Работа № 12. Гигиеническая оценка расписания уроков в школе

Оборудование: раздаточный материал (расписание уроков учащихся 5 – 11 классов школ, гимназии города, учебный план общеобразовательной школы, гимназии).

Цели:

1. Оценить фактическое надельное расписание уроков одного из классов средней школы.

2. Составить для этого же класса расписание уроков, которое соответствовало бы гигиеническим требованиям.

Ход работы

1. Проанализировать недельное расписание уроков для школьников разного возраста в соответствии с гигиеническими требованиями.

Пример – оценить с учетом гигиенических требований расписание уроков для учащихся 6 класса.

Расписание уроков для учащихся 7 класса

Дни недели
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
География Черчение История Рус.яз. Ин.яз. Рус.яз Лит-ра История Рус.яз. Матем. Рус.яз. Физика Матем. Рус.яз Музыка Матем. Ин.яз. Физика Биология Матем. Лит-ра Физ-ра Матем. Труд Труд Биология Матем. Географ. Физ-ра

Гигиеническая оценка расписания уроков для учащихся 6 класса

Величина недельной учебной нагрузки (29 часов) соответствует учебному плану. Данное расписание учебных предметов в течение учебной недели не соответствует учебной динамике работоспособности учащихся. Так, в понедельник, когда работоспособность учащихся невелика, в расписании поставлено 6 уроков. Причем, 2 урока русского языка, который считается трудным. Во вторник, когда работоспособность учащихся большая, поставлено 4 урока.

В расписании уроков не учтена динамика работоспособности учащихся в течение учебного дня. В понедельник на 5-6 уроках иностранный и русский язык, в четверг на 6 – математика, тогда как легкие предметы – черчение, физкультура – поставлены на 2 уроки (черчение в понедельник на 2 уроке, физкультура в пятницу на 2 уроке). В пятницу поставлены 2 лёгких урока (физкультура на 2 уроке, а два труда на 4-5 уроках), тогда как в четверг в расписании поставлено 6 уроков (трудные уроки: 2 урока математики, иностранный язык, физика).

Контрольные вопросы

1. Режим дня, правильный режим дня.

2. Гигиенические требования к режиму дня учащихся разного возраста.

3. Суточный бюджет времени.

4. Длительность сна детей разного возраста.

5. Гигиенические требования к продолжительности учебных занятий дома.

6. Гигиенические требования к расписанию уроков в школе.

7. Основная функция перемен.

Приложение 8

Суточный бюджет времени школьников разного возраста



  1-й,6 2-й,7 3-й,8 4-5-й, 9-10 5-7-й, 11-12 8-й, 13 9-й,14 10-11-й (12) 15-16
Сон: ночной дневной   10ч. 1ч45м   10-11ч 1ч   10ч –   10ч –   9ч –   9ч –   9ч –   8ч-8ч 30м -
Отдых на открытом воздухе   4ч   3ч30м   3ч30м   3ч30м   3ч   3ч   2ч- 2ч30м   2ч- 2ч30м
Учебные занятия: в школе приготов- ление уроков     3ч     4ч     4ч     4ч- 4ч30м     5ч     5ч     5ч – 6ч     5ч - 6ч
По уставу по гигиеническим рекомендациям –     – До 1ч     45м До 1ч 30м   1ч До 2ч     1ч30м До 2ч 30м   2ч До 3ч     2ч30м До 4ч     2ч30м До 4ч     3ч
Отдых по собственному выбору     1ч30м     1ч30м     1ч30м     1ч30м     2ч     1ч30м     1ч30м     1ч30м – 2ч
Приём пищи   1ч30м   1ч30м   1ч30м   1ч30м   1ч15м   1ч15м   1ч15м   1ч15м
Личная гигиена   2ч15м   1ч30м   1ч30м   1ч30м   1ч15м   1ч15м     1ч15м   1ч15м

Приложение 9

Примерный распорядок дня школьников,

Занимающихся в 1 смену

Возраст, класс
Вид деятельности 10 лет, 4кл. 11 –12 лет, 5-6кл. 13 – 15лет, 7-8кл. 16 – 17 –18лет, 9 – 11кл.
Подъём 7.00 7.00 7.00 7.00
Утренняя зарядка водные процедуры, уборка постели   7.00 – 7.30   7.00 – 7.30   7.00 –7.30   7.00 – 7.30
Завтрак 7.30 – 7.50 7.30 – 7.50 7.30 – 7.50 7.30 – 7.50
Дорога в школу 7.50 – 8.20 7.50 – 8.20 7.50 – 8.20 7.50 – 8.20
Учебные и факультативные занятия, обществен- ные поручения, труд и внешкольная работа   8.30 – 13.30   8.30 – 14.30   8.30 –14.30   8.30 –14.30
Возвращение домой 14.00 15.00 15.00 15.00
Обед 14.00 – 14.30 15.00 – 15.30 15.00 – 15.30 15.00 –15.30
Пребывание на воздухе   14.30 – 15.30   15.30 – 17.00   15.30 – 17.00   15.30 – 17.00
Приготовление дом. заданий   15.30 – 17.30   17.00 – 19.30   17.00 – 20.00   17.00.– 20.30
Пребывание на свежем воздухе помощь семье   17.30 – 19.30   –   –   –
Ужин 19.30 –19.50 19.30 – 19.50 20.00 – 20.30 20.30 – 20.50
Спокойные игры просмотр телепередач   19.50-20.35   19.50-20.50   20.20-22.20   20.50 – 22.50
Подготовка ко сну 20.35 – 20.45 20.50 – 21.00 22.20 – 22.30 22.50 – 23.00
Сон 20.45 21.00 22.30 23.00



Приложение 10

Распорядок для школьников, занимающихся во 2 смену

Возраст, класс
Вид деятельности 10лет, 4кл 11– 12лет, 5 – 6кл 13 –15лет, 7 – 8кл 16-17-18лет 9 –10 –11кл
Подъём 7.30 7.30 7.30 7.30
Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели   7.30 – 8.00   7.30 – 8.00   7.30 – 8.00   7.30 – 8.00
Завтрак 8.00 – 8.20 8.00 – 8.20 8.00 – 8.20 8.00 – 8.20
Пребывание на воздухе, игры, помощь родителям   8.20 –9.00   8.20 –9.00   8.20 – 9.00   8.20 – 9.00
Приготовление дом. заданий 8.20 – 9.00 8.20 – 9.00 8.20 – 9.00 8.20 – 9.00
Подвижные игры на воздухе   9.00 –11.00   9.00 – 11.00   9.00 – 11.00   9.00 – 11.00
Обед 11.00 – 12.30 11.00 – 12.30 11.00 – 12.30
Последний отдых и дорога в школу 12.30 – 13.00 12.30 – 13.00 12.30 – 13.00 12.30 –13.00
Учебные и факультативные занятия в школе, общественно полезный труд, внешкольная работа   13.00 –13.50   14.00 – 18.45   13.00 – 13.50   14.00 – 19.45   13.00 –13.50   14.00 – 19.45   13.00 –13.50   14.00 – 20.00
Возвращение домой 19.15 20.15 20.15 20.30
Ужин чтение литературы, просмотр телепередач   19.15 – 20.15   20.15 – 21.30   20.15 – 21.30   20.30 – 23.10
Подготовка ко сну 20.15 – 20.30 21.30 – 21.45 21.30 –21.45 23.10 – 23.30
Сон 20.30 21.45 21.45 23.30

Раздел IV.

Сердечно - сосудистая система

Тема 1. Анатомо-физиологические особенности

Сердечно-сосудистой системы

Кровеносные сосуды делятся на артерии, артериолы, капилляры, венулы, вены. По артериям кровь течет от сердца к тканям. Артерии по току крови древовидно ветвятся на все более мелкие сосуды и, наконец, превращаются в артериолы, которые, в свою очередь, распадаются на систему тончайших сосудов – капилляров. От капилляров начинаются венулы, переходящие в вены. По венам кровь поступает к сердцу. Малый круг кровообращения начинается от правого желудка легочной артерии и заканчивается в левом предсердии легочными венами. Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке аортой и заканчивается в правом предсердии верхней и нижней полыми венами.

В центре системы кровообращения находится сердце. Сердце представляет собой мышечный орган, разделённый на четыре камеры (рис. 15).

Сердце лежит косо. Его основание направлено назад, вверх и вправо, а верхушка – вниз, вперёд и влево. Верхушка сердца прилежит к передней грудной стенке в области V левого межреберья (рис. 16); здесь в момент сокращения желудочка ощущается сердечный толчок. Расширенную верхнюю часть сердца называют основанием, а суженную нижнюю – верхушкой.

Масса сердца человека от 250 г. до 360 г. (величина кулака). Расположено сердце позади грудины, в нижней части переднего средостения; две трети его находятся влево от средней линии тела, а одна треть – вправо. Помещается сердце в околосердечной сумке, или перикарде. Перикард состоит из двух листков. Внутренний листок – эпикард – плотно срастается с мышцей сердца, а пристеночный листок вместе с окружающим его слоем соединительной ткани образует сердечную сорочку. Основную массу стенки сердца составляет мощная мышца – миокард, образованный 2-3 слоями мышечной ткани. Изнутри полость сердца выстлана внутренней оболочкой – эндокардом, образующим клапанный аппарат сердца.

Работа № 12. Гигиеническая оценка расписания уроков в школе - student2.ru

Рис. 15. Проекция границ сердца и его клапанов на переднюю грудную стенку:

1 – отверстие лёгочного ствола; 2 – левое предсердно-желудочковое отверстие; 3 – верхушка сердца; 4 – правое предсердно-желудочковое отверстие; 5 – отверстие аорты

Работа № 12. Гигиеническая оценка расписания уроков в школе - student2.ru

Рис. 16. Сердце. Вид спереди:

1 – левый предсердно-желудочковый клапан (митральный клапан); 2 – сосочковые мышцы; 3 – полулунные заслонки клапана аорты; 4 – правый предсердно-желудочковый (трёхстворчатый) клапан; 5 – правый желудочек; 6 – аорта; 7 – верхняя полая вена; 8 – лёгочный ствол (отвёрнут); 9 – лёгочные вены; 10 – левое предсердие; 11 – венечные артерии.

Наши рекомендации