Возрастные показатели плодовитости по возрастным интервалам

Возрастные показатели плодовитости по возрастным интервалам - student2.ru

Числа за весь возрастной интервал получены путем умножения повозрастного показателя на величину возрастного интервала (5). Сумма чисел графы третьей показывает число детей, рожденных на 1000 женщин за весь плодовитый период; следовательно, на одну женщину приходится в среднем 2732,5 / 1000 = 2,73 детей.

Брутто-коэффициент – число девочек, рожденных в среднем одной женщиной за весь плодовитый период жизни. Для его вычисления показатель суммарной плодовитости умножают на процент родившихся девочек в данном году. Так, если процент девочек от всех родившихся равен 49 (или 0,49), то брутто-коэффициент равен: 2,73 x 0,49 = 1,33.

Теоретически максимальная величина брутто-коэффициента равна 4,9; если он более 2, то это свидетельствует об отсутствии сознательного ограничения рождаемости в широком масштабе.

Определенное значение имеет нетто-коэффициент – чистый коэффициент воспроизводства женского населения, показывающий, сколько в среднем девочек, рожденных одной женщиной на протяжении всей ее жизни, дожило бы до возраста матери в момент их рождения при условии сохранения в каждом возрасте уровней рождаемости и смертности данного периода. Показатель дает обобщающую характеристику рождаемости и смертности в данный период времени.

Показатель рождаемости в России имеет тенденцию к снижению, достигнув в настоящее время катастрофических пределов.

Для оценки социального, демографического и медицинского благополучия той или иной территории необходимо учитывать не только показатели рождаемости, но и показатели смертности, так как взаимодействие между ними обеспечивает непрерывное воспроизводство населения.

При анализе смертности используется ряд показателей, имеющих разное познавательное значение.

Общий показатель смертности:

общее число умерших за год x 1000 / среднегодовая численность населения.

Однако общий показатель смертности мало пригоден для каких-либо сравнений, так как его величина в значительной мере зависит от особенностей возрастного состава населения. Так, рост общего показателя смертности в последние годы в некоторых экономически развитых странах не столько свидетельствует о действительном росте смертности, сколько отражает рост удельного веса лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения. Более полную характеристику смертности дают специальные показатели.

Показатели смертности отдельных возрастно-половых групп:

число лиц данного пола и возраста, умерших за год x 1000 / численность лиц данного возраста и пола.

При изучении причин смерти вычисляют структуру причин смерти и уровень смертности по причинам.

Смертность от данного заболевания (интенсивный показатель):

число умерших от данного заболевания за год x 1000 / среднегодовая численность населения.

Структура причин смерти (экстенсивный показатель):

число умерших от данной причины x 1000 / общее число умерших.

Уровень и структура смертности обусловлены сложным взаимодействием многих факторов, среди которых значительную роль играют социально-экономические. В России с начала 1990-х гг. наблюдается существенный подъем показателя общей смертности, что объясняется старением населения и социально-экономическими условиями в стране. В структуре причин смерти ведущее место занимают болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, несчастные случаи, травмы и отравления.

Разработки материалов о смертности населения по причинам основаны на данных «Врачебного свидетельства о смерти» (ф. 106/у), «Фельдшерской справки о смерти» (ф. 106-1/у), «Врачебного свидетельства о перинатальной смерти» (ф. 106-2/у). Заполнение свидетельств о смерти и выбор первоначальной причины смерти производятся согласно существующим правилам.

Естественный прирост населения служит обобщающей характеристикой роста населения. Естественный прирост может выражаться абсолютным числом какразность между числом родившихся и числом умерших за год. Кроме того, он может рассчитываться какразность показателей рождаемости и смертности.

Высокий естественный прирост может рассматриваться как положительное явление только при низком уровне смертности. Высокий прирост при высокой смертности характеризует неблагоприятное положение с воспроизводством населения, несмотря на относительно высокий показатель рождаемости.

Низкий прирост при высокой смертности указывает на неблагоприятную демографическую ситуацию. Низкий прирост при низкой смертности говорит о низкой рождаемости.

Отрицательный естественный прирост (естественная убыль населения) свидетельствует о неблагополучии в обществе, что характерно для периода войны, экономических кризисов и других потрясений.

В России с 1992 г. регистрируется отрицательный естественный прирост населения, который связан с негативным влиянием трех основных факторов, таких как:

1) продолжение в нашей стране глобального общемирового процесса демографического перехода к малодетной семье;

2) изменение возрастного состава населения – в настоящее время в возрастную группу наибольшей плодовитости (20 – 29 лет) вступили малочисленные контингенты женщин;

3) кризисное состояние социально-экономической сферы.

Кроме того, тяжелые социально-экономические условия, экологическая обстановка привели к существенному ухудшению состояния здоровья населения.

Для оценки общественного здоровья используется показатель средней продолжительности предстоящей жизни, который показывает, сколько лет в среднем предстоит прожить данному поколению родившихся, если на всем протяжении жизни этого поколения показатели смертности будут оставаться такими, какими они сложились на данный момент, и рассчитывается на основании повозрастных показателей смертности путем построения таблиц смертности.

Младенческая смертность характеризует смерть новорожденных детей от рождения до исполнения одного года. Она выделяется из общей проблемы смертности населения ввиду особой социальной значимости. Ее уровень используется для оценки здоровья населения в целом, социального благополучия, качества лечебно-профилактического обслуживания женщин и детей.

Документами для регистрации младенческой смертности являются «Врачебное свидетельство о смерти» (ф. 106/у) и «Врачебное свидетельство перинатальной смерти» (ф. 106-2/у).

Анализ младенческой смертности включает:

1) младенческую смертность за календарный год;

2) младенческую смертность по месяцам календарного года;

3) младенческую смертность по периодам первого года жизни;

4) показатели младенческой смертности от данной причины.

Показатель смертности за календарный год является суммарным, общим показателем при стабильном уровне рождаемости за два смежных года.

Показатель младенческой смертностиравен:

число детей, умерших в возрасте до 1 года в данном году x 1000 / число родившихся живыми в данном календарном году.

Так как в числе умерших детей могут быть родившиеся как в данном, так и в предыдущем календарном году, а число родившихся детей, как правило, бывает неодинаковым, существуют формулы более точного расчета младенческой смертности.

В практическом здравоохранении для вычисления младенческой смертности используется рекомендованная ВОЗ формула РАТСА:

число детей, умерших в течение года на 1-м году жизни x 1000 / 2/3 родившихся живыми в данном году + 1/3 родившихся живыми в прошлом году.

С целью оперативного наблюдения за младенческой смертностью для анализа сезонных колебаний вычисляются показатели за определенный календарный месяц.

Показатель младенческой смертности уточняется ее анализом по периодам первого года жизни. Уровень и причины младенческой смертности неодинаковы в различные периоды жизни.

Смерть детей на первом году жизни распределяется неравномерно по различным возрастным периодам. Максимальные показатели случаев смерти отмечены в первые сутки после рождения, но впоследствии вначале резко, а затем более постепенно происходит снижение с каждым прожитым днем, неделей и месяцем. Смерть детей в течение первой недели зарегистрирована в 80%

случаев смерти детей первого месяца, смерть за первый месяц – около 70% всей младенческой смертности.

По периодам первого года жизни выделяют следующие показатели младенческой смертности:

1) ранняя неонатальная смертность (смерть детей на первой неделе жизни):

число детей, умерших в возрасте 0 – 6 дней (168 ч) x 1000 / число родившихся живыми;

2) неонатальная смертность (смерть детей на первом месяце жизни):

число детей, умерших в возрасте до одного месяца (0 – 27 дней) х 1000 / число родившихся живыми;

3) поздняя неонатальная смертность (смерть с 7-го по 27-й день жизни):

число детей, умерших на 2-й, 3-й, 4-й неделях жизни x 1000 / число родившихся живыми – число умерших в течение первой недели;

4) постнеонатальная смертность (смерть детей в возрасте старше одного месяца до исполнения им одного года жизни):

число детей, умерших в возрасте старше одного месяца х 1000 / число родившихся – число умерших на первом месяце.

Для разработки мероприятий по снижению младенческой смертности проводится анализ младенческой смертности по причинам.

Показатель младенческой смертности от данной причины:

число умерших в возрасте до одного года от данной причины х 1000 / 2/3 родившихся живыми в данном году + 1/3 родившихся живыми в прошлом году.

В оценке здоровья детей первого года важным является показатель перинатальной смертности.

Перинатальный период начинается с 22 недель внутриутробного развития плода, включает период родов и заканчивается через 7 полных дней жизни новорожденного.

Перинатальный период включает в себя 3 периода:

1) антенатальный (с 22 недель беременности до родов);

2) интранатальный (период родов);

3) постнатальный (первые 168 ч жизни), который соответствует раннему неонатальному периоду.

Преобладание смерти в каком-либо из периодов свидетельствует в определенной степени об уровне оказания медицинской помощи, качестве профилактических мероприятий в период беременности, родов, в первую неделю жизни.

Показатель перинатальной смертности:

число мертворожденных + число умерших в первые 168 ч жизни х 1000 / число родившихся живыми и мертвыми.

Антенатальная и интранатальная смертность в сумме дают мертворождаемость.

По определению ВОЗ, в понятие мертворожденна включаются все случаи смерти плода и новорожденного с массой тела 500 г и более (или, если масса тела при рождении неизвестна, – длиной тела 25 см и более, или сроком беременности 22 недели и более).

Несмотря на то что это определение официально было принято в России в 1993 г., до сих пор при вычислении показателя перинатальной смертности учитывается число плодов и новорожденных с массой тела 1000 г и более (или, если масса при рождении неизвестна, – длиной тела 35 см и более, или сроком беременности 28 недель и более).

Мертворождаемость:

число мертворожденных x 1000 / число родившихся живыми и мертвыми.

Младенческая смертность по месяцам календарного года:

число умерших в возрасте до 1 года в данном календарном месяце x 1000 / среднемесячное число родившихся.

Среднемесячное число родившихся = число родившихся в данном календарном месяце + число родившихся за 12 предыдущих месяцев, деленное на 13 (табл. 5).

Таблица 5

Пример вычисления помесячных колебаний младенческой смертности

Возрастные показатели плодовитости по возрастным интервалам - student2.ru Возрастные показатели плодовитости по возрастным интервалам - student2.ru

Для января 2000 г. число родившихся за 13 месяцев равно сумме родившихся на 1999 г. плюс число родившихся в январе: 9642 + 778 = 10 420 и т. д.

10 420/13 = 801.

Показатель младенческой смертности на 1000 родившихся в январе составляет:

23 x 1000/801 = 28,7.

При анализе младенческой смертности необходимо помнить о том, что использование показателей по месяцам календарного года возможно лишь на уровне области, так как в районе исследование не дает достоверных результатов.

В структуре причин младенческой смертности в России первое место занимают болезни перинатального периода (гипоксия, асфиксия, родовая травма, внутриутробная инфекция), второе – врожденные аномалии развития, третье место принадлежит болезням органов дыхания, четвертое – инфекционным заболеваниям (таким как кишечные инфекции, сепсис и др.).

В международной практике, помимо показателей младенческой смертности, принято рассчитывать коэффициент смертносmu детей в возрасте до 5 лет. Этот показатель выбран ЮНИСЕФ как характеризующий положение детей в различных государствах и индикатор благополучия детского населения.

Коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет:

число детей в возрасте до 5 лет, умерших за год x 1000 / число живорожденных.

Кроме того, для характеристики здоровья населения используется показатель смертности детей до 15 лет.

К демографическим показателям, уточняющим общий показатель смертности, относится материнская смертность.

Согласно определению ВОЗ, под материнской смертностью понимается смерть женщины, обусловленная беременностью (независимо от ее продолжительности и локализации) и наступившая в период беременности или в течение 42 дней после ее окончания от какой-либо причины, связанной с беременностью, отягощенной ею либо ее ведением, но не от несчастного случая или случайно возникшей причины.

Данный показатель позволяет оценить все потери беременных (от абортов, внематочной беременности, от акушерской и экстрагенитальной патологии в течение всего периода гестации), а также рожениц и родильниц в течение 42 дней после окончания беременности. Не входят в понятие «материнская смертность» случаи смерти в результате убийства, самоубийства, отравления, травмы и прочих насильственных причин.

По рекомендации ВОЗ показатель материнской смертности рассчитывается на 100 000 живорожденных.

Показатель материнской смертности:

число умерших беременных (с начала беременности), рожениц, родильниц в течение 42 дней после прекращения беременности x 100 000 /число живорожденных.

Показатель материнской смертности следует рассчитывать на уровне района, города, области, края, республики. В учреждении, где произошла смерть, следует проводить детальный анализ каждого случая (без вычисления показателя) смерти с позиции ее предотвратимости.

При оценке динамики материнской смертности на территориях с низкой рождаемостью, чтобы избежать ошибки, следует применять статистические методы, в частности выравнивание динамического ряда по методу скользящей средней, что позволяет заменить каждый уровень ряда на среднюю величину из данного уровня и двух соседних с ним, устранить влияние случайных колебаний на уровень динамического ряда и способствует выявлению основной тенденции.

Анализ структуры причин материнской смертности позволяет установить место той или иной причины среди всех умерших женщин.

Структура причин материнской смертности (экстенсивный показатель):

число женщин, умерших от данной причины x 1000 / общее число женщин, умерших от всех причин.

Существенное значение в анализе материнской смертности имеет вычисление частоты наступления смерти от отдельных причин.

Материнская смертность от отдельных причин:

число женщин, умерших от данной причины x 100 000 / число живорожденных.

В структуре причин материнской смертности большую часть (80%) занимают акушерские причины, и приблизительно 20% занимают причины, связанные с беременностью и родами лишь косвенно (в частности, экстрагенитальные заболевания).

Среди акушерских причин 70% принадлежит осложнениям беременности и родов, 25% – последствиям абортов и 5% – внематочной беременности. Среди экстрагенитальных заболеваний преобладают заболевания сердечно-сосудистой системы.

Высокий уровень материнской смертности в стране объясняется рядом причин. В последние годы наблюдается всевозрастающее ухудшение показателей здоровья беременных женщин, снижаются показатель раннего охвата их врачебным наблюдением, качество диспансеризации беременных, отмечается высокая распространенность абортов. Одной из причин материнской смертности является недостаточная квалификация врачей акушеров-гинекологов.

Физическое развитие

Физические развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность, младенческая смертность, средняя продолжительность жизни и др.). Методы статистического учета и анализа данных о физическом развитии населения получили глубокое научное обоснование и широко используются в практической научно-исследовательской деятельности учреждений здравоохранения.

Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил.

Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем. Оно носит систематический характер и распространяется на различные возрастно-половые группы населения.

Основы физического развития закладываются в детском возрасте, поэтому показатели, его характеризующие, являются обязательными при оценке здоровья подрастающего поколения. Физическое развитие изучается обычно у новорожденных, детей различных возрастных групп и подростков, а также у взрослого населения для характеристики поколений разных лет рождения.

Отмечаются различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-географических зонах, лиц разных национальностей. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития.

Различают три группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2) природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т. д.);

3) социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т. д.).

Все эти факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится человек, формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.

Таким образом, физическое развитие является интегральным показателем состояния здоровья, на который влияет многообразие внешних и внутренних факторов. В связи с этим основными задачами изучения физического развития населения являются:

1) наблюдение за уровнем и изменениями в физическом развитии различных групп населения;

2) углубленное изучение возрастно-половых закономерностей физического развития в связи с особенностями условий жизни, труда и быта, характера и формами медицинского обслуживания, занятиями спортом;

3) разработка возрастно-половых оценочных норм-стандартов физического развития населения для различных этнических групп в разных климатических зонах и экономических районах;

4) оценка эффективности оздоровительных мероприятий.

Наблюдение и контроль за физическим развитием человека начинаются с момента рождения ребенка: в родильном доме специально изучаются особенности физического развития новорожденных. Эта работа продолжается в детских поликлиниках и дошкольных учреждениях. Обязательному наблюдению и медицинскому контролю подлежит физическое развитие школьников и подростков. Школьные врачи, пользуясь разработанными возрастно-половыми стандартами, могут производить групповую и индивидную оценку уровня физического развития школьников и корректировать его по мере надобности методами физического воспитания. Наблюдение за физическим развитием взрослого населения проводится в допризывный период, при призыве на военную службу, во время прохождения военной службы, а также при единовременных периодических углубленных медицинских осмотрах различных групп рабочих, служащих, студентов, спортсменов и пр.

Данные о физическом развитии собирают всегда в процессе специально организованных исследований, на основе антропометрических измерений, проводимых по строго унифицированной программе.

Антропометрические измерения должны проводиться в отношении отдельных групп населения в следующем порядке:

1) новорожденные измеряются в родильных домах при рождении и выписке;

2) дети первого года жизни и в возрасте от 1 года до 3 лет – в детских яслях и детских поликлиниках ежемесячно;

3) дети от 3 до 7 лет – в детских садах и детских поликлиниках 2 раза в год;

4) дети и подростки (школьники) от 7 до 18 лет – в школах 1 – 2 раза в год;

5) учащиеся и студенты ПТУ, средних специальных и высших учебных заведений – по месту учебы при проведении медосмотров 1 раз в год;

6) допризывники – в военкоматах по местожительству;

7) рабочая молодежь – в МСЧ предприятий при проведении медосмотров;

8) военнослужащие – в медпунктах по месту службы при проведении углубленных медицинских обследований 1 – 2 раза в год;

9) спортсмены – в медико-санитарных учреждениях спортивных обществ и лечебно-физкультурных диспансерах в установленном порядке.

Так как физическое развитие зависит от возраста и пола, показатели вычисляются для однородных возрастно-половых групп в каждом районе наблюдения. В связи с тем, что скорость изменения показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка, группировка материала для различных возрастных периодов производится с разным временным «шагом»:

1) для детей первого года жизни – по месяцам;

2) для детей от 1 года до 3 лет – каждые 3 месяца;

3) для детей от 3 до 7 лет – по полугодиям;

4) для детей старше 7 лет – за каждый год.

Существуют основные признаки физического развития, обычно регистрируемые в процессе проведения массовых медицинских осмотров населения. К ним относятся следующие.

1. Антропометрические, основанные на измерении размеров тела и скелета человека, включающие:

1) соматометрические – размеры тела и его частей;

2) остеометрические – размеры скелета и его частей;

3) краниометрические – размеры черепа.

2. Антропоскопические, основанные на описании тела в целом и отдельных его частей. К ним относятся:

1) тип телосложения;

2) развитие жирового слоя, мускулатуры;

3) форма грудной клетки, спины, живота, ног;

4) пигментация;

5) волосяной покров;

6) вторичные половые признаки и пр.

3. Физиометрические, определяемые с помощью специальных физических приборов. К ним относятся:

1) жизненная емкость легких (измеряется спирометром);

2) мышечная сила кистей рук (измеряется динамометром) и др.

Таким образом, основными признаками физического развития являются длина и масса тела, выражающие упитанность, развитие костного скелета и мускулатуры. Кроме того, к ним относится окружность грудной клетки на вдохе и выдохе, которая характеризует ее вместимость и развитие дыхательных органов. Измеряется также рост сидя, характеризующий пропорциональность тела; у новорожденных измеряется окружность головы. При динамическом наблюдении оценивается прирост этих показателей за определенное время (например, за год).

Для всесторонней характеристики физического развития изучаются, кроме того, особенности морфологического созревания (смена молочных зубов на постоянные, степень выраженности вторичных половых признаков, возраст наступления менархе и т. д.).

Данные антропометрических измерений обрабатываются методом вариационной статистики, в результате чего получают средние величины роста, веса, окружности грудной клетки, используемые при индивидуальной и групповой оценке физического развития.

Оценка физического развития имеет большое значение для многих областей медицины. Показатели физического развития используются для вычисления антропометрических маркеров риска ряда заболеваний и патологических состояний. В акушерстве измерение таза женщины позволяет определить тактику ведения родов.

Антропометрические показатели используются для контроля за физическим развитием детей и подростков, оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий, они необходимы для определения режима дня и физической нагрузки ребенка.

Наряду с изучением данных антропометрии особое внимание уделяется оценке уровня биологического развития, т. е. биологического возраста. Замедленный темп биологического развития имеет существенное значение для решения вопроса о готовности ребенка к школьному обучению в связи с тем, что значительная часть этих детей испытывает серьезные трудности в школе, особенно в младших классах. Кроме того, оценка биологического возраста используется для определения спортивных возможностей ребенка, а также в судебно-медицинской практике.

В клинической практике ряд антропометрических показателей являются важными критериями для определения таких понятий, как «живорожденность», «мертворожденность», «недоношенность», «масса тела при рождении» и др.

В гигиене показатели физического развития необходимы для стандартизации одежды, обуви, мебели, рационального устройства рабочих мест.

В военной медицине показатели физического развития помогают определить годность к военной службе и роду войск.

Комплексная оценка физического развития, учитывающая и уровень биологического развития, и морфофункциональное состояние организма, позволяет выявить как детей, имеющих соответствующее возрасту гармоническое физическое развитие, так и детей с различными отклонениями за счет избытка или дефицита массы тела.

Физическое развитие имеет важное медико-социальное значение. Его уровень во многом говорит о социальном благополучии общества. Нарушения физического развития могут свидетельствовать о неблагоприятных условиях и образе жизни ребенка и являются одним из критериев для определения уровня социального риска семьи, выделения социально неблагополучных семей, требующих мер медико-социального воздействия.

Наши рекомендации