Практическое значение теории привязанностей

На практике теория привязанностей предполагает оценку:

■ текущих взаимоотношений, их содержания и качества, функции и структу­ры;

■ истории взаимоотношений и ее влияния на развитие различных типов при­вязанности;

■ контекста — стрессовых ситуаций в данный период.

При оценке содержания и качества анализируются эмоциональный фон взаимоотношений, наличие эмоциональной связи между людьми, а также стиль отношений, т.е. свойственный им способ межличностного взаимодей­ствия. Например, мать-одиночка развивала тесные взаимоотношения со сво­ей единственной дочерью и контролировала ее поведение, пытаясь объяс­нить рационально, почему дочь должна вести себя соответствующим обра­зом. В детстве такие отношения часто приводят к затяжному конфликту или заводят в тупик, но зато, став взрослой, дочь без труда будет обращаться за поддержкой и помощью к другим и развивать эффективные взаимоотноше­ния. В другой семье при схожих обстоятельствах мать отсутствовала значи­тельную часть времени. Обязанностью дочери было вести себя хорошо и не подводить ее. Здесь также использовались рациональные средства, но они подменили теплые отношения и постоянное общение. Во взрослой жизни дочь, скорее всего, будет избегать близких отношений и уходить от контак­тов со своей матерью.

Действия социальных работников должны быть направлены на обеспече­ние понимания, поддержки и психотерапии. Необходимо чутко реагировать на ситуацию клиентов, стремиться к их пониманию. Важны толерантность и устойчивость к проявлениям агрессии и замкнутости, обдумывание и анализ причин поведения, которые, наверняка, связаны с прошлым опытом клиен­та. Поддержка включает практическую помощь, обращение за социальной за­щитой, оказание услуг и помощи в повседневной жизни, а также, при необ­ходимости, эмоциональную поддержку в виде внимательного выслушивания, принятия и признания переживаний и чувств клиента. Большое значение име­ет словесное признание заслуг клиента: «Вы стараетесь сделать все возмож­ное, чтобы быть хорошей матерью», «Вы кормите всю семью благодаря своей работе», а также информация о службах помощи и неформальных объедине­ниях. Поддерживающие, заботливые отношения между социальным работни-ом и клиентом могут частично компенсировать защитные механизмы.

Согласно Боулби, существуют пять терапевтических задач:

обеспечение защищенности при обсуждении негативных событий;

■ помощь клиентам в анализе событий;

■ признание того влияния, которое оказывают привязанности раннего дет­ства на отношения настоящего момента (использование традиционного психодинамического представления о переносе);

■ помощь клиентам в осознании связи между прошлым опытом привязанно­сти и проблемами настоящего;

■ содействие клиентам в реконструировании мышления и поведения, прояв­ляющихся во взаимоотношениях с другими людьми.

Работы Хуве (Хуве, 1995; Хуве и др., 1999) являются основополагающими при построении практики социальной работы этого направления. Однако су­ществуют и другие модификации. Например, Хирд и Лейк (1997) рассматри­вают теорию привязанностей как вспомогательный подход при поддержке че­ловека, как правило, неспособного себя обслуживать. В частности они подчер­кивают необходимость личностного развития, а также развития у взрослых клиентов привязанностей и дружеских отношений.

В обзоре Хуве показаны взаимосвязи между теорией привязанностей (в при­ложении к социальной работе) и психодинамической теорией. Акцент на эмо­циях, восприятие раннего детского развития как основы для взаимоотноше­ний в дальнейшей жизни, а также особенности практической работы, связан­ные с осознанием эмоций и инсайтом, являются типичными для психодина­мических теорий. Основанная на данных исследований детского развития тео­рия привязанностей может применяться в работе с детьми. Ее использование в работе со взрослыми еще только рассматривается. Кроме того, методы соци­альной работы в рамках этой теории слабо разработаны, несмотря на то что существует мощный фундамент для работы с проблемами детского возраста. Некоторые представления заимствованы из когнитивной теории и теории научения. Особенно это касается обучающей роли терапии. В этом смысле ме­тоды когнитивно-поведенческой терапии могут пересекаться с практическим подходом теории привязанностей.

Гольдштейн: психология личности

В концепции Гольдштейна, посвященной использованию психологии лично­сти в социальной работе, анализируются 12 функций «Я» (Эго) (см. табл. 4.2). Приводя примеры каждой функции, я попытался выделить как сложные пси­хологические элементы «Я», так и более простые реакции. В данной классифи­кации особое внимание также уделяется роли «Я» в передаче энергии и моти­вации, а также обеспечении контроля, регуляции и рационализации процес­сов. Считается, что люди, обладающие сильным «Я», могут строить последо­вательные, рациональные отношения с другими людьми. В этом случае гово­рят, что они имеют навыки сознательного регулирования. Возможность исследо­вать, понимать и изменять окружающую среду приносит людям радость, по­этому приобретение навыков сознательного контроля является сильным мо­тивирующим фактором. Людям свойственно стремление к эффективным со­циальным взаимодействиям. Развитие социальных навыков зависит от соци-

Таблица 4.2. Функции «Я» (Эго)(по Гольдштейну, 1995)

функция Эго Объяснение Пример
Проверка реальности Эго позволяет лю­дям определять гра­ницы между реаль­ностью и желания­ми/фантазиями Супруга подозревает мужа в измене, так как он не проявляет любви; анализ ситуации по­могает жене понять, что мужу всегда было свойственно недостаточное проявление чувств и его поведение не изменилось— вне дома он проводит столько же времени, сколько и раньше
Суждение Эго позволяет лю­дям формировать мнения о соответ­ствующих реакциях на события соглас­но социальным и культурным ожида­ниям Ревнивая супруга хочет устроить скандал свое­му мужу на пороге дома, но, боясь, что ее ус­лышат соседи, сдерживается и откладывает выяснение отношений. Если бы механизм вы­несения адекватных суждений не был задей­ствован, скандал принял бы публичный характер
Чувство реальности Эго позволяет лю­дям понять реаль­ность мира и свое место в этом мире После неудачной забастовки, целью которой было повышение заработной платы, работник чувствует отчуждение по отношению к своей трудовой деятельности, несмотря на то что работа ему по-прежнему интересна
Регулирование и контроль Эго регулирует и контролирует вле­чения, эмоции и импульсы У людей в рабочей обстановке могут возникать злость, недовольство, сексуальное влечение, но они не показывают свои чувства во избе­жание проблем во взаимоотношениях
Объектные отношения Эго регулирует межличностные от­ношения с по­мощью их объек­тивизации Один коллега считает другого ненадежным. «Объект» (интернализованный образ коллеги) заставляет его каждый раз проверять догово­ренности, хотя очевидно, что партнер нацелен на решение вопроса. Адекватный сознатель­ный контроль означает, что меры предосто­рожности необходимы только в случае дейст­вительного нарушения договоренностей
Процессы мышления Эго помогает лю­дям осуществлять переход от первич­ного к вторичному процессу мышле­ния При первичном процессе мышления нереали­стичные желания и импульсы выражаются не­посредственно, приводя к нереалистичным амбициям. Вторичный процесс мышления ак­тивизирует планирование желаний и предпо­лагает выполнение обязательств в сотрудни­честве с другими людьми
Адаптивная Регрессия Эго позволяет лю­дям возвращаться к более простым спо­собам мышления и действиям в целях достижения постав­ленных целей Испытывая агрессию по отношению к своему партнеру, человек начинает колотить подушку до тех пор, пока злость не уходит. Только пос­ле этого он может спокойно обдумать и обсу­дить ситуацию

Окончание табл. 4.2

Функция Эго Объяснение Пример
Защитные функции Эго создает психо­логические меха­низмы, защищаю­щие от болезнен­ных переживаний Отец находится в стрессовом состоянии после смерти своей дочери-наркоманки. Он пре­вращает ее спальню в место поклонения, на­поминающее ему о счастливых семейных праздниках, и устраивает кампанию против наркотиков, демонстрируя фотографию улы­бающейся дочери. Он идеализирует своего ребенка и забывает о ее недавнем прошлом
Побудительный барьер Эго защищает лю­дей от чрезмерной или недостаточной стимуляции Скучная работа вызывает у человека стрем­ление к интеллектуально насыщенным увле­чениям и поиску интересных хобби
Функции автономии Эго регулирует пер­вичную и вторич­ную автономии Первичная автономия означает регулирование последствий неизбежных психологических травм. Так, сосредоточенность необходима на занятиях с требовательным учителем. Вто­ричная автономия подразумевает развитие способностей, которые являются ответом на болезненные переживания, но становятся ав­тономными. Например, потеряв близкого, че­ловек серьезно увлекается разведением голу­бей
Навыки компетенции Эго побуждает лю­дей к контролю над происходящим и развивает способ­ность решать проб­лемы Подросток из бедной семьи развивает навыки общения и взаимодействия с людьми, чтобы приобрести много друзей и повысить шансы в получении хорошей работы и более высокого статуса
Синтетические и интегратив-ные функции Эго интегрирует опыт и развивает «образ Я», воспри­ятие своей личности как целостности Социальный работник способен перенести знания и поведенческие навыки, приобретен­ные в работе с детьми, в новые условия рабо­ты с людьми с ограниченными возможностями

альных норм, характерных для непосредственного окружения, социальной структуры и культуры. «Я» (Эго) является метафорой механизмов психиче­ской структуры, регулирующих взаимодействие индивидуальных потребно­стей и импульсов, а также воздействие окружающей среды. Сознательная ре­гуляция способствует эффективной адаптации личности к социальному окру­жению, а также развитию навыков приспособления окружающей среды к по­требностям индивида.

Эго создает механизмы, защищающие от тревоги, которая возникает, если импульсивные влечения противоречат рациональной оценке реальности. За­щитные механизмы способствуют развитию навыков контроля и ограничивают влияние окружающего мира на внутренние процессы. Они формируются на определенных стадиях развития, и если недостаточно активны, то человек

Таблица 4.3. Защитные механизмы и механизмы преодоления(по Кроберу, цит. по: Гольдштейн, 1995, 76)

Практическое значение теории привязанностей - student2.ru Защитные механизмы

Механизмы преодоления



Практическое значение теории привязанностей - student2.ru Вынужденные, жесткие

Гибкие," целенаправленные



Извлеченные из прошлого

Привлеченные из будущего



Искажающие реальность настоящего

Отражающие реальность настоящего



Первичные процессы мышления и эле­менты бессознательного

Вторичные процессы мышления, созна­тельные и предсознательные мысли



Направленные на изменение разруши­тельных воздействий

Направленные на решение проблем



Отговорки и обходные действия

Открытость, упорядоченность, прозрач­ность

застревает на более ранней стадии развития. По сравнению с механизмами преодоления защитные механизмы более жесткие и поэтому могут затруднять построение эффективных социальных отношений. Механизмы преодоления в большей степени определяют взаимодействия индивида и окружения. В табл. 4.3 сравниваются механизмы защиты и преодоления.

В книге 1965 г., а также в своих ранних работах 1940—1950-х гг. Эриксон обратил внимание на значение различных этапов развития и определил соот­ветственно 8 типов «кризиса» (см. гл. 5). В работе Левинсона (1978) также обо­значается несколько жизненных периодов. Эти классификации сравниваются в табл. 4.4. Концепция Эриксона подробно раскрывает периоды детского раз вития, но она недостаточно глубока в отношении более поздних стадий, ко торые тщательнее анализируются Левинсоном. Однако и классификация Ле винсона допускает лишь незначительные трансформации на более поздних стадиях жизни и не отражает реальных жизненных переживаний людей после 65 лет. Гольдштейн (1995) в своей работе приводит критические замечания феминистских авторов по поводу концепции Эриксона, в которой предлага­ется единая периодизация и для мужчин, и для женщин. Так, исходя из пост­модернистской феминистской точки зрения, Уолтер и Петерсон (2002) пока­зывают, что Эриксон, Колберг (1984) и другие авторы психоаналитического направления формировали свои концепции на основе исследования развития мальчиков-подростков. Поэтому если у девушек замечались другие желания и переживания, то они считались «эмоционально неполноценными». Гольдштейн также отмечает, что развитие представителей других социальных групп, включая этнические меньшинства, может иметь другую стадиальность, кроме того, 1егативные события и травмы могут замедлять или ускорять прохождение жиз­ненных этапов. В психоанализе особое внимание уделяется способам преодо­ления жизненных кризисов, что повлияло на развитие кризисной интервен­ции (см. гл. 5).

о психологии личности также анализируются объектные отношения и раз­витие «Я» (Эго). Существуют две точки зрения на объектные отношения. Одна 3 них касается внешних факторов: роль Эго состоит в формировании устой-

ВЬ1Х отношений с другими людьми при некоторой степени отчужденности;

Таблица 4.4. Стадии психосоциального развития(по Эриксону, 1965; Левинсону, 1978; Гольдштейну, 1995)

Жизненные периоды по Эриксону (1965) Психосоциаль­ный кризис по Эриксону Объяснение стадий Жизненные стадии/периоды по Левинсону (1978)
1. Младенческий Доверие/не­доверие Благодаря теплым отношениям с родителями дети приобретают уверенность в предсказуемости окружающего мира Детство и под­ростковый воз­раст^— 17 лет)
2. Второй год жизни Автономия против стыда и сомнения Дети стремятся к самостоятель­ности, опираясь на доверие взрослых, в то же время они учатся быть готовыми к неуда­чам  
3. Раннее детство Инициатива/ вина Дети изучают мир и осваивают новые виды деятельности, опи­раясь на поддержку и помощь взрослых, но сопротивляются чрезмерному контролю с их стороны  
4. Позднее детство Старатель­ность/непол­ноценность Дети реализуют себя в учебе и развитии навыков, получая об­ратную связь, которая, однако, не всегда содержит одобрение  
5. Подростковый возраст Идентич­ность/путани­ца ролей Подростки конструируют новую независимую идентичность, опираясь на образ себя, сфор­мированный в детстве, но пере­живают неуверенность при не­достаточной социальной под­держке и нестабильных отно­шениях Переход к ран­ней взрослости (17-22 года)
6. Ранняя взрослость Интимность и дистанциро­вание/само­погружен -ность Молодые люди со сформиро­ванной идентичностью стано­вятся способными к развитию близких отношений, в против­ном случае они концентрируют­ся на собственных интересах Вхождение во взрослый мир (22 —28 лет) 30-летний рубеж (28-33 года) Остепенение (33—40 лет) Середина жизни (40 —45 лет)
7. Средняя взрослость Производи­тельность/за­стой Взрослые принимают ответст­венность за жизнь общества и окружающих людей, поддержи­вая и конструируя социальную жизнь, в противном случае фор­мируются вялость и зациклен-ность на себе  

Практическое значение теории привязанностей - student2.ru Окончание табл. 4.4

Практическое значение теории привязанностей - student2.ru Практическое значение теории привязанностей - student2.ru Практическое значение теории привязанностей - student2.ru Практическое значение теории привязанностей - student2.ru Жизненные

периоды по

Эриксону (1965)

8. Поздняя взрослость

Психосоциаль­ный кризис по Эриксону

Цельность/от­чаяние и от­вращение

Объяснение стадий

Целостность Эго развивает ощущение завершенности и осознание вклада в жизнь общества или отчаяние, не­приятие процесса старения, ощущение бесполезности и незавершенности

Жизненные

стадии/периоды по

Левинсону (1978)

Вхождение в сред­нюю взрослость (45 — 50 лет) 50-летний рубеж (50-55 лет) Кульминация сред­ней взрослости (55-60 лет) Поздняя взрослост! (65 лет +)

Практическое значение теории привязанностей - student2.ru Практическое значение теории привязанностей - student2.ru Практическое значение теории привязанностей - student2.ru окружающие выступают здесь в качестве объектов. Другая точка зрения явля ется внутрипсихической: Эго формирует репрезентации себя через опыт от ношений с другими и их интернализацию, а также регулирует взаимосвязь этих образов и внешней реальности. Развитие способности к регуляции внеш него мира раскрывается в теории привязанностей.

В США популярность получила теория отделения — индивидуализации Мах лера (Махлер и др., 1975), согласно которой целью детского развития являет ся психологическое отделение от родителей и создание индивидуальной идеи тичности. Критики этой теории отмечают, что она отражает ценности амери канского общества, в котором приоритет отдается независимым друг от друга личностям, тогда как в европейских странах — взаимосвязи членов семьи и сообщества. Тем не менее в рамках данной теории считается, что различные изменения в раннем детстве так или иначе приводят к отделению от родите лей в подростковом возрасте. Как и в других концепциях, основное внимание здесь обращено на детство и, кроме того, развитие женщин и мужчин воспри­нимается одинаково. Гольдштейн (1995) также включает в свой обзор и другие теории, например, представленные в работах английских авторов Фэйрбэй на, Гантрипа, Винникотта (посвященных объектным отношениям), исследо­ваниях М.Кляйн, а также работы по психологии личности Когута (1978) и Стерн (1985).

Наши рекомендации