Основные ориентиры для педагогов

При болезнях Противопоказано
Опорно-двигательного аппарата Вынужденная рабочая поза, значительные физические напряжения, работа на высоте
Органов зрения Работа с мелкими предметами, работа, препятствующая ношению очков, значительные физические напряжения
Органов пищеварения Значительные физические и нервные напряжения, работа, связанная с нарушением режима питания, вынужденная рабочая поза
Почек Вынужденная рабочая поза, работа, связанная с нарушением питания
Сердечно-сосудистой системы Значительные физические напряжения, работа на высоте
Нервной системы Нервно-эмоциональные напряжения
Кожи Запыленность, загрязненность воздуха.

Ход работы

1. Для выполнения этого задания студенты получают список учащихся одного класса средней школы с указанием их роста, состояния здоровья и зрения (Приложения 6, 7).

а) по данным роста определить номер стола по новому ГОСТу и записать в одну из граф карточки напротив фамилии учащихся;

б) нарисовать план-схему классной комнаты и указать ее основные размеры, соответствующие гигиеническим требованиям, и схематически изобразить в виде прямоугольников столы;

в) при рассаживании учеников представить номера по списку, а рядом буквенные обозначения типа стола.

2. Вывод (указать, сколько и каких парт (столов), стульев необходимо для учащихся анализируемого класса).

Приложение 3

Удельная мощность в люксах

Мощность ламп в ваттах (ВТ) Поправочный коэффициент при напряжениях в эл. сети в вольтах
   
Лампы накаливания а) до 100 Вт 2,4 2,0
  б) свыше 100 Вт 3,2 2,5
Люминесцентные лампы 15,0  

Приложение 4

Гигиенические нормативы параметров микроклимата для жилых и учебных помещений

Род помещений Климат или условия труда Оптимальные параметры
Температура С Перепады t0  
Макс. допустимые Средн. (оптим) По горизонт. По вертикали на (1м) Относит. Влажн. в % Скорость движ. Воздуха (м/с)
Жилые и учебные Умеренный жаркий холодный   20 – 22   23 – 25 21– 23 До 2   > до 3 До 2,5   > до 3 30-60   20-60 30-60 0,1 – 0,25   0,2 – 0,5 0,1 –0,25

Приложение 5

Размеры парт, столов и стульев (в см.)

Группа мебели Рост в см Высота заднего края крышки парты (стола) над полом Высота переднего края сидения над полом Цветовая маркировка Потребность в % парт
  Размеры 110 – 119 120 – 129 130 – 139 140 – 149 150 – 159 160 – 169 170 – 179 Мебели Старых Образцов - - - - - - - 1964 г. - - - - - - -
    А Б В Г Д Размеры   До 130 130-145 145-160 160-175 выше 175 мебели   По действующим ГОСТам971-1972  
желтая красная голубая зелёная белая 20 % 70 % 10 %
               



Приложение 6

Список учащихся 6-го класса с указанием роста, остроты зрения и состояния здоровья

№ п/п Фамилия, имя Рост в см. Типы столов по ГОСТу Острота зрения Состояние здоровья
      стар нов    
Авцинов Дмитрий Бородин Дмитрий Васильева Алла Воропаев Женя Епишев Виктор Захарава Ольга Кабанова Наталья Калугин Сергей Карташова Лена Крюкова Анна Куркин Олег Левчев Гена Морковчев Олег Манахова Ирина Момойкин Игорь Налейкина Оксана Обухова Юлия Попова Ольга Смецкой Виктор Тараканова Инна Титова Света Терещенко Ольга Ульяненок Игорь Фищенко Ирина Францева Ирина Федотов Андрей Хворостов Саша Шатунов Виктор Шмарова Наталья     1,0 0,7 0,2 1,0 0,4 1,0 0,9 0,1 0,4 0,9 1,0 0,2 1,0 1,0 0,3 0,5 0,9 0,7 1,0 0,8 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 0,7 1,0 0,3 Здоров Здоров Здорова Здоров Здоров Здорова Здорова Хр.тонзил Здорова Здорова Здоров Здоров Здоров Здорова Здоров Здорова Здорова Хр.тонзил Здоров Здорова Ревмокар Здорова Здоров Здорова Здоров Здорова Здоров Здоров Здорова

Приложение 7

Список учащихся 8-го класса с указанием роста, остроты зрения и

Состояния здоровья

№ п/п Фамилия, имя Рост в см. Типы столов по ГОСТу Острота зрения Состояние здоровья
      стар нов    
Алехина Ирина Афонина Алла Борисова Елена Брыкин Алексей Воганов Юрий Григорьев Алеша Гудков Геннадий Гримова Оксана Дмитриев Сережа Дудких Алексей Жаворонкова Ася Золотухин Игорь Зверева Елена Калинин Юрий Климухина Галя Колесникова Алла Леонтьев Руслан Ласков Сергей Любимова Катя Мамонтова Нина Матвеев Игорь Петров Олег Пузанова Марина Птичкин Роман Романова Ольга Ситник Сергей Сурова Валентина Юганов Гриша Яхонтов Сергей     1,0 0,9 1,0 1,0 1,0 0,2 0,6 0,9 0,7 1,0 1,0 0,4 0,8 1,0 1,0 1,0 0,9 1,0 1,0 0,9 1,0 1,0 0,9 0,2 0,5 1,0 1,0 0,3 1,0 Здорова Здорова Хр.тонзил Здоров Здоров Здоров Здоров Здорова Ревмокар Здоров Здорова Здоров Здорова Здоров Здорова Хр. Тонзил Здоров Здоров Здорова Здорова Хр.тонзил Здоров Здорова Здоров Здорова Здоров Здорова Хр.тонзил Здоров



Контрольные вопросы

1. Перечислите основные учебные помещения школы.

2. Факторы, влияющие на равномерность освещения.

3. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению.

4. Изменение физико-химических свойств воздуха в закрытых помещениях, обусловленные жизнедеятельностью человека.

5. Гигиенические требования к размерам классной комнаты, лаборатории, мастерских, кабинета домоводства.

6. Методика определения влажности воздуха в классном помещении.

7. Методика определения средней температуры воздуха в классном помещении.

8. Параметры парты (стола), влияющие на посадку ученика.

9. Правила подбора стульев для учащихся в зависимости от их роста.

10. Правильная посадка ученика за партой.

11. Критерии, учитываемые учителем при размещении учеников в классе.

Раздел III

Наши рекомендации