Комфортные условия включают в себя бытовые условия и благоустройство.

Нормальная температура 17 градусов, минимальная скорость ветра 0.1 мс/с, влажность воздуха летом 50%, зимой 50-55%.

ЗОЖ и его составляющие

ЗОЖ – типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные и резервные возможности организма с целью успешного выполнения социальных и профессиональных функций.

Принципы делятся не две группы:

Профессиональные - возрастные, укрепляющие, ритмичные и умеренные.

Социальные – эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным.

25. Психо физическое состояние человека. Здоровьесберегающие технологии.
26. Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд.

v Психофизиологическое состояние– это сложная система здоровья человека; это комплексное состояние здоровья физического, душевного и социального.

Психофизиологическое состояние человека характеризуется протеканием физиологических, биологических и психических процессов. Нормальное психофизиологическое состояние – это состояние с параметрами протекания процессов, характерных для здорового человека.

Под действием неблагоприятных факторов жизненной среды могут возникать нарушения психофизиологического состояния человека и различные заболевания.

Такими факторами могут быть:

– абиотические (факторы неживой природы: климатические условия, качество воды, воздуха и т.д.;

– биотические (факторы живой природы)

– микробы, вирусы, ядовитые животные, растения и т.д.;

– антропогенные (созданные деятельностью человека)

– загрязнение воздуха, воды, различные излучения, шум и т.д.;

– социально-экономические условия жизни

– режим питания, труда, отдыха, материальное состояние. Образ жизни человека (пьянство, курение, наркомания, токсикомания и т.д.), конфликты, жилищные условия, состояние медицины и т.д.

Решение проблем, связанных с действием на человека перечисленных неблагоприятных факторов, – основное направление обеспечения нормального психофизиологического состояния человека и его безопасной жизнедеятельности.

v Виды здоровьесберегающих технологий - это классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию (преобладание) целей и решаемых задач, основной целью которых является обеспечение сохранения здоровья, развитие специальных навыков по сохранению здоровья и его поддержанию.

Различают виды:

1. Медико-профилактическая технологии (Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья человека под руководством медицинского персонала)

2. Физкультурно-оздоровительная технология (Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья человека. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз.)

3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия (Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия человека в процессе общения с коллегами, друзьями, семьей; обеспечение социально-эмоционального благополучия человека , т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение является важным для здоровья.)

4. Технологии валеологического просвещения (Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у человека здорового образа жизни как ценности, с различными формами работы по физическому воспитанию, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности)

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья. Цель ее – сформировать у человека осознанное отношение к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его)

Вопрос № 26:Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд.

v Физический труд – выполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда» – требует значительной мышечной активности.

Физическая работа подразделяется на два вида:

1. динамическую

2. истатическую.

Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве;

Статическая– с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя.

Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д.

Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Формы:

1. Труд, требующий большой мышечной активности

(труд сталевара, грузчика и т.д.) Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в тоже время социально не эффективен, имеет низкую производительность, потребность в длительном отдыхе.

2. Механизированная форма труда

Требует специальных знаний и двигательных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения. Однако, однообразие простых действий, малый объём воспринимаемой информации приводит к монотонности труда.

3. Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством

Недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков

4. Конвейерный труд

Отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Главный недостаток - монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению. При однообразных повторяющихся раздражителях происходит процесс торможения, что ведёт к рассеиванию внимания, падению скорости реакции, быстрому утомлению.

5. Труд, связанный с управлением производственными процессами и механизмами

Человек выступает в роли оператора, и чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше его участие.

v Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой.

Для умственного труда характерно снижение двигательной активности. Это может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависит от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.

Формы:

Операторский- контроль за работой машин.

Управленческий(руководители предприятия).

Творческий труд .

Наши рекомендации