Практическое применение психологии личности

В рамках психологии личности одним из главных вопросов является опре деление характера практики: является она укрепляющей или трансформирую­щей Эго. В целом социальная работа направлена на укрепление Эго, а кон сУльтирование и психотерапия — на его трансформацию. Практика, укрепля­ющая Эго, предполагает работу с мыслями и поведением в настоящий мо нт, а не в прошлом. Она нацелена на развитие навыков сознательного кон

Роля и обучения, подразумевает отношения поддержки, реализуется с помо Щью директивных и обучающих методов, включает работу с окружением и юиск дополнительных ресурсов для клиентов, а также работу с психотравма

и> жизненно значимыми проблемами, поведенческими нарушениями, по-

вышенной тревожностью и импульсивностью. Практика, трансформирующая Эго, подразумевает существование связи между прошлым и настоящим, опи­рается в решении конфликтов на инсайт, ориентируется на недирективный подход и рефлексию. Она нацелена в основном на работу не с окружением, а с клиентами, у которых развиты сознание и способности к саморегуляции однако наблюдаются поведенческие трудности и неадекватность в использо­вании защитных механизмов.

Для выбора того или другого подхода необходимо в полной мере оценить Эго. Основные вопросы связаны с выявлением следующих источников про­блем:

■ сложностей в исполнении жизненных ролей или задач по развитию;

■ стрессов или психотравм;

■ трудностей сознательного контроля или задержки развития;

■ недостатка ресурсов и помощи или несоответствия индивидуальных воз­можностей и требований окружающей среды.

Социальные работники также оценивают способности индивида и ресурсы окружения, которые можно привлечь для решения проблем. Данные собира­ются различными путями: от клиентов, их семьи, других значимых людей, с места работы или учебы, из различных организаций, на основе наблюдения за поведением клиентов при взаимодействии со специалистом и в стенах служ­бы, а также с помощью психологических тестов и диагностических опросни­ков.

Результатом оценки является решение о преимущественной направленно­сти работы на:

■ способности индивида;

■ условия окружающей среды;

■ соответствие способностей индивида требованиям окружающей среды.

Акцент на соответствии индивидуальных и средовых особенностей показы­вает определенное значение психологии личности для экосистемной теории (см. гл. 7). Однако, согласно Гольдштейну, он, скорее, является отражением повсеместного применения в США экосистемной теории в социальной рабо­те. На основе оценки также принимается решение о необходимости кратко­срочного или долгосрочного вмешательства, хотя этот выбор в большой сте­пени зависит от организационных особенностей службы. Краткосрочная рабо­та подразумевает либо непосредственное воздействие на основные проблемы клиента, либо дополнительную их диагностику, необходимую для дальней­шей работы. В первом случае работа может проводиться без детального обсле­дования ситуации клиента, однако при выявлении других проблемных зон в процессе вмешательства предполагается возможность переоценки.

В социальной работе, опирающейся на идеи психологии личности, особое значение придается взаимоотношениям социального работника и клиента. Цели работы определяются не в соответствии с приоритетами службы или мнениями

членов семьи, а в соответствии с потребностями клиента. Социальные работни следуют особой структуре общения, в частности используется психоанали ческая технИка «пустого экрана». Важную роль играют демонстрация обрат ной реакции на поведение клиентов, помощь им в поиске альтернативных ва пиантов решения проблем, определение моделей поведения и мышления, ] которых активизируются навыки сознательной саморегуляции. Задачей соци альных работников является также создание рабочего альянса с клиентами i целях изменения иррациональных моделей поведения и восприятия в направ лении их большей реалистичности. Акцент на реалистическом мышлении сбли жает данный подход с когнитивной терапией. Однако социальная работа в рам ках психологии личности применяется в тех случаях, когда в отношениях ci специалистами нерациональные стратегии клиентов носят устойчивый харак тер, поэтому для работы с ними необходим терапевтический альянс. Напри мер, у клиентки были сложности во взаимоотношениях с мужем, проявлявши еся в постоянных спорах, проблемах общения и невнимания к мнению дру друга. Подобная ситуация возникла и при нашем общении. Я обратил внимани супругов на их неспособность к слушанию и посоветовал каждому молча слу шать другого в течение двух минут, делать пометки, поскольку у женщинь были проблемы с памятью, и только затем попеременно высказывать ответно мнение. Таким образом, они научились поочередно говорить и слушать.

Отношения между специалистом и клиентом зависят от многих особенно стей клиентов: их мотивации и ожиданий, ценностей, опыта, социальной i культурной принадлежности, навыков сознательного контроля и текущее жизненной ситуации. Главными факторами, которые влияют на взаимоотно' шения специалиста и клиента, являются способность увидеть в происходящее взаимосвязь поведения и мышления, а также показать клиенту эту зависи мость и способы преодоления ошибочных представлений. Организационньи особенности также влияют на общение с клиентами; отношение к ним опре деляет их ожидания и мотивацию, а также удовлетворенность контактами Например, тихое, уединенное место для бесед, четкий временной график i эффективная организация встреч являются признаками уважительного отно шения к клиенту.

Социальный работник ориентируется на созданные отношения при поста новке диагноза и обращает внимание на следующие моменты:

■ внушение надежды и формирование мотивировки;

■ развитие автономии, навыков решения проблем и адаптацию к окружаю Щей среде;

■ формирование ролевой модели и положительного опыта с целью кор ректировки прошлого негативного опыта;

■ достижение личностных изменений;

■ мобилизацию ресурсов для оказания помощи клиентам;

■ изменение окружающей обстановки;

■ посредничество, обучение, сотрудничество и защиту прав клиентов в< взаимодействии с другими службами.

Прекращение отношений также должно происходить по пути уменьшения зависимости клиентов от социальных работников и служб помощи, в то же время поддержка должна быть всегда для них доступной.

Для достижения необходимых изменений может быть использован широ­кий спектр психологических техник, которые анализируются в работе Холлис и Вудс (1981). Среди них:

■ техники поддержки — сочувственное слушание, восприимчивость, приня­тие и признание достоинств клиента;

■ прямое влияние — убеждение, совет;

■ изучение, описание и обсуждение — прояснение и оценка восприятия и чувств клиента относительно ситуации;

■ рефлексия «личность —ситуация» (или «личность —окружение») — фо­кусировка внимания на текущей ситуации и существующих отношениях, развитие способности к пониманию других, прояснение причин поведе­ния клиента и окружающих, а также анализ чувств, связанных с ситуа­цией и поведением;

■ рефлексия динамической модели — определение поведенческих моделей и их связи с паттернами мышления и восприятия;

■ рефлексия развития — помощь клиенту в анализе связи между пережи­ваниями настоящего и прошлого;

■ обучение — информирование, установление контактов с другими;

■ структурирование — детализация проблем, определение приоритетов, установление временных ограничений и организация деятельности.

Виды терапевтической среды: применение в стационарном обслуживании

Несколько моделей психодинамической теории нашли применение в ра­боте стационарных учреждений социальной помощи. Райтон (1975) выделяет в этом отношении следующие три теоретических подхода.

■ Плановая средовая терапия (Франклин, 1968; Вилле, 1973), основанная на работе с проблемными подростками во время Второй мировой войны. Теоретические истоки этой терапии — психоаналитическая теория и ради­кальные образовательные модели, которые рассматриваются в работах Гомера Лейна (Вилле, 1964), Найла (1964) и Лайворда (Берн, 1956).

■ Терапия средой — главным образом американская модель, представлен­ная в работе Польски (1968). В данном подходе психодинамические представления используются в групповой работе с проблемной молоде­жью. В терапии средой также применяются идеи психологии личности и концепция Левина (1951) о теории поля и жизненном пространстве (т.е. физической, социальной, культурной и психологической среде уч-

Практическое применение психологии личности - student2.ru Практическое применение психологии личности - student2.ru реждения) для анализа межличностных и внутри групповых отношении, особенно в учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей (Редл, 1959). Еще один вариант практической работы с жизненным про­странством клиентов, находящихся в стационарных учреждениях, пока­зан в работе Кинан (1991).

а Терапевтические микросоциальные группы — модель, разработанная на осно­ве практической работы в психиатрических лечебницах Джонса (1968) и Кларка (1974), кроме того, ее истоки связаны с периодом после Второй мировой войны и реабилитацией участников военных действий (Кеннард, 1998). Этот подход нашел применение в учреждениях по месту житель­ства, например в больничных дневных стационарах (Уайтли, 1979), а также в общежитиях и домах совместного проживания, финансируемых ассоци­ацией имени М.Ричмонд (Янсен, 1980; Мэннинг, 1989).

В рамках этого направления рассматривается также групповая психодина­мическая работа, предложенная Байоном (1961). Некоторое отношение к идее терапевтической среды имеет деятельность организационных консультантов-психоаналитиков, в частности представителей Тавистокского клинического института (Брирли, 1991). Фаульксу (1964) принадлежит идея «групповой матрицы», которая объединяет все формы взаимодействия и общения в группе и становится для ее членов основой единого восприятии происходящего. Этот феномен называется иногда «групповым духом», или «безопасной зоной», как в теории привязанности Боулби (Ролинсон, 1999). По мнению Фроггеп (2002), психодинамические групповые подходы помогают сдерживать про-| блемные вопросы в рамках матрицы безопасной среды. Еще одна интерпре^ тация терапевтической среды содержится в работе Мензис-Лита (1988). В ней показано, как сотрудники больницы, сталкиваясь с тяжелыми эмоциональ­ными ситуациями, используют психологические защиты для сохранения эмо­ционального равновесия. В своем обзоре Бетлехем (1950) воссоздает атмо сферу психоаналитической практики в стационарном учреждении для дете! с поведенческими нарушениями, кроме того, в этой работе заметно влия ние опыта пребывания автора в концентрационном лагере во время Второ! мировой войны.

Самой известной моделью практики стационарной помощи считается те рапевтическая микросоциальная группа. В работе Кеннарда (1983, 1998) пере числяются основные характеристики такой группы, которые можно отнест ко всем трем моделям терапевтической среды. К ним относятся:

■ неформальная атмосфера и дух коллективизма;

■ групповые встречи, являющиеся основным методом терапии. Во время и проведения происходит обмен информацией, формируется чувство ее причастности, принимаются совместные решения, кроме того, участие ки получают обратную связь и учатся прислушиваться к коллективном мнению;

■ работа участников на благо группы;

терапевтическое воздействие участников группы, находящихся в стацис парных учреждениях, друг на друга;

К

распределение полномочий между сотрудниками и участниками группы-

общие ценности. Например, в проблемах индивида видятся проявления трудностей в межличностных отношениях, терапия воспринимается как процесс изучения нового (научение на основе инсайта — Хиншельвуд 1999), а участники группы рассматриваются как равные личности.

ПРИМЕР ИЗПРАКТИКИ

Кати и Джерольд

Кати (7 лет) и Джерольд (9 лет) были направлены школой в социальную службу в связи с подозрениями в жестоком обращении и отсутствии заботы со стороны родителей. Родители, Джулиана (28 лет) и Альберто (31 год), испытывали слож­ности в воспитании детей, у которых в дошкольном возрасте были некоторая задержка в развитии и поведенческие нарушения. Альберто несколько раз ос­тавлял Джулиану одну. Он уезжал работать на Ближний Восток, ссылаясь на про­блемы с детьми. В школе у Кати замечались агрессивные проявления — она от­бирала вещи у детей и отрицала этот факт. Джерольд часто сидел на задних партах, наблюдая за происходящим в классе, но практически не включался в учебный процесс. Родители других детей жаловались учителям, а также Джули­ане и Альберто на поведение их детей, что вызывало бурную реакцию Альберто и приводило к конфликту. Дети неоднократно оставались в школе после уроков, потому что родители не могли их забрать. В школе нет группы продленного дня. Медицинское обследование свидетельствовало о том, что детей наказывали и за ними должным образом не ухаживали. Родители Джулианы и Альберто — имми­гранты с Карибских островов, которые затем вернулись на родину.

Исходя из позиции специалиста по защите прав детей, подумайте, с чего вы начнете работу с данной семьей: как вы представитесь родителям и детям?

С кем вы, скорее всего, будете работать: с родителями или детьми? Подумай­те, как можно использовать для оценки этого случая теорию привязанностей. На какие поведенческие проявления вы обратите внимание? Какие методы помогут вам оценить поведение детей и родителей? Какие методы вмешательства, харак­терные для теории привязанностей, могут быть полезны в данном случае?

Какие методы работы с сознанием вы используете при работе с родителями? На какие особенности их прошлого опыта нужно обратить внимание? Какие по­веденческие проблемы и неадекватные особенности восприятия свидетельству­ют о необходимости формирования навыков сознательной регуляции?

Подумайте о возможности применения в работе с детьми теории привязан­ностей, а с родителями — практических методов психологии сознания. Что, по вашему мнению, нужно добавить к этим методам из теорий антидискриминации, этнической сензитивности и феминизма?

Комментарий

Особенности психодинамической социальной работы, которые вызывают критические замечания, состоят в следующем.

■ В современных технологиях социальной работы, таких, как ведение слу­чая1 (в США — «managed care», в Великобритании — «care management»),

1 Ведение случая — процесс выявления и оценки потребностей клиента, а также организа­ции и координации комплексной помощи, оказываемой ему группой специалистов (коман­дой). — Примеч. науч. ред.

Практическое применение психологии личности - student2.ru Практическое применение психологии личности - student2.ru гораздо больше внимания уделяется эффективному обеспечению услуг, чем психосоциальной помощи (Бренделл, 2002).

я Большое значение придается доказательной практике, а также объясне­ниям поведения (Монтгомери, 2002) на*основе связи генетических особен­ностей и химических изменений в головном мозге, что уводит от объясни­тельных моделей интерпретативного и метафорического характера, свой­ственных психодинамической теории (Бренделл, 2002).

в В основе психодинамической социальной работы находится научный, и изначально биологизаторский, объяснительный подход, который мож­но назвать теоретическим. Однако он не может быть проверен традици­онными научными методами. Многие авторы утверждают, что данный подход не признает ценности человеческой самореализации (Стрин, 1979).

■ Психоанализ возник в определенной социокультурной среде, ограничен
культурными рамками, так что любые отклонения от принятой нормы
считаются проявлениями аномального поведения, которые необходимо
лечить. В последнее время широко обсуждаются вопросы этнических раз­
личий, которые в психоанализе рассматривались в качестве девиаций.
Вызывает возражения и присущий этому подходу взгляд на половое вле­
чение к лицам своего пола, которое связывается с материнским отноше­
нием и нуждается в лечении (Стрин, 1979, 56).

ш Многие современные этнические, культурные и гендерные ценности мог-; ли бы обогатить психодинамическую теорию, но поскольку она не за­нимает центрального места в социальной работе, эти ценности не ста­новятся ее составными частями. К ним обращаются только отдельные авторы. Кларк (2003) полагает, что взгляд на проблемы расизма с точки зрения психоанализа мог бы многое объяснить в природе сложных эмо­циональных реакций человека, которые составляют основу расистского поведения.

■ Концепция женской личности и ее развития в психодинамической тео
рии является ограниченной, поскольку в ней утверждается стереотш
лсени<ынь/-домохозяйки, воспитывающей детей, которая социально, ИН]
теллектуально и, возможно, морально представляет собой неполноцен
ного индивида. Вместе с тем известны несколько направлений феминист
ских исследований в психологии. Митчел (1975), например, утверждает
что психоанализ способствует пониманию того, как мужчины приобре
тают и сохраняют превосходство в патриархальном обществе. Сейерс (198(
1988) полагает, что формы женского сопротивления патриархальном
подчинению проанализированы недостаточно и что психоаналитическа
теория может быть в этом полезной. По мнению Боннер (2002), иде
интерсубъективности, этнокультурного взаимообмена и антирасистског
Движения могли бы лечь в основу психодинамической теории в работе
представителями этнических меньшинств.

d своей методологии психоанализ опирается на медицинскую модел< предполагающую наличие у пациента болезни, которую лечит эксперт

терапевт. Психоанализ не строит модель равноправных взаимоотношений между клиентом и специалистом. Даже концепция Перлман (1957а) о проблемно-ориентированной социальной работе, показывающая процесс определения и решения проблем, во многом напоминает медицинскую модель лечения заболеваний.

■ Применение инсаита в качестве основной терапевтической техники по­зволяет клиентам осознать свои эмоциональные переживания. Однако это не помогает им что-то изменить в реальной жизни. Поскольку психоана­лиз является недирективной техникой, результаты работы психоанали­тика практически незаметны.

■ Тенденция к использованию ярлыков иногда провоцирует специалистов к обвинению жертвы в существовании сложной ситуации. Поведение клиен­та интерпретируется как неадаптивное, если оно противоречит ожидани­ям специалиста или службы. Если клиенты выражают недовольство пре­доставленными услугами, используется психологический термин «сопро­тивление» (Гитерман, 1983). Тем самым социальная служба снимает с себя ответственность.

■ Данная теория подразумевает «разговорный» тип терапии, который рас­считан на вербально активных клиентов, способных принять участие в обсуждении и рефлексивном анализе своих психологических проблем. Ее эффективность уменьшается при работе с клиентами, которые обраща­ются с проблемами практического характера и менее способны вербаль­но выразить свои переживания (Стрин, 1979).

■ Факторы среды в психоанализе изучаются в меньшей степени, чем внутрен­ние психологические факторы. Это ограничивает спектр возможных воз­действий и сужает поле начальных предпосылок, из которых исходят спе­циалисты (Стрин, 1979).

■ Психодинамические идеи практически не связаны с необходимостью соци­альных реформ, соответственно исключается одно из основных направле­ний социальной работы (Стрин, 1979).

Несмотря на недостатки, психодинамические перспективы помогают нам понять происхождение многих важных принципов социальной работы. «Кон­фликт», «агрессия», «отношения мать —ребенок», «Эго», «сублимация», «ре­грессия», «сопротивление» — это термины, которые мы употребляем, не за­думываясь об их первоначальном значении. Эти перспективы стали богатым источником разнообразных идей и знания в целом (Дин, 2002). Многие склонны давать им высокую оценку, несмотря на присущие им недостатки, поскольку они показывают сложность человеческой жизни и развития, а также особен­ности взаимодействия человеческого организма, сознания и окружающего мира.

ИТОГИ ГЛАВЫ

■ Психодинамические теории представляют собой богатый источник разнообраз­
ных идей и понятий, используемых в терапевтической и клинической работе.

ПО

а Теория привязанностей, психология личности и концепция психологического пе реживания потерь являются современными моделями, которые гораздо более активно применяются на практике по сравнению с традиционными психоанали-тическими идеями.

а Психодинамические идеи имеют большое историческое значение, они являют источником многих моделей практики социальной работы.

■ В психодинамических теориях признается существующий социальный порядок практически не рассматриваются вопросы социальных изменений, а также рабо-та с социально неблагополучными группами, хотя и уделяется внимание во зможности непосредственных изменений в ситуации клиента.

■ Психодинамические теории используются в специализированных службах, зна ние теорий помогает организовать взаимодействие с другими специалистами.

Наши рекомендации