Тема 1. (12.) Физиология системы крови. Основные константы крови

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическим занятиям

Модуль _2_Физиология системы крови и кровообращения

(наименование модуля)

учебной дисциплины (модуля)__нормальная физиология

(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)

для специальности 060101-лечебное дело

(шифр-наименование специальности)

Составители: Кузнецова И.А., ассистент кафедры нормальной физиологии Стрелкова Ю.В., ассистент кафедры нормальной физиологии (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)   Рецензент:_Маркелова Е.В. д.м.н. профессор, зав.кафедрой патологической физиологии(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)   Владивосток - 2013г

курс _2__ семестр____4______

Тема 1. (12.) Физиология системы крови. Основные константы крови

Мотивация изучения темы:знание основных констант крови, механизмов их саморегуляции, функциональных систем, поддерживающих постоянство pH крови, осмотического, онкотического давления, плазмы и форменных элементов необходимо для деятельности врача любого профиля. Определение времени свертывания крови, СОЭ, общего количества эритроцитов, лейкоцитов и клинического анализа крови представляют собой обязательные методы диагностики и прогнозирования в любой медицинской практике. Это связано с тем, что кровь, являясь внутренней средой организма, чутко реагирует на разнообразные воздействия факторов внешней среды и отражает степень устойчивости организма к ним. Знание основных констант крови и владение методами их определения необходимо при изучении дисциплин: патофизиологии (разделы воспаление, аллергия, роль наследственности в патологии, гипоксия); фармакологии (при изучении влияния лекарственных средств на организм); терапии, хирургии и других клинических дисциплин для диагностики заболеваний. Также эти знания необходимы для изучения разделов нормальной физиологии (кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения); в практической деятельности врача при оценке здоровья, выявлении патологии и для оценки эффективности применяемой терапии.

Цели занятия

Общая цель: изучение темы направлено на формирование профессиональных компетенций ПК – 32, ПК – 6, ПК – 12 и ПК - 16 ФГОС специальности 060101 «Лечебное дело»

Конкретные цели и задачи

После изучения темы студент должен:

«Знать»состав и свойства крови как один из параметров, обеспечивающих постоянство внутренней среды

«Уметь»определить скорость оседания эритроцитов, гематокритное число

«Владеть»анатомо-физиологическим понятийным аппаратом

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Базой для освоения темы являются знания, полученные при изучении строения крови как ткани, органов кроветворения, процессов гемопоэза (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), макроструктуры и топографии органов кроветворения (кафедра анатомии человека), состава крови (кафедра биохимии), функций системы крови, функциональных систем поддержания основных констант плазмы крови (кафедра нормальной физиологии).

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

Перечень контрольных вопросов:

1. Понятие о системе крови, её свойствах и функциях.

2. Состав крови, количество, основные константы и механизмы их поддержания.

3. СОЭ, механизмы, методы определения, практическое применение.

4. Плазма, белки плазмы, характеристика, функциональное значение.

5. Функциональная система поддержания постоянства рН крови.

Домашнее задание (задания для СРС во внеучебное время)

1. Перечислите функции крови.

2. Напишите число (показатель) гематокрита для мужчин и женщин.

3. Нарисуйте схему состава крови с указанием количества содержащихся в ней веществ в системе СИ.

4. Перечислите факторы, которые определяют СОЭ.

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. Какие константы крови Вы знаете?

2. Что такое СОЭ и от чего она зависит?

3. Каково СОЭ у мужчин и у женщин?

4. Каковы функции различных фракций белков плазмы крови?

5. Чем обусловлено онкотическое и осмотическое давление?

6. От чего зависит рН крови, какова его величина в норме?

7. Что такое ацидоз и алкалоз?

8. Что такое гематокритное число, от чего зависит его величина?

9. Что может произойти, если ввести дистиллированную воду внутривенно?

10. В чём разница между плазмой и сывороткой крови?

Задания для самоподготовки к следующему занятию:

Подготовка к практическому занятию по теме «Физиология эритроцитов. Дыхательная функция крови »

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

Тестовый контроль

Вариант 1

1.Количество крови в организме в % от общего веса тела: 1) 4-5%, 2) 6-8%, 3) 2,5-4%

2.Чем отличается плазма крови от сыворотки?

1) Содержанием фибриногена

2) Содержанием сывороточного альбумина

3) Отсутствием форменных элементов

3.Напишите, какие из перечисленных групп белков относятся к белкам плазмы крови

1) Альбумины, глобулины, фибриноген

2) Альбумины

3) Глобулины, фибриноген

4. Ацидозом называется сдвиг активной реакции крови в:

1) Кислую сторону

2) Щелочную сторону

5.Укажите, какие из перечисленных систем обусловливают буферные свойства крови:

1) Карбонатная, фосфатная, белковая, гемоглобиновая

2) Иммунная система крови

3) Гемоглобиновая система крови

6.Укажите количество фибриногена в крови человека: 1) 1 г/л, 2) 2-4 г/л, 3) 10 г/л

7.Укажите, какой из перечисленных растворов является физиологическим:

1) Гипотонический

2) Изотонический

3) Гипертонический

8.Укажите количество общего белка в крови человека. 1) 75-80 г/л, 2) 100-110 г/л, 3) свыше 120 г/л

9.Скорость оседания эритроцитов у новорожденных составляет: 1) 3-8 мм/ч, 2) 7-12 мм/ч, 3) 1-2 мм/ч

10.Определите количество крови у человека весом 70 кг

Вариант 2

1.Основные функции крови:

1) Транспортная, дыхательная, трофическая, регуляторная

2) Дыхательная, терморегуляторная, гомеостатическая, трофическая

3) Транспортная, дыхательная, трофическая, экскреторная, терморегуляторная, защитная, регуляторная, гомеостатическая

2.Как называется сила, с которой растворитель переходит через полупроницаемую мембрану из менее в более концентрированный раствор?

1) онкотическое давление

2) осмотическое давление

3) фильтрационное давление

3.На долю форменных элементов в крови приходится:

1) 40-50%, 2) 55-60%, 3) 65-70%

4.На какие фракции подразделяются глобулины?

1) α, β,γ; 2) а, в, с; 3) α, β,g

5)В норме СОЭ у мужчин:

1) 1-8 мм/ч, 2) 2-10 мм/ч, 3) 2-5 мм/ч

6)Во время беременности СОЭ:

1) ускорена, 2) замедлена, 3) не изменена

7.В норме pH крови:

1) 6,41; 2) 7,36; 3) 8,32

8.Как называется появление в крови необычных белков?

1) гиперпротеинемия, 2) гипопротеинемия, 3) парапротеинемия

9.Алкалозом называется сдвиг pH в:

1) кислую сторону, 2) щелочную сторону

10. Определите количество крови у человека весом 80 кг

Ситуационные задачи:

1. Какой уровень кровопотери в % если в результате травмы человек потерял 1,5 л крови? (Вес человека 75 кг)

2. Рассмотрите электрофореграмму крови. Укажите, соответствует ли она нормальному содержанию белковых фракций крови?

Альбумины 54,4% (норма-56-68%) Глобулин 39,1% (норма-32-43%) Альфа 1-5,5% (норма-3,0-5,8%) Альфа 2- 6,9% (норма-6,9-10,5%)

Бета- 12,0% (норма-7,5-12,5%)

Гамма- 15,0% (норма-12,8-18%)

3. При исследовании крови количество фибриногена оказалось равным 64г/л, о. белок 85 г/л, γ-глобулинов 20%. С чем могут быть связаны такие изменения состава крови и почему?

4. Во время войн и стихийных бедствий, сопровождающихся неполноценным питанием, у людей возникают отеки. Почему?

5. Как изменится рН крови, если собаке ввести внутривенно 1 л. 5% р-ра глюкозы?

Учебно-материальное обеспечение:

1) наглядные пособия (таблицы, комплект анализов крови людей разного пола и возраста)

2) технические средства обучения (TV, DVD-плейер)

Литература:

а) основная

1. Нормальная физиология / Под ред. В.М. Смирнова / Учебник. М.: «Академия», 2011

2. Нормальная физиология. Судаков К.В. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006

б) дополнительная

1. Нормальная физиология: учебник. / Под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова. М.: «МЕДпресс-информ», 2009

2. Основы физиологии человека: учебник. В 2-х томах. Изд.3-е, перераб и дополн. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. – М.: РУДН, 2007

3. Ситуационные задачи по нормальной физиологии / Под ред. Л.Д. Маркиной. Медицина ДВ, 2005

Цели занятия

Общая цель: изучение темы направлено на формирование профессиональных компетенций ПК – 32, ПК – 6, ПК – 12 и ПК - 16 ФГОС специальности 060101 «Лечебное дело»

Конкретные цели и задачи

После изучения темы студент должен:

«Знать»функциональное и клиническое значение эритроцитов и гемоглобина

«Уметь» интерпретировать результаты клинического анализа крови

«Владеть»методами определения количества эритроцитов, их осмотической резистентности, методами определения количества гемоглобина

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Базой для освоения темы являются знания, полученные при изучении строения эритроцитов, процессов гемопоэза (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), функций эритроцитов, функциональных систем поддержания основных констант системы красной крови (кафедра нормальной физиологии), процессов гемопоэза (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), строения гемоглобина (кафедра биохимии), функций гемоглобина как части функциональной системы поддержания основных констант системы красной крови (кафедра нормальной физиологии).

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

Перечень контрольных вопросов:

1. Особенности строения эритроцитов

2. Понятие об эритроне

3. Норма эритроцитов в крови человека

4. Функции эритроцитов

5. Анизоцитоз и пойкилоцитоз

6. Строение и функции гемоглобина

7. Разновидности строения гемоглобина

8. Содержание гемоглобина в крови взрослого человека

9. Последствия тяжелой кровопотери

10. Причины снижения содержания гемоглобина

Домашнее задание (задания для СРС во внеучебное время):

1.Написать в тетради нормальные показатели эритроцитов (в системе СИ)

2. Перечислите соединения гемоглобина

3. Напишите нормальное содержание гемоглобина в крови

4. Укажите, как определить полный и частичный гемолиз и его отсутствие

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию:

1. Что представляют из себя эритроциты?

2. Каково их нормальное количество в крови мужчин и женщин?

3. Что такое эритрон?

4. Какие функции выполняют эритроциты?

5. Что такое осмотическая резистентность эритроцитов?

6. Какие виды гемолиза Вам известны?

7. Как называется появление в периферической крови эритроцитов разных по форме?

8. Как называется появление в периферической крови эритроцитов разных по размеру?

9. Как называется повышение содержания эритроцитов?

10. Как называется понижение содержания эритроцитов?

11. Характеристика гемоглобина, его строение, функции, количество в крови человека

12. С какими веществами могут образовываться соединения гемоглобина?

13. Цветовой показатель, метод его определения, значение в диагностике

14. Что такое гемолиз? Какие виды гемолиза Вы знаете?

15. Что может вызвать осмотический гемолиз?

16. Что может вызвать биологический гемолиз?

17. Что может вызвать химический гемолиз?

18. Что может вызвать температурный гемолиз?

19. Что может вызвать механический гемолиз?

20. Почему нельзя вводить внутривенно дистиллированную воду?

Задание для самоподготовки к следующему занятию:

Подготовка к практическому занятию по теме «Защитные функции крови. Физиология лейкоцитов»

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

Тестовый контроль

1. В норме в крови мужчин эритроцитов содержится:

1) 3,5-4,0*1012/л; 2) 4,5-5,0*1012/л; 3) 5,5-6,5*1012

2. Диаметр эритроцитов равен:

1) 7,5 мкм; 2) 6,0 мкм; 3) 8-9 мкм

3. Форма эритроцитов в норме:

1) сферическая; 2) двояковогнутая; 3) двояковыпуклая

4.В гипертоническом растворе эритроциты:

1) гемолизируются; 2) сморщиваются; 3) не изменяются

5. Анизоцитоз это присутствие в мазке крови эритроцитов:

1) разных по размеру; 2) разных по форме; 3) разных по степени зрелости

6. Эритропоэз стимулируется:

1) мужскими половыми гормонами; 2) женскими половыми гормонами; 3) ацетилхолином

7. Для нормального эритропоэза необходимо присутствие:

1) кальция; 2) калия; 3) меди

8. Срок жизни эритроцитов:

1) 70 дней; 2) 120 дней; 3) 50 дней

Где разрушаются эритроциты?

1) в селезенке; 2) в лимфоузлах; 3) в кишечнике

10.Эритроциты с остатками ядер называются:

1) моноцитами; 2) ретикулоцитами; 3) мегалоцитами

Цели занятия

Общая цель: изучение темы направлено на формирование профессиональных компетенций ПК – 32, ПК – 6, ПК – 12 и ПК - 16 ФГОС специальности 060101 «Лечебное дело»

Конкретные цели и задачи:

После изучения темы студент должен:

«Знать»функциональное и клиническое значение различных фракций лейкоцитов.

«Уметь» интерпретировать результаты клинического анализа крови, лейкоцитарную формулу.

«Владеть»методами определения количества лейкоцитов.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Базой для освоения темы являются знания, полученные при изучении строения лейкоцитов, процессов лейкопоэза (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), функций лейкоцитов как части функциональной системы поддержания иммунитета (кафедра нормальной физиологии).

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Перечень контрольных вопросов:

1. Строение и функции лейкоцитов

2. Содержание лейкоцитов в норме

3. Лейкоцитарная формула

4. Осуществление клеточного иммунитета

5. Осуществление гуморального иммунитета

Домашнее задание (задания для СРС во внеучебное время)

1. Написать в тетради лейкоцитарную формулу.

2. Дать классификацию видов иммунитета.

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию:

1. Что отражает индекс ядерного сдвига (ИЯС)?

2. Что отражают понятия: сдвиг лейкоцитарной формулы влево или вправо?

3. Что такое лейкемический провал?

4. Какие лейкоциты появляются в очаге воспаления первыми? В чем заключается их функция?

5. Какова роль эозинофилов в воспалительном процессе?

6. Какова роль базофилов в воспалительном процессе?

7. О чем может свидетельствовать выраженный моноцитоз?

8. С чем может быть связан физиологический лейкоцитоз?

9. Что такое физиологический перекрест? Сколько их и когда они происходят?

10. Какие лимфоциты обладают прямым цитотоксическим эффектом?

Задание для самоподготовки к следующему занятию:

Подготовка к практическому занятию по теме «Физиологические основы свертывания крови »

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

Тестовый контроль:

1. Количество лейкоцитов в крови взрослого человека:

1) 2,0-5,0*109; 2) 4,0-9,0*109; 3) 4,0-9,0*1012

2. Повышение содержания лейкоцитов в крови называется:

1) лейкопения; 2) лейкоцитоз; 3) лейкемия

3. К гранулоцитам относятся:

1) нейтрофилы; 2) лимфоциты; 3) моноциты

4. Лейкоцитарная формула это:

1) общее количество лейкоцитов; 2) процентное соотношение всех видов лейкоцитов; 3) процентное соотношение лейкоцитов и эритроцитов

5. Сдвиг лейкоцитарной формулы влево это:

1) увеличение количества юных и палочкоядерных нейтрофилов;

2) увеличение количества палочкоядерных и сегментоядерных нейтрофилов;

3) отсутствие палочкоядерных нейтрофилов;

6. Основная функция нейтрофилов:

1) фагоцитоз; 2) разрушение токсинов; 3) формирование специфического иммунитета

7. Индекс ядерного сдвига в норме:

1) 0,08-1,0; 2) 0,04-0,07; 3) выше 1,0

8. Клеточный иммунитет осуществляется за счет:

1) В лимфоцитов; 2) Т лимфоцитов; 3) О лимфоцитов

9. Все лимфоциты образуются в:

1) красном костном мозге; 2) селезенке; 3) лимфатических узлах

10. Гуморальный иммунитет осуществляется за счет:

1) В лимфоцитов; 2) Т лимфоцитов; 3) О лимфоцитов

Ситуационные задачи:

1. Какие изменения в составе крови могут наблюдаться при гнойных воспалительных состояниях?

2. В 25 больших квадратах камеры Горяева оказалось 100 лейкоцитов. Сколько их содержится в 1 л крови, если она набиралась в меланжер до метки 0,5?

3. Клинический анализ крови, в частности, определение содержания лейкоцитов, рекомендуется производить утром, сразу же после сна. Почему?

4. В клинику обратился больной с высокой температурой, симптомами воспаления легких. Болен в течение 2-х дней. Врач назначил анализ крови. Какие изменения в периферической крови подтвердят диагноз?

Увеличится общее количество белка, за счет γ-глобулиновой фракции, увеличится количество фибриногена. Произойдет резкое ускорение СОЭ.

5. В клинику поступил ребенок 5 лет с жалобами на вялость, плохой аппетит, периодически в течение месяца боли в животе. В анализе крови: увеличение количества эозинофилов до 16%. О чем можно думать?

6. Машиной СМП к хирургу доставлен ребенок 8 лет с жалобами на боль в правой подвздошной области. Заболел 14 часов назад, была рвота. Стул и мочеиспускание не изменены, температура тела - 37,2. В анализе крови - лейкоцитов 12,6*109/л ; Э-1, П-9, С-65, Л- 20, .М-5. Какое заболевание можно предполагать? Чему равен индекс нейтрофильного сдвига? Как охарактеризовать лейкограмму?

Учебно-материальное обеспечение:

1) наглядные пособия (таблицы, комплект анализов крови людей разного пола и возраста)

2) технические средства обучения (TV, DVD-плейер)

Литература:

а) основная

1. Нормальная физиология / Под ред. В.М. Смирнова / Учебник. М.: «Академия», 2011

2. Нормальная физиология. Судаков К.В. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006

б) дополнительная

1. Нормальная физиология: учебник. / Под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова. М.: «МЕДпресс-информ», 2009

2. Основы физиологии человека: учебник. В 2-х томах. Изд.3-е, перераб и дополн. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. – М.: РУДН, 2007

3. Ситуационные задачи по нормальной физиологии / Под ред. Л.Д. Маркиной. Медицина ДВ, 2005

Цели занятия

Общая цель: изучение темы направлено на формирование профессиональных компетенций ПК – 32, ПК – 6, ПК – 12 и ПК - 16 ФГОС специальности 060101 «Лечебное дело»

Конкретные цели и задачи:

После изучения темы студент должен:

«Знать»механизмы сосудисто-тромбоцитарного и коагуляционного гемостаза, фибринолиза, генотипические свойства крови.

«Уметь» оценивать состояние системы гемостаза по результатам лабораторных исследований, определить группу крови и резус-фактор.

«Владеть»методами определения времени остановки кровотечения и времени свертывания крови , методами интерпретации полученных результатов (присутствие или отсутствие агглютинации в исследуемых образцах).

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Базой для освоения темы являются знания, полученные при изучении свойств крови, процессов гемостаза (кафедра биохимии, кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), функций факторов свертывания крови и фибринолиза как части функциональной системы поддержания гомеостаза (кафедра нормальной физиологии), процессов формирования наследственных признаков крови (кафедры биологии, биохимии, кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), функций агглютиногенов, агглютининов и резус-фактора как части функциональной системы крови (кафедра нормальной физиологии).

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

Тестовый контроль:

Цели занятия

Общая цель: изучение темы направлено на формирование профессиональных компетенций ПК – 32, ПК – 6, ПК – 12 и ПК - 16 ФГОС специальности 060101 «Лечебное дело»

Конкретные цели и задачи:

После изучения темы студент должен:

«Знать»основные нормальные показатели крови .

«Уметь» анализировать и оценивать состояние системы крови по клиническим анализам

«Владеть»методами определения СОЭ, количества эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина, времени свертывания крови, времени кровотечения, гематокрита, группы крови и резус-фактора, расчета цветового показатель, индекс ядерного сдвига

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

Базой для освоения темы являются знания, полученные при изучении свойств крови, нормальных показателей крови, процессов формирования наследственных признаков крови (кафедры биологии, биохимии, кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), функциональной системы крови (кафедра нормальной физиологии).

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

Перечень контрольных вопросов:

1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз?

2. Коагуляционный гемостаз?

3. Фазы коагуляционного гемостаза

4. Фазы фибринолиза

5. Функциональная система регуляции гемостаза

6. Система групп крови, характеристика системы АВО. Понятие о дополнительных группах крови

7. Понятие о резус-факторе. Значение определения резус-фактора в практической деятельности врача

8. Становление групповых свойств в онтогенезе

9. История изучения о переливании крови

10. Группы крови, критерии деления на группы

11. Основные группы крови и дополнительные

12. Правила переливания крови

13. Механизм действия перелитой крови

14. Классификация кровезаменителей

15. Показания к применению различных кровезаменителей

Вопросы для самоподготовки к сдаче практических навыков:

1. Техника взятия крови из пальца, приготовление мазка

2. . Методы подсчёта эритроцитов и лейкоцитов.

3. Исследование осмотической стойкости эритроцитов.

4. Методы исследования гемоглобина.

5. Методы определения времени свертывания крови и времени кровотечения.

6. Определение гематокрита.

7.Определение группы крови.

8. Определение резус-фактора.

9. Вычисление цветового показателя.

10. Определение СОЭ.

11. Интерпретация анализов крови.

Домашнее задание (задания для СРС во внеучебное время)

1. Перечислить факторы свертывания крови

2. Нарисовать схему коагуляционного гемостаза

3. Написать агглютиногены и агглютинины I, II, III, IV групп крови.

4. Зарисовать схему переливания крови.

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. Какие факторы свертывания крови Вы знаете?

2. Где образуется большинство факторов свертывания крови?

3. Каково время остановки кровотечения в норме?

4. Каково время свертывания крови в норме?

5. В каких этапах гемостаза участвуют ионы кальция?

6. Какие факторы способствуют свертыванию крови?

7. Какие факторы препятствуют свертыванию крови?

8. Что можно отнести к коагулянтам?

9. Что можно отнести к антикоагулянтам?

10. Под влиянием какого фермента осуществляется процесс фибринолиза?

11. Когда возникло учение о группах крови, кто автор классификации АВ0?

12. Какие агглютиногены и агглютинины содержит кровь I группы?

13. Какие агглютиногены и агглютинины содержит кровь II группы?

14. Какие агглютиногены и агглютинины содержит кровь III группы?

15. Какие агглютиногены и агглютинины содержит кровь IV группы?

16. Что такое резус-конфликт?

17. Что может произойти при беременности резус-отрицательной женщины резус-положительным плодом?

18. Может ли возникнуть резус-конфликт у резус-положительной женщины с резус-отрицательным плодом?

19. Можно ли переливать кровь, совпадающую по группе и резус-фактору, в больших количествах?

20. Почему лица с I группой крови сейчас не считаются универсальными донорами?

Цели занятия.

Общая цель:изучение темы направлено на формирование профессиональных компетенций ПК – 32, ПК – 6, ПК – 12 и ПК - 16 ФГОС специальности 060101 «Лечебное дело»

Конкретные цели и задачи:

После изучения темы студент должен:

«Знать» общую морфофункциональную характеристику системы кровообращения и ее роль в поддержании жизнедеятельности организма, усвоить современные представления о гемодинамической функции сердца, изучить фазы сердечного цикла, физиологические свойства сердечной мышцы, обеспечивающие функциональные особенности деятельности сердца.

«Уметь»пользоваться полученными знаниями для понимания механизмов функционирования сердца в целом организме при его различных состояниях, на основе знаний механизмов регуляции активного состояния миокардиоцитов объяснить особенности их электрических и сопряженных процессов.

«Владеть»навыками определения длительности сердечного цикла у человека по пульсу, методами количественной оценки нагнетательной функции сердца, навыками определения функциональных особенностей деятельности сердца.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимых для освоения темы:

1. Морфофункциональные особенности сердечно-сосудистой системы ( каф.анатомии человека, каф. гистологии, эмбриологии и цитологии).

Задания для контроля сформированности компетенций в учебное время.

Тестовый контроль:

Вариант 1

1. Одиночный сердечный цикл складывается из: 1)систолы предсердий, систолы желудочков и общей паузы; 2.из систолы желудочков и общей паузы; 3. из диастолы и общей паузы.

2. Открытие полулунных клапанов происходит в фазы: 1)асинхронного сокращения миокарда желудочков; 2) в начале изометрического сокращения; 3) в начале быстрого изгнания крови из желудочков; 4) медленного изгнания крови из желудочков; 5) в протодиастолический период.

3. Длительность в секундах (при частоте сердечных сокращений - 75 уд/ мин ) одиночного сердечного цикла, систолы предсердий и желудочков составляет: 1) 0,5; 0,1; 0,30 2) 0,8; 0,1; 0,33 3) 0,7 ; 0,2; 0,40; 4) 0,8; 0,11; 0,29; 5) 0,8; 0,2; 0,47;

4. Минутный объем сердечного выброса в покое равен: 1) 4,5 – 5,0л 2) 3,0 – 3,5л 3) 1,5 – 2 л. 4) 60 – 70 мл. 5) 100 – 150 мл.

5. В какую фазу сердечного цикла кровь поступает в большой и малый круги кровообращения: 1) систолу предсердий; 2) систолу желудочков; 3. диастолу желудочков ( в общую паузу)

6. Створчатые клапаны в период общей паузы: 1) закрыты; 2) левый закрыт, правый открыт; 3)открыты; 4) левый открыт, правый закрыт; 5) сначала открыты, потом закрыты.

7. Аортальный клапан открывается при давлении крови в левом желудочке: 1) более 120-130мм.рт.ст. 2) более 70- 80мм.рт.ст. 3) более 25- 30мм.рт.ст. 4) менее 7-10мм.рт.ст. 5) менее 25- 30мм.рт.ст.

8. Протодиастолический период- это: 1) время от начала расслабления желудочков до захлопывания полулунных клапанов. 2) время сокращения предсердий ; 3) время изгнания крови из желудочков; 4) время изгнания крови и предсердий; 5) время от начала до конца расслабления желудочков.

9. Кто открыл большой и малый круги кровообращения?

10.Откуда берет начало большой круг кровообращения: 1) из левого желудочка 2) из левого предсердия; 3) из левого желудочка и предсердия; 4) из правого желудочка.

Вариант 2.

1. Способность миокарда переходить в возбужденное состояние под действием раздражителя называется: 1) раздражимостью; 2) сократимостью; 3)автоматией; 4)возбудимостью; 5) пейсмекерной активностью

2. Типичные кардиомиоциты желудочков выполняют следующие функции:

1)обеспечивают сокращение желудочков 2)генерируют возбуждение, определяющее ритм сокращений сердца в норме 3)передают возбуждение на проводящую систему желудочков,способны к самостоятельной генерации возбуждения

3.Быстрая деполяризация пейсмекерных клеток сердца обусловлена следующими изменениями ионной проницаемости: 1)увеличен для Na и Ca; 2) увеличение для К 3)увеличение для К и снижение для Са и Na; 4).снижение для К и увеличение для Na; . 5)увеличение для Cl

4. Типичный кардиомиоцит обладает следующими свойствами: 1)возбудимостью, сократимостью, проводимостью; 2)возбудимостью, проводимостью; 3)возбудимостью, проводимостью,автоматией; 4).возбудимостью,проводимостью,сократимостью,автоматией; 5)сократимостью, автоматией

5. Плато реполяризации ПД типичного кардиомиоцита обуславливают токи: 1)медленный входящий натрий - кальциевый ток, медленный выходящий калиевый ток; 2)быстрый входящий натриевый ток, медленный входящий натрий-кальциевый ток; 3)быстрый входящий калиевый ток; 4)быстрый входящий хлорный ток; 5)медленный входящий кальциевый ток

6. Назовите физиологические особенности сердечной мышцы, определяющие ритмический характер её работы: 1) длительный период абсолютной рефрактерности; . 2)сокращается строго по закону «всё или ничего»; 3) обладает автоматизмом; 4) сила сокращения не зависит от исходной длины мышечных волокон; 5) сила сокращений зависит от исходной длины мышечных волокон

7.Для каких клеток характерно явление медленной диастолической деполяризации (МДД)? 1) типичные миоциты 2) атипичные миоциты 3) скелетные мышцы.

8. При искусственной в эксперименте (лигатуры Станиуса) или произвольной блокаде синусного узла функцию водителя ритма могут взять: 1) сократительные кардиомиоциты желудочков; 2) сердечные проводящие миоциты (пучок Гисса, волокна Пуркинье); 3)атриовентрикулярный узел; 4) гетеротропные (аномально расположенные в любых отделах сердца) очаги; 5) при блокаде синусного узла сердце в принципе не может сокращаться

9. Экстрасистола возникает, если внеочередное возбуждение совпадает с фазой: 1)асинхронного сокращения; 2) изометрического сокращения; 3)быстрого изгнания крови; 4) медленного изгнания крови; 5) началом диастолы

10..Основной узел автоматизма находится: 1) в межпредсердной перегородке; 2) в атриовентрикулярном соединении; 3) в верхушке сердца; 4) в ушке правого предсердия; 5)при впадении в левое предсердие лёгочных вен

Ситуационные задачи:

1. Систолический выброс крови равен 75 мл, частота сердечных сокращений составляет 65 уд/мин. Чему равен минутный объем крови?

2. Сердце за 2минуты выбросило в кровоток 4900 мл крови, частота его сокращений равнялась 70 уд/мин. Какое количество крови выбрасывается в кровоток за 1 систолу

3. Тренировочная нагрузка в виде бега на дистанцию 800м выполнялась двумя здоровыми мужчинами. Один из них был спортсменом, другой спортом не занимался. За счёт изменяется минутный минутный объём сердца (МОС) у спортсмена и слабо физически тренированного человека?

4. Клетки проводящей системы сердца по своим свойствам приближаются к кардиомиоцитам эмбрионального миокарда. Попытайтесь объяснить, почему заболевания, связанные с нарушением функций миокарда, встречаются значительно чаще, чем патология проводящей системы.

5. Яд, содержащийся в некоторых видах грибов, резко укорачивает фазу абсолютной рефрактерности сердца. Может ли отравление этими грибами привести к смерти и почему?

6. При операциях на сердце проводят глубокую гипотермию. Для чего это делается? С чем связан эффект?

7. В результате болезни у человека разрушились не только синоатриальный, но и атриовентрикулярный узлы проводящей системы сердца. Будет ли работать сердце у данного человека? Что можно сделать, чтобы оно работало с прежней частотой?

Учебно-материальное обеспечение:

Литература:

а) основная

1. Нормальная физиология. Учебник / Под ред. В.М.Смирнова- М. «Академия,2012

2. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. А.В, Завьялова. В.М. Смирнова.- М.: «Медпресс-информ», 2009

3. Физиология человека. Учебник./ Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько.- М.: Медицина, 2003

4. Физиология человека. Учебник./ Под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина.-СПб: СОТИС, 2001, 2002

5. Физиология человека. Учебник./ Под ред. В.М. Смирнова. М.: Медицина, 2002

6. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. Р.С. Орлова, А.Д. Н Орлова. М. Издателькая группа «ГЭОТАР-Медиа», 2005

7. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред.В.Н. Яковлева. М.: Издательский центр «Академия», 2006

8. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2005

9. Нормальная физиология: Учебник / Под ред. К.В. Судакова. М.: Издателькая группа «ГЭОТАР-Медиа», 2012

б) дополнительная

1. Рукововодство к практическим занятиям по нормальной физиологии / Под ред. К.В.Судакова М.Медицина,2002

2. Физиология человека: Атлас динамических систем / К.В. Судаков, В.В. Андрианов, Ю.В.Вагин, И.И. Киселев М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009

Материальное обеспечение:

Наглядные пособия:

таблицы:

-Строение сердца

-Кровообращение плода, новорождённого

Технические средства обучения: ТV, DVD

Цели занятия

Общая цель:изучение темы направлено на формирование профессиональных компетенций ПК – 32, ПК – 6, ПК – 12 и ПК - 16 ФГОС специальности 060101 «Лечебное дело»

Конкретные цели и задачи:

После изучения темы студент должен:

«Знать» особенности звуковых, механических и электрических проявлений сердечной деятельности.

«Уметь» провести анализ электрокардиограммы, фонокардиограммы.

«Владеть»методами исследования внешних проявлений деятельности сердца, по которым можно получить представление о динамике сокращения сердца.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимых для освоения темы:

1. Топографические показатели внешних проявлений сердца ( каф. анатомии человека).

2. Биоэлектрические показатели сердечной деятельности ( каф. физики).

7.Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Вопросы для самоподготовки:

1.Механические проявления сердечной деятельности. Верхушечный толчок,его характеристика.

2.Звуковые проявления сердечной деятельности: тоны сердца, методы исследования тонов сердца (аускультация, фонокардиография). Происхождение тонов, их компоненты.

3.Методы регистрации механической деятельности сердца (баллистокардиография, д

Наши рекомендации