Семейные отношения пожилых и старых людей
Подавляющее большинство людей пожилого и старческого возраста имеют детей. До сих пор практически не проводились исследования по установлению связей между возрастом и количеством детей, хотя имеются данные, что процент бездетных лиц пожилого и старческого возраста не меняется по возрастным группам. Общеизвестно, что вся совокупность пожилых и старых людей характеризуется значительными различиями. Геронтологи делят их на “молодых стариков” и “глубоких стариков”. Во Франции оперируют понятиями третьего и четвертого возраста. Границей перехода из третьего возраста в четвертый является преодоление рубежа от 75 до 80 лет. Для исследовательских целей пожилой и старческий возраст делят по десятилетиям и даже пятилетиям, которые по всем показателям, как и по присущим проблемам, значительно друг от друга отличаются. Это касается в первую очередь семейного положения и семейных отношений.
Семейное положение старых людей определяется двумя характеристиками:
- макросоциальная, включающая в себя пол, возраст, место проживания;
- микросоциальная - супружество и наличие детей.
Общеизвестно, что в течение XX века произошли кардинальные изменения в структуре семьи как общественно-социального конгломерата. Традиционные 3-генерационные семьи с достаточно большим количеством нисходящих поколений - родители, дети, внуки - и большим количеством родственников в виде сестер, братьев, кузенов и кузен, племянников и племянниц, живущих под одной крышей или в одной местности невдалеке друг от друга, постепенно исчезают и существуют в настоящее время как большое исключение, а не норма. С другой стороны, вследствие увеличения продолжительности жизни все чаще встречаются семьи из трех и даже четырех поколений (прабабушки и прадедушки) и в то же время численно уменьшается среднее и младшее поколение. Общепризнано, что связи между поколениями внутри семьи, а также братьями и сестрами становятся слабыми и неглубокими.
Обстоятельные геронтологические исследования семьи, проведенные в 50-60-х годах в США и Западной Европе, выявили существование разных типов семей в разных слоях населения: от малых, так называемых нуклеарных или супружеских, до традиционно больших.
Модифицированная широкая семья - это семья, в которой под одной крышей не живут три поколения, но поддерживают тесные контакты при сохранении автономии. На семейные отношения большое влияние оказывает место проживания - в сельской местности или в городе.
Старческий возраст - заключительная фаза супружеской жизни. Исследования показали, что супружество и в этот период играет важную роль. Смерть одного из супругов обычно тяжело травмирует другого, изменяя его образ жизни и поведение. Нередко после этого старый человек отказывается от своих близких и переходит на жительство в дом престарелых.
Семейные контакты и связи старых людей поддерживаются, главным образом, по прямой линии, отношения с братьями и сестрами активизируются в случае, когда нет близких родственников. 3% старых людей, у которых нет живых детей, имеют внуков. 2/3 из общей популяции лиц пожилого и старческого возраста имеют братьев и сестер. Во второй половине XX века большое распространение получило доброжелательное сожительство разных поколений, которое австрийский геронтолог
Л. Розенмайер определил как “близость на расстоянии”: родители и дети живут отдельно, но недалеко друг от друга. Только 25% старых людей желают жить вместе с семействами своих детей. Большинство же предпочитают жить поблизости от детей. Обычно такой раздельный образ жизни предпочитают сами старые люди, аргументируя свое желание тем, что хотят жить “спокойно и независимо”. Они соглашаются объединиться с детьми лишь тогда, когда к этому их вынуждает физическое здоровье или экономическая ситуация. С детьми предпочитают жить больные старые родители, которые не имеют сил или средств к самостоятельной жизни. И все же далеко не редки случаи совместного проживания родителей со взрослыми детьми исключительно по велению сердца.
Интенсивность контактов старых родителей с детьми очень различна и зависит в значительной степени от социальной принадлежности. По данным польских геронтологов, наименьшее количество контактов в интеллигентной среде; половина живущих отдельно родителей умственного труда и высокого экономического положения не встречаются со своими детьми ни разу в течение недели, третья часть - в течение месяца. Это объясняется прежде всего тем, что родители-интеллигенты обыкновенно имеют одного ребенка, реже двух и проживают далеко друг от друга. С другой стороны, именно в этой среде присуще более индивидуалистическое отношение к семье, кроме того, большая общественная занятость, карьеристические устремления занимают главное место в отношениях между поколениями в этой социальной среде. Среди родителей, занимающихся физическим трудом, контакты с отдельно проживающими детьми более частые.
Наиболее тесные контакты между поколениями устанавливаются в случае совместного проживания. 42% лиц в Англии проживают совместно с детьми; в США- 28%; в Дании- 20%; в Польше- 67%; в Болгарии- 79%. Совместное проживание родителей и детей в сельской местности связано с традиционным крестьянским хозяйством, в городе такое проживание обуславливается в основном нехваткой жилья. Другой основной причиной совместного проживания является переезд матери или отца к детям для оказания помощи в ведении домашнего хозяйства и уходе за внуками или в связи с необходимостью быть под опекой детей и даже на их иждивении. Как правило, при совместном проживании либо родители предоставляют свою квартиру детям, либо дети берут к себе родителей. В городе родители живут чаще с детьми, не состоящими в браке. Это своего рода продолжение существования нуклеарной семьи до старческого возраста.
Среди одиноких старых людей вместе с детьми живут чаще неработающие женщины, в основном те, кто не имеет возможности вести самостоятельное и независимое существование, чем люди, физически здоровые и экономически обеспеченные. Заслуживает особого внимания тот факт, что около трети пожилых супружеских пар из рабочей среды и 17% из крестьянской среды, проживающих совместно с семьями детей, ведут с ними раздельное хозяйство. Как правило, родительские пары не стремятся создавать совместные хозяйства с семействами своего сына или дочери.
Взаимопомощь поколений
Исследования достаточно убедительно показали, что между старыми людьми и их родственниками преобладают хорошие отношения. Проживая вместе или недалеко друг от друга и поддерживая в той или иной степени частые контакты, старые родители и их взрослые дети оказывают взаимные услуги и помощь. Для родителей эта взаимопомощь скорее имеет эмоциональное значение, для них это выражение любви, уважения, сердечности и, главное, памяти. Услуги и помощь со стороны взрослых детей имеют для родителей тем большую ценность, что для многих дети являются единственными социальными контактами с людьми. Общеизвестно, что в старости происходит постепенное, но неуклонное снижение социальных связей и в конце концов они полностью исчерпываются лишь отношениями с семьей, с супругом (супругой), детьми, внуками и, возможно, с сестрами и братьями. Следует отметить, что из всех видов услуг, которые оказывают взрослые дети, наименьшей является денежная помощь. По данным А.Г. Симакова, денежную помощь от родственников получают только 5,1% старых людей; 20%- в виде продуктов и лекарств, а также помощи на дому и выполнения некоторых поручений. Регулярную помощь получали лишь 3-4% одиноко проживающих старых людей. По данным польских геронтологов, в целом более 65% родителей не получали никакой помощи от своих отдельно проживающих детей. Среди живущих вместе не получали никакой помощи 30%.
Родители в возрасте 65-69 лет делают в целом больше для своих детей, чем получают от них. М.Э. Елютина категорична в своем заключении, что существует лишь односторонняя цепочка связи родители-дети и почти отсутствует связь дети-родители. По ее мнению, прерывается живая непосредственная межпоколенная коммуникация. В целом пожилые и старые родители оценивают семейные отношения со своими детьми и близкими родственниками как хорошие, но не всегда это отражает действительность. Само собой разумеется, что характер взаимоотношений складывается задолго, когда старые люди становятся немощными и нуждающимися в уходе. Как и в любом обществе, они определяются характерологическими особенностями самих старых людей, их стремлением к сохранению своего лидерства, их отношением к нажитому за время трудовой деятельности и другими субъективными и объективными факторами. Если ранее эти взаимоотношения не отличались особой близостью, то они не могут стать добросердечными в старости. Как показывают исследования, примерно 1/4 часть родителей, живущих вместе со своими детьми, отмечают, что у них не лучшие отношения с зятьями, невестками и даже с детьми. Обычно чаще жалуются те родители, совместное проживание которых стало не по обоюдному доброму желанию, а в силу необходимости, экономической или правовой, или в силу существующих традиций.
Особого внимания заслуживает следующее явление. В настоящее время довольно привычным стало совместное проживание очень старых родителей в возрасте от 80 лет и их пожилых детей от 60 лет и старше. Согласно оценке, проведенной в Европе в 1981 г., на каждые 100 человек в возрасте 60-64 лет приходится 85 человек в возрасте 80 лет и старше. Результаты опросов таких семейств выявили множество проблем, стоящих перед их членами, но в первую очередь, это огромные физические трудности и эмоциональное напряжение, которое испытывают пожилые дети, обеспечивая уход за своими престарелыми родителями. К такому же выводу пришел и голландский геронтолог Тер-Хаар. Он обнаружил, что в семействах, где есть очень старый родитель, существует много проблем и даже нередко плохие взаимоотношения. Англичанин Броуди пишет о том, что организовать уход за нуждающимися в помощи престарелыми родителями не всегда могут даже несколько взрослых детей. Такого же мнения придерживется и болгарский геронтолог Г. Стойнев. С.Г. Киселев отмечает, что возможности удовлетворения потребностей престарелых людей на основе внутрисемейного обслуживания все более суживаются в связи с высокой занятостью трудоспособного населения, а также развивающимся процессом ослабления семейных связей, обособления младшего поколения от старшего.
Как правило, уход за старым человеком в пределах семьи почти всегда осуществляется дочерью или невесткой, но изменившиеся роли женщин в современном обществе ограничивают эту семейную поддержку. Статистические данные указывают на то, что 60% женщин в возрасте от 45 до 54 лет и 42% - в возрасте от 55 до 64 лет продолжают работать, причем преобладающее большинство из них вынуждены работать из-за материального положения семьи. Таким образом, многие женщины оказываются в противоречивых ролях жены, матери, хозяйки, работницы и дочери или снохи. Необходимость заботиться о престарелых родителях возникает у взрослых людей, когда они сами переживают личные потери, связанные с возрастом, страдают хроническими болезнями, упадком сил или собираются выходить на пенсию. При исследовании соматического здоровья взрослых детей долгожителей в возрасте от 90 и до 106 лет выяснилось, что у более половины детей здоровье было значительно хуже, чем у самих долгожителей. Более того, за период наблюдений около 27% детей умерли, оставив в живых своих родителей-долгожителей.
Нередко само присутствие старого человека в семье является осложняющим моментом в личной жизни взрослых детей или близких родственников, особенно если в прошлом эти взаимоотношения не отличались особым чувством уважения друг к другу. Моральный климат семейств, в которых молодые или зрелые члены расценивают пребывание старого человека как бремя, обузу, осложняющие их личные проблемы, ограничивает их материальные и бытовые возможности, очень тяжелый для всех без исключения. Эмоциональное напряжение - наиболее распространенное и тяжелое последствие этой ситуации. Нехватка времени, ограничение свободы действия, изоляция от друзей, необходимость разрываться между различными обязанностями способствуют возникновению депрессии, чувству тревоги, безнадежности, упорной бессонницы. Этим негативным последствиям подвержены больше дочери, чем сыновья. Одинаково острая для обеих сторон ситуация не может разрешиться нередко без специально организованных форм социальной помощи старым людям. Одна из таких возможностей - переход старого человека на полное иждивение общества и поступление в дом для
престарелых.
Американские геронтологи отрицают распространенное мнение, что старые люди якобы “выбрасываются” в дома для престарелых. Специальные исследования этого вопроса показывают, что подобное решение принимается родственниками после длительных и настойчивых попыток найти альтернативу. Об этом свидетельствуют и данные, что лиц в возрасте старше 65 лет в стационарных социальных учреждениях почти в три раза меньше, чем старых людей, о которых заботятся семьи.
О роли семьи в оказании необходимой помощи, физической поддержки свидетельствует то, что подавляющее большинство старых людей, проживающих в домах для престарелых, не состоят в браке: это вдовы, разведенные или никогда не состоявшие в браке, а около половины из них не имеют детей или близких родственников.
Исследования также убедительно свидетельствуют о том, что с помещением старых людей в дом для престарелых семейные связи не прерываются. Семьи продолжают проявлять внимание и заботу о старых родителях, посещают их, одни чаще, другие - не очень, третьи - совсем редко в зависимости от своих личных проблем и соматического здоровья. Но вне всякого сомнения, большинство из детей испытывают чувство вины и самообвинения. Возможно, этим до некоторой степени объясняется характерное для многих родственников агрессивное поведение по отношению к персоналу домов для престарелых, обязательное требование персонального и индивидуального ухода именно за их престарелым родственникам, которое совершенно ясно не может быть выполнено, учитывая, что на 60 человек (обычная норма для этажа-отделения в московских домах для престарелых) в смену полагается одна медицинская сестра и 2 санитарки.
Но самой тяжелой ситуацией для старого человека бывает ситуация, когда его физическая беспомощность, а нередко и психические нарушения отталкивают от него родственников. В таких семьях формируется активное отторжение, отвержение старого человека, полное его игнорирование, за исключением выполнения самого элементарного ухода. Крайним проявлением дезорганизации семейных отношений является жестокость и физические оскорбления со стороны родственников, полная изоляция старого человека. Особенно невыносимой становится ситуация, когда совместное проживание диктуется меркантильными расчетами молодых или взрослых членов семьи. В этом случае вмешательство органов социальной защиты является просто необходимым.
Е.А. Сиротин, исследуя насилие в отношении пожилых лиц, делит их на две группы:
1) взаимоотношения жертвы и обидчика носят случайный характер, т.е. ранее эти лица не были знакомы;
2) жертва и обидчик были ранее знакомы. Это родственники, соседи или знакомые.
В первом случае обычно “случайные конфликты” являются ответной негативной реакцией постороннего человека на какое-либо замечание или требование пожилого человека. К этому нужно добавить, что в последние годы криминализация всего общества в нашей стране и вся сложившаяся ситуация являются причинами нападений на пожилых и старых людей различными хулиганами с целью ограбления и сексуального посягательства.
Во втором случае среди всех “неслучайных лиц” превалируют родственники. Интересно, что обнаруживаются и половые различия: женщины чаще страдают от родственников, мужчины - от знакомых.
Старые люди чаще получают в семье повреждения от сына, реже обидчиком выступает зять, дочь или сноха. Конфликты в семействе возникают, как правило, из-за материально-бытовой неустроенности, вынужденном существовании в одной квартире, а также в результате алкоголизации отдельных членов семьи. Как правило, пожилые люди, получающие повреждения от родственников, обращаются за помощью только после неоднократных конфликтов, проявляя до определенных моментов жалость к обидчику-родственнику. Это говорит о том, что пожилые и старые люди много чаще страдают от насилия, чем об этом свидетельствует количество обращений за помощью. В настоящее время пожилые и старые люди нуждаются в оказании им психологической помощи и оказании бесплатной юридической помощи.
Геронтологи почти всех стран говорят о том, что несмотря на отдельные случаи несовместимости совместного проживания, необходимо развивать системы, которые бы способствовали тому, чтобы старый человек как можно дольше оставался в своей семье; семья должна занимать центральное место в уходе за старыми людьми.
Социальная политика должна быть направлена на оказание необходимой помощи таким семьям, вплоть до выделения определенных средств и льгот для стимулирования домашнего ухода за старыми людьми, обучение лиц, осуществляющих такой уход, самым элементарным геронтологическим понятиям и правилам.
4.5. Роль домашнего ухода за беспомощными
старыми людьми
В последние 20 лет активизировались исследования результатов домашнего ухода за старыми людьми, физически беспомощными и страдающими тяжелыми хроническими заболеваниями с частыми обострениями. Результаты исследований показали, что уже на первых порах старения происходит определение форм и объема зависимости старого человека от взрослых детей или других близких родственников. Обыкновенно старые люди, проживающие вместе со своими детьми, редко сохраняют статус “главы семейства”. Это удается лишь матерям, которые проживают вместе с детьми, не успевшими или еще не создавшими своей семьи. По мере продвижения в возрасте, т.е. дальнейшего старения, зависимость от детей углубляется, когда наконец наступает период полной зависимости старого человека от близких ему людей.
Интересны рекомендации психоаналитиков в этом плане. Так, психоаналитик Шепс рекомендует взрослым детям относиться к своим беспомощным родителям покровительственно и снисходительно, внешне выражая как можно больше признаков уважения и даже подчинения, соглашаясь со всеми “причудами” старого человека, но поступая при решении семейных вопросов по-своему. Чувство заботы и опеки должны быть определяющими в характере семейных отношений на данном этапе совместного проживания. Более того, Шепс говорит о том, что должна произойти “трансформация ролей”: дети должны представить себя родителями и видеть в своих беспомощных стариках тех маленьких детей, какими они были сами, когда молодые и сильные родители растили и воспитывали их.
Отрицательные последствия постарения населения прежде всего проявляются в росте численности старых людей, требующих постоянного ухода и опеки. Конечно, не каждый старый человек нуждается в помощи или, по крайней мере, не на всем протяжении периода своего старения. Большинство до глубокой старости не болеют, имеют благоприятные экономические и жилищные условия, сами обращаются за медицинской или социальной помощью при возникшей необходимости.
Число старых людей, обходящихся без посторонней постоянной помощи в самообслуживании и поддержании привычного образа жизни, во много раз превышает число нуждающихся в такой помощи. Большинство социальных геронтологов указывают на 15-25% старых людей, нуждающихся в постоянной опеке, приблизительно такой же процент старых людей, нуждающихся во временном уходе и периодической помощи.
Вне всякого сомнения, главным источником такой помощи и наиболее желанной является семья. Семья оказывает первую помощь, вызывает врача, исполняет его рекомендации, заботится о больном старом человеке. Опекунские функции над старыми больными людьми чаще выполняют близкие родственники. Роль семьи в уходе за старыми людьми тем более ценна, что в последние годы, по данным С.Г. Киселева, в России очень быстрыми темпами увеличивается число одиноких старых людей и бездетных супружеских пар. По ориентировочным данным, из 37 млн пенсионеров и инвалидов до 1,5-2 млн человек относятся к этой категории и нуждаются в посторонней помощи в быту.
Опека со стороны родственников в Европе имеет давнюю традицию. Характерно, что сами старые люди склонны высоко оценивать свои семейные отношения и качество помощи, получаемой от семьи, хотя объективно это не всегда соответствует истинному положению дел.
И тем не менее сам по себе уход со стороны родственников вызывает естественную благодарность у беспомощного старого человека, поддерживая его уверенность в том, что он занимает в семье надлежащее ему место и пользуется любовью и уважением.
Усилия семьи по уходу за своими больными и старыми родственниками измеряются не только категориями медицинских и социальных ценностей. Прежде всего такие семьи экономят государственные средства, которые необходимо было бы тратить на дома для престарелых, гериатрические больницы, а также на увеличение социальной помощи.
Трудно представить себе ситуацию в масштабе всего общества, если бы не существовало семейного ухода. Однако во многих случаях такая угроза вполне реальна, если семьи не будут получать поддержку социальных служб, поликлиник и других учреждений для осуществления своих опекунских функций. Необходимо тесное сотрудничество семьи и социальных органов. Система социальных мероприятий обладает профессионализмом и объективностью, усилия же семьи вносят в уход за старым человеком элементы индивидуальности и более соответствуют личным запросам и обстоятельствам, не говоря уже об эмоциональной поддержке. По мнению польских геронтологов, сфера ухода за пожилыми и старыми людьми, приходящаяся на долю семьи, намного шире, чем сфера ухода, осуществляемая медицинскими учреждениями. С одной стороны, семья выполняет особую функцию, которая заключается в ликвидации пробелов деятельности органов здравоохранения и социального обеспечения, а с другой, - у семьи весьма ограниченные возможности в тех случаях, где нужны профессиональные знания и навыки.
Никто не возьмется оспаривать утверждение, что для удовлетворения нужд пожилых и старых людей необходимо сотрудничество семьи и общества. Необходимо продолжить изучение роли семьи в уходе за старыми людьми, чтобы знать четко, что семья может сделать лучше, чем учреждения социальной помощи и, наоборот, что эти учреждения делают лучше, чем семья. Необходимо организовывать педагогические курсы для обучения лиц, ухаживающих за своими старыми родителями. Именно установление необходимых связей и взаимопомощи между этими общественными структурами позволит создать такие условия, когда семья будет играть еще более эффективную роль в уходе за престарелыми.
4.6. Стереотип старости в обществе. Проблема
“отцов и детей”
Если представить жизнь человека с момента рождения и до самой смерти в виде дуги, то в начале этой жизненной дуги находятся дети, а на ее конце - старики. Восхождение по жизненной дуге, а затем постепенное схождение есть ничто иное как достижение зрелости, а потом - старости и в конце концов - завершение жизни ‑ смерть.
С позиций молодых, взгляды на жизнь, жизненная дуга имеют оптимистический заряд: у этой группы населения вся жизнь впереди или они находятся на самой сердцевине дуги, а следовательно, и жизни. Отсюда возникает обращенность в будущее - оно открыто, полно надежд и ожиданий, его можно формировать, большая часть дуги еще впереди, конец не предвиден или о нем подозревают, но с большой дистанции.
Совершенно иначе интерпретируется перспектива жизненной дуги с точки зрения старого человека: конец стал реальным и приблизился, до него остается небольшой отрезок пути и спустя немного времени наступит умирание, придет смерть. Перспективой становится прожитая жизнь, взгляд назад, все ориентировано на прошлое, на воспоминания. Будущего нет, оно несет лишь “конец”. Весь жизненный путь окрашен тонами прошлого, сегодняшний день определяется лишь воспоминаниями, а завтрашнего дня, возможно, и вовсе не будет. Пессимистический взгляд на свою жизнь свойствен старым людям. В этом разном подходе и устремлении жизненного пути и заключается проблема между старыми и молодыми, между детьми и отцами. Никогда никто не помнит, что сегодняшние старики- это вчерашняя молодежь, а завтрашние старики- это сегодняшняя молодежь. Очень поэтично и верно определение отношений между поколениями немецкого поэта Курта Тухольского: “... в различном возрасте люди считают себя как бы разными расами. Молодежь не постигает того, что когда-нибудь станет стариками, а старики никогда не помнят себя молодыми”. Старые и молодые во все века и времена как бы противопоставляли себя друг другу и это часто являлось предметом неразрешимых конфликтов, и в конечном счете каждое поколение приобретает свой жизненный опыт, которым никогда не пользуется последующее поколение. Пословица “если бы молодость знала, если бы старость могла” - самый четкий ответ на проблему взаимоотношений поколений. Однако каждое общество в целом создает свой стереотип старого человека, опирающийся на крайние группы, черты которых экстраполирует затем на всю категорию пожилого и старческого населения.