Анаксагор (ок. 500 - 428 г.г. до н.э.)

МЕДИЦИНСКИЕ

ШКОЛЫ

И ВЫДАЮЩИЕСЯ

ВРАЧЕВАТЕЛИ

ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ПИФАГОР (ок. 571 - 500 г.г. до н.э.)

Философ-идеалист, математик, врач

Считал началом всего сущего число; в числе осуществляется синтез единства и множества, и оно является основанием всякой меры, гармонии и пропорциональности

Верил в переселение души

Считал важнейшим условием сохранения здоровья и лечения большинства болезней соблюдение особого режима жизни и питания

В терапии Пифагор и его ученики применяли "успокоительно действующую музыку и пение" и "магические" стихи

АНАКСАГОР (ок. 500 - 428 г.г. до н.э.)

Выдвинул учение о неразрушимых элементах - "семенах" вещей. Движущей силой мирового порядка он считал ум, организующий первоэлементы.

Его учение отличается от прежних философов тем, что за основу мира им принимаются не отдельные стихии – земля, вода, воздух или огонь, а их дробные частицы, названные Анаксагором «гомеомериями». Это еще не атомы, они ближе к молекулам.

Анаксагор говорил, что кости состоят из костных частичек. Все тела делимы; во всяком меньшем есть еще меньшее. Все тела и предметы представляют собой сочетание этих мелких частиц – гомеомерий.

По-видимому, Анаксагор первым в Древней Греции производил наблюдения с рассечением головного мозга животных.

Причины всех болезней он связывал с желчью.

КРОТОНСКАЯ ШКОЛА (VI в. до н.э.)

Основатель школы Алкмеон из Кротона.

Школа придерживалась взглядов, что организм - есть единство противоположностей. Здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького.

Основной метод лечения - противоположное излечивается противоположным.

АЛКМЕОН ИЗ КРОТОНА (VI - V в.в. до н.э.)

Создатель одной из первых светских медицинских школ в Кротоне, основатель принципа нервизма. Он первым связал психику с работой головного мозга и нервной системы в целом.

С его именем связывают развитие пневматической теории, известной еще древним египтянам, которую Алкмеон обосновал с позиции учения Анаксимена

Он сформулировал принцип лечения противоположным на основе диалектических концепций Гераклита.

Алкмеон первым дерзнул вскрывать трупы животных и прослыл "мужем искусным в естествознании". Практика сечения трупов в научных целях позволила Алкмеону дать первое систематическое описание общего строения тела и предполагаемых функций организма.

Он утверждал, что функция мышления осуществляется головным мозгом, органы чувств - связаны с мозгом непосредственно. Он обнаружил наличие проводников, идущих от мозга к органам чувств. Им было установлено, что мозг, органы чувств и открытые им проводники имеются как у человека, так и у животных, а стало быть, и тем и другим должны быть свойственны переживания, ощущения и восприятия.

Считал головной и спинной мозг, а также кровь местом возникновения всех болезней.

Открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал (названный позднее евстахиевой трубой).

КНИДСКАЯ ШКОЛА

В этой школе развилось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь и черная желчь)

Здоровье понималось как результат благоприятного, а болезнь как неблагоприятного, смешения соков. Позднее, на основе древнегреческого учения о соках организма, сформировалась гуморальная теория, которая с некоторыми изменениями существовала в медицине вплоть до XIX в. (Humores – от лат. - жидкость).

Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, Книдская школа развила учение о признаках болезней - симптомах и диагностике.

В диагностике Книдская школа использовала метод выслушивания.

Для школы характерно открытие плеврического трения.

Основатель школы Эврифон (V в.)

СИЦИЛИЙСКАЯ ШКОЛА (V в. до н.э.)

Основатель школы - Эмпедокл из Акрогонта.

Была заложена основа классического философского учения об элементах, из которых состоит человеческий организм: огонь, вода, воздух, земля.

Врачеватели школы признавали сердце главным органом сознания.

Четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное, сухое).

ПЛАТОН (428 - 348 или 347 г.г. до н.э.)

Философ-идеалист

Платон считал душу независимой от тела, бессмертной и нематериальной сущностью

Согласно его учению извечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей - подобия и отражения идей; познание - воспоминание души об идеях, которые она содержала до соединения с телом

Платон допускал также существование других смертных душ, управляющих различными функциями организма:

Мыслящая (интеллектуальная) - располагается в мозге и управляет высшими мыслительными способностями и органами чувств

Чувствующая - находится между диафрагмой и шеей, центр смелости и гнева (в сердце)

Животная - управляет питанием организма и располагается в брюшной полости вместе с печенью и кишечником

Здоровье и болезнь по Платону определяются нематериальным, потусторонним началом - пневмой, проникающей в организм вместе с вдыхаемым воздухом

В своем произведении "Законы" Платон предлагал установить различные системы лечения: для рабовладельцев - научную философскую систему медицины, для рабов - ненаучную, знахарскую. Отсюда и деление врачей на две категории - для рабовладельцев и рабов

КОССКАЯ ШКОЛА

Главная медицинская школа Древней Греции классического периода

Первые упоминания о школе относятся к 584 г. до н.э., когда жрецы Дельфийского храма попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Эпидемия с их помощью была прекращена

В основе школы лежали натуро-философские воззрения - человек, его здоровье и болезни воспринимались лишь в тесной связи с окружающим миром

Болезнь - не наказание богов, а результат влияния окружающей среды и нарушения питания

Активно развивала учение о четырех телесных соках и типах телосложения

Школа утвердила основы врачебной этики

Врачеватели разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного (греч. Keinike - уход за лежачим больным, от греч. Keine - ложе). Вследствие этого появилось клиническое направление в медицине

Расцвет школы связан с именем Гиппократа II Великого (ок. 460 - ок. 370 г.г. до н.э.)

Видными врачевателями школы были также Праксагор (IV век до н.э.), учитель Герофила

ШКОЛА ПЕРИПАТЕТИКОВ

Основоположник - Аристотель в 335 г. до н.э. (от греч. Peripatos - место для прогулок, т.е. место, где проходило занятие)

Создали учение о природе, нарушавшее сложившееся представление о боге (в дальнейшем оно воплотилось в арабской философии), т.е. утверждали казуальные принципы (причинные) вместо телеологических

Учение о бессмертии души

ГИППОКРАТ II ВЕЛИКИЙ

(ок. 460 - ок. 370 г.г. до н.э.)

урожонец о. Кос, сын Гераклида. Имел двух сыновей: Фессала и Дракона. Умер 104 лет от роду (по другим источникам на 83 году жизни)

Гиппократ причислял себя к роду Асклепия и вел свою родословную от его сына - Падамерия

Странствующий врачеватель, получивший образование от отца, Геродика из Селимбрии, Горгия из Леонтины, а также Демокрита из Абдер

Придерживался в основном материалистических взглядов

Гиппократу принадлежат выдающиеся работы, вошедшие в "Гиппократов сборник": "Афоризмы", "Прогностика", "Эпидемии", "О воздухах, водах, местностях", "О древней медицине", "О переломах".

В "Афоризмах" собраны диетические и врачебные наставления по лечению внутренних болезней, хирургии

В "Прогностике" обобщена древнегреческая терапия, диагностика по внешнему виду (наблюдение, осмотр и опрос больного)

В "Эпидемиях" рассматривается история распространения болезней (не обязательно эпидемических, т.е. инфекционных) - эндемических - болотной лихорадки, чахотки, паралича, простудных, глазных и др. (известны были основательно 42 истории болезней)

Гиппократ стал основателем медицинской географии. Об этом он рассуждал в труде "О воздухах, водах, местностях". Здесь большое место уделяется анализу причин возникновения болезней:

а) причины болезней, общие для всех людей данной местности (зависят от условий окружающей природы)

б) индивидуальные причины, определяемые образом жизни каждого (обучение грамоте и музыке, физическое воспитание, закаливание и личная гигиена)

Гиппократ описал 4 типа характеров и особенности телосложения, которые связаны с местом проживания (на юге, востоке, высоко в горах, в плодородных долинах) и преобладанием одного из 4-х жизненных соков в организме. Это учение о темпераментах:

а) сангвиник - преобладание крови

б) флегматик - преобладание слизи, флегмы

в) холерик - преобладание желтой желчи

г) меланхолик - преобладание черной желчи

В XIX в. учение о темпераментах разработал И.П. Павлов, опираясь на соотношение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, и экспериментально обосновал это

Гиппократ стал основоположником диантологии - учения о врачебной этике и поведения врачей. Будущий врач должен был воспитывать в себе "презрение к деньгам, совестливость, опрятность, изобилие мыслей, знания, отвращение к пороку, отрицание суеверий, память"

Главный принцип Гиппократа: "Не навреди!"

Знал систему органов движения (кости, суставы, мышцы), что видно из применявшихся им методов лечения переломов, вывихов, растяжений. Использовал ортопедический станок - "скамья Гиппократа"

Гиппократ понимал организм как единое целое. Он писал, что болезни начинаются во всем теле

Произведение "О священной болезни" (эпилепсии) ясно выражает материалистические взгляды Гиппократа: "… нисколько не божественное, а нечто человеческое видится мне во всем этом деле… причина этой болезни… есть мозг."

Принцип терапии Гиппократа, как и большинства врачей древности, - "противоположное есть лекарство для противоположного": лечение переполнения - опорожнением, опорожнения - наполнением, переутомления - отдыхом и т.п.

Гиппократ большое внимание уделял гигиене ("диете"): образу жизни, окружению, питанию, сну

В целом учение Гиппократа и врачей его школы характеризовалось "драгоценным чувством меры", которое было присуще греческому искусству и греческой философии. Основные принципы учения Гиппократа служили предупреждением против односторонних, метафизических увлечений и ошибок, которых было немало в последующем развитии медицины

МЕДИЦИНСКИЕ

ШКОЛЫ

И ВЫДАЮЩИЕСЯ

ВРАЧЕВАТЕЛИ

ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ПИФАГОР (ок. 571 - 500 г.г. до н.э.)

Философ-идеалист, математик, врач

Считал началом всего сущего число; в числе осуществляется синтез единства и множества, и оно является основанием всякой меры, гармонии и пропорциональности

Верил в переселение души

Считал важнейшим условием сохранения здоровья и лечения большинства болезней соблюдение особого режима жизни и питания

В терапии Пифагор и его ученики применяли "успокоительно действующую музыку и пение" и "магические" стихи

АНАКСАГОР (ок. 500 - 428 г.г. до н.э.)

Выдвинул учение о неразрушимых элементах - "семенах" вещей. Движущей силой мирового порядка он считал ум, организующий первоэлементы.

Его учение отличается от прежних философов тем, что за основу мира им принимаются не отдельные стихии – земля, вода, воздух или огонь, а их дробные частицы, названные Анаксагором «гомеомериями». Это еще не атомы, они ближе к молекулам.

Анаксагор говорил, что кости состоят из костных частичек. Все тела делимы; во всяком меньшем есть еще меньшее. Все тела и предметы представляют собой сочетание этих мелких частиц – гомеомерий.

По-видимому, Анаксагор первым в Древней Греции производил наблюдения с рассечением головного мозга животных.

Причины всех болезней он связывал с желчью.

Наши рекомендации