Комфортные условия включают в себя бытовые условия и благоустройство.
Нормальная температура 17 градусов, минимальная скорость ветра 0.1 мс/с, влажность воздуха летом 50%, зимой 50-55%.
ЗОЖ и его составляющие
ЗОЖ – типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные и резервные возможности организма с целью успешного выполнения социальных и профессиональных функций.
Принципы делятся не две группы:
Профессиональные - возрастные, укрепляющие, ритмичные и умеренные.
Социальные – эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным.
25. Психо физическое состояние человека. Здоровьесберегающие технологии.
26. Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд.
v Психофизиологическое состояние– это сложная система здоровья человека; это комплексное состояние здоровья физического, душевного и социального.
Психофизиологическое состояние человека характеризуется протеканием физиологических, биологических и психических процессов. Нормальное психофизиологическое состояние – это состояние с параметрами протекания процессов, характерных для здорового человека.
Под действием неблагоприятных факторов жизненной среды могут возникать нарушения психофизиологического состояния человека и различные заболевания.
Такими факторами могут быть:
– абиотические (факторы неживой природы: климатические условия, качество воды, воздуха и т.д.;
– биотические (факторы живой природы)
– микробы, вирусы, ядовитые животные, растения и т.д.;
– антропогенные (созданные деятельностью человека)
– загрязнение воздуха, воды, различные излучения, шум и т.д.;
– социально-экономические условия жизни
– режим питания, труда, отдыха, материальное состояние. Образ жизни человека (пьянство, курение, наркомания, токсикомания и т.д.), конфликты, жилищные условия, состояние медицины и т.д.
Решение проблем, связанных с действием на человека перечисленных неблагоприятных факторов, – основное направление обеспечения нормального психофизиологического состояния человека и его безопасной жизнедеятельности.
v Виды здоровьесберегающих технологий - это классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию (преобладание) целей и решаемых задач, основной целью которых является обеспечение сохранения здоровья, развитие специальных навыков по сохранению здоровья и его поддержанию.
Различают виды:
1. Медико-профилактическая технологии (Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья человека под руководством медицинского персонала)
2. Физкультурно-оздоровительная технология (Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья человека. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз.)
3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия (Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия человека в процессе общения с коллегами, друзьями, семьей; обеспечение социально-эмоционального благополучия человека , т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение является важным для здоровья.)
4. Технологии валеологического просвещения (Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у человека здорового образа жизни как ценности, с различными формами работы по физическому воспитанию, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности)
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья. Цель ее – сформировать у человека осознанное отношение к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его)
Вопрос № 26:Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд.
v Физический труд – выполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда» – требует значительной мышечной активности.
Физическая работа подразделяется на два вида:
1. динамическую
2. истатическую.
Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве;
Статическая– с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя.
Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д.
Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.
Формы:
1. Труд, требующий большой мышечной активности
(труд сталевара, грузчика и т.д.) Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в тоже время социально не эффективен, имеет низкую производительность, потребность в длительном отдыхе.
2. Механизированная форма труда
Требует специальных знаний и двигательных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения. Однако, однообразие простых действий, малый объём воспринимаемой информации приводит к монотонности труда.
3. Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством
Недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков
4. Конвейерный труд
Отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Главный недостаток - монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению. При однообразных повторяющихся раздражителях происходит процесс торможения, что ведёт к рассеиванию внимания, падению скорости реакции, быстрому утомлению.
5. Труд, связанный с управлением производственными процессами и механизмами
Человек выступает в роли оператора, и чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше его участие.
v Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой.
Для умственного труда характерно снижение двигательной активности. Это может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависит от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.
Формы:
Операторский- контроль за работой машин.
Управленческий(руководители предприятия).
Творческий труд .