Естественное вскармливание. Диета и режим кормящей матери. Профилактика гипогалактии

Естественное вскармливание - вскармливание ребенка грудным молоком.

Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни;

Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах;

Материнское молоко содержит особые вещества – ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов;

В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других;

В грудном молоке содержатся вещества, регулирующие рост, развитие ребенка и обеспечивающие правильное формирование его головного мозга и интеллекта (гормоны, факторы роста, таурин, цинк, йод, и т.д);

В процессе кормления грудью между матерью и ребенком возникают особые очень близкие отношения, теплота которых сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни;

Грудное вскармливание полезно для здоровья матери, т.к. оно способствует сокращению матки после родов, помогает восстановить фигуру и является лучшей профилактикой мастопатии и рака молочной железы.

Естественное вскармливание – физиологическое явление для матери и ребенка и поэтому случаи истинной нехватки молока встречаются редко. Наиболее ответственно соблюдается период восстановления лактации у матери - первые 3-4 месяца после родов. Можно рекомендовать следующие правила, необходимые для успешного вскармливания:

раннее прикладывание ребенка к груди (в родильном зале);

в первые недели желательно обеспечить ребенку режим свободного вскармливания (по требованию ребенка) и только позднее перевести ребенка на питание по часам, которое он сам выбрал;

при введении прикорма, для предупреждения угасания лактации рекомендуется в конце каждого кормления прикладывать ребенка к груди;

если молока недостаточно, необходимо часто прикладывать ребенка к груди. Надо помнить, что для грудного малыша бесценна каждая капля материнского молока. Вместе с тем, частое прикладывание к груди может усилить продукцию молока в грудной железе.

ПИТАНИЕ КОРМЯЩЕЙ МАТЕРИ:

Кормящая мать обязательно должна получать полноценное сбалансированное питание, так как на образование молока женщина расходует дополнительную энергию, и питательные вещества, а, следовательно, необходимо восполнять эти затраты.

Калорийность рациона матери в период лактации должна быть увеличена в среднем на 30-40% и составлять 2500-3000 ккал/сутки. Количество белка должно составлять около 100 г. (60-70% животного происхождения), жиров – 85-90 г. (15-20 г. – растительный жир), углеводов – 300-400 г. Этому количеству пищевых веществ соответствует разработанный институтом питания РАМН примерный суточный набор продуктов в составе которого: 200 г. мяса или птицы, 70 г. рыбы, до 600 мл. молока в любом виде (желательно употребление кисломолочных продуктов, 50 г. творога, 20 г. сыра, 400 г. различных овощей, 200 г. картофеля и 200-300 г. фруктов и ягод.

Овощи лучше употреблять в натуральном виде или в виде салатов и винегретов. Из круп целесообразнее всего использовать овсянковую и гречневую. Рекомендуется хлеб грубого помола с добавлением отрубей. Следует избегать острых приправ, избытка пряностей, большого количества лука и чеснока, придающих молоку специфический вкус и запах. В период кормления грудью необходимо ограничить употребление продуктов с повышенными аллергенными свойствами: шоколад, какао, натуральное кофе, цитрусовые, мед, орехи. Кормящей матери категорически запрещаются алкогольные напитки, в том числе и пиво.

Женщине рекомендуется принимать пищу 5 раз в день за 30-40 мин. Перед кормлением грудью.

Количество жидкости (включая супы, овощи и т.д.) должно составлять в среднем 2 л.

Матери во время кормления грудью следует принимать какой-либо поливитаминный препарат, содержащий витамин D (например, Гендевит – 2 драже в день).

Профилактика гипогалактии:

Гипогалактия – секреторная недостаточность молочных желез. Выработка молока может снизиться сразу же после родов (ранняя форма) или в более поздний период, через 7-10 суток (поздняя форма). Кроме того, принято различать первичную и вторичную гипогалактию, а также подразделять патологию по степени недостаточности молока: I степень – дефицит молока до 25%, II – до 50%, III – до 75% и IV – дефицит молока более 75%.

Профилактика: Пребывание малыша и матери в одной палате, ранее прикладывание к груди, кормление ребенка по первому требованию и положительный эмоциональный настрой родильницы, зачастую, помогают избежать развития гипогалактии. Соблюдать правила питания и потребления жидкости. В медицинских учреждениях должны проводиться уроки правильного прикладывания к груди, а также учить женщину использовать средства для профилактики трещин сосков.

2.Рахит
Рахит – полиэтиологич заболевание, в основе которого лежит изменение фосфорно-кальциевого обмена, сопровожд высокой скоростью перемоделирования и роста скелета, большой потребностью ор-ма в солях Р и Са и др нутриентов при относительной слабости и несовершенстве систем, обеспечивающих их доставку и метаболизм. Рахитом болеют дети раннего возраста.

Причины: Главное в этиологии: недостаточность вит Д или нарушение его метаболизма; недостаточность солей Са, Р, Mg, ряда микроэ-тов, белка и отдельных аминокислот. Предрасполагающие ф-ры: - недоношенность, - многоплодие, перинатальные гипоксические состояния, - раннее смешанное и искуственное вскармливание с преобладанием углеводов, - недостаточное пребывание на свежем воздухе, - частые ЖКТ и ОРВИ заб-я, - генетическая предрасположенность (наследств отягощенность).

Патогенез: основное звено- гипоСа-емия, обусловленная этиологическими ф-рами→ вторичный гиперпаратиреоидизм→ остеопороз→гиперфосфатемия→ ацидоз и извращение ф-ций внутренних ор-нов.

Классификация:

1.По степени тяжести: для 1йстадии – функциональные изменения со стороны вегетативной НС (чрезмерная потливость, беспокойство, пугливость), податливость и болезненность при пальпации костей черепа, краёв большого родничка, четки на ребрах, размягчение костей черепа (краниотабес, утолщение костей черепа) Симптомы удерживаются 2-3 нед или прогрессируют; 2 стадия – изменение черепа (теменные, лобные бугры), деформ гр клетки, «рахитические четки», Гаррисонова борозда, гипотония мышц (лягушачий живот), гепатолинеальный синдром, слабость связочного аппарата, разболтанность суставов, гипохромная анемия; 3 стадия – запавшая переносица, олимпийский лоб, экзофтальм, килевидная грудь, деформация конечностей, одышка, тахикардия, ослабление тонов, гепатоспленомегалия, ЭКГ (удлинение интервала Q-T, укорочение Т) анемия Якша – Гастема (гепатолинеальный синдром, гиперлейкоцитоз, анемия).

2.По течению: - острое – быстрое нарастание симптомов с преоблад процессов остеомаляции; - подострое – медленное развит забол с преоблад с –мов гиперплазии остеоидной ткани; - рецидивирующее – смена периодов клинического улучшения и обострения.

3. Клинические варианты течения:1.Калцийпенический – костные деформации с преобладанием процессов остеомаляции, повышенная нервно-мыш возбудимость (тремор рук, нарушение дневного и ночного сна, беспокойство, дисфункция ЖКТ), расстройство вегетат НС (↑ потливость, красный стойкий дермографизм, тахикардия), снижение уровня общего и ионизирующего Са в сыворотке и эритроцитах венозной крови; 2.Фосфоропенический – общая вялость, выраженная мышечная гипотония, слабость связочного аппарата, гиперплазия остеоидной ткани, ↓ уровня неорганического Р в сывор крови и эритроцитах; 3.Рахит при незначительных отклонениях в содержании Р и Са в крови: умеренное увелич лобных и теменных бугров, отсутствие отчетливых изменений со стороны нервной и мышечной с-м, подострое течение.

Лечение:

Догоспитальный этап

Дети, имеющие признаки рахита, при отсутствии сопутствующих заболеваний лечатся на дому.

Организация правильного питания по возрасту. С 3—4 нед ребенку регулярно дают овощные и фруктовые соки, в качестве прикор­ма с 4,5 мес — овощное пюре.

1.Организация режима и достаточной двигательной активности. Достаточное пребывание на свежем воздухе, массаж, гимнастика.

2.Витамины Вь В2, В6, С, А, Е в возрастной дозировке, или «Ревит», или «Гексавит» по 1 драже через день в растертом виде с молоком или кашей.

3.Витамин D2в дозе 2000—5000 ME в сутки в течение 30—45 дней под контролем пробы Сулковича раз в неделю. После достижения по­ложительного эффекта профилактическая доза — 400—500 ME в сут­ки в течение первых 2 лет жизни. Детям из группы риска через 3 мес после окончания основного курса провести 1—2 курса в течение 3—4 нед в дозе 2000—5000 ME.

4.Оксидевит по 0,001 мг в сутки в течение 10 дней. Через 2 нед проводят еще 2 курса.

5.Кальциферол — 10 мкг в день в 2 приема в течение 3—4 нед или капьцитриол — 1 мкг в день в 2 приема в течение 3—4 нед.

6.Цитратная смесь (лимонная кислота — 35 г, цитрат натрия —25 г и вода — 250 мл) по 1 чайной ложке 3—4 раза в день в течение 2—3 нед.

7.Глицерофосфат кальция — 0,05 г в I полугодии и 0,1 г во II 3 раза в день в течение 3 нед или глюконат кальция по 0,15—0,25 г 2—3 раза в день 2 нед (детям на естественном вскармливании).

8.Аспаркам или панангин по 1/3 табл. 2—3 раза в сутки в I полу­годии и 1/2 табл. 2—3 раза в сутки во II. 1 % раствор сернокислой магнезии по 1/2 чмииой ложки 2—3 раза в сутки в I полугодии и по 1 чай­ной ложке 2—3 раза в сутки во II в течение 3 нед.

9.Оротат калия по 10—20 мг/кг/сут в 2 приема за час до кормления (3 нед).

10.АТФ 0,5 — 1 мл внутримышечно. 15—30 инъекций (особенно при фосфоропеническом варианте).

11.Для стимуляции метаболических процессов 20 % водный рас­твор карнитина хлорида — детям раннего возраста по 4—12 капель 3 раза в день 30 дней. Через месяц курс можно повторить.

12.Через 2 нед после начала медикаментозного лечения — массаж и лечебная физкультура.

13.После окончания медикаментозного лечения детям старше 6 мес назначают лечебные ванны:

а) хвойные (в 10 л воды с температурой 36°С растворяют 1 чайную ложку натурального жидкого хвойного экстракта или полоску брике­та в 1 см). Первая ванна 5 мин, затем продолжительность ее увеличи­вают до 8—10 мин. Всего 13—15 ванн, можно ежедневно. Эти ванны рекомендуются возбудимым детям;

б) солевые (в 10 л воды с температурой 35—36°С растворяют 2 столовые ложки морской или поваренной соли). Первая ванна 2—3 мин, последующие до 5 мин. Ванны проводятся через день, всего 8—10 на
курс.

Соленые ванны необходимо применять осторожно у детей с экссудативно-катаральным диатезом.

Билет 32

Билет 33

Билет 34

Питание детей после года

Частота кормлений – прежняя, пять раз в сутки (полезно соблюдать время кормления — это полезно для выработки условного пищевого рефлекса и лучшего усвоения съеденного).

Главные требования к питанию детей после года- разнообразие и сбалансированность по основным элементам питания. Полезно комбинировать виды блюд из овощей, плодов, крупяных и мучных изделий с творогом, тертым сыром, молоком, яйцами и мясом. Основу пищевого рациона малыша после года должны составлять продукты с большим содержанием животного белка: молоко и молочные продукты, мясо, рыба, птица, яйца. Овощи, фрукты, картофель, сахар, хлеб, мясо, молоко ребенок должен получать ежедневно. Сыр, творог, сметану, рыбу, яйца, крупы дают несколько раз в неделю из расчета их недельной нормы.

Суточный объем пищи для детей до 1,5 л = 1200 г(240—250 г за один прием), от 1,5 до 2 = 1300 г (около 300 г), 3 = около 1500 г (350—370 г.),

Детей надо приучать к простой, здоровой пище, без избытка пряностей.

Домашняя пневмония

Внебольничные («домашние») пневмонии

Дети первых 6 месяцев жизни: как правило не имеют контакта с респираторными больными, поэтому обычные возбудители (пневмококки, гемофильная палочка) – отсутствуют, а преобладают - золотистый или эпидермальный стафилококк, кишечная палочка и др. бактерии семейства кишечных. Хламидии – во время родов. Уреплазма – острые пневмонии. Начальные проявления муковисцедоза, иммунодефицит сост. Синдром привычной аспирации.

Факторы, предрасполагающие к микроаспирации:

▪ возраст до 6 мес, недоношенность;

▪ перинатальное поражение ЦНС;

▪ дисфагия (синдром рвоты и срыгивания, пищеводно-трахеальные свищи, гастро-эзофагиальный рефлюкс);

▪ синдром бронхиальной обструкции;

▪ механические нарушения защитных барьеров (назогастральный зонд, эндотрахеальная интубация, трахеостомия);

▪ проведение ИВЛ;

▪ врожденные пороки развития.

Дети от 6 месяцев до 5 лет:Ведущим возбудителем является пневмококк (макролиды, цефалоспорины).

На втором месте - грамотрицательные бактерии – капсульной формой Hemophylus influenzae типа “b” и Moraxella cataralis.

Респираторно-вирусные инфекции предшествуют бактериальным пневмониям.

Особенности пневмоний у детей дошкольного и школьного возраста:

- низкая заболеваемость,в сравнении с ранним возрастом

- реже, чем у младенцев до 3 лет, осложняется бронхообструктивным синдромом.

- Преобладает очаговая форма заболевания с преимущественно острым, циклическим течением процесса.

- Крупозная (пневмококковая) пневмония дошкольников и школьников встречается значительно чаще, чем у детей до 3-х лет.

- Одной из причин пневмоний у детей этого возраста может быть аспирация твердых и жидких тел.

- Возможность амбулаторного лечения пневмоний.

Пневмония- это группа различных по этиологии, патогенезу и морфологической характеристике острых очаговых инфекционно-воспалительных заболеваний легких с преимущественным вовлечением в патологический процесс респираторных отделов и обязательным наличием внутриальвеолярного воспалительного экссудата.

Классификацияпо условиям инфицирования ребенка: внебольничные (домашние), внутрибольничные (госпитальные) и врожденные (внутриутробные) .

Патогенез:Путь проникновения – аэрогенный. Развитию способствует ОРВИ. Вирусы, поражают слизистую дых путей. Нарушают защитную барьерную функцию эпителия и мукоцилиарный клиренс. Избыточная продукция слизи в верх.дых.путях защищает микроорг. от бактерицидного действия бронхиального секрета, способствуя их прокновению в терминальные респираторные бронхиолы. Воспаление с вовлечением прилегающих участков паренхимы легкого.

Клиника:

- повышение t до 38,

- интоксикация (бледность, вялость, расстройства сна и аппетита).

- груднички - срыгивание и рвота.

- Легочная симптоматика: одышка, влажные / реже сухой кашель, цианоз носогубного треуг. и стонущее дыхание. Укорочение перкуторного звука, усиление бронхофонии, ослабленное дыхание и локальные мелкопузырчатые хрипы или крепитация.

- В анализе крови воспалительный хар-р. На рентгене - инфильтративные или интерстициальные изменения.

Диагностика:

1.оценка общих симптомов:

- Фебрильная лихорадка более 3 сут.

- Тахипноэ с втяжением межреберных промежутков

- Признаки интоксикации:

2.выявление локальной симптоматики в легких

- Укорочение перкуторнго звука над определенным участком легкого

- Изменение характера дыхания и усиление бронхофонии

- Наличие локальных мелкопузырчатых хрипов или ерпитация

- Асимметрия физикальных изменений в легких.

- Ренгтен – инфильтративные воспалительные изменения.

Лечение при осложнениях пневмонии:симптоматическаое +АБ.

1.дн- восстановление бронхиальной проводимости ( бронхолитические, муколитические, и отхаркивающие средства). Уменьшить рестриктивные изменения. Необходима постоянная оксигено- или аэроионотерапия с помощью кислородной палатки.

2.при СС нарушениях- кардиотропные препараты (строфантин –к, коргликон, дигоксин) и ср-ва восстан микроциркуляцию.

3.токсический синдром- дозированная инфузионная терапия наряду с адекватным форсированным диурезом. В тяжелых случаях рапентеральное введение глюкокортикоидов в дозе 4-5 мг/кг/сут.

Билет 35
1.Блюда прикорма, схема приема, особенности при атопическом дерматите.

Можно условно выделить несколько периодов питания детей:

- от 0 до 3-6 месяцев, когда ребенок получает только молоко;

- от 3-6 месяцев до 1 года – переходы, в течение которых в питание ребенку постепенно вводят блюда прикорма;

- от 1 года до 3 лет – ранний детский возраст, когда ребенок постепенно и осторожно приучается к традиционным семейным блюдам;

- дошкольный (от 3 до 6 лет) и школьный (от 7 до 14 лет), характеризующиеся широким спектром используемых в питании продуктов и блюд, в основном не отличающихся от тех, что получают взрослые люди.

- до 3 месяцев нецелесообразно и даже вредно включать в рацион питания помимо молока другие продукты. Необходимым может оказаться включение витамина D.

В первую очередь( не ранее 3 месяцев жизни.) включают в рацион - фруктовые соки. Соки следует вводить в рацион постепенно, начиная с двух чайных ложек, и увеличивать в течение 2-3 недель до 30-40 мл., а затем к 8-10 месяцем до 80-100 мл. в день.

Фруктовое пюре -2-3 недели после назначения соков, то есть в 3,5-4 месяца, используя примерно тот же ассортимент фруктов, что и в случае соков.

В 4,5-5 месяцев - овощные пюре

Злаковый прикорм (молочную кашу) - спустя 3-4 недели после введения овощного пюре.

Творог следует назначать здоровым, нормально развивающимся детям не ранее 5-6 месяцев, поскольку материнское молоко в сочетании с уже назначенным к этому времени

Мясо в рацион ребенка следует вводить с 7 месяцев, начиная с мясного или мясорастительного пюре (мясо с овощами и крупой)

С 8-9 месяцев можно рекомендовать рыбу

С 7,5-8 месяцев ребенку в качестве прикорма можно назначать кефир, коровье молоко или другую кисломолочную смесь.

Наши рекомендации