Практическое применение психологии личности
В рамках психологии личности одним из главных вопросов является опре деление характера практики: является она укрепляющей или трансформирующей Эго. В целом социальная работа направлена на укрепление Эго, а кон сУльтирование и психотерапия — на его трансформацию. Практика, укрепляющая Эго, предполагает работу с мыслями и поведением в настоящий мо 4ент, а не в прошлом. Она нацелена на развитие навыков сознательного кон
Роля и обучения, подразумевает отношения поддержки, реализуется с помо Щью директивных и обучающих методов, включает работу с окружением и юиск дополнительных ресурсов для клиентов, а также работу с психотравма
и> жизненно значимыми проблемами, поведенческими нарушениями, по-
вышенной тревожностью и импульсивностью. Практика, трансформирующая Эго, подразумевает существование связи между прошлым и настоящим, опирается в решении конфликтов на инсайт, ориентируется на недирективный подход и рефлексию. Она нацелена в основном на работу не с окружением, а с клиентами, у которых развиты сознание и способности к саморегуляции однако наблюдаются поведенческие трудности и неадекватность в использовании защитных механизмов.
Для выбора того или другого подхода необходимо в полной мере оценить Эго. Основные вопросы связаны с выявлением следующих источников проблем:
■ сложностей в исполнении жизненных ролей или задач по развитию;
■ стрессов или психотравм;
■ трудностей сознательного контроля или задержки развития;
■ недостатка ресурсов и помощи или несоответствия индивидуальных возможностей и требований окружающей среды.
Социальные работники также оценивают способности индивида и ресурсы окружения, которые можно привлечь для решения проблем. Данные собираются различными путями: от клиентов, их семьи, других значимых людей, с места работы или учебы, из различных организаций, на основе наблюдения за поведением клиентов при взаимодействии со специалистом и в стенах службы, а также с помощью психологических тестов и диагностических опросников.
Результатом оценки является решение о преимущественной направленности работы на:
■ способности индивида;
■ условия окружающей среды;
■ соответствие способностей индивида требованиям окружающей среды.
Акцент на соответствии индивидуальных и средовых особенностей показывает определенное значение психологии личности для экосистемной теории (см. гл. 7). Однако, согласно Гольдштейну, он, скорее, является отражением повсеместного применения в США экосистемной теории в социальной работе. На основе оценки также принимается решение о необходимости краткосрочного или долгосрочного вмешательства, хотя этот выбор в большой степени зависит от организационных особенностей службы. Краткосрочная работа подразумевает либо непосредственное воздействие на основные проблемы клиента, либо дополнительную их диагностику, необходимую для дальнейшей работы. В первом случае работа может проводиться без детального обследования ситуации клиента, однако при выявлении других проблемных зон в процессе вмешательства предполагается возможность переоценки.
В социальной работе, опирающейся на идеи психологии личности, особое значение придается взаимоотношениям социального работника и клиента. Цели работы определяются не в соответствии с приоритетами службы или мнениями
членов семьи, а в соответствии с потребностями клиента. Социальные работни следуют особой структуре общения, в частности используется психоанали ческая технИка «пустого экрана». Важную роль играют демонстрация обрат ной реакции на поведение клиентов, помощь им в поиске альтернативных ва пиантов решения проблем, определение моделей поведения и мышления, ] которых активизируются навыки сознательной саморегуляции. Задачей соци альных работников является также создание рабочего альянса с клиентами i целях изменения иррациональных моделей поведения и восприятия в направ лении их большей реалистичности. Акцент на реалистическом мышлении сбли жает данный подход с когнитивной терапией. Однако социальная работа в рам ках психологии личности применяется в тех случаях, когда в отношениях ci специалистами нерациональные стратегии клиентов носят устойчивый харак тер, поэтому для работы с ними необходим терапевтический альянс. Напри мер, у клиентки были сложности во взаимоотношениях с мужем, проявлявши еся в постоянных спорах, проблемах общения и невнимания к мнению дру друга. Подобная ситуация возникла и при нашем общении. Я обратил внимани супругов на их неспособность к слушанию и посоветовал каждому молча слу шать другого в течение двух минут, делать пометки, поскольку у женщинь были проблемы с памятью, и только затем попеременно высказывать ответно мнение. Таким образом, они научились поочередно говорить и слушать.
Отношения между специалистом и клиентом зависят от многих особенно стей клиентов: их мотивации и ожиданий, ценностей, опыта, социальной i культурной принадлежности, навыков сознательного контроля и текущее жизненной ситуации. Главными факторами, которые влияют на взаимоотно' шения специалиста и клиента, являются способность увидеть в происходящее взаимосвязь поведения и мышления, а также показать клиенту эту зависи мость и способы преодоления ошибочных представлений. Организационньи особенности также влияют на общение с клиентами; отношение к ним опре деляет их ожидания и мотивацию, а также удовлетворенность контактами Например, тихое, уединенное место для бесед, четкий временной график i эффективная организация встреч являются признаками уважительного отно шения к клиенту.
Социальный работник ориентируется на созданные отношения при поста новке диагноза и обращает внимание на следующие моменты:
■ внушение надежды и формирование мотивировки;
■ развитие автономии, навыков решения проблем и адаптацию к окружаю Щей среде;
■ формирование ролевой модели и положительного опыта с целью кор ректировки прошлого негативного опыта;
■ достижение личностных изменений;
■ мобилизацию ресурсов для оказания помощи клиентам;
■ изменение окружающей обстановки;
■ посредничество, обучение, сотрудничество и защиту прав клиентов в< взаимодействии с другими службами.
Прекращение отношений также должно происходить по пути уменьшения зависимости клиентов от социальных работников и служб помощи, в то же время поддержка должна быть всегда для них доступной.
Для достижения необходимых изменений может быть использован широкий спектр психологических техник, которые анализируются в работе Холлис и Вудс (1981). Среди них:
■ техники поддержки — сочувственное слушание, восприимчивость, принятие и признание достоинств клиента;
■ прямое влияние — убеждение, совет;
■ изучение, описание и обсуждение — прояснение и оценка восприятия и чувств клиента относительно ситуации;
■ рефлексия «личность —ситуация» (или «личность —окружение») — фокусировка внимания на текущей ситуации и существующих отношениях, развитие способности к пониманию других, прояснение причин поведения клиента и окружающих, а также анализ чувств, связанных с ситуацией и поведением;
■ рефлексия динамической модели — определение поведенческих моделей и их связи с паттернами мышления и восприятия;
■ рефлексия развития — помощь клиенту в анализе связи между переживаниями настоящего и прошлого;
■ обучение — информирование, установление контактов с другими;
■ структурирование — детализация проблем, определение приоритетов, установление временных ограничений и организация деятельности.
Виды терапевтической среды: применение в стационарном обслуживании
Несколько моделей психодинамической теории нашли применение в работе стационарных учреждений социальной помощи. Райтон (1975) выделяет в этом отношении следующие три теоретических подхода.
■ Плановая средовая терапия (Франклин, 1968; Вилле, 1973), основанная на работе с проблемными подростками во время Второй мировой войны. Теоретические истоки этой терапии — психоаналитическая теория и радикальные образовательные модели, которые рассматриваются в работах Гомера Лейна (Вилле, 1964), Найла (1964) и Лайворда (Берн, 1956).
■ Терапия средой — главным образом американская модель, представленная в работе Польски (1968). В данном подходе психодинамические представления используются в групповой работе с проблемной молодежью. В терапии средой также применяются идеи психологии личности и концепция Левина (1951) о теории поля и жизненном пространстве (т.е. физической, социальной, культурной и психологической среде уч-
реждения) для анализа межличностных и внутри групповых отношении, особенно в учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей (Редл, 1959). Еще один вариант практической работы с жизненным пространством клиентов, находящихся в стационарных учреждениях, показан в работе Кинан (1991).
а Терапевтические микросоциальные группы — модель, разработанная на основе практической работы в психиатрических лечебницах Джонса (1968) и Кларка (1974), кроме того, ее истоки связаны с периодом после Второй мировой войны и реабилитацией участников военных действий (Кеннард, 1998). Этот подход нашел применение в учреждениях по месту жительства, например в больничных дневных стационарах (Уайтли, 1979), а также в общежитиях и домах совместного проживания, финансируемых ассоциацией имени М.Ричмонд (Янсен, 1980; Мэннинг, 1989).
В рамках этого направления рассматривается также групповая психодинамическая работа, предложенная Байоном (1961). Некоторое отношение к идее терапевтической среды имеет деятельность организационных консультантов-психоаналитиков, в частности представителей Тавистокского клинического института (Брирли, 1991). Фаульксу (1964) принадлежит идея «групповой матрицы», которая объединяет все формы взаимодействия и общения в группе и становится для ее членов основой единого восприятии происходящего. Этот феномен называется иногда «групповым духом», или «безопасной зоной», как в теории привязанности Боулби (Ролинсон, 1999). По мнению Фроггеп (2002), психодинамические групповые подходы помогают сдерживать про-| блемные вопросы в рамках матрицы безопасной среды. Еще одна интерпре^ тация терапевтической среды содержится в работе Мензис-Лита (1988). В ней показано, как сотрудники больницы, сталкиваясь с тяжелыми эмоциональными ситуациями, используют психологические защиты для сохранения эмоционального равновесия. В своем обзоре Бетлехем (1950) воссоздает атмо сферу психоаналитической практики в стационарном учреждении для дете! с поведенческими нарушениями, кроме того, в этой работе заметно влия ние опыта пребывания автора в концентрационном лагере во время Второ! мировой войны.
Самой известной моделью практики стационарной помощи считается те рапевтическая микросоциальная группа. В работе Кеннарда (1983, 1998) пере числяются основные характеристики такой группы, которые можно отнест ко всем трем моделям терапевтической среды. К ним относятся:
■ неформальная атмосфера и дух коллективизма;
■ групповые встречи, являющиеся основным методом терапии. Во время и проведения происходит обмен информацией, формируется чувство ее причастности, принимаются совместные решения, кроме того, участие ки получают обратную связь и учатся прислушиваться к коллективном мнению;
■ работа участников на благо группы;
терапевтическое воздействие участников группы, находящихся в стацис парных учреждениях, друг на друга;
К
распределение полномочий между сотрудниками и участниками группы-
общие ценности. Например, в проблемах индивида видятся проявления трудностей в межличностных отношениях, терапия воспринимается как процесс изучения нового (научение на основе инсайта — Хиншельвуд 1999), а участники группы рассматриваются как равные личности.
ПРИМЕР ИЗПРАКТИКИ
Кати и Джерольд
Кати (7 лет) и Джерольд (9 лет) были направлены школой в социальную службу в связи с подозрениями в жестоком обращении и отсутствии заботы со стороны родителей. Родители, Джулиана (28 лет) и Альберто (31 год), испытывали сложности в воспитании детей, у которых в дошкольном возрасте были некоторая задержка в развитии и поведенческие нарушения. Альберто несколько раз оставлял Джулиану одну. Он уезжал работать на Ближний Восток, ссылаясь на проблемы с детьми. В школе у Кати замечались агрессивные проявления — она отбирала вещи у детей и отрицала этот факт. Джерольд часто сидел на задних партах, наблюдая за происходящим в классе, но практически не включался в учебный процесс. Родители других детей жаловались учителям, а также Джулиане и Альберто на поведение их детей, что вызывало бурную реакцию Альберто и приводило к конфликту. Дети неоднократно оставались в школе после уроков, потому что родители не могли их забрать. В школе нет группы продленного дня. Медицинское обследование свидетельствовало о том, что детей наказывали и за ними должным образом не ухаживали. Родители Джулианы и Альберто — иммигранты с Карибских островов, которые затем вернулись на родину.
Исходя из позиции специалиста по защите прав детей, подумайте, с чего вы начнете работу с данной семьей: как вы представитесь родителям и детям?
С кем вы, скорее всего, будете работать: с родителями или детьми? Подумайте, как можно использовать для оценки этого случая теорию привязанностей. На какие поведенческие проявления вы обратите внимание? Какие методы помогут вам оценить поведение детей и родителей? Какие методы вмешательства, характерные для теории привязанностей, могут быть полезны в данном случае?
Какие методы работы с сознанием вы используете при работе с родителями? На какие особенности их прошлого опыта нужно обратить внимание? Какие поведенческие проблемы и неадекватные особенности восприятия свидетельствуют о необходимости формирования навыков сознательной регуляции?
Подумайте о возможности применения в работе с детьми теории привязанностей, а с родителями — практических методов психологии сознания. Что, по вашему мнению, нужно добавить к этим методам из теорий антидискриминации, этнической сензитивности и феминизма?
Комментарий
Особенности психодинамической социальной работы, которые вызывают критические замечания, состоят в следующем.
■ В современных технологиях социальной работы, таких, как ведение случая1 (в США — «managed care», в Великобритании — «care management»),
1 Ведение случая — процесс выявления и оценки потребностей клиента, а также организации и координации комплексной помощи, оказываемой ему группой специалистов (командой). — Примеч. науч. ред.
гораздо больше внимания уделяется эффективному обеспечению услуг, чем психосоциальной помощи (Бренделл, 2002).
я Большое значение придается доказательной практике, а также объяснениям поведения (Монтгомери, 2002) на*основе связи генетических особенностей и химических изменений в головном мозге, что уводит от объяснительных моделей интерпретативного и метафорического характера, свойственных психодинамической теории (Бренделл, 2002).
в В основе психодинамической социальной работы находится научный, и изначально биологизаторский, объяснительный подход, который можно назвать теоретическим. Однако он не может быть проверен традиционными научными методами. Многие авторы утверждают, что данный подход не признает ценности человеческой самореализации (Стрин, 1979).
■ Психоанализ возник в определенной социокультурной среде, ограничен
культурными рамками, так что любые отклонения от принятой нормы
считаются проявлениями аномального поведения, которые необходимо
лечить. В последнее время широко обсуждаются вопросы этнических раз
личий, которые в психоанализе рассматривались в качестве девиаций.
Вызывает возражения и присущий этому подходу взгляд на половое вле
чение к лицам своего пола, которое связывается с материнским отноше
нием и нуждается в лечении (Стрин, 1979, 56).
ш Многие современные этнические, культурные и гендерные ценности мог-; ли бы обогатить психодинамическую теорию, но поскольку она не занимает центрального места в социальной работе, эти ценности не становятся ее составными частями. К ним обращаются только отдельные авторы. Кларк (2003) полагает, что взгляд на проблемы расизма с точки зрения психоанализа мог бы многое объяснить в природе сложных эмоциональных реакций человека, которые составляют основу расистского поведения.
■ Концепция женской личности и ее развития в психодинамической тео
рии является ограниченной, поскольку в ней утверждается стереотш
лсени<ынь/-домохозяйки, воспитывающей детей, которая социально, ИН]
теллектуально и, возможно, морально представляет собой неполноцен
ного индивида. Вместе с тем известны несколько направлений феминист
ских исследований в психологии. Митчел (1975), например, утверждает
что психоанализ способствует пониманию того, как мужчины приобре
тают и сохраняют превосходство в патриархальном обществе. Сейерс (198(
1988) полагает, что формы женского сопротивления патриархальном
подчинению проанализированы недостаточно и что психоаналитическа
теория может быть в этом полезной. По мнению Боннер (2002), иде
интерсубъективности, этнокультурного взаимообмена и антирасистског
Движения могли бы лечь в основу психодинамической теории в работе
представителями этнических меньшинств.
d своей методологии психоанализ опирается на медицинскую модел< предполагающую наличие у пациента болезни, которую лечит эксперт
1С
терапевт. Психоанализ не строит модель равноправных взаимоотношений между клиентом и специалистом. Даже концепция Перлман (1957а) о проблемно-ориентированной социальной работе, показывающая процесс определения и решения проблем, во многом напоминает медицинскую модель лечения заболеваний.
■ Применение инсаита в качестве основной терапевтической техники позволяет клиентам осознать свои эмоциональные переживания. Однако это не помогает им что-то изменить в реальной жизни. Поскольку психоанализ является недирективной техникой, результаты работы психоаналитика практически незаметны.
■ Тенденция к использованию ярлыков иногда провоцирует специалистов к обвинению жертвы в существовании сложной ситуации. Поведение клиента интерпретируется как неадаптивное, если оно противоречит ожиданиям специалиста или службы. Если клиенты выражают недовольство предоставленными услугами, используется психологический термин «сопротивление» (Гитерман, 1983). Тем самым социальная служба снимает с себя ответственность.
■ Данная теория подразумевает «разговорный» тип терапии, который рассчитан на вербально активных клиентов, способных принять участие в обсуждении и рефлексивном анализе своих психологических проблем. Ее эффективность уменьшается при работе с клиентами, которые обращаются с проблемами практического характера и менее способны вербально выразить свои переживания (Стрин, 1979).
■ Факторы среды в психоанализе изучаются в меньшей степени, чем внутренние психологические факторы. Это ограничивает спектр возможных воздействий и сужает поле начальных предпосылок, из которых исходят специалисты (Стрин, 1979).
■ Психодинамические идеи практически не связаны с необходимостью социальных реформ, соответственно исключается одно из основных направлений социальной работы (Стрин, 1979).
Несмотря на недостатки, психодинамические перспективы помогают нам понять происхождение многих важных принципов социальной работы. «Конфликт», «агрессия», «отношения мать —ребенок», «Эго», «сублимация», «регрессия», «сопротивление» — это термины, которые мы употребляем, не задумываясь об их первоначальном значении. Эти перспективы стали богатым источником разнообразных идей и знания в целом (Дин, 2002). Многие склонны давать им высокую оценку, несмотря на присущие им недостатки, поскольку они показывают сложность человеческой жизни и развития, а также особенности взаимодействия человеческого организма, сознания и окружающего мира.
ИТОГИ ГЛАВЫ
■ Психодинамические теории представляют собой богатый источник разнообраз
ных идей и понятий, используемых в терапевтической и клинической работе.
ПО
а Теория привязанностей, психология личности и концепция психологического пе реживания потерь являются современными моделями, которые гораздо более активно применяются на практике по сравнению с традиционными психоанали-тическими идеями.
а Психодинамические идеи имеют большое историческое значение, они являют источником многих моделей практики социальной работы.
■ В психодинамических теориях признается существующий социальный порядок практически не рассматриваются вопросы социальных изменений, а также рабо-та с социально неблагополучными группами, хотя и уделяется внимание во зможности непосредственных изменений в ситуации клиента.
■ Психодинамические теории используются в специализированных службах, зна ние теорий помогает организовать взаимодействие с другими специалистами.