Тест зрительной и слуховой памяти
Методика приводится нами в описании К. Мейли (1961) и со-стоит из двух этапов. Первый этап заключается в исследовании зрительной памяти с помощью двух серий картинок. Каждая серия - 30 картинок, на которых изображены определенные предметы. Картинки предъявляются с
интервалом в 2 с одна за другой. Лучше всего соединить их двумя скрепками по образцу перекидного календаря.
Первая серия: горшок, осел, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, голова, буфет, роза, паровоз, кресло, флаг, петух, ножницы, зонтик, ваза, корова, диван, голубь, часы, старик, очки, лампа, нога, пианино.
Вторая серия: ракушка, кровать, труба, груша, метла, коза, букет, трамвай, пила, стул, мальчик, молоток, бутылка, подвода, расческа, пушка, дерево, яблоко, книжка, шляпа, дом, собака, скамейка, дверь, чашка, река, печь, скрипка, портсигар, конь.
После показа картинок первой серии делают перерыв на 10 с, а затем проверяют, сколько предметов запомнил обследуемый. Инструкция сообщает обследуемому, что предметы можно назы-вать в любом порядке. Называемые предметы регистрируются, так как возможны повторения и привнесение не фигурировавших в задании. Обе серии картинок по мере возможности следует предъявлять не в один и тот же день. Кроме того, в тот день, когда проводилось исследование зрительной памяти, обследуемому нельзя предъявлять для запоминания ряд слов.
При обнаружении значительной разницы в результатах и ис-ключении возможной роли в этом факторов внешней среды мож-но думать о лабильности мнестической функции, слабости кон-центрации внимания.
Аналогичным образом проводят исследование слуховой памя-ти с помощью специально подготовленных двух серий слов, так-же произносимых с интервалом в 2 с.
Первая серия: картон, неделя, вагон, пианино, ворона, звонок, карта, пчела, крошка, перо, охотник, уголь, белка, парнишка, то-поль, груша, скатерть, суп, плащ, кот, нож, промокашка, уксус, цветок, труд, небо, спичка, чернила.
Вторая серия: таблица, крестьянин, рубль, ботинок, домна, пригорок, очки, вода, баран, ружье, туча, карандаш, самокат, ко-зел, змея, слива, кушетка, лягушка, пробка, телега, нос, берег, са-лон, отель, овод, мыло, сковорода, птица, салат, замок.
Полученные результаты могут быть подвергнуты коли-чественному измерению в процентах. Так, успешность вы-полнения задания взрослыми приравнивается к 100 % при вос-произведении 18—20 зрительных образов и 20—22 слов,
к80 % —15—16 образов или слов, к 60 % —14 образов и 13—14 слов, к 40 % — 12—13 образов и 13 слов, к 20 % —11—12 обра-зов и 9—11 слов.
Описанная методика относится к методам определения удер-жанных членов ряда. Для психолога может оказаться более полез-ным метод выучивания, позволяющий исследовать мнестическую функцию в деятельности в зависимости от объема заучиваемого материала и его характера. При этом можно получить более пол-ную характеристику динамики процесса активного запоминания; проверка запомнившегося через определенные интервалы време-ни характеризует забывание. Можно проследить, какие слова лучше запоминаются, зависит ли это от их расположения в ряду, от частоты их употребления в жизни обследуемого, от его профес-сиональных интересов, от участия в запоминании ассоциативных процессов. С этой целью обычно используются пробы на запоми-нание.
Пробы на запоминание
Проба на запоминание искусственных (несмысловых) зву-косочетаний. Обследуемому зачитывают 10 двухсложных звуко-сочетаний ("ролам", "вакар", "сига" и т. п.) и просят повторить те, которые он запомнил, безразлично в каком порядке. Затем ис-следующий повторно зачитывает эти звукосочетания. Здоровые обследуемые полностью их воспроизводят после 5—7 повторе-ний.
Проба на запоминание 10 слов. При этом обследуемому зачиты-вают 10 двухсложных слов. Подбирать заучиваемые слова следует так, чтобы между ними трудно было установить какие-нибудь смысловые отношения. Если это не предусмотреть, обследуемый может облегчить для себя задание, использовав мнемотехниче-ские приемы.
Обычно здоровые обследуемые воспроизводят 10 слов уже после 3—4 повторений (иногда, при тренированной памяти — по-сле 2 повторений). Через 20—30 мин обследуемого просят повто-рить запомнившиеся ему слова. В случаях, где ослабление памяти определяется клинически, это проделывают раньше, через 10—15 мин. В этом промежутке желательно избегать заданий, связанных с запоминанием словесного материала, можно провести исследо-вание таблицами Шульте, корректурную пробу и т. д.
В протоколе опыта отмечаются называемые больным (пра-вильно и ошибочно) слова.
Представляет интерес сопоставление результатов пробы на запоминание с уровнем притязаний обследуемого (А. Р. Лурия, 1962). Уровень притязаний зависит от оценки больным своих возможностей, от результатов, достигнутых в предшествующем опыте. С этой целью обследуемого перед каждым очередным повторением спрашивают, сколько слов он берется запомнить. Сопоставление уровня притязаний с реальными результатами позволяет судить в некоторой степени об оценке больным сво-его состояния. Так, при органических поражениях головного мозга, когда страдает рассудительное отношение больного к своему состоянию, уровень притязаний значительно превышает достигнутые результаты.
Результаты пробы на запоминание могут быть отображены графически. По кривой запоминания удобно анализировать особенности заучивания. При истощаемости мнестической функции кривая запоминания носит зигзагообразный характер.
Проба на запоминание выявляет и наличие сужения объема внимания. В этих случаях обследуемый в следующем повторе-нии, называя новые слова, уже не воспроизводит
слов, фигурировавших в предыдущем туре. При этом суммарные результаты после каждого повторения мало отличаются.