , минералокортикоиды - ↑; функция тимуса ↑; лимфоидной ткани ↑, полов. желёз ↑, щит. железа ↑. В крови: лейкоциты - N; нейтрофилы - ↓; эозинофилы – N; лимфоциты - ↑. Кровоизлияний в ЖКТ нет.

Энергетические траты умеренны. Существенно повышен противовоспалительный потенциал организма.

Психоэмоциональное состояние ЗСА: повышена активность, хорошее настроение, низкая тревожность и агрессивность, хорошая работоспособность и сон.

Психоэмоциональное состояние ЗСА:высокая активность, оптимизм с оттенком эйфории с правильной оценкой ситуации, высокая работоспособность, но снижена по длительности, с быстрым восстановлением. Но если снижается реактивность, нарушается сон, работоспособность, появляется агрессивность.

Изучая антистрессорные реакции, была найдена реакция, названная «реакцией переактивации». Для переактивации характерно резкое повышение и глюко - и, особенно, минералокортикоидов, избыточная секреция щитовидной железы. В ЦНС преобладает чрезмерное возбуждение. Реакция переактивации часто является неспецифической основой болезней лимфоидной системы, часто дает срыв в стресс или болезнь.

Процентное содержание лимфоцитов в лейкоцитарной формуле при РПеА – более 40%.

Психоэмоциональное состояние: высокая раздражительность и агрессивность, работоспособность высокая, но со срывами.

Согласно результатам исследований полученных еще Г. Селье (1936) на чрезмерные по силе воздействия организм отвечает генерализованной неспецифической реакцией стресс. Стресс – по сути своей, изначально не повреждающая, а защитная реакция организма в ответ на чрезвычайные обстоятельств, но защита при стрессе осуществляется не за счет «призыва к оружию», а за счет «призыва к разоружению. Но несомненен и тот факт, что стресс несет в себе элементы повреждения.

11. Предложенная Л. Х. Гаркави с соавт. (1977) концепция послужила отправной точкой для предположения о возможности «управления» как адаптационными реакциями, так и реактивностью организма. Согласно еще одному предположению авторов «общей теории адаптационных реакций» широкое варьирование дозами воздействий как «вверх», так и «вниз» позволяет формировать различные состояния организма, характеризующиеся теми или иными уровнями энергетического обмена и неспецифической резистентности.

Активационная терапия – это терапия путем вызова и поддержания в организме антистрессорных реакций – главным образом реакции активации, особенно высоких уровней реактивности. Комплекс изменений, характеризующих эту общую адаптационную реакцию, носит характер, противоположный стрессу. Так, вместо уменьшения тимуса, отмечается его увеличение до верхних границ нормы с выраженной стимуляцией лимфоидных элементов. В эндокринной системе отмечается физиологическая стимуляция функциональной активности желез внутренней секреции с преобладанием минералокортикоидов над глюкокортикоидами. Реакция активации существенно повышает неспецифическую резистентность организма без элементов повреждения и больших энергозатрат. Для длительного поддержания в организме реакции активации величину действующего фактора необходимо постепенно, нелинейно снижать (в отличие от реакции тренировки), т.е. поддержание реакции активации - это путь к снижению величины действующего фактора.С уменьшением величины действующего фактора уровень резистентности повышается.

Этот метод позволяет повысить функциональную активность регуляторных систем организма человека, улучшить синхронизацию как внутри организма, так и с факторами внешней среды, повысить резистентность (приспособляемость), нормализовать гомеостаз. Такой подход позволяет организму сформировать состояние, характерное для здоровья.

Реакцию активации можно вызывать и поддерживать у людей разного возраста и пола и, как неспецифическую реакцию, самыми разными по качеству действующими факторами и нейротропными веществами. Прежде всего, адреналином в дозах на порядки меньше терапевтических, различными природными биостимуляторами животного и растительного происхождения; различными физическими факторами: переменным магнитным полем, преимущественно разных частот, от низких до крайне высокочастотных, лазерами, электрическим полем аппарата СКЭНАР и сочетанием этих факторов с частотной модуляцией, преимущественно низкочастотной, модуляторами иммунитета, антиокислителями, различными метаболитами, впервую очередь препаратами янтарной кислоты, играющую важную роль в энергетическом обмене и др.

Кроме реакции активации существует реакция тренировки на разные по качеству слабые раздражители. Комплекс изменений при данной реакции укладывается в картину нормального функционирования организма без ярко выраженных признаков стимуляции тимико-лимфатической и эндокринной систем, с некоторым преобладанием синтеза глюкокортикоидов над минералокортикоидами, что обуславливает более высокий противовоспалительный потенциал этой реакции. Реакция тренировки повышает резистентность организма так же без элементов повреждения и больших энергозатрат, но более медленно и менее значительно, чем реакция активации.

Для того чтобы длительно поддерживать в организме реакцию тренировки, величину действующего фактора нужно постепенно, нелинейно увеличивать. Биологическая целесообразность в такой реакции – в защите от множества несущественных слабых раздражителей. Реакция тренировки, кроме противовоспалительного действия, повышает сниженное число лейкоцитов, помогает при лейкопении любого, в том числе и лучевого происхождения, а также для снижения повышенной свертываемости крови.

Поскольку тип реакции и уровень реактивности соответствуют определенному психоэмоциональному состоянию организма, то разработан опросник самооценки, по которому в 90% случаев можно определить, в какой реакции находится человек. На этом основании разработан неинвазивный способ определения адаптационных реакций, который назвали программно-аппаратный комплекс «Пульс - Антистресс». Использование которого позволит выявлять малейшие отклонения в механизмах адаптации и реактивности организма, когда ещё нет клинических проявлений болезни, но уже запущен «пусковой механизм» для её возникновения. Выдаваемые программой результаты адаптированы к периодической системе адаптационных реакций, открытой профессорами Л.Х. Гаркави и Е.Б. Квакиной, и критериям неспецифической основы нормы, донозологических состояний и предболезни, патологических процессов.

Вопросы для самоподготовки

  1. Физиологическая сущность феномена адаптации. Неспецифическая и специфическая адаптация.
  2. Биотические и абиотические факторы, к которым организм адаптируется.
  3. Типы и стратегии адаптивного поведения.
  4. Срочная и долговременная адаптация организма. Фазы адаптации.
  5. Норма адаптивной реакции и цена адаптации. Сложные и перекрёстные адаптации. Критерии адаптации.
  6. Специфические механизмы адаптации (адаптация к низкой и высокой температуре, режимам двигательной активности, гипоксии).
  7. Реакция стресса (Г.Селье). Дистресс и эустресс.
  8. Стрессреализующая система.
  9. Стресслимитирующая система.
  10. Современные представления о структуре и механизмах развития общего адаптационного синдрома: понятие о реакции тренировки, спокойной и повышенной активации, уровнях реактивности организма. Динамика развития АР.
  11. Сущность метода активационной профилактики и терапии.

Домашнее задание

  1. Записать фазы адаптации
  2. Зарисовать схему механизмов адаптации.
  3. Перечислить стадии стресса по Г. Селье.
  4. Перечислить гормоны, играющие главную роль в каждой стадии стресса.
  5. Составить таблицу развития адаптации в различных условиях внешней среды по следующей схеме:
Факторы внешней среды Период острой адаптации Период устойчивой адаптации
проявление механизмы проявление механизмы
Низкие температуры        
Высокие температуры        
Высокогорье (гипоксия)        

Самостоятельная работа на занятии

Определение биологического возраста человека методом В.П. Войтенко

Таблица 6.2

Задание Объект Программа действия Ориентировочные основы действия
1.Измерение массы тела (М, кг).   2.Измерение артериального давления (АД, мм.рт.ст): систолического (АДсист ) и диастолического (АДдиаст). Определение пульсового давления (АДп ).   3.Проба Штанге ( задержание дыхания после глубокого вдоха ЗДвд,с.)     4.Проба Генче (задержка дыхания после глубокого выдоха (ЗДвыд, с)   5.Определение жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ, мл.)   6.Исследование статической балансировки (СБ, с.)   7.Определение индекса самооценки здоровья в баллах по анкете (СОЗ)     8.Расчёт фактического БВ (ФБВ) и должного БВ (ДБВ) по формулам Человек   Масса тела определяется взвешиванием на рычажных медицинских весах.     АД измерить методом Короткова. АДп = АДсист - АДдиаст   Сделать глубокий вдох и задержать дыхание. Повторить процедуру 3 раза с интервалом 5 мин. Учитывается наибольшая величина.     Сделать глубокий выдох и задержать дыхание. Повторить процедуру 3 раза с интервалом 5 мин. Учитывается наибольшая величина.     Измерение ЖЁЛ с помощью спирометра производится в положении сидя, через 2 часа после приёма пищи.   СБ определяется при стоянии на левой ноге без обуви. Глаза закрыты, руки – вдоль туловища. Учитывается лучший результат из трёх попыток, проводимых с интервалом 2 мин.   Ответить на 29 вопросов анкеты. Для первых 28 вопросов возможны ответы «да» или «нет». Неблагоприятными считаются ответы «да» на вопросы № 1-8, 10-12, 14-18, 20-28 и «нет» на вопросы № 9,13,19. Для 29-го вопроса возможны ответы: «хор», «удов», «плохое», «очень плохое». Неблагоприятным считается один из двух последних ответов. Подсчитывается общее число неблагоприятных ответов. Эта величина СОЗ вводится в формулу для определения БВ.   Нормальная масса тела рассчитывается по формуле П. Брока М = Р — 100 (при росте 155-165 см); М = Р — 105 ( при росте 166-175 см); М = Р — 110 ( при росте более 175 см); где М — идеальная масса в кг, Р — рост в см.   Оптимальное АДсист - 120 мм.рт.ст. АДдиаст – 80 мм.рт.ст   Норма – 40 – 50 сек.     Норма – 20 – 30 сек     В норме ЖЁЛ ≈ 3500 – 5000 мл, ♂ДЖЁЛ = Рост (м) ×25; ♀ДЖЁЛ = Рост (м) ×20.   В норме > 60 сек.     При идеальном здоровье число неблагоприятных ответов «0», при плохом – «29».     ФБВ – ДБВ = 0: степень старения соответствует статистическим нормативам. ФБВ – ДБВ > 0: степень старения большая и следует обратить внимание на образ жизни и пройти дополнительные обследования. ФБВ – ДБВ < 0: степень старения малая. Оцените соответствие биологического возраста должному, степень старения как общий уровень здоровья обследуемого. Вычислив индекс ФБВ:ДБВ, определяют, во сколько раз ФБВ обследуемого больше или меньше среднего ФБВ сверстников. Если степень старения меньше, чем средняя степень старения лиц с ФБВ, равным таковому обследуемого лица, то ФБВ: ДБВ < 1.  

Формулы для расчёта БВ:

I вариант:

1) мужчины: ФБВ = 44,3 + 0,68 × СОЗ + 0,40 × АДсист - 0,22 × АДдиаст - 0,004 × ЖЕЛ -0,11 × ЗДвд + 0,08 × ЗДвыд – 0,13 × СБ;

2) женщины: ФБВ = 17,4 + 0,82 × СОЗ + 0,005 × АДсист + 0,16 × АДдиаст + 0,35 × АДп – 0,004 × ЖЕЛ + 0,04 × ЗДвд - 0,06 × ЗДвыд – 0,11 × СБ.

Формулы для расчёта должного БВ (ДБВ):

  • мужчины: ДБВ = 0,661 × КВ + 16,9;
  • женщины: ДБВ = 0,629 × КВ + 15,3, где КВ – календарный возраст, г.

II вариант:

1) мужчины: ФБВ = 26,985 + 0,215 × АДсист – 0,149 × ЗДвд + 0,723 × СОЗ – 0,151 × СБ;

2) женщины: ФБВ = - 1,463 + 0,415 × АДп + 0,248 × М + 0,694 × СОЗ – 0,14 ×СБ.

Формулы для расчёта ДБВ:

  • мужчины: ДБВ = 0,629 × КВ + 18,56;
  • женщины: ДБВ = 0,581 × КВ + 17,24.

Тестовый контроль

1. К неспецифическим адаптационным реакциям относятся:

1) стресс – реакция, аллергическая реакция, реакция активации;

2) стресс – реакция, реакция активации, реакции тренировки

2. Первой стадией адаптационного синдрома (по Г. Селье) является:

1) стадия тревоги;

2) стадия истощения;

3) стадия резистентности.

3. Гормонами стресс - реализующей системы являются:

1) адреналин, АКТГ, глюкокортикоиды;

2) инсулин; половые гормоны;

3) глюкокортикоиды, половые гормоны.

4. При действии стрессогенных факторов усиливается секреция гормона:

1)окситоцина;

2) паратгормона;

3) адренокортикотропного.

5. Стадийный характер развития стресса впервые описал …

1) Анохин;

2) Шеррингтон;

3)Селье.

6. Для стадии тревоги при развитии стресса наиболее характерно …

1) уравнение по амплитуде ответов на сильные и слабые раздражители;

2) мобилизация энергетических ресурсов, мобилизация иммунных систем;

3)усиление секреции АКТГ, глюкокортикоидов, мобилизация всех защитных сил организма.

7. Стресс-лимитирующая система включает компоненты:

1) адреналин, глюкокортикоиды, симпатический отдел В.Н.С.;

2) ГАМК, эндорфины и энкефалины, простагландины, парасимпатический отдел В.Н.С.

8. Неспецифические адаптационные реакции запускаются активацией:

1) гипофизарно – гонадальной системы;

2) симпатоадреналовой системы;

3) гипофизарно-надпочечниковой системы.

9. В начальную фазу адаптации иммунные реакции:

1) не изменяются;

2) понижаются;

3) усиливаются.

10. Стадия резистентности при развитии стресса характеризуется:

1) уравнением по амплитуде ответов на сильные и слабые раздражители;

2) резкими колебаниями всех физиологических показателей при действии любых раздражителей;

3) высокой продукцией глюкокортикоидов, повышенной устойчивостью организма к неблагоприятным факторам.

Ответы

1 – 2; 2 – 1; 3 – 1; 4 – 3; 5 – 3; 6 – 3; 7 – 2; 8 – 2; 9 – 2; 10 – 3.

Задачи

  1. Психоэмоциональное состояние студента характеризовалось оптимизмом, отличным настроением, сном и аппетитом. Для него была характерна жажда деятельности, высокая работоспособность по скорости и точности работы, несколько меньшая по длительности, но с быстрым восстановлением. Уровень адренокортикотропного гормона и глюкокортикоидов соответствовал верхней половине зоны нормы, а соматотропного, тиреотропного, гонадотропных гормонов – верхней трети зоны нормы и выше. Оцените адаптационные возможности организма студента. Какому типу адаптационной реакции и уровню реактивности оно соответствует?
  2. При оценке психоэмоционального состояния студента 2 курса отмечалась умеренная активность, некоторая вялость, спокойствие, невысокая тревожность, низкая агрессивности, работоспособность по длительности неплохая, но низкая по скорости, сон и аппетит удовлетворительные. Уровень адренокортикотропного гормона и адренокортикоидов соответствует верхней половине зоны нормы, а соматотропного, тиреотропного гормонов, тироксина, минералокортикоидов и половых гормонов – нижней половине зоны нормы. Дайте оценку адаптационного состояния студента. Какому типу адаптационной реакции и уровню реактивности соответствуют данные показатели?
  3. Психоэмоциональный статус студента 2 курса характеризовался угнетённостью, подавленностью, высокой тревожностью, нарушением сна и аппетита; работоспособность по скорости вначале была высокой, но затем снижалась, а по времени, и особенно, по точности работы была снижена. Уровень адренокортикотропного гормона и глюкокортикоидов выше нормы, а соматотропного, тиреотропного, гонадотропных гормонов, минералокортикоидов, тироксина и половых гормонов – ниже нормы. Оцените состояние адаптации данного студента. Какому типу адаптационной реакции соответствуют данные показатели?
  4. В группе докеров при длительной мышечной работе обнаружено уменьшение содержания глюкокортикоидов в крови и экскреции катехоламинов с мочой. Как вы расцениваете данное явление? Какое состояние отражает подобная картина?
  5. У четырёх групп крыс многократно вызывали стрессовое состояние путём иммобилизации. В первой группе крыса находилась в этом состоянии 70 % от продолжительности суток, во второй – 40%, в третьей – 15%, в четвёртой – 5%.После окончания эксперимента определили устойчивость организма по отношению к другим нагрузкам в каждой из четырёх групп крыс. В какой группе устойчивость оказалась наиболее высокой?

Ответы

1. Оптимальное адаптационное состояние: реакция повышенной активации высоких уровней реактивности.

2. Реакция тренировки высокого уровня реактивности.

3. Реакция стресса.

4. Уменьшение содержания в крови гормонов надпочечников результате длительной работы свидетельствует о дезадаптации, т.е. об истощении механизмов адаптации (снижение выработки адаптационных гормонов), это отражает состояние выраженного утомления

5. Чрезмерные нагрузки вызывают ослабление организма, снижение его сопротивляемости, но минимальные нагрузки также приводят к снижению устойчивости, т.к. не происходит необходимая тренировка защитных сил организма, включение компенсаторных, адаптивных механизмов. Поэтому наиболее устойчивыми оказались животные третьей группы, которые подвергались умеренным, но не минимальным стрессовым воздействиям. Следовательно, отрицательные эмоции хотя и неприятны, но, будучи умеренными для данного организма, способствуют повышению его устойчивости.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие системы организма участвуют в неспецифической адаптации?

2. В чём проявляется специфическая адаптация организма?

3. Перечислите критерии адаптации?

4. Какие гормоны являются главными гормонами адаптации?

5. В чём проявляются побочные эффекты глюкокортикоидов?

6. Что понимают под реакцией стресса?

7. При каких условиях возникает реакция стресса?

8. Какие компоненты формируют стрессреализующую систему?

9. Какие компоненты включает стресслимитирующая система?

10. При каких условиях возникают реакции тренировки, спокойной и повышенной активации?

Демонстрация учебного фильма «Адаптация» - 20 мин.

Литература

Основная:

1. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. В.М. Смирнова. – М.: Академия, 2010

2. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. А.В., Завьялова. В.М. Смирнова.- М.: «Медпресс-информ», 2009

3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2005

Дополнительная:

1. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред.В.Н. Яковлева. М.: Издательский центр «Академия», 2006

2. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. Р.С. Орлова, А.Д. Н Орлова. М. Издателькая группа «ГЭОТАР-Медиа», 2005

3. Ситуационные задачи по нормальной физиологии; под ред.Л.Д. Маркиной. - Владивосток: Медицина ДВ, 2005

4. Физиология человека. Учебник./ Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько.- М.: Медицина, 2003

5. Л.Д. Маркина Определение биологического возраста человека методом В.Войтенко. Владивосток, 2003.

6. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. К.В.Судакова М.: Медицина, 2002

7. Физиология человека. Учебник./ Под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина.-СП.: СОТИС, 2002

8. Физиология человека. Учебник./ Под ред. В.М. Смирнова. М.: Медицина, 2002

9. Л.Д. Маркина. Гармонизация функционального состояния организма методом активационной профилактики и терапии. Владивосток, 2000.

Наши рекомендации