Элементы нового механизма в здравоохранении в период перехода к рыночным отношениям.
Основной целью перевода учреждений здравоохранения на новые условия хозяйствования является повышение эффективности использования кадровых, материальных и финансовых ресурсов, направленных на охрану здоровья населения. К базисным нормативно-хозяйственным принципам нового хозяйственного механизма (НХМ) относятся следующие.
1. Изменение системы бюджетного финансирования (не только распределение средств по статьям и нормативам, но и оказание платных услуг населению, выполнение работ на договорных началах, обслуживание контингентов и предприятий на хозрасчетной основе). Расширение прав руководителей в поощрении самостоятельности и инициативы сотрудников (бригады, подряды), в дифференциации оплаты, разделении фондов социального и производственного развития в зависимости от конечного результата.
2. Возможность перераспределения средств между структурными подразделениями.
3. Выделение бюджетных средств по долговременным экономическим нормативам из расчета на одного жителя в год на все виды диагностической лечебной и профилактической работы.
4. Гарантированная медицинская помощь в рамках программы обязательного медицинского страхования. Однако сверхнормативные услуги (массаж, физиотерапевтические процедуры, специальные методы диагностики, нетрадиционные методы лечения и др.) оказываются за плату.
Составными частями НХМ являются: новая система финансирования, планирования, ценообразования медицинских услуг и взаиморасчетов между учреждениями; новые организационные структуры; развитие самоуправления и инициативности у членов трудового коллектива; новые формы хозяйствования и организации труда (аренда, бригадный подряд и др.); система дифференцированной оплаты и стимулирования труда по конечным результатам работы коллективов, подразделений и отдельных сотрудников; статистический учет и отчетность в новых условиях; система правового регулирования деятельности коллектива и руководителя медицинского учреждения.
Новый механизм хозяйствования в здравоохранении предусматривает: 1) широкое применение экономических методов управления, в том числе оплату труда медицинских работников по конечным результатам; 2) изменение системы бюджетного финансирования из 3 основных источников — бюджетных средств, страховых средств и средств, полученных по договорам с предприятиями за оказание медицинской помощи и от частных лиц за оказание платных медицинских услуг; 3) переход от выделенных средств по отдельным статьям в бюджетной смете расходов к финансированию по долговременным стабильным нормативам из расчета средств на одного человека, на одного пролеченного больного и др.; 4) внедрение хозрасчетной сметы (или финансового плана); 5) использование новых форм организации труда (арендных и кооперативных отношений, бригадных форм, в том числе бригадного подряда, “гибких” режимов работы и др.); 6) предоставление самостоятельности коллективам учреждений и расширение прав руководителей здравоохранения в распределении финансовых средств.
98. Методики определения эффективности экономики здравоохранения.
Показатели качества и эффективности работы необходимы для оценки деятельности специалиста; они должны быть заранее оговорены и утверждены в соответствующих официальных документах, должны носить обязательный характер (в должностных инструкциях, в стандартах качества и др.). Их можно разделить на следующие 2 группы.
1. Общие показатели эффективности, которые зависят от работы не только специалиста, но и всего медицинского учреждения, а также от санитарно-эпидемических условий, экологических факторов внешней среды и др. В первую очередь к ним можно отнести показатели заболеваемости населения и санитарно-демографические данные.
2. Специальные, или частные, показатели качества специфичны и конкретны для каждой специальности.
Однако есть и общие для всех врачей показатели, которые должны отражать качество диагностики, лечения и профилактики заболеваний, частоту осложнений и рецидивов заболеваний, средние сроки лечения и др. Для оценки конечных результатов деятельности врача служат также данные о частоте жалоб или благодарностей пациентов за оказанную медицинскую помощь, об интенсивности и плотности нагрузки, использовании медицинского оборудования и аппаратуры, исходах лечения и эффективности оздоровительных мероприятий.