Билет45. Гигиена трудового обучения.
ГИГИЕНА ТРУДА УЧАЩИХСЯ - раздел гигиены детей и подростков. Гигиенич. требования к организации и проведению различных видов деятельности уч-ся предусматривают создание таких условий, к-рые способствуют нормальному росту и развитию детей и подростков, укрепляют их здоровье. В процессе трудового воспитания уч-ся приобретают и совершенствуют двигательные навыки и умения. Под влиянием физич. работы совершенствуется координация движений, укрепляется костная система, развивается мышечная, улучшается работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем, повышается обмен веществ.
Труд является предметом, на к-рый уч. планом предусматривается: 2 часа в неделю в 1 - 4-х классах и 3 часа в 5-8-х классах; в старших классах средней общеобразовательной трудовой поли-технич. школы уч. занятия сочетаются с производственным обучением и производительным трудом в нар. х-ве: в пром. или с.-х. производстве, на строительстве, в культурно-просветительных, медицинских и других учреждениях.
К различным видам труда (в мастерских, на учебно-опытном участке и др.), предусмотренным программой, без особых ограничений привлекаются практически здоровые дети и подростки. Уч-ся, имеющие отклонения в состоянии здоровья, указанные в "Перечне медицинских противопоказаний для занятий в учебных мастерских, на производстве и в сельском хозяйстве", освобождаются полностью от всяких работ или по предписанию врача привлекаются только к лёгким видам труда с соблюдением щадящего режима (частые, длительные перерывы в работе).
Продолжительность урока труда в общеобразовательной школе, как и других уроков, -не более 45 минут. В 1 - 4-х классах уроки труда в помещении или на земельном участке не должны быть сдвоенными. В 5 - 8-х классах занятия в столярных, слесарных мастерских и на земельном участке могут продолжаться два урока при обязательном 10-минутном перерыве через 45 минут работы. Переключение уч-ся с уч. занятий на ручной труд в нач. классах на 3-м уроке, а в 5 - 8-х классах - на 3 - 4-м уроках способствует повышению их работоспособности на следующем за трудом уроке.
билет46. Гигиена физического воспитания. Организация физического воспитания. Физ.воспитание имеет оздоровительные и воспитательные задачи, которые решаются одновременно и призваны укреплять здоровье учащихся и подготавливать их в будущей трудовой деятельности.
Средства физ.воспитания делятся на 2 группы. К первой относятся физ.упражнения, спорт во всех проявлениях. Во вторую группу входят соблюдение режимы, личная гигиена, закаливание. Организация физ.воспитания невозможна без одновременного использования средств 1й и 2й групп.
Занятия детей и подростков физ.упражнениями. При проведении физ.упражнений с детьми младшего школьного возраста учитываются необходимость смены упражнений, исключения однообразных движений, очень ограниченное использование силовых напряжений, неблагоприятно влияющих на сердечно - сосудистую систему и дыхание.
В подростковом возрасте ограничивают приминение упражнений, способствующих развитию мышечной силы.
Детей и подростков на основании данных медицинского осмотра делят на 3 группы: основную, подготовительную и специальную. Основную формируют из здоровых детей и физ.подготовленных детей (1 группа здоровья). Подготовительную составляют из учащихся с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, но недостаточно подготовленных физически (2 группа здоровья). Специальную группу формируют из детей, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья и занимаются физкультурой по особым программам.
Закаливание. Наилучшее оздоровительное влияние физ.упражнений на организм детей и подростков достигается при сочетании их с воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами.
Спортивные площадки на открытом воздухе. Данные площадки должны быть ровными и содержаны в чистоте. Катки. Поверхность катка должна быть ровной, без шероховатостей, трещин. При температуре -20 в безветренную погоду и от -12 до -14 при сильном ветре дети,как правило, на каток не допускаются.
Гимнастические залы и оборудование. Гимнастич.зал в школе обязательно оборудуют: гимнастич.стенками, скамейками и лестницей; стойками и мостиками для прыжков; брусьями; гимнасти.козлом и бревнами; мячами; гимнастич.матами.
Искусственные бассейны для плавания. Температура воды в бассейне должна быть 28-30С, в бассейнах при дошкольных учреждениях-не ниже 30С.
Каждый перед входом в басен должен ымыться под душем с мылом, надеть шапочку на голову и пройти в бассейн через проточную ножную ванну.
47. Гигиенические основы режима дня учащегося. Правильный режим дня - рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.
Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Нарушение режима дня приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. Симптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физ.развития. В более старшем возрасте - раздражительность, неадекватные реакции, нервные тики. Профилактика: строго проводимый режим, правильный педагогический подход, воздушные и солнечные ванны, физические занятия, пребывание на свежем воздухе, полноценный сон.
Внеклассные и внешкольные занятия с учащимися проводят в учебные дни с наименьшим числом учебных занятий, в воскресные дни и каникулы. На внеклассную деятельность учащимся 2-4 классов рекомендуется затрачивать не более 1-2ч, 5-7 классов-3-4ч, 9-11 классов-4-5ч в неделю.
Организация свободного времени учащихся. В режиме дня следует предусмотреть время для своеобразного использования согласно индивидуальным интересам: для учащихся младших классов-1-1,5ч, а средний и старших классов-1,5-2,5ч.
1-1,5-часовой отдых, сопровождающийся подвижными играми, дающими умеренную физ.нагрузку, повышает работоспособность. В тех случаях, когда активный отдых учащихся превышает 1,5ч или проводится с интенсивной нагрузкой, работоспособность резко падает.
билет48. требования к оборудованию школ
В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.
Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.
Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем ученики с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
--между рядами двухместных столов - не менее 60;
--между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
--между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50 - 70;
--от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, ----от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100; а при наличии оборотных классов - 120;
--от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
--от первой парты до учебной доски - 2,40 - 2,70 м;
--наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски - 860;
--высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;
--угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35° для учащихся II - III ступени школы и не менее 45° для школьников 6 - 7 лет.
Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации.
Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум.
В зоне учащихся устанавливаются двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой воды, электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики) и подводкой воды (лаборатория химии). Лаборатория химии оборудуется вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.
Кабинеты иностранного языка включают следующее оборудование: стол преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов; подставка под магнитофон и проигрыватель; секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий и ТСО; лингафонные рецептивные установки.
Оборудование кабинетов вычислительной техники, дисплейных классов должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы.
ВОПРОС 49. требования к планировке школьного здания.
Количество детей в школе не должно превышать ее вместимости, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Оптимальная вместимость в городских общеобразовательных учреждениях не должна превышать 1000 учащихся. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Вместимость сельских школ не должна превышать: для начальных малокомплектных школ - 80 учащихся, для школ I, II ступеней - 250 учащихся, для школ I, II, III ступеней - 500 учащихся.
Учебные помещения не размещаются в подвальных и цокольных этажах здания. (!!!!!!!)
Этажность здания школы не должна превышать 3 этажей. Допускается в условиях плотной застройки городов строительство школ высотой в 4 этажа.
При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных 4 - 5-этажных зданиях четвертый и пятый этажи необходимо отводить под редко посещаемые учащимися кабинеты.
При размещении школы в приспособленном здании набор помещений, их площади определяются по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора в каждом конкретном случае, исходя из вида общеобразовательного учреждения, числа и возраста учащихся, количества классов и прочего.
Гардеробы в школах размещаются на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса.
Гардеробы оснащаются вешалками для одежды и ячейками для обуви. Не следует устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.
Для правильной организации карантинных мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний необходимо повседневно использовать все имеющиеся в здании входы.
Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных дисциплин (с учетом национальной и региональной специфики), а также дополнительных предметов по выбору учащихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного-двух- трех предметов. Учебные классы не следует располагать вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока).
Учащиеся I ступени в городских и сельских школах обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.
Обучение учащихся II - III ступени осуществляется по классно-кабинетной системе.
Учебные кабинеты и лаборатории допускается размещать в любых этажах здания, кроме подвальных и цокольных.
В сельской школе при малой наполняемости классов допускается использование учебных кабинетов по 2 дисциплинам.
Наиболее благоприятным является следующее сочетание предметов: химия - биология, математика - черчение, черчение - рисование, история - география, литература - иностранный язык.
Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), зону для индивидуальных занятий учеников и возможной активной деятельности.
Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 м2 на 1 учащегося при фронтальных формах занятий, 3,5 м2 - при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.
Площадь и использование кабинетов вычислительной техники должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
Оптимальные размеры рабочей зоны учащихся зависят от угла видимости (связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов - парт). Он должен составлять не менее 35° для учащихся II - III ступени школы и не менее 45° для школьников 6 - 7 лет.
При каждом кабинете или группе из 2 - 3 кабинетов организуется лаборантская (наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии, физики, биологии, компьютерном классе).
При наличии в школьном здании учебных мастерских они должны использоваться по назначению или могут быть переоборудованы соответственно профилю нового общеобразовательного учреждения, а также для внеклассных занятий по техническому творчеству по согласованию с органами госсанэпиднадзора.
Спортивный зал следует размещать на 1 этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физвоспитанию учащихся и возможность внеурочных спортивных занятий.
Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.
Площади спортивных залов приняты 9 х 18 м, 12 х 24 м, 18 х 30 м при высоте не менее 6 м.
При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные, площадью 16 - 32 м2 в зависимости от площади спортзала; раздевальные для мальчиков и девочек, площадью 10,5 м2 каждая; душевые, площадью 9 м2 каждая; уборные для девочек и мальчиков, площадью 8 м2 каждая; комната для инструктора, площадью 9 м2.
В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн. (ага, конечно.)
Размеры актового зала определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 м2 на одно место и 60% от общего количества учащихся школы. При актовом зале предусматриваются артистические уборные, площадью не менее 10 м2 каждая, кинопроекционная, площадью 27 м2, склад декораций и бутафории, музыкальных инструментов, площадью 10 м2, склад хранения костюмов, площадью 10 м2.
В школах с углубленным содержанием обучения следует иметь лекционную аудиторию. Ее размеры устанавливаются по вместимости в ней возрастной параллели учащихся, состоящей не более чем из 3 классов, из расчета 1 м2 на одно место.
Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.
В школах нового типа библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами ТСО, обеспечивающего условия для индивидуальных занятий учащихся.
Площадь библиотеки - информационного центра необходимо принимать из расчета не менее 0,6 м2 на одного ученика.
В помещении библиотеки предусматриваются следующие зоны: читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО и боксы для хранения передвижных тележек.
При строительстве и реконструкции современных общеобразовательных учреждений следует отдавать предпочтение рекреационным помещениям зального типа.
Медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения учащихся), площадью не менее 14 м2; кабинет зубного врача, площадью 12 м2, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 м2; кабинет психолога, площадью 10 м2.
При медпункте оборудуется самостоятельный санузел. Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета школы дается в приложении 1.
На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Количество санитарных приборов определяется из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 40 девочек, 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м2 на одного учащегося. Для персонала выделяется отдельный санузел. Для учащихся II и III ступеней организуются комнаты личной гигиены для девочек из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3 м2.
Входы в санузлы не следует располагать напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них.
На каждом этаже предусматриваются помещения, оборудованные поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды, для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов.
В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.
Столовые предусматриваются в школах с числом учащихся более 100 человек.
Школьная столовая, работающая на сырье, имеет следующий набор оборудования и помещений: цехи - горячий, холодный, мясо-рыбный, кондитерский, овощной; моечные для столовой и кухонной посуды; кладовые для сухих продуктов и овощей; охлаждаемые и низкотемпературные камеры для хранения мясных и особо скоропортящихся продуктов; бытовые помещения для персонала пищеблока; загрузочная-тарная; моечная для тары; холодильная камера для пищевых отходов; санузел для сотрудников столовой. В состав помещений школьной столовой, работающей на полуфабрикатах, входят: горячий цех, доготовочная, моечные для столовой и кухонной посуды, кладовые для сухих продуктов и овощей, холодильные камеры для полуфабрикатов, бытовые помещения для персонала пищеблока, загрузочная-тарная, моечная для тары, холодильная камера для пищевых отходов.
В состав помещений буфета-раздаточной входят: загрузочная, помещение для подогрева пищи, оборудованное плитой, холодильными шкафами; раздаточная, оборудованная мармитами; посудомоечная; подсобные помещения, бытовые помещения для персонала, помещения для мытья тары.
При школьных буфетах и столовых обязательно предусматривается обеденный зал площадью из расчета 0,7 м2 на одно место в зале, исходя из посадки 100% учащихся в 3 очереди. При столовых устанавливаются умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Умывальники размещают в расширенных проходах, коридорах, ведущих в обеденный зал, или в отдельном помещении рядом с обеденным залом.
Билет 50 Осанка — это привычное положение тела, которое человек принимает стоя или сидя
Правильная поза. В систему управления позой входит ЦНС (соответствующие сегменты спинного мозга) и периферические рецепторы в мышцах; управление позой осуществляется через мышечный аппарат, благодаря тремору - незначительное дрожание мышц. Позы с небольшим наклоном более выгодны с точки зрения статики и биомеханики - меньшее колебание центра тяжести. При больших наклонах в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения, возникают застойные явления в кровеносном русле ног и малого таза, происходит сдавливание позвоночных дисков.
Установлено, что степень наклона корпуса увеличивается с возрастом школьников: в начальных классах между наклоном головы и горизонтальной плоскостью составляет 45 градусов, грудной отдел позвоночника - 55 градусов. У школьников средних и старших классов соответственно - 39-33 и 53-48 градусов. Возрастные особенности сидячего положения связаны с анатомо-физиологическими параметрами организма. Менее совершенное устройство нервно-мышечного аппарата в младшем школьном возрасте, объясняет трудности преодоления статических нагрузок, несмотря даже на более вертикальное положение тела.
Для оценки позы учащегося используют различные критерии, учитывающие особенности физиологии и патологии детей.
2. Гигиенические требования к месту ученика
Подбор мебели осуществляется в соответствии с ГОСТом 11015-77 “Столы ученические” и ГОСТом 11016-77 “Стулья ученические”.
Парты В последние десятилетия выпускаются раздельно парта и стул к ней, что имеет свои плюсы (более легкая перестановка, возможность индивидуального подбора стола и стула, особенно для одноместных парт) и минусы (возможность неправильной посадки). Размеры парт и стульев представлены в таб. 2 и таб. 3 соответственно. Высота сиденья стула - длина голени плюс 1-2 см на каблук. Ширина сиденья - величина distantia bitrochanterica плюс 3-4 см, глубина сиденья 2/3-3/4 длины бедра. Расстояние по вертикали между задним краем крышки стола и сиденьем называется дифференцией (длина локтя плюс 2-2,5 см) - характеризует взаимное расположение стола и стула в вертикальной плоскости; расстояние между передним краем стула и вертикальной проекцией заднего края стола называется дистанцией и характеризует взаиморасположение стола и стула в горизонтальной плоскости. Дистанция может быть нулевой (край стула и проекции заднего края стола совпадают), положительной (проекция лежит вне плоскости стула) и отрицательной (проекция находится на плоскости сиденья); но именно последнее расположение побуждает ученика к правильной посадке с опорой на спинку. Исследования показали, что оптимальная дистанция - 3-5 см. Поверхность крышки стола должна быть матовой и не давать бликов, при коэффициенте отражения 35-55%.