Приемы преодоления желания закурить после отказа от курения.

Слушателям предлагается прочитать приведенные на слайде приемы преодоления желания закурить, которое может появиться после отказа от курения в определенных ситуациях, и выбрать 2–3 наиболее подходящих и доступных. При необходимости следует воспользоваться ими.

Приемы преодоления желания закурить:

· Не разрешать себе выкурить «только одну сигарету». Этим можно разрушить предыдущие усилия и достигнутые результаты по отказу от курения.

· Повторить про себя или вслух свою установку на отказ от курения.

· Сказать себе: «Я бросил(а) курить и не изменю свое решение. Никаких послаблений и компромиссов. Я подавлю в себе минутную слабость. Я больше не курю!»

· Оценить, насколько действительно в данной ситуации поможет сигарета, постараться подавить желание закурить.

· Встать, переменить занятие или обстановку, выйти на улицу; позвонить кому-нибудь по телефону.

· Заранее подготовить себе альтернативное курению приятное занятие, на которое можно отвлечься при появлении мысли о курении.

· Освоить технику глубокого дыхания, используя ее для преодоления стресса.

Активная часть

Упражнение для тренировки глубокого дыхания.

Глубокое ды­хание, являясь важной составляющей расслабляющих процедур, эффективно для быстрого снижения стресса разных уровней. Овладев техникой глубокого дыхания, ею можно воспользоваться в любой ситуации, чтобы снять эмоциональное и физиологическое напряжение, связанное со стрессом. Тренировка глубокого дыхания помогает контролировать физиологические реакции, воз­никающие в ответ на стрессор.

Предложить слушателям проверить, какой тип дыхания для них свойстве­нен. Для этого им нужно приложить ладонь одной руки на грудь, другой – на живот, сделать глубокий вдох. Если первой поднимается рука, находящаяся на груди, – тип дыхания грудной, если первой поднимается рука, находяща­яся на животе, – тип дыхания диафрагмальный.

Для подготовки к тренировке глубокого дыхания необходимо занять удобную позу сидя с закрытыми глазами, дышать носом. Положить одну ладонь на грудь, другую – на живот. Дышать обычно, отмечая, в какой последовательности двигаются руки на вдохе. Затем попробовать сделать вдох так, чтобы первой поднялась рука, лежащая на животе, а затем рука, находящаяся на груди.

Тренировка глубокого дыхания:

· Сделать медленный вдох через нос.

· Заполнить воздухом последовательно сначала нижние отделы легких, затем постепенно – сред­ние и, наконец, верхние отделы легких. Вдох следует проводить плавно, как одно движение.

· На несколько секунд задержать дыхание.

· Постепенно выдыхать через рот, слегка втянув живот и медленно поджимая его по мере освобождения от воздуха легких. Плечи нужно расслабить.

· В конце выдоха следует слегка поднять плечи и ключицы так, чтобы легкие можно было вновь до самых верхушек наполнить воздухом.

Информационная часть

Функция легких в зависимости от курения. Преимущества отказа от курения.

Слушателям рекомендуется представить слайд, иллюстрирующий изменение функции легких в зависимости от возраста; а также различие функции легких у курящего и некурящего человека. Продемонстрировано увеличение показателя легочной функции при отказе от курения в возрасте 45 и 65 лет.

Вывод: прекращение курения рекомендуется в любом возрасте. Чем раньше курящий откажется от своей зависимости, тем больше польза для здоровья.

Активная часть

Установление даты отказа от курения.

Предложить установить дату отказа от курения, которая должна быть не позднее двух недель после даты последнего занятия. Этот период времени нужен для того, чтобы, с одной стороны, слушатели имели время для подготовки к отказу от курения. Вместе с тем, не целесообразно «затягивать» этот период.

Записать в индивидуальную карточку слушателя дату отказа от курения. Отметить, какой способ медикаментозного лечения (при наличии показаний) он планирует применить.

В тех случаях, если кто-то не готов назвать дату отказа от курения, не настаивать.

Заключительная часть

Ответы на вопросы, подведение итогов.

Напомнить, что будете звонить, чтобы узнать, как проходит отказ от курения.

Предложить слушателям обращаться для индивидуальных консультаций для назначения, при наличии показаний, медикаментозного лечения. У пациентов с хроническими заболеваниями органов дыхания может возникнуть необходимость в назначении симптоматической терапии в период отказа от курения.

Поддержка выпускников школы

Поддержка выпускников осуществляется посредством телефонного и индивидуального консультирования.

Телефонное консультирование:

Рекомендуется позвонить через несколько дней после планируемой даты отказа от курения, т.к. именно в этот период особенно важна поддержка. Следующие телефонные звонки можно периодически повторять: через месяц, три месяца, шесть месяцев, год после отказа от курения. Результаты фиксируются в индивидуальной карточке слушателя. Для оценки эффективности Школы обязательными являются результаты опроса через месяц и шесть месяцев после отказа от курения (см. приложение № 8 приказа МЗ СО «Об организации Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области»).

Индивидуальное консультирование (при необходимости):

Выпускникам Школы рекомендуется обеспечить возможность индивидуального консультирования:

· после завершения обучения – с целью подбора и коррекции медикаментозного лечения табачной зависимости, назначения симптоматической терапии у пациентов с хроническими заболеваниями органов дыхания для профилактики возможных обострений;

· в более отдаленный период – для наблюдения за пациентом во время проведения медикаментозного лечения; коррекции, оценки эффективности симптоматической терапии; при необходимости – для разработки индивидуального плана, включающего рекомендации по рациональному питанию и повышению физической активности при возможном увеличении массы тела;

· в случае срыва – для анализа его причин; коррекции медикаментозного лечения.

Наши рекомендации