Тема № 11. Профессиональные отравления и их профилактика. €

Цель: Формирование знаний о производственных ядах и профессиональных отравлениях, навыков разработки мероприятий по профилактике неблагоприятного воздействия их на работающих.

Задачи обучения:

- формирование знаний об основных понятиях о ядах, характере их действия;

- формирование знаний о классификации промышленных ядов;

- формирование знаний о воздействии наиболее распространенных и опасных промышленных ядов на организм человека;

- формирование знаний о мерах профилактики профессиональных отравлений;

- формирование навыков разработки плана мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия промышленных ядов на работающих.

Форма проведения: выполнение учебно-исследовательского задания и решение ситуационных задач, работа в малых группах

Задания по теме:

Задание № 1.Ознакомиться с приказом № 243 МЗ РК «О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров…» (правовая компетенция).

Задание № 2.Решить ситуационные задачи по выбору индивидуальных средств защиты (компетенция - навыки).

Задание № 3.Ответить на тестовые вопросы (компетенция - знания)

Раздаточный материал:не имеется

Литература:

Основная:

1. Гигиена /Под ред. акад.РАМН Г.И.Румянцева. - М.:ГЭОТАР МЕДИЦИНА.2000.-494-513.

2. Гурова А.И, Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене- М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1991-С. 162-167

3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. –Ростов н/Дону: «Феникс»,2002.- С.305-317.

4. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. – М.:ГРУ ВУНМЦ МЗ РФ,2001. –С.214-226.

Дополнительная:

1.Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда. - М.: Медицина, 1988-С.227-255.

2.Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г. и др.- Общая гигиена: пропедевтика гигиены. – К.: Вища шк.,1999.- С.428-451, 488-511.

3. О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, подвергающихся воздействию вредных, опасных и неблагоприятных производственных факторов и определения профессиональной пригодности. Приказ МЗ РК № 243.

4. Пивоваров Ю.П. и др. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. М.: Медицина, 1983 – С.161-171

5. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена, М.: Медицина ,1985 – С.354-385.

6. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда /под ред. В.Ф.Кириллова – 2-е изд. - М.: Медицина, 2001. – С.189-223.

7. Санитарные правила и нормы по гигиене труда в промышленности. - Часть. 1- Омск: ИПК «Омич»,1995. – 479 с.

8. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М.,. Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Гигиена: Учебник для вузов/ Под ред. У.И. Кенесариева.- Алматы: «Самара-Принт», 2009.-688 с., стр.494-586.

Контроль ( устный опрос -компетенция - знания):

1. Промышленные яды, классификация.

2. Пути поступления, превращения и выделения ядов из организма.

3. Острые и хронические профессиональные интоксикации. Отдаленные последствия влияния ядов на организм.

4. Профессиональные отравления, вызываемые некоторыми промышленными ядами и их профилактика.

5. Система мероприятий по профилактике неблагоприятного действия промышленных ядов

Ситуационные задачи

Задача № 1

Аппаратчик химического производства имеет постоянный контакт с азотной и серной кислотами. Какие виды средств индивидуальной защиты нужны для рабочих в данном случае?

Задача № 2

Какими средствами индивидуальной защиты должен быть снабжен сталевар мартеновского цеха?

Задача № 3

Для опудривания резиновых шлангов используется тальк , 80% рабочих операций производится вручную. Какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать?

Задача № 4

В компрессорном отделении уровень шума достигает 80 дБ, аппаратчик 80% рабочего времени тратит на снятие показаний приборов. Какие средства индивидуальной защиты следует использовать в данном случае?

Задача № 5

На складе минеральных удобрений продукция хранится навалом, загружается непосредственно в машины или вагоны. Укажите, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в момент загрузки?

Тесты:

1. Острое профессиональное заболевание возникает после:

а) однократного воздействия вредного фактора в концентрациях или уровнях, не превышающих гигиенические нормативы.

б) однократного воздействия вредного фактора в концентрациях или уровнях, значительно превышающих гигиенические нормативы.

в) повторного, но не длительного воздействия вредного фактора в концентрациях или уровнях, превышающих предельно допустимые

г) многократного и длительного воздействия вредных факторов в концентрациях и уровнях, превышающих предельно допустимые

д) многократного и длительного воздействия вредных факторов в концентрациях или уровнях, не превышающих предельно допустимые.

2. Функциональная кумуляция - это:

а) суммация вызываемых ядом изменений

б) накопление яда в организме

в) способность вызвать острое отравление

г) вероятность возникновения вредных эффектов в реальных условиях производства химических веществ

д) минимальная концентрация яда, вызывающая патологические изменения

3. Липидорастворимые вещества больше всего накапливаются в:

а) костях

б) мышцах

в) селезенке

г) костном мозгу

д) щитовидной железе

4.Свинец депонируется преимущественно в:

а) селезенке

б) костях

в) кишечнике

г) мышцах

д) надпочечниках

5. Острый токсический бронхиолит возникает в результате действия ядов преимущественно:

а) нейротропного действия

б) ядов крови

в) раздражающего действия

г) канцерогенного действия

д) сенсибилизирующего действия

6. Независимое действие ядов - это действие:

а) при котором комбинированный эффект не отличается от изолированного действия каждого яда

б) при котором эффект комбинированного воздействия менее ожидаемого при простой суммации

в) при котором наблюдается усиление эффекта

г) при котором суммарный эффект смеси равен сумме эффектов действующих компонентов

д) на организм факторов различных природы7.

7. Антагонистическое действие - это действие:

а) при котором комбинированный эффект не отличается от изолированного действия каждого яда

б) при котором эффект комбинированного воздействия меньше, чем при простой суммации

в) при котором наблюдается усиление эффекта

г) при котором суммарный эффект смеси равен сумме эффектов действующих компонентов

д) на организм факторов различной природы

8. Синергизм или потенцированное действие - это действие:

а) при котором комбинированный эффект не отличается от изолированного действия каждого яда

б) при котором эффект комбинированного воздействия меньше, чем при простой суммации

в) при котором наблюдается усиление эффекта

г) при котором суммарный эффект смеси равен сумме эффектов действующих компонентов

д) на организм факторов различной природы

9. К отдаленным последствиям влияния ядов на организм относятся:

а) раздражающее действие

б) кожно-резорбтивное действие

в) канцерогенное действие

г) гемолитическое действие

д) нефротоксическое действие

10. Какой из ядов может привести к развитию профессионального заболевания после однократного воздействия в небольших концентрациях:

а) свинец

б) бериллий

в) марганец

г) ртуть

д) ДЦТ

11. Степень кумуляции яда характеризует:

а) опасность развития хронических интоксикаций

б) опасность развития острой интоксикации

в) возможность развития интоксикации при ингаляционным введении яда

г) возможность адаптации организма к действию яда..

д) вероятность химического превращения яда в организме.

12. Для каких ядов должен устанавливаться предельно допустимый уровень загрязнения кожи:

а) поступающих в организм ингаляционным путем

б) поступающих через желудочно-кишечный тракт

в) -«- -«- слизистые оболочки глаз

г) обладающих кожно-резорбтивным действием д)поступающих ингаляционным путем

д) через желудочно-кишечный тракт

13. Основной путь поступления свинца в организм рабочего:

а) органы дыхания

б) желудочно-кишечный тракт

в) слизистые оболочки глаз

г) кожные покровы

д) ротовая полость

14. Наиболее быстрый путь поступления промышленных ядов в организм:

а) неповрежденная кожа

б) слизистые оболочки глаз

в) желудочно-кишечный тракт

г) легкие

д) поврежденная кожа

15. Гематологические сдвиги при свинцовой интоксикации:

а) анемия, ретикулоцитоз, увеличение количества базофильнозернистых эритроцитов

б) нейтрофильный лейкоцитоз

в) компенсаторный эритроцитоз

г) лейкопения

д) гипохромная анемия

16. Характерные для действия свинца изменения обмена веществ:

а) изменение порфиринового обмена

б) повышение уровня бил:лирубина

в) снижение активности щелочной фосфатазы

г) повышение активности аминотрансфераз

д) снижение уровня билирубина

17. Демеркуризация - это:

а) очистка помещений от ртути

б) очистка помещений от свинца

в) возгонка металлической ртути

г) снижение концентрации паров ртути в помещении.

д) процесс получения жидкой ртути.

18. Хронические профессиональные заболевания возникают после:

а) однократного воздействия вредного фактора в концентрациях или уровнях, не превышающих гигиенические нормативы.

б) однократного воздействия вредного фактора в концентрациях или уровнях, значительно превышающих гигиенические нормативы.

в) повторного, но не длительного воздействия вредного фактора в концентрациях или уровнях, превышающих предельно допустимые.

г) многократного и длительного воздействия вредных факторов в концентрациях или уровнях, превышающих предельно допустимые.

д) многократного и длительного воздействия вредных факторов в концентрациях или уровнях, не превышающих предельно допустимые уровнях, не превышающих предельно допустимые.

Тема № 12..Основные понятия в радиационной гигиене. Принципы обеспечения радиационной безопасности персонала при работе с источниками ионизирующих излучений- 3 часа

Цель: Формирование знаний об основных мероприятиях по обеспечению радиационной безопасности персонала при работе с источниками ионизирующих излучений.

Задачи обучения:

- формирование знаний об основных понятиях, терминах и определениях в радиационной гигиене;

- формирование знаний об естественных и искусственных источниках ионизирующих излучений и их вкладе в облучение человека;

- формирование знаний об основных принципах и мероприятиях по защите персонала при работе с открытыми и закрытыми источниками ионизирующих излучений;

Форма проведения:решение ситуационных задач, работа в малых группах

Задания по теме:

Задание № 1.Ознакомиться с принципами обеспечения радиационной безопасности персонала при работе с источниками ионизирующих излучений (компетенция – знания)

Задание № 2.Решить ситуационные задачи по обеспечению радиационной безопасности медперсонала при работе с источниками ИИ (компетенция - навыки)

Раздаточный материал:не имеется

Литература

Основная:

1. Радиациялық гигиена. Оқу құралы. Кенесариев У.И., Бекмагамбетова Ж.Д., Жоламанов М.Е., Рузуддинова Г.Т. - Алматы, 2004, 169 б.

2. Гигиена / Под ред. Акад.РАМН Г.И.Румянцева.- М.: ГЭОТАР Медицина,2000.- С.394- 419.

3. Бекмагамбетова Ж.Д.. Радиационно-экологические аспекты безопасности населения.-Учебное пособие. – Алматы, 2002. – 304 с.

4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека.- М.:Изд.центр «Академия», 2004.- С.372-383.

5. Пивоваров Ю.П.- Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. -М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ,2001.- С. 235-253.

Дополнительная:

1. Закон Республики Казахстан «О радиационной безопасности» - Акмола. - 23.04.98.

2. Гурова А.И., Горлова О.Е.- Практикум по общей гигиене. - М.: Издательство Университета дружбы народов, 1991-С.138-152.

3. Кириллов В. Ф. , Книжников В. А. , Коренков И. П. – Радиационная гигиена⁄ Учебник – М. : Медицина , 1999. – С.27-175,196-222, 346-351.

4. Кириллов В.Ф., Архангельский В.И. , Коренков И.П. Руководство к практическим занятиям по радиационной гигиене. – М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. – С.6-24, 26-29, 87-101.

5. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99), СП 2.6.1.758-99. – Агентство РК по делам Здравоохранения, 1999. – 79 с.

6. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э., Величко А.Л. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. – М.:Медицине,1983. –С.114-135.

7. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена. – М.:Медицина, 1985. – С.301-327.

8. СанПин «Санитарно-гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности» / Утверждены 31.01.2003, № 97. – Астана, 2003.

9. Холл Э.Дж. Радиация и жизнь. – М.:Медицина,1989. – 256с.

10. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М.,. Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Гигиена: Учебник для вузов/ Под ред. У.И. Кенесариева.- Алматы: «Самара-Принт», 2009.-688 с., стр.534-541.

Контроль (устный опрос - компетенция - знания):

1. Природные (естественный радиационный фон Земли) и искусственные (техногенные и медицинские) источники ионизирующих излучений их вклад в облучение человека. Применение источников ИИ в медицине.

2. Понятие о критических органах. Группы критических органов.

3. Основные принципы обеспечения радиационной безопасности при работе с источниками ИИ.

4. Средства индивидуальной защиты.

Ситуационные задачи:

Вопросы к задачам:

1. Оцените размещение, планировку, состав помещений, оборудование и отделку кабинета лучевой диагностики.

2. Оцените дозовую нагрузку (эффективную эквивалентную дозу) на врача в течение года, месяца, дня.

3. Оцените мощность дозы на рабочем месте.

4. Оцените эффективность применяемых врачом средств индивидуальной защиты.

5. Оцените проводимый дозиметрический контроль (индивидуальный и на рабочих местах), какие приборы для этого могут применяться?

Задача №1

Кабинет лучевой диагностики размещен в подвальном помещении в отдельно стоящем здании поликлиники.

Санитарный паспорт на право эксплуатации кабинета выдан 1,5 года назад. Помещение кабинета лучевой диагностики обогревается электрообогревателем, имеет централизованное водоснабжение и канализацию. Температура воздуха в помещении - 20 градусов.

Помещение процедурной имеет естественное и искусственное освещение, пультовой только искусственное освещение.

Все рентгенологические процедуры, за исключением рентгенологических в режиме просвечивания, в дневное время должны проводится при естественном освещении. Отношение площади окон к площади пола - 1/20.

Все помещения кабинета лучевой диагностики оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией на механическом побуждении, обеспечивающие однократный воздухообмен в час по притоку и двукратная по вытяжке. Система приточной вентиляции не обеспечена калориферами и фильтром очистки воздуха. Вытяжка осуществляться из верхней зоны, приток воздуха в нижнюю зону

Пол в помещении кабинета лучевой диагностики из линолеума выстланный по бетонному полу. В помещениях фотолаборатории и санузла полы выполнены из дерева.

Стены и потолок помещения кабинета лучевой диагностики окрашены в чёрный цвет водоэмульсионной краской. В помещениях фотолаборатории и санузла панели покрыты штукатуркой.

В процедурном помещении размещено 2 рентгеновских аппарата. Фотолаборатория, размещается на 1-м этаже вдали от остальных помещений кабинета лучевой диагностики.

Комната управления (пультовая) связана с процедурной переговорным устройством, а также дверью и смотровым окном, с обычным стеклом, для наблюдения за пациентом.

В кабинетах лучевой диагностики осуществляться контроль только за лучевыми нагрузками персонала кабинета.

Периодичность измерений мощности экспозиционной дозы на рабочих местах персонала один раз в три года. Периодичность измерения индивидуальных доз постоянно, с ежеквартальной регистрацией результатов.

Эффективная эквивалентная доза, получаемая врачом-рентгенологом за неделю равна 0,5 мЗв.

Мощность дозы на рабочем месте врача рентгенолога диагностического кабинета достигает 3 мкЗв/сек.

Средства индивидуальной защиты врач не использует.

Рентгеновские пленки и рентгенограммы хранятся в металлических ящиках, закрывающиеся крышками. В кабинете лучевой диагностики хранится 3 кг рентгеновской пленки и рентгенограмм.

Медсестра рентгеновского кабинета производит прием пищи и курение в процедурной кабинета лучевой диагностики.

После окончания работы в кабинете лучевой диагностики проводится сухая уборка.

Задача №2

Кабинет лучевой диагностики, принадлежащий частной клинике, размещён в пристройке к жилому зданию с применением мер, по защите жилых помещений, смежных с пристройкой.

Санитарный паспортна право его эксплуатации отсутствует.

Состав помещений: процедурная, пультовая, фотолаборатория.

Помещения кабинета лучевой диагностики имеют отопление, централизованное водоснабжение и канализацию. Температура воздуха в помещениях 18 градусов.

Помещения процедурной и пультовой имеют естественное и искусственное освещение.

Помещение пультовой отделено от помещения процедурной перегородкой из гипсокартона, которая имеет окошко из просвинцованного стекла.

Отношение площади окон к площади пола помещений - 1/8.

Вентиляция естественная, посредством форточек.

Пол в помещении кабинета лучевой диагностики из деревянного паркета по бетонному основанию. Стены и потолок окрашены в светлые тона (известковая побелка). Панели стен покрыты масляной краской. В помещении фотолаборатории панели покрыты облицовочной плиткой.

В процедурном помещении размещено два рентгеновских аппарата, лучевая трубка направлена в сторону капитальной стены, в противоположенную сторону от пультовой.

Фотолаборатория размещается в смежном с кабинетом лучевой диагностики помещении и имеет вход из пультовой комнаты.

Комната управления (пультовая) не имеет переговорного устройства.

В кабинете лучевой диагностики осуществляться контроль за лучевыми нагрузками на персонал кабинета и на пациентов, которым проводятся рентгеновские процедуры.

Контроль за лучевыми нагрузками на персонал включает в себя измерение мощности экспозиционной дозы на рабочих местах.

Периодичность измерений мощности экспозиционной дозы на рабочих местах персонала раз в год. Измерения индивидуальных доз не производится.

Мощность дозы на рабочем месте персонала диагностического кабинета достигает значения 2 мкр/сек.

Эффективная эквивалентная доза, получаемая врачом-рентгенологом за месяц равна 2 мЗв.

Из средств индивидуальной защиты используется фартук двусторонний.

Рентгеновские пленки и рентгенограммы хранятся в картонных коробках в помещении пультовой в количестве 2 кг.

Индивидуальные средства защиты из свинца и просвинцованной резины хранятся в платяном шкафу в открытом виде.

Перед и после окончания работы в кабинете лучевой диагностики проводится влажная уборка с мытьем полов и тщательная дезинфекция элементов и принадлежностей рентгеновского аппарата, с которыми соприкасаются пациент и врач при исследовании. Два раза в месяц производиться влажная уборка с использованием 1-2 % раствора уксусной кислоты.

Содержание в воздухе помещений кабинета лучевой диагностики окислов азота - 0,09 мг/м3, озона 0,01 мг/м3, свинца 0,007 мг/м3

1. Оцените размещение, планировку, состав помещений, оборудование и отделку кабинета лучевой диагностики.

2. Оцените дозовую нагрузку (эффективную эквивалентную дозу) на врача в течение года, недели, дня.

3. Оцените мощность дозы на рабочем месте.

4. Оцените эффективность применяемых врачом средств индивидуальной защиты.

5. Оцените проводимый дозиметрический контроль (индивидуальный и на рабочих местах), какие приборы для этого могут применяться?

6. Оцените содержание в воздухе помещений кабинета лучевой диагностики окислов азота, озона, свинца.

Задача №3

Кабинет рентгеноскопии располагается смежено с платами для больных в составе терапевтического отделения и имеет одно помещение. Освещение естественное и искусственное, СК 1/9. Вентиляция приточно-вытяжная на механическом побуждении. Пол бетонный, местами покрыт листовым железом. Стены и потолок покрыты масляной краской. Пучок ионизирующего излучения рентген аппарата направлен в сторону окна. Из диагностических мероприятий, главным образом проводится рентгеноскопия органов грудной и брюшной полостей. При рентгеноскопии (положение торакоскопии) врач-рентгенолог защищен свинцовым стеклом экрана. При пальпации отдельных участков тела пациента, кисти рук рентгенолога оказываются в поле прямого пучка излучения. Годовая эффективная доза, получаемая врачом достигает 35 мЗв. Дозиметрический контроль на рабочем месте проводится 1 раз в год. Измерение индивидуальных доз производится ежедневно.

Наши рекомендации