Другие аспекты социальной работы
Ряд авторов в рамки теории социальной работы включают семейную терапию (см. табл. 3.1). Вместе с тем эта тенденция, характерная для 1980-х гг., в настоящее время практически сошла на нет. Данная форма практики предполагает работу со всей семьей или отдельными членами семьи, так как считается, что проблема кроется в отношениях между ними. В этой книге, как и во многих других обзорах, семейной терапии не придается большого значения, хотя ее техники и описания, встречающиеся в рамках теорий социальной работы, упоминаются в соответствующих главах. Дело в том, что семейная терапия рассматривается с точки зрения различных теоретических школ, и их анализ выходит за рамки задач данного обзора. Кроме того, семейная терапия представляет собой мультидисциплинарную область практики, в которой помимо социальных работников действуют профессионалы различной направленности, обладающие узкоспециализированными навыками. Целесообразно воспринимать ее как прикладную область, которая обогащает социальную работу новыми техниками, или как область специализации для социальных работников, но считать, что семейная терапия является отдельной технологией в рамках нашей профессии, неверно (см.: Пэйн, 1996а). Многие социальные работники определяют для себя работу с семьей в качестве первоочередной задачи и рассматривают семейный контекст как часть ситуации «личность и окружение» (личность-в-ситуации/окружении).
Стационарное обслуживание подразумевает наличие организованного пространства, на базе которого применяются различные теории (например, Джонс 1979; Вод, 1980), поэтому трудно сказать, какая из теорий социальной работы является наиболее оптимальной или специфической для данного случая. В текстах Эйнсворт и Фулчера (Эйнсворт и Фулчер, 1981; Фулчер и Эйнсворт, 1985) стационарное обслуживание сближается с групповыми формами практики и обозначается термином групповой уход (group care). Этот термин охватывает широкий спектр методов, применяемых не только в социальных службах, но и в дневных стационарах, а также медицинских, образовательных и
авоохранительных учреждениях. На примере данных учреждений авторы побывают, что групповой уход является профессиональной формой занято-
а также самостоятельной областью исследований и практики. По мнению Синклер (1988, 162— 163), британский комитет по стационарному обслуживанию опирается в своей деятельности на три основных принципа:
в принцип христианской любви, который означает, что в процессе работы необходимо учитывать ценность и значимость каждого человека. В социальной работе этот принцип интерпретируется как уважение к личности каждого индивида;
■ принцип терапевтической ценности совместного проживания, который находит обоснование в идее о терапевтических сообществах; совместное проживание может быть частью терапии в ситуации, когда индивиды лишены привычного для них окружения. Здесь есть определенные сходства с представлениями радикальных теорий, с той лишь разницей, что терапевтические сообщества не предназначены для развития коллективного сознания и противостояния проявлениям отчуждения, характерного для капиталистического общества;
■ принцип права индивида, который отражает подход нормализации1. Согласно ему целью стационарного обслуживания является возвращение людей к социально одобряемому образу жизни.
Вышеперечисленные принципы опираются на конкретные теоретические концепции работы в стационарных учреждениях. В книге Клаух (2000) предлагается следующая классификация теорий работы в стационарных учреждениях:
■ теории стационарого мира, которые рассматриваются как теории мира клиентов;
■ теории функций и задач стационарной помощи, напоминающие теории о природе социальной работы;
■ теории интервенции, сходные с теориями практической социальной работы и часто связанные с ними или другими психотерапевтическими теориями;
■ теории стационарных учреждений как систем, относящихся к организационному контексту стационарной помощи.
Теории интервенции связаны с другими теоретическими подходами, которые обсуждаются в этой книге. Теория терапевтического окружения, имеющая психодинамический фундамент, описывается в главе 4. Среди поведенческих подходов (см. гл. 6) наиболее распространены варианты жетоновой экономи-
Нормализация — комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на создание людей с ограниченными возможностями условий, максимально приближающих их к полненной жизни. - Примеч. науч. ред.
ки, хотя в последнее время, особенно в условиях стационарных учреждений, применяются когнитивные методы работы с депрессией и тревогой. В рамках когнитивной терапии также рассматривается терапия реальности, восходящая к стационарной помощи. Системная теория применялась в работе стационарных учреждений (см. гл. 7). Радикальные подходы связаны с критической теорией (см. гл. 11). В рамках теории активизации дается описание самоуправляемой групповой работы, которая также относится к стационарной помощи (см. гл. 14). Таким образом, применимость общих теорий социальной работы к стационарной помощи вполне возможна. Однако прагматический характер этой формы практики и непоследовательное использование разнообразных концепций позволяют говорить о том, что стационарная помощь не имеет четкой теоретической основы и не может претендовать на статус теоретически обоснованной формы социальной работы.
В странах Европы центральное место в разработке основ стационарной помощи принадлежит социальной педагогике, которая является частью общей теории социальной работы, но имеет ярко выраженный образовательный и развивающий характер. Данный подход рассматривается в главе 10. Ему не посвящается отдельная глава, поскольку основная масса литературы по социальной педагогике не переведена на английский язык.
Эффективность теорий социальной работы
Таким образом, мы рассмотрели разнообразные теории социальной работы и различные их типологии. Равноценны ли они? Необходимо ли оценивать эффективность их использования, и если да, то исходя из какой позиции? Во многих странах социальная работа является важным механизмом реализации социально значимых целей. Растет число стран, где эта деятельность начинает развиваться. Конечно, количество не означает качество. Социальные работники подвергаются критике, как и представители других профессий: медики, журналисты, юристы, политики и священнослужители. В наш век, когда все, что кажется универсальным, критикуется и опровергается, необходимо постоянно ориентироваться на совершенствование и развитие. Поэтому социальным работникам важно обращать внимание на эффективность теорий, которые они выбирают. В этом разделе рассматриваются подходы к оценке эффективности теорий социальной работы, однако рассуждения по этому вопросу не позволяют сделать вывод о превосходстве одних теорий над другими. Такая задача и не ставится, поскольку теории зачастую невозможно оценить в сопоставлении друг с другом; они должны проверяться на практике. Поэтому исследования эффективности социальной работы посвящены оценке услуг и методов и не затрагивают конкретную работу специалистов, реализующих эти услуги и методы. Эти вопросы обсуждаются мной в следующем разделе, посвященном современным тенденциям в социальной работе.
Первые оценочные исследования социальной работы, которые были проведены в 1950— 1960-х гг., не отличались особым успехом. Их результаты были неопределенными и не соответствовали поставленным целям (Фишер, 1973, 1976; Мален и др., 1972; Вуд, 1978). Вместе с тем эти исследования внесли свою лепту в развитие таких методов, как личностно ориентированная прак-
(см. гл. Ю), поведенческие методы (см. гл. 5, 6), а также обогатили область ологических исследований коммуникации и социально-конструктивист-методов (см. гл. 8). Данные исследования делали акцент на поведенческих оделях, а также на особенности исследовательского дизайна, разработанно-о для оценки индивидуальных случаев или конкретной системы. Дизайн подобного рода предполагает начальную оценку до профессионального вмешательства и мониторинг случая во время и по окончании воздействия. Благодаря этим нововведениям стали возможными четкое обозначение и проверка целей социальной работы, детализация задач, более тщательная диагностика, информирование специалистов о результатах оценки, применение более интенсивных и четко сфокусированных методов, отработка клиентами навыков, а не просто консультативная помощь. Кроме того, появились специальные оценочные проекты, были предприняты попытки ограничить внешнее влияние, снижающее эффективность отдельных проектов, созданы программы ранней диагностики и привлечения клиентов (Шелдон, 1987). Все это свидетельствовало о том, что в США социальные программы и индивидуальная работа, будучи хорошо спланированными, становятся особенно успешными (Райд и Ханрахан, 1982; Томлисон, 1984; Рубин, 1985; Видека-Шерман, 1988; МакДональд и Шелдон, 1992; Гори, 1996). Хотя большая часть перечисленных исследований, проведенных в США, была направлена на оценку поведенческих методов, многие методы семейной терапии, а также случаи индивидуальной терапии и групповой работы неповеденческой направленности были не менее результативными (МакДональд и Шелдон, 1992). В других исследованиях эффективности групповой работы (Толман и Молидор, 1994) и методов стационарной работы (Карри, 1995) выводы менее оптимистичны, поскольку ожидаемые результаты достигнуты только частично. Кроме того, была показана успешность программ развития социальных услуг (Голдберг, 1987), в частности направленных на совершенствование социальной работы в микросоциальной группе и помощи пожилым людям на дому.
Данный обзор исследований эффективности социальной работы показывает, что в их фокусе оказываются в основном когнитивно-поведенческие теории, а также другие четко структурированные подходы, например целевой подход. Более поздние исследования, проведенные после 1980-х гг., направлены скорее на анализ проблем или социальных программ (Броли и Мартинез-Броли, 1988), чем на оценку теоретических подходов (Дженкинс, 1987). Причиной такого невнимания может служить тот факт, что теориям не отводится Центральное место в социальной работе, поэтому для этих целей необходимо создавать особые проекты оценочных исследований. Так, в книге Смита (2004), посвященной обзору исследований практических технологий, нет ни одного примера сравнения эффективности теорий. Вместе с тем Сейнсбери (1987) считает, что зачастую исследования не вызывают серьезных изменений в практике, поскольку в основе деятельности социальных служб лежат политические интересы и предпочтения отдельных специалистов (администраторов). к.роме того, существует проблема с распространением результатов исследовании, поскольку специалисты, проводящие и использующие их, принадлежат к Разным сферам (Броли и Мартинез-Броли, 1988).
Следовательно, сравнительный анализ эффективности различных теорий - является целью исследований в социальной работе. Это объясняется, в ча-
стности, особенностью финансирования исследований. Государство, прежде всего, заинтересовано в оценке эффективности тех услуг, которые отражены в государственных программах. Оценка теорий практической деятельности не считается приоритетной, поэтому такие исследования носят второстепенный характер. Таким образом, практики лишены информации о моделях оказания услуг, качество которых так тщательно оценивается.
Теория социальной работы, следовательно, находится в достаточно сложной ситуации, что подтверждается проблемно-ориентированной практикой. Данная форма практики изначально показала хорошие результаты и, подобно большинству форм психологической терапии, стала активно использоваться социальными работниками. Однако ей было сложно получить официальное признание в социальных службах, поскольку отсутствовали исследования, подтверждающие теоретический статус этой формы практики. Некоторые сравнительные исследования организационных форм социальной работы оказались очень удачными. Так, была доказана эффективность дневной реабилитации психически больных людей по сравнению со стационарным лечением, реабилитацией занятостью и лечением на дому (Маршал и др., 2001). Главным вопросом, волнующим практиков, является вопрос о конкретных моделях, которые обеспечивают эффективность их деятельности. Единственный способ получить на него ответ — анализ теорий, оценка которых пока не проведена. Если результаты исследования свидетельствуют о том, что дневные стационары более эффективны, то контекст такого суждения связан с лечением психического заболевания. Само по себе это ценно, и, конечно, то, что социальная работа вносит в этот процесс свой вклад, не может не радовать, но лечение психических заболеваний не является целью социальной работы. Ее целью может быть социальная поддержка людей с хроническими психическими нарушениями или помощь в решении их социальных проблем. В то же время в данном исследовании не рассматривалось неформальное социальное обеспечение, потому что эффективность его положительного воздействия крайне трудно доказать. Возможно, это и так, но неформальная поддержка важна для хронически больных, кроме того, развивается социальная солидарность, ведь через неформальные контакты окружающие могут проявить свое желание помочь им. Цель улучшения качества помощи психически больным людям может включать в себя множество разных целей. Однако акцент на повышении эффективности медицинского лечения и приоритет, отдаваемый медицинским учреждениям на уровне государственной политики, уменьшают возможности достижения других целей, не замечаемых политиками и их избирателями, но, как в данном случае, являющихся очень значимыми для тех граждан, которым эти услуги предоставляются. Именно поэтому, например, первый том работы Водарски и Тайер (1998), содержащий результаты исследования эффективной эмпирической практики, посвящен терапии различных видов психических заболеваний, а второй описывает социальные и практические проблемы (акцент на эффективности выражен гораздо слабее).
Теоретическая полемика также затрагивает область пересечения трех подходов в социальной работе (см. гл. 1), связанных с критической, гуманистической и либеральной теориями благосостояния, которые различаются различным взглядом на природу человека. Критические теории продолжают отстаивать важность в рамках социальной политики трансформационного под*
опа направленного на достижение социальных изменений. Для либеральных еорий характерно развитие социальных практик, соответствующих существующему социальному порядку, и постепенно^ их реформирование. Гуманистические теории утверждают, что в центре практической работы должны находиться индивиды, способные к саморазвитию и изменению. В связи с критикой прикладного значения радикальной теории и, возможно, ее политического неодобрения в 1980-х гг., во времена Тэтчер и Рейгана, на смену радикализму пришла критическая теория. Эта теория содержит более четкое представление о том, как реализовать критический подход на практике. В отличие от радикальной теории, имевшей классовую основу и построенную преимущественно на идеях феминизма, критическая теория содержит больше возможностей для выбора целей и моделей практики, предполагающих совместную работу специалиста и клиента. Кроме того, широко применяются методы постмодернистской практики, где внимание уделяется языковым структурам и социальному конструированию. Как показывают исследования, ориентированные на решение проблем, эти методы доступны для клиентов и приводят к реальным результатам.
Однако критический подход в социальной работе в определенной степени противоречит либеральной позиции. Наиболее ясно это показано в главе 12. Антидискриминационная теория и теория сензитивности имеют схожие цели, но первая относится к структурным подходам, а вторая хотя и признает значение структурного неравенства, но предполагает методы, согласующиеся с существующим социальным порядком. Подобное противоречие характерно и для теории активизации, которая хотя и рассматривается в ряду критических теорий, но в своих практических рекомендациях обычно не отражает задач структурного преобразования.
Методологические подходы в теории практической деятельности