Симптомокомплексы теста «Дом — дерево — человек»

Симпто- моком-плскс Симптом Балл  
 
Не защи­щенность 1. Рисунок в самом центре листа. 2. Рисунок в верхнем углу листа. 3. Дом, дерево с самого краю. 4. Рисунок внизу листа. 5 Много второстепенных деталей. 6. Дерево на горе. 7. Очень подчеркнутые корни. 8. Непропорционачьно длинные руки. 9. Широко расставленные ноги. 10. Другие возможные признаки 0. 1,2,3 0. 1,2,3 0. 1,2 0, 1,2,3 0, 1.2,3 0, 1 0. 1 0, 1 0, 1  
Тревож­ность 1. Облака. 2. Выделение отдельных деталей. 3. Ограничение пространства. 4. Штриховка. 5. Линия с сильным нажимом. 6. Много стирания. 7. Мертвое дерево, больной человек. 0, 1,2,3 0, 1 0, 1,2,3 0, 1,2,3 0, 1 0, 1,2 0, 1,2  
  8. Подчеркнутая линия основания. 9. Толстая линия фундамента дома. 10. Интенсивно затушеванные волосы. 11. Другие возможные признаки 0, 1 0,2 0, I
Недоверие к себе 1. Очень слабая линия рисунка. 2. Дом с краю листа. 3. Слабая линия ствола. 4. Одномерное дерево. 5. Очень маленькая дверь 6. Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание ри­сунка рукой. 7. Другие возможные признаки 0,2 0, 1 0, 1 0. 1 0, 1 0, 1
Чувство неполно­ценности 1. Рисунок очень маленький. 2. Отсутствуют руки, ноги. 3. Руки за спиной. 4. Непропорционально короткие руки. 5. Непропорционально узкие плечи. 6. Непропорционально большая сис­тема веток. 7. Непропорционально крупные дву­мерные листья. 8. Дерево, умершее от гниения. 9. Другие возможные признаки 0, 1,2,3 0.2 0,1 0,1 0, 1 0, 1 0.1 0. 1
Враждеб­ность 1. Отсутствие окон. 2. Дверь —замочная скважина 3. Очень большое дерево. 4. Дерево с краю листа. 5. Обратный профиль дерева, человека. 6. Ветки двух измерений, как пальцы. 7. Глаза — пустые глазницы. 8. Длинные острые пальцы. 9. Оскал, видны зубы. 10. Агрессивная позиция человека. 11. Другие возможные признаки 0,2 0, 1 0, 1 0. 1 0, 1 0, 1 0,2 0.2 0, 1 0,2
           

Симптомокомплексы теста «Дом — дерево — человек» - student2.ru 1
Конфликт­ность (фру­страция) 1. Ограничение пространства. 2. Перспектива снизу (взгляд червя). 3. Перерисовка объекта. 4. Отказ рисовать какой-то объект. 5. Дерево как два дерева. 6. Явное несоответствие качества од­ного из рисунков. 7. Противоречивость рисунка и вы­сказывания. 8. Подчеркнутая талия. 9. Отсутствие трубы на крыше. 10. Другие признаки 0. 1,2,3 0, 1,2,3 0,2 0,2 0,2 0,2 0, 1 0. 1 0, 1
Трудности общения 1. Отсутствие двери. 2. Очень маленькая дверь. 3. Отсутствие окон. 4. Окна — отверстия без рам. 5. Выделенное лицо. 6. Излишне закрытые окна. 7. Лицо, нарисованное последним. 8. Отсутствие основных деталей лица. 9. Человек — схема из палочек. 10. Дом, человек в профиль. 11. Дверь без ручки. 12. Руки в оборонительной позиции. 13. Высказывание о нарисованном че­ловеке как об одиноком, без друзей. 14. Другие признаки 0,2 0,1 0,2 0, 1 0,1 0, 1 0, 1 0,2 0,2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1
Депрессив­ное ть 1. Рисунки в самом низу листа. 2. Вид дерева или дома сверху. 3. Линия основания, идущая вниз. 4. Линия, слабеющая в процессе рисо­вания. 5. Сильная усталость после рисунка. 6. Очень маленькие рисунки. 7. Другие возможные признаки 0, 1,2,3 0,1 0, 1 0,2 0,2 0,2


При интерпретации рисунков ДДЧ следует исходить из целостности всех рисунков. Наличие только одного призна­ка не будет свидетельствовать о присутствии определенной психологической особенности. Рисунки ДДЧ могут показы­вать органическую дисфункцию ЦНС. Существуют пять по­казателей ее органического поражения:

1) двойные линии в рисунке;

2) несоединенные между собой линии;

3) сильный уклон нарисованной фигуры;

4) очень большая голова;

5) неадекватно выделенная голова в рисунке человека.

Присутствие более трех признаков дает основание пред­полагать, что у ребенка может быть органическое поражение ЦНС. Часто это проявляется как локальные затруднения в определенных сферах интеллектуальной деятельности. Дети менее внимательны, быстрее устают, могут иметь трудности в обучении письму и чтению (явления дисграфии и дислек­сии).

Графический проекционный тест «Кинетический рисунок семьи»

Тест дает богатую информацию о субъективной семей­ной ситуации, выявляет отношение ребенка к членам семьи, отношения с родными, которые вызывают тревогу, конф­ликты для рисующего, враждебность семейной ситуации.

Для выполнения теста испытуемому предлагаются бума­га, простой карандаш 2М, листок, ластик.

Инструкция. «Нарисуй свою семью так. чтобы ее члены были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы отвеча­ют, что испытуемый может рисовать так, как ему хочется. Выполнение теста состоит из двух частей — рисования и беседы. Наблюдая за процессом рисования, записывают все спонтанные высказывания ребенка, отмечают его мимику, жесты. По окончании рисования испытуемому задают во­просы.

1. Кто изображен на рисунке?

2. Что делает каждый член семьи?

3. Как в семье распределены домашние обязанности?

4. Каковы твои взаимоотношения с членами семьи?

Качественный анализ рисунка подобен стандартным про­ективным тестам (сила нажима карандаша, наличие штрихо­вок, расположение и размер рисунка, дополнительные детали, стирание и др.). Для количественной оценки показатели груп­пируются в следующие симптомокомплексы:

—благоприятная семейная ситуация;

—тревожность;

—конфликтность в семье;

—чувство неполноценности в семейной ситуации;

—враждебность в семейной ситуации.

В табл. 18 приведены симптомокомплексы и баллы по этому тесту.

Таблица 18 Симптомокомнлексы кинетического рисунка семьи

Симптомо-комплекс Симптом Балл
Блаюприяг-ная семей­ная ситуация 1. Общая деятельность всех членов семьи. 2. Преобладание на рисунке людей. 3. Изображение всех членов семьи 4. Отсутствие изолированных членов семьи. 5. Отсутствие штриховки. 6. Хорошее качество линий. 7. Отсутствие показателей враждебности. 8. Адекватное распределение людей на листе. 9. Другие признаки 0.2 0, 1 0,2 0,2 0, 10. 1 0,2 0, 1
Тревожное! ь 1. Штриховка. 2. Линия основания — пол. 3. Линия над рисунком. 4. Линия с сильным нажимом. 5. Стирание. 6. Преувеличенное внимание к деталям. 7. Преобладание вещей. 8. Двойные прерывистые линии. 9. Подчеркивание отдельных деталей. 10. Другие возможные признаки 0,1,2,3 0, 1 0, 1 0, 1 0,1,2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1

 
  Конфликт­ность в се-дгье 1. Барьеры между фигурами. 2. Стирание отдельных частей. 3. Отсутствие основных частей тела у неко­торых фигур. 4. Выделение отдельных фигур. 5. Неадекватная величина отдельных фигур. 6. Несоответствие вербального описания и рисунка. 7. Преобладание вещей. 8. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи. 9. Член семьи, стоящий спиной. 10. Другие признаки 0,2 0, 1,2 0,2 0.2 0.2 0,1 0,2 0,2 0, 1
  Чувство неполно­ценности в семейной ситуации 1. Автор рисунка непропорционально ма­ленький. 2. Расположение фигур на нижней части лис­та. 3. Линия слабая, прерывистая. 4. Изоляция автора от других. 5. Маленький автор. 6. Неподвижная, по сравнению с другими, фигура автора. 7. Отсутствие автора. 8. Автор стоит спиной. 9. Другие признаки 0,2 0,2 0, 1 0,2 0,2 0, 1 0, 1 0,2
  Враждеб­ность в се­мейной си­туации 1. Одна фиг ура на другом листе или другой стороне лис га. 2. Агрессивная позиция фигуры. 3. Зачеркнутая фигура. 4. Деформированная фигура. 5. Обратный профиль. 6. Руки раскинуты в стороны. 7. Пальцы длинные, подчеркнутые. 8. Другие признаки 0,2 0, 1 0,2 0.2 0, 1 0, 1 0, 1
 

Этот рисуночный тест можно успешно использовать и при диагностике родительского отношения, сопоставляя с рисунками самого ребенка. Следует помнить, что родителей часто удивляют и настораживают взгляды ребенка, не со­впадающие с их ожиданиями. Также выявляется субъектив­ное видение родителем семейной ситуации, личности ре­бенка, что при сопоставлении с результатами методики изу­чения родительских отношений ТОРО дает более глубокое понимание причин возникновения тех или иных поведен­ческих расстройств.

Наши рекомендации