Систематика задержек психического развития детей

Исследования М.С. Певзнер и Т.А. Власовой позволили выделить две основные формы ЗПР [24J:

1) задержка развития, обусловленная психическим и пси­хофизическим инфантилизмом (неосложненным и ослож-

ценным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоциональной сферы);

2) задержка, возникающая на ранних этапах жизни ре­бенка, обусловленная длительным астеническим церебрасте-ническим состоянием.

ЗПР в виде неосложненного психического инфантилиз­ма рассматривается как более благоприятная по сравнению с церебрастеническими расстройствами, когда необходимы не только длительная психокоррекционная работа, но и ле­чебные мероприятия.

Исходя из этиологического принципа, К.С. Лебединская различает четыре основных варианта ЗПР [75]:

—конституционального;

—соматического;

—психогенного;

—церебрально-органического генеза.

В клинико-психологической структуре каждого из пере­численных вариантов ЗПР имеются специфические сочета­ния незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер.

При ЗПР конституционального происхождения (гармо­нический, психический и психофизический инфантилизм) инфантильности психики часто соответствует инфантиль­ный тип телосложения с детской пластичностью психики и моторики. Гармонический психофизический инфантилизм представляет собой некоторое запаздывание темпа физичес­кого и психического развития личности, выражающееся в незрелости эмоционально-волевой сферы, влияющей на по­ведение ребенка и его социальную адаптацию. Такие дети по росту и физическому развитию отстают от своих сверст­ников на 1,5—2 года, для них характерны живая мимика, выразительная жестикуляция, быстрые, порывистые движе­ния. На первый план выступают неутомимость в игре и бы­страя утомляемость при выполнении практических задании. Особенно быстро им надоедают однообразные задания, тре­бующие сосредоточенного внимания продолжительное вре­мя (рисование, счет, чтение и т.д.). Детям свойственна слабая способность к умственному напряжению, повышенная под­ражательность, внушаемость. Однако к 6—7 годам ребенок уже достаточно хорошо понимает и регулирует свое поведе­ние в зависимости от ситуации, требующей выполнения той или иной работы. Инфантильные дети несамостоятельны и

некритичны к своему поведению. На занятиях они «выклю чаются» и не выполняют задания, могут плакать по пустя­кам, но быстро успокаиваются при переключении внимания на игру или что-то доставляющее им удовольствие; любят фантазировать, заменяя и вытесняя своими вымыслами не­приятные для них жизненные ситуации.

При соматогенной задержке развития эмоциональная не­зрелость обусловлена длительными, нередко хроническими заболеваниями, пороками развития сердца, эндокринными за­болеваниями и т.д. Хроническая физическая и психическая астения тормозит развитие активных форм деятельности, спо собствует формированию таких черт личности, как робость, боязливость, неуверенность в своих силах. Эти свойства в зна­чительной степени приводят к созданию для больного или ослабленного ребенка режима ограничений и запретов. Так, к явлениям, обусловленным болезнью, добаааяется искусствен­ная инфантилизация, вызванная условиями гиперопеки.

ЗПР психогенного происхождения (психогенно обусловлен­ный инфантилизм) связана с неблагоприятными условиями воспитания. При раннем возникновении и длительном дей­ствии психотравмирующего фактора могут возникнуть стой­кие сдвиги нервно-психической сферы ребенка, вызываю­щие нарушения в развитии его личности. Так, в условиях безнадзорности могут формироваться отклонения в разви­тии личности с ЗПР по типу психической неустойчивости: неумением тормозить свои эмоции и желания, импульсив­ностью, отсутствием чувства долга и ответственности.

В условиях гиперопеки (обычно в семьях, где один ребе­нок, которого опекают несколько взрослых) психогенная задержка эмоционального развития проявляется в форми­ровании эгоцентрических установок, неспособности к воле­вому усилию, труду. Гиперопека часто препятствует разви­тию у ребенка самостоятельности, умения, а затем и желания преодолевать малейшие трудности. Адаптация в детском кол­лективе этой категории детей затруднена из-за таких черт характера, как эгоизм, противопоставление себя другим, что приводит к конфликтным ситуациям и развитию не­вротического состояния. В психотравмирующих условиях вос­питания, где преобладают жестокость либо грубая автори­тарность, нередко формируется невротическое развитие лич­ности, при котором ЗПР проявится в отсутствии инициативы и самостоятельности, робости и боязливости.

Причины церебрально-органических форм ЗПР". анома­лии беременности и родов, инфекции, интоксикация, трав­мы нервной системы в первые годы жизни. Признаки нару­шенного созревания часто обнаруживаются уже в раннем развитии этих детей и касаются почти всех сфер. В структуре ЗПР церебрально-органического генеза почти всегда имеет­ся набор энцефалопатических расстройств, церебрастеничес-ких, неврозоподобных, психопатоподобных, эпилептиформ-ных, адаптико-адинамических расстройств, свидетельствую­щих о повреждении нервной системы. Эмоционально-волевая незрелость представлена в виде органического инфантилиз­ма, при котором эмоции характеризуются отсутствием жи­вости и яркости, определенной примитивностью. Игровые интересы явно преобладают над учебными, но игры однооб­разны, в них почти отсутствуют творчество и воображение.

Особенности клинико-психологической картины органи­ческого инфантилизма в значительной мере связаны с пре­обладающим фоном настроения. У детей с повышенным эй-форическим настроением наблюдаются импульсивность и психомоторная расторможенность, внешне имитирующие дет­скую жизнерадостность и непосредственность. Для них ха­рактерна неспособность к волевому усилию и систематичес­кой деятельности. На занятиях эти дети непоседливы, не под­чиняются требованиям дисциплины, в ответ на замечания легко дают обещание исправиться, но тут же об этом забы­вают. В беседе они легко и открыто высказывают отрица­тельное отношение к занятию, не смущаясь, говорят, что за­ниматься неинтересно и трудно, что хотели бы играть или гулять.

Для детей с преобладанием пониженного настроения ти­пичны робость, боязливость, страхи. Этот эмоциональный фон, а также всегда сопутствующие церебрастенические расстрой­ства препятствуют формированию активности, инициативы, самостоятельности. У этих детей преобладают игровые инте­ресы.

У детей с ЗПР церебрально-органического генеза замед­ление смены возрастных фаз психического развития (за­паздывание формирования двигательных функций, речи, эта­пов игровой деятельности) часто наблюдается уже в до­школьном возрасте. При стойких формах ЗПР данного генеза возникают расстройства познавательной деятельности, обус­ловленные нарушением работоспособности (повышенная

томляемость, нарушение высших психических функций), ^достаточная сформирован ность отдельных корковых или юдкорковых функций: слухового, зрительного или тактиль-юго восприятия, пространственного синтеза, моторной и сен-орной стороны речи. ЗПР церебр&тьно-органического гене-а условно разделена на две основные группы:

1) с преобладанием явлений органического инфантилизма;

2) нарушений познавательной деятельности (у детей черты
езрелости сочетаются с признаками повреждения нервной
истемы).

Психиатры описывают разнообразные клинические ва-ианты психического инфантилизма.

К более легким вариантам В.В. Ковалев относит церебра-тенический инфантилизм, в клинической картине которого моциональная незрелость сочетается с повышенной интел-ектуальной истошаемостью, утомляемостью, низкой рабо-эспособностью, сомато-вегетативными расстройствами. В ряде лучаев наиболее легкие формы психической незрелости линицисты связывают с так называемой вторичной ин->антилизацией, возникающей при неправильном воспита-ии ребенка в семье [69]. Стремление оградить ребенка от онтактов со сверстниками, излишнее изнеживание, беспре-ословное выполнение любого желания и требования часто юрмируют незрелую эгоцентрическую личность. Такие дети гличаются чрезмерной зависимостью от взрослых, несмо-эбностью к волевому усилию, несамостоятельностью и пас--шностью в деятельности.

Наибольшее значение, по мнению И.Ф. Марковской, для лециальной психологии имеет церебрально-органический чфантилизм, клинические проявления которого отражают оврежденность нервной системы вследствие патологии бе-гменности и родов, нейроинфекций и интоксикаций в пер­ле годы жизни ребенка. В этих случаях признаки органи-хкой поврежденное™ и незрелости нервной системы тес-э переплетены между собой и пронизывают структуру как лоциональных расстройств, так и нарушений интеллекту-гьных функций. Таким детям свойственна недостаточная 1фференцированность эмоций, однообразие игровой дея-льности, неразвитость познавательных интересов, понижен-ш способность устанавливать более сложные причинно-[едственные связи.

Исследователи по-разному оценивают общую структуру нарушений познавательной деятельности у этой группы де­тей. Одни из них полагают, что церебрально-органический инфантилизм чаще сочетается с более выраженным дефектом интеллектуальных функций, склоняясь к целесообразности рассмотрения его в рамках умственной отсталости (С.С. Мну-хин (1961), Е.С. Иванов (1967), Д.Н. Исаев (1976, 1982) и др.). Их оппоненты исходят из того, что один и тот же тип эмоци­ональных расстройств может сочетаться с различными по структуре интеллектуальными нарушениями. А поэтому, на­ходя качественное отличие структуры нарушений познава­тельной деятельности при олигофрении и ЗПР церебрально-органическою генеза, они настаивают на более независимой оценке характера эмоционально-волевых и интеллектуаль­ных расстройств (Е.Н. Самодумская (1971), И.Ф. Марковская (1977), К.С. Лебединская (1980) и др.).

Существует мнение, основанное на данных некоторых исследований, что по мере взросления ребенка наблюдаемые у него черты органического инфантилизма имеют тенден­цию к смягчению, в то время как на первый план более отчетливо начинают выступать признаки интеллектуальной недостаточности (А.И. Юркова (1959), МП Рейдибойм (1972), И.Л. Крыжановская (1978) и др.).

В таком виде общая систематика ЗПР существует до сих пор. Однако уже разработаны и более детальные подходы к дифференциации вариантов задержанного развития, особен­но к ЗПР церебр&чьно-органического генеза, которые сами по себе составляют наиболее сложную в дифференциально-диагностическом плане группу.

Действительно, уже при проведении диагностической и тем более развиваюше-коррекционной работы возникают большие сомнения в возможности обозначить единым поня­тием разнородные группы детей. Так, при работе с некоторы­ми детьми традиционные подходы достаточно эффективны и помогают им преодолеть отставание в развитии. С другими (таких детей гораздо больше) — эти методы недостаточно эффективны и не способствуют в полной степени компенса­ции имеющихся нарушений. Многие современные специали­сты-практики отмечают, что развивающая и коррекционная работа, проводимая с такими детьми, не только не помогает компенсации проблем, но в некоторых, наиболее сложных случаях с течением времени ухудшает состояние ребенка. Более

35

того, оценка состояния части детей как «задержка психичес­кого развития» вообще не отражает действительного поло­жения вещей. Причины такого явления следует искать в недостаточно четком (упрощенном) понимании психологи­ческой структуры развития этой категории детей.

Все варианты форм ЗПР, описанные разными авторами вслед за Д.Н. Исаевым и В.В. Ковалевым, относятся к труппе «недостаточного развития» (недоразвития). Психологическая характеристика этой группы детей наиболее четко представ­лена в работе В.В. Лебединского [79]. В то же время опреде­ленный интерес вызывает уточненная психологическая ти­пология Н.Я. Семаго и М.М. Семаго [136].

Основным отличием этой классификационной схемы от вариантов психического дизонтогенеза В.В. Лебединского является то, что задержка психического развития понимает­ся авторами иначе, чем это представлено в прежних класси­фикациях. ЗПР церебрально-органического генеза и ряд дру­гих вариантов развития вынесены в совершенно отдельную подгруппу, имеющую рабочее название «парциальная несфор-мированность психических функций». Основным критери­ем отнесения варианта развития к «задержанному» является соответствие его специфики критериям нормативного онто­генеза при адекватной последовательности формирования функций (согласно закону гетерохронии развития), а несо­ответствие сроков этого развития условно нормативным по­казателям.

Другим специфическим критерием задержанного разви­тия и его отличие от парциатьной несформированности пси­хических функций служит возможность компенсации этого варианта недостаточного развития к определенному возрас­ту (как правило, к 9—11 годам), т.е. наличие соответствую­щего «объема» адаптационных резервов в соответствии с определением Л.С. Выготского «степени компенсации де­фекта». Таким образом, категория детей, традиционно отно­симых к группе «задержки психического развития», разде­ляется на две различные подгруппы. К подгруппе «задер­жанное развитие» относятся варианты истинно задержанного развития, с замедлением темпа формирования различных характеристик когнитивной и эмоционально-личностной сфер, включая и регуляторные механизмы деятельности.

К этой подгруппе авторы относят такие типы отклоняюще­гося развития, как «темпово-задержанный тип развития» (гар­монический инфантилизм) и «неравномерно задержанный тип развития» (дисгармонический инфантилизм).

Понимание особенностей развития таких детей согласу­ется с представлением классиков отечественной психологии и дефектологии о «задержке психического развития» в том, что постепенно темп развития ребенка увеличится (самосто­ятельно или с помощью коррекционных мероприятий), к рубежу младшего подросткового возраста по своему разви­тию ребенок реально догонит сверстников и его состояние можно характеризовать как «условно нормативное».

Типичный ребенок с темпово-задержанным типом раз­вития (гармоническим инфантилизмом) выглядит младше своего паспортного возраста, он живой, непосредственный, «...инфантильности психики часто соответствует инфантиль­ный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики». «Эмоциональная сфера этих детей как бы нахо­дится на более ранней ступени развития, соответствуя пси­хическому складу ребенка более младшего возраста: с ярко­стью и живостью эмоций, преобладанием эмоциональных реакций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности» [57, 56]. В школьном воз­расте они неутомимы в игре и в то же время имеют низкую работоспособность, быстро пресыщаются интеллектуальной нагрузкой, незрелость регуляторных функций и мотиваци-онно-волевой сферы затрудняет их социальную адаптацию, в силу чего они не в состоянии следовать установленным правилам поведения. Показатели интеллектуального разви­тия, как правило, соответствуют уровню актуального психо­физического возраста, в котором находится ребенок.

Рассмотрим специфику базовых составляющих психичес­кого развития. Практика диагностической работы показы­вает, что их формирование у детей с гармоническим инфан­тилизмом соответствует ходу нормального онтогенеза, т.е. не меняет своих пропорций, но как бы происходит медленнее. При этом сами уровни развития базовых составляющих гар­монично соотносятся друг с другом, определяя, по-видимому, гармоничный характер задержанного развития как регуля­торных функций, так и эмоциональной и когнитивной сфер, и в целом соответствуют общей программе психического

развития ребенка. Именно этот аспект и является смыслооб-разующим в предлагаемой Н.Я. Семаго, М.М. Семаго типо­логии.

При таком понимании развития не приходится говорить о коррекционной работе в прямом смысле этого слова, но следует иметь в виду, что это должна быть развивающая работа, специфичная для того возраста, который демонстри­рует ребенок. Безусловно, необходимо формирование и фун­кций программирования, контроля и регуляции собствен­ной деятельности, в основном через игровой компонент с учетом ведущего типа мотивации. Возможно и «параллель­ное» подключение логопеда (как правило, для коррекции звукопроизношения). Наблюдение врача-педиатра нужно постольку, поскольку ребенок нуждается в общеукрепляю­щей поддержке, витаминотерапии и т.п. Левшество встреча­ется при этом варианте развития не чаще, чем в среднем по популяции, и обычно бывает истинным, т.е. не осложняет еще более ход развития ребенка. Признаки неврологическо­го или соматического неблагополучия отсутствуют либо хо­рошо компенсируются уже на первом году жизни, что, по-видимому, можно объяснить достаточными компенсаторны­ми и адаптационными возможностями, заложенными «от природы».

Прогноз развития ребенка хороший, особенно в том слу­чае, когда он начинает регулярное обучение не в соответ­ствии с паспортным возрастом, а по факту готовности созре­вания регуляторных функций, эмоционально-личностной и когнитивной сфер. Как правило, это происходит только к 7,5—8,5 годам.

Если же особенности развития ребенка не учитываются и он начинает обучение в школе «по возрасту» или родители, наоборот, считают, что школа как раз и «вправит ему моз­ги», то фактическая невозможность нормального усвоения материала, эмоциональная и поведенческая неадекватность условиям обучения могут способствовать формированию дис­гармонических черт личности, нарушению поведения и школь­ной дезадаптации. Специалистами смежных профилей обычно ставится диагноз «инфантилизм»^ «конституционачьная за­держка психического развития», а логопед делает заключе­ние — «функциональная дислалия», «неярко выраженное общее недоразвитие речи».

В отличие от гармонического инфантилизма неравномер­но задержанный тип развития (дисгармонический инфанти­лизм) характеризуется, в первую очередь, большим уровнем зрелости (сформированности) когнитивного звена ВПФ по сравнению с уровнем развития произвольной регуляции соб­ственной деятельности, мотивационно-волевой и эмоциональ­но-личностной сфер. Внешний вид и поведение ребенка также несут на себе отпечатки, характерные для более младшего возраста, но при этом часто отмечаются хронические сома­тические заболевания, нарушения зрения (различной степе­ни выраженности) или просто соматическая ослабленность. Знаки атипичного развития (леворукость, неустоявшаяся ла-терализация и т.п.) встречаются среди данной категории детей чаще, чем в среднем по популяции, т.е. являются спе­цифичными и осложняющими ход развития.

Наличие соматических проблем еще больше снижает ра­ботоспособность ребенка, делает его эмоционально лабиль­ным, часто с элементами демонстративное™. Дети могут быть капризны, упрямы. Это вполне обг>яснимо, так как присут­ствует интеллектуальная состоятельность, но ребенок «не готов» к предъявляемым к нему в соответствии с этим тре­бованиям. Он может быть вполне адекватным, но недоста­точно критичным к результатам своей деятельности, само­оценка может быть завышенной или, наоборот, занижен­ной. В общении со сверстниками такой ребенок часто не находит общего языка, слишком эмоционален, редко мо­жет «удержать» роль. Его компенсаторно-эмоциональные реакции могут быть как по интрапунитивному, так и по экстрапунитивному типу (см. далее), часто возможен сме­шанный тип реагирования. В целом показатели критичности и адекватности соответствуют актуальному психофизиоло­гическому возрасту, а обучаемость новым видам деятельно­сти может быть даже высокой, т.е. соответствовать факти­ческому возрасту.

Определенная диспропорция наблюдается и в формиро­вании базовых составляющих психического развития. Но оно происходит с той существенной разницей, что при данном типе развития скорее можно говорить об опережении фор­мирования пространственных представлений и их соответ­ствии возрасту (следствием является адекватный уровень развития познавательной сферы). Возрастное условно нор­мативное развитие пространственных представлений соче-

гается с задержанным в своей динамике развитием других базовых составляющих (произвольность психической актив­ности и базальная система аффективной регуляции). При­чем при анализе уровневой системы аффективной регуля­ции можно сделать вывод о недостаточном (по сравнению с условным возрастным нормативом) регулирующем влия­нии 4-го уровня (уровень аффективного контроля) на все остальные нижележащие уровни. При этом уровень аффек­тивной экспансии (3-й уровень) может находиться как в гипо-, так и в гиперфункции. Это специфично для группы детей темпово-задержанного типа развития. В то же время и важным для обоих типов является то, что в этих случаях формирование всех базовых предпосылок (составляющих) последовательно проходит (не пропуская и не перескаки­вая) все уровни своего развития.

В системе коррекционно-развивающей работы с этой ка­тегорией детей приоритетны программы по гармонизации уровневой системы аффективной регуляции (по О.С. Ни­кольской). Помимо чисто психотерапевтической помощи, полезна программа по формированию произвольной регу­ляции (в своем развивающем варианте), а также моторная коррекция, основанная на нейропсихологическом подходе. Иногда показана родительско-детская психотерапия (инди-видуатьная и/или групповая). В случае соматических забо­леваний необходимо наблюдение у профильного врача.

Прогноз детей с неравномерно задержанным типом раз­вития неоднозначен: в отношении формирования так назы­ваемого когнитивного звена ВПФ он вполне благополучен, а с точки зрения мотивационно-волевого, эмоционального или личностного развития в целом велика вероятность формирования вариантов дисгармонического развития лич­ности (девиации); при наличии более или менее выражен­ных соматических проблем — варианта интрапунитивного дисгармонического развития ребенка по психосоматическо­му типу.

Большинство психологических педагогических исследова­ний посвящено описанию особенностей познавательной дея­тельности детей с ЗПР. Результаты подобных работ имеют практическое значение для построения общих программ кор-рекционного обучения, но не достаточны для разработки об­щей системы психолого-педагогической помощи таким детям в плане обеспечения их успешной социальной адаптации

На основании многолетних наблюдений за детьми с ЗПР нами была составлена таблица клинико-психологических вариантов ЗПР (проявления, коррекция и прогноз разви­тия), в ней подробно описаны причины, проявления задер­жек в зависимости от вида, обозначены необходимые фор­мы и методы коррекционной работы и профилактики по­следующих нежелательных нарушений поведения. Данные материалы будут полезны начинающим специалистам в раз­граничении различных видов задержек и в составлении про­грамм коррекции и реабилитации (табл. 1.).

Таким образом, можно говорить о большом разнообразии подходов к систематике ЗПР. Однако при различных вариан­тах ее классификации общим является понимание термина «задержка» как явления временного: предполагается, что со временем темп развития ребенка претерпит позитивные изме­нения (по нашим данным, более успешно с помощью коррек-ционно-развивающей работы), и он догонит своих сверстни­ков. В то же время практика работы с детьми, чье состояние характеризуется как ЗПР, показывает, что не все так просто.

Вопросы и задания

1. Сопоставьте различные варианты классификации ЗПР,
в чем их взаимодополняемость?

2. Опишите различные формы инфантилизма, опираясь
на исследования К.С.Лебединской, М.С. Певзнер, Г.Е. Суха­
ревой. В чем их сходство и различия?

3. Дайте характеристику «темпово-задержанного развития»
и «неравномерно задержанного типа развития» по Н.Я. Сема­
го и М.М. Семаго. Разработайте систему рекомендаций для
построения коррекционно-развивающей работы с детьми,
имеющими подобные формы отставания в развитии.

4. Охарактеризуйте внешние признаки и проявления в эмо­
ционально-поведенческой сфере у детей с различными вариан­
тами ЗПР. Какие методы психологической диагностики позво­
лят получить более точную информацию об эмоциональном
состоянии ребенка, наличии у него тех или иных нарушении?

5. В чем могут выражаться вторичные нарушения разви­
тия у детей с различными видами ЗПР? Подумайте и обо­
значьте пути профилактики нарушений поведения у детей.

6. В чем проявляются потенциальные возможности детей
с ЗПР 5—7 лет в плане формирования их общей способно­
сти к учению? Приведите примеры из вашей практики по­
зитивных динамических изменений, появляющихся в ре­
зультате коррекционно-развивающей работы.

Стр 42

Таблица 1

Клинико-психологическая структура вариантов ЗПР: проявления, коррекция и прогноз развития (Е.В. Соколова)



Параметры ЗПР конституцио­нальная ЗПР соматогенная ЗПР психо­генная ЗПРцеребрально-органическая
Этиология и патогенез расположенность, недостатки питания матери во время беременности и ребенка в раннем возрасте, обменно-трофические забо­левания на нервом году жизни ребенка Длительные хрони­ческие заболевания в первые годы жизни ребенка, тяжелые травмы, вызываю­щие длительное пребывание в боль­нице, пороки разви­тия внутренних ор­ганов и систем Соматика не задействована, причины — психотравмирующая си­туация, небла­гоприятные условия вос­питания, эмо­циональная и психическая депривация в раннем детст­ве Патологии беременности и родов, инфекции, инток­сикации, травмы нервной системы в первые 3—4 года жизни. Возможна генетическая -этиология (ор­ганические поражения ЦНС, ММД). 1-я группа (преобладание явлений органического инфантилизма) — негрубые церебрастенические, неврозоподобные нарушения, психомоторная воз­будимость, вегетативная неустойчивость. 2-я группа (преобладание нарушений познаватель­ной деятельности) — черты незрелости сочетаются с признаками повреждения нервной системы, орга­нический инфантилизм близок к психопатогенному синдрому. Грубые церебрастенические иневрозоподобные расстройства, часто нсихопатоподобные, эпилептиформные и апатико-адинамические явле­ния. Наблюдаются явления очагового поражения нервной системы в виде гемисиндрома

Продолжение табл.

Нарушения эмоционально-волевой сферы. Неблагоприятные личностные характеристики Эмоционально - во левая незрелость, яркость, живость эмоций, характерная более раннему возрасту. Формирование личности по неустойчивому типу: импульсивность, неспособность к волевому усилию, несамостоятельность, внушаемость, неумение подчиняться дисциплине, безответственность, не устойчивость эмоциональных привязанностей Эмоционально- волевая незрелость, преобладание сниженного фона настроения, эмоции неяркие, повышенная обидчивость, плаксивость, проявления робости, боязливости, неуверенности в себе, тревожность, несамостоятельность. Ориентация на себя как на «больного, слабого», тенденция к формированию заниженной самооценки, инфантилизм, зависимое поведение, конформизм Эмоционально - волевая незрелость, психическая неустойчивость, бурное выражение отрицательных эмоций, иногда агрессивность, импульсивность. Склонность к нарушению запретов. В одних случаях — эгоцентричность установок, неспособность к волевому усилию, труду (при гиперопеке), в других — отсутствие инициативы, самостоятельности (при авторитаризме, жестокости родителей) Незрелость эмоционально-волевой сферы (органический инфантилизм, но в эмоциях нет яркости и живости — примитивность эмоций). Преобладание эйфории и дисфории у детей с преобладанием эйфорического настроения, выражены импульсивность, психомоторная расторможенность, внешне имитирующая детскую жизнерадостность и непоседливость, характерна неспособность к волевому усилию и систематической деятельности. У детей с преобладанием пониженного на- строения характерна склонность к робости, страхам, что препятствует формированию активности, инициативы, самостоятельности, преобладают игровые интересы, но на занятиях они не нарушают дисциплины, тяжело переживают школьную несостоятельность. — У детей 1-й группы — выраженная психомоторная возбудимость, легкие неврозоподобные явления. У детей 2-й группы — расторможенность, агрессивность, повышенные влечения или робость, проявления пассивности

    Продолжение табл

Нарушения познавательного развития Отсутствует направленность на интеллектуальную деятельность. Неспособность к учебной и трудовой деятельности. Низкий уровень произвольности, навыков самоконтроля и самоорганизации. Недоразвитие предпосылок мышления. Отставание в формировании академических знаний, умений и навыков Хроническая физическая и психическая астении тормозят развитие активных форм деятельности. Не доводя! дело до конца, часто от него отказываются из-за неуверенности в себе. Ослабление умственной работоспособности, внимания. Недостаточная сформированность академических знаний, умений и навыков Нссформированность навыков мыслительной деятельности, снижены познавательные интересы. Неумение организовать, завершать начатое дело. Неустойчивость внимания, слабая работоспособность. Ограниченность академических знаний, умений и навыков Дефицитарность «предпосылок» мышления (память, внимание, переключаемость психических процессов, пространствен ность генеза). Нарушение школьных навыков из-за недоразвития зрительной и моторной функций, замедленности процессов приема и переработки сенсорной информации. Отставание в речевом развитии, трудности формирования навыков письма и чтения. Слабость логических форм мышления при большей сохранности наглядно-дей­ственных и наглядно-образных форм. Ослабленная умственная работоспособность, повышенная истощаемость. У детей 2-й группы более тяжелый интеллектуальный дефект: недоразвитие речи, низкие компенсаторные возможности; нарушено звено контроля и программирования. Несформированность академических знаний, умений и навыков



Продолжение табл.

Влияние средового фактора Решающая роль принадлежит инфантилизации, гиперопеке, симбиозу в детско-родительских отношениях Педагоги и сверст­ники склонны воспринимать ребенка как маленького, неспособного, что снижает уровень требований к нему Искусственная инфантилизация, гипер­опека в семье, где много ограничений из-за болезни ребен­ка. У родителей вы­раженное чувство вины, страха и тре­вожности за его жизнь. Болезнь ста­новится центром внимания семьи в ущерб общему разви­тию ребенка Центральная роль принадлежит неблагоприятным условиям воспитания, высту­пающим как психо - травмирующие факто­ры: — эмоциональная депривация; — жесткое обраще­ние; — развод родителей; — психологические травмы; — стресс Социальный фактор в виде неблагоприят­ных условий воспитания в семье и детском саду еще более замедляет развитие за счет наслоения микросоциальной и педагогиче­ской запущенности, аномалия становится более стойкой и выраженной. Ситуация систематического неуспеха (в массовой школе, группе детского сада), отрицательно влияет на их дальнейшее ин­теллектуальное развитие, способствует де­формации личности: — заниженный уровень притязаний, изоля­ция в пределах класса из-за неуспеваемости; — недостаточность эмоциональных контак­тов и симпатий со сверстниками. Это порождает гиперкомпенсаторные реак­ции: фиксация на игре, нарушения поведе­ния, избегание общения
поведение на медико-консилиуме Инфантильное те­лосложение, дети выглядят младше своего возраста, «детская» речь, «полевой» характер поведения (все тро­гает, быстро броса­ет). Болезненный вид, отсутствие эмоций на лице, вялость, пассивность, физи­ческая ослаблен-ност ь, отсутствую­щий взгляд, нет за­интересованности в новых знаниях. В одних случаях гипер-подвижны, активны, требовательны, обща­ются по поводу своих интересов, если что-то не устраивает — оби­жаются, злятся. При неуспехе — отказ от деятельности. У детей с преобладанием органического инфантилизма — инфантильные черты внешности и телосложения. В зависимости от преобладающего фона настроения прояв­ления различны: импульсивны, растормо­жены, жизнерадостны, не понимают запре­тов, непоседливы, отказываются от учебных заданий, предпочитая простую манипуля­цию с предметами.

Внешние проявления, общение, психолого-педагогическом Общаются легко, часто стремятся к тактильной близости. Пугаются большого количества взрослых на МИПК и отказываются от заданий, но есть возможность их заинтересовать и тогда страх проходит Насторожен, необщителен с незнакомыми, отказывается отвечать на вопросы. На контакт с детьми идет нелегко, предпочитает игры в одиночку, безынициативен. На МППК тревожен, отказывается выполнять задания, плачет и прячется за маму В других случаях боязливы, неконтактны, не отвечают на вопросы. Отказываются от незнакомых предметов, могут плакать, пугаться настойчивости взрослых, из-за чего испытывают трудности на МППК Могут быть боязливыми, тревожными, пассивными. Настороженно относятся к незнакомым взрослым и новым заданиям. Часто отказываются от выполнения заданий на МППК, при настойчивости взрослого могут заплакать, на вопросы не отвечают. С детьми общение затруднено, предпочитают играть в одиночку или с 1—2 партнерами, но сюжет не перестраивают. Часто имеют нарушения развития органов зрения, слуха, речи, парезы лица. Из-за несформированности навыков опрятности вызывают неприятие у сверстников
 
Возможные вторичные нарушения, прогноз развития Патологический тин формирования личности — по типу неустойчивости (слабохарактерность, внушаемость, податливость влиянию, в том числе антисоциальному поведению: склонность к алкоголизму, Уход в болезнь, ипохондрические настроения, склонность к депрессии. Хроническая болезнь часто приводит к обучению по индивидуальному плану вследствие чего наблюдается недостаток знаний, несформированность Патологический тип формирования личности по типу — неустойчивость, агрессивность, враждебность. При ранней коррекции недостатков развития, устранении психотравмирующей ситуации, нормализации Для детей 1-й группы прогноз развития по неустойчивому типу, осложненный большими трудностями в усвоении академических знаний, умений и навыков, формировании познавательной деятельности. Неврозоподобные явления при поступлении в массовую школу, трудности адаптации и обучения. Возможно асоциальное формирование личности при сохранении органического инфантилизма. Посещение специализированной группы детского сада, обучение в классе компенсирующего

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ

Наши рекомендации