Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов
Складывание картинок из отрезков
Методика предложена А. Н. Бернштейном (1911) для иссле-дования интеллектуального уровня.
Обследуемому предлагают (в возрастающей сложности) со-ставить 6 рисунков, разрезанных на части. Первые 3 рисунка раз-резаны на 4 части, а остальные — на большее количество отрез-ков. Первый и четвертый рисунки одинаковы, но разрезаны по-разному. Для повторных исследований желательно иметь не-сколько наборов, аналогично подобранных. Отрезки рисунка да-ются испытуемому без определенного порядка, перевернутыми. Составляться они должны без образца.
При выполнении задания обращается внимание не только на время и конечный результат, но обязательно должны регистриро-ваться особенности работы обследуемого. Так, правильное вы-полнение задания требует вначале анализа предъявленного обсле-дуемому материала, после чего уже последовательно, планомерно из отдельных отрезков составляется рисунок. Существенную роль при этом играет выделение опорных сигнальных деталей рисунка. При интеллектуальной недостаточности такой анализ отсутствует и больные пытаются составить рисунок, прикладывая беспоря-дочно один отрезок к другому (по методу проб и ошибок). Такое выполнение задания свидетельствует об отсутствии у обследуемо-го плана.
Характер работы обследуемого может свидетельствовать и о нарушении критичности мышления, когда неправильно положен-ные отрезки оставляются им на месте, даже несмотря на подсказ-ку исследующего.
Понимание рассказов
Это одна из наиболее давно употребляющихся методик психо-логического исследования. Результаты исследования свидетельст-вуют об осмыслении сюжета рассказа и о состоянии памяти об-следуемого.
Для исследования применяются специально подобранные рас-сказы, чаще всего поучительного характера, притчи. Направлен-ность задания в некоторой степени зависит от способа его прове-дения (С. Я. Рубинштейн, 1962). Так, если читать текст рассказа обследуемому, то этим облегчается восприятие смысла рассказа, но от обследуемого требуется более значительное сосредоточение внимания. Если же обследуемый сам читает рассказ, он повтор-ным чтением легко компенсирует недостаточность внимания.
Затем обследуемому предлагают воспроизвести рассказ (устно или письменно). Обращается внимание на характер изложения — словарный запас, возможное наличие парафазии, темп речи, осо-бенности построения фразы, лаконичность или, наоборот, чрез-мерная обстоятельность.
Существенное значение имеет следующее: насколько доступен обследуемому скрытый смысл рассказа, связывает ли он его с ок-ружающей действительностью, доступна ли ему юмористическая сторона рассказа. Понимание скрытого, переносного смысла рас-сказа часто бывает затруднено при интеллектуальной недостаточ-ности, хотя пересказ при этом очень близок к заданному тексту
Для проведения исследования необходимо приготовить серию текстов, отличающихся различной степенью сложности.
Могут быть применены и тексты с пропущенными словами (методика Эббингауза). Читая этот текст, испытуемый должен вставить недостающие слова, сообразуясь с содержанием рассказа и нередко ознакомившись с последующими фразами. При этом могут обнаруживаться нарушения критичности мышления — сло-ва вставляются случайно, иногда лишь по ассоциации с близко расположенными к недостающему. Допускаемые при этом неле-пые ошибки больной иногда не исправляет и после замечания ис-следующего.
Понимание сюжетных картин
Методика направлена преимущественно на исследование ин-теллектуального уровня и имеет много общего с
предыдущей. Однако она отличается от понимания сюжетных рас-сказов тем, что в процессе исследования больше удается уловить весь ход рассуждений испытуемого и оценить особенности меха-низма осмысления в динамике (А. Н. Бернштейн, 1911).
Возможны различные варианты, модификации методики. Ос-новной заключается в показе больным специально подготовлен-ной серии картин различной сложности, выполненных преимуще-ственно в реалистичной манере. Обычно с этой целью используют открытки-репродукции. Инструкция содержит просьбу к испытуе-мому охарактеризовать содержание картины. Описывая картину, обследуемый обнаруживает не только возможность понять ее сю-жет, но и проявляет свой запас знаний, особенности речи (лекси-кон, грамматическая четкость, темп и т. д.), свое отношение к изображаемым событиям.
Обычно здоровые обследуемые вначале анализируют картину (про себя или вслух), выделяют в ней второстепенные и основные детали. Затем, отвлекаясь от несущественного, они сопоставляют основные элементы, связывают их воедино, и таким образом про-исходит проникновение в сюжет картины.
Затруднение понимания сюжетных картин обнаруживается при состояниях, характеризующихся интеллектуальной недоста-точностью. Особенности речи при этом могут показывать обедне-ние словарного запаса, затруднения в поисках нужного слова, афатические и парафатические проявления, элементы олигофазии.
Очень полезным оказывается это исследование при очаговой органической патологии. Так, при симультанной агнозии (заты-лочная локализация поражения) больные испытывают затрудне-ния, заключающиеся в невозможности охватить сразу всю ситуа-цию, произвести зрительный синтез (А. Р. Лурия, 1962). В связи с этим больные очень активно предлагают различные догадки о сю-жете рисунка, в которых, однако, не отражаются истинные связи между различными компонентами, деталями рисунка. При пора-жении лобных отделов головного мозга оценка картины произво-дится без стадии предварительного анализа ее деталей на основе какого-либо фрагмента. При этом обычно игнорируются элемен-ты, создающие эмоциональный фон картины Э. Я. Евлахова (1957), в особенности нарушается
восприятие мимики и жестов персонажей. Для исследования мо-жет быть использован и другой вариант этой методики, когда об-следуемому предлагают юмористические рисунки. В этих случаях задание нередко оказывается более сложным и, кроме того, полу-ченные результаты позволяют судить о некоторых личностных особенностях обследуемого, о понимании им юмора, об умении откликнуться на шутку, о тенденции соотнести ситуацию юмори-стического рисунка со своим жизненным опытом.
Одним из вариантов этой методики можно рассматривать раз-работанный Н. К. Киященко (1965) вариант методики ТАТ. Если при исследовании методикой ТАТ обследуемому говорят, что опыт направлен на изучение его воображения, то при модификации Н. К. Киященко в инструкции сообщается, что исследуется воспри-ятие больного. Таким образом, меняется установка обследуемого, он не стремится продемонстрировать возможности своего во-ображения. В оценке результатов обращается внимание на актив-ность обследуемого, его отношение к содержанию рисунка, спо-собность выделить эмоциональный подтекст рисунка.
Особое внимание умению обследуемого выделить эмо-циональный подтекст картины придается в предложенной А. И. Лапицким (1970) методике "Сопоставление картин с эмоционально насыщенным сюжетом". Методика эта напоминает методику ис-ключения — обследуемому предлагают 4 репродукции художест-венных картин, из которых одну он должен исключить по отли-чию ее эмоционального и тематического содержания. В то же время все четыре картины должны иметь некоторые общие фор-мальные признаки (общность плана, перспективы и т. п.).
Методика апробирована А. И. Лапицким на здоровых обсле-дуемых и больных шизофренией. При этом у больных шизофре-нией выявлена неспособность вчувствоваться в переживания дру-гих лиц (в данном случае персонажей картин), постичь их внут-реннее состояние, намерения и замыслы.