Тема № 2: Гигиеническая оценка микроклимата помещений. Оценка отопления. - 3 часа.

Цель. Формирование знаний оценки микроклиматических условий в жилых и больничных помещениях и навыков осуществления мероприятий по профилактике их неблагоприятного воздействия.

Задачи:

- формирование знаний о роли химической и физической терморегуляции в обеспечении теплового гомеостаза организма;

- формирование знаний о показателях микроклимата и их нормативах в жилых помещениях и ЛПО;

- формирование знаний об оптимальных системах отопления;

- формирование навыков определения физических параметров воздуха в помещении;

- формирование навыков оценки микроклимата;

- формирование навыков рекомендации мероприятий по оптимизации микроклимата

Основные вопросы темы

1. Механизмы терморегуляции организма человека

2. Физические факторы воздушной среды, определяющие теплообмен организма человека с окружающей средой, и их гигиеническое значение.

3. Микроклимат, как комплекс физических свойств воздушной среды, определяющий тепловое состояние организма, влияние неблагоприятных микроклиматических условий на организм человека.

4. Мероприятия по профилактике неблагоприятного воздействия микроклиматических условий.

5. Методы измерения и оценки физических свойств воздуха.

Методы обучения и преподавания:в малых группахознакомление с приборами и определение температуры, влажности и скорости движения воздуха, дискуссия, решение ситуационных задач.

Литература

Основная:

1.Гигиена / Под ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.:ГЭОТАР:Медицина,2000.- С.76-110, 197-220.

2.Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – Ростов н/Д:»Феникс».2002.- С.59-73, 31-47, 48-53.

3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд. – М.:ГОУВУНМЦ МЗ РФ, 2001. – С.7-16, 190-194.

Дополнительная:

1.Амрин М.А. Гигиеническая оценка воздушной среды/Учебно-методическое пособие для студентов медицинских факультетов. – Алматы: КазНМУ, 2003. – С. 6-21, 48-50.

2.Гурова А.И.,Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене.-М.:Изд-во Университета дружбы народов.1991.- С.11-31

3. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г. и др. Общая гигиена: пропедевтика гигиены.- К.:Вища шк.,1999.- С.177-237, 140-142, 237-289.

4.Пивоваров Ю.П. и др. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. - М.: Медицина, 1983.- С.93-101.

5.Румянцев Г.И. с соавт. – Общая гигиена.- М.: Медицина,1985.- С.263-268.

6. Санитарные правила и нормы «Требования к устройству и содержанию больничных

организаций и организаций охраны материнства и детства» от 24.06 2002 г.

7. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М.,. Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Гигиена: Учебник для вузов/ Под ред. У.И. Кенесариева.- Алматы: «Самара-Принт», 2009.-688 с., стр.47-89.

Контроль

· 1. Исходного уровня знаний в устном опросе по вопросам (компетенция - знания):

1. Микроклимат. Параметры микроклимата.

2. Влияние на организм высоких и низких температур воздуха.

3. Гигиеническое значение влажности. Виды влажности. Единицы измерения.

4. Гигиеническое значение скорости движения воздуха. «Роза ветров» и ее прикладное значение.

5. Гигиеническое значение барометрического давления. Влияние на организм повышенного и пониженного барометрического давления.

6. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата, как основа мероприятий по обеспечению оптимального микроклимата помещений.

7. Виды микроклимата: комфортный, дискомфортный перегревающий и охлаждающий.

8. Влияние неблагоприятных микроклиматических условий на организм человека.

9. Мероприятия по профилактике неблагоприятного воздействия микроклиматических условий.

10. Методы измерения и оценки температуры, влажности и скорости движения воздуха.

11.Достоинства и недостатки различных систем отопления.

· 2. Заключительного уровня знаний по результатам выполнения самостоятельной работы студентов:

Задание №1. Ознакомиться с методикой определения температуры, влажности и скорости движения воздуха в помещениях, устройством и принципами работы приборов, используемых для этих целей (компетенция - знания).

Задание № 2.Определить температуру, влажность и скорость движения воздуха в помещении, сравнить с нормативами, дать заключение о микроклимате помещения и рекомендации по его оптимизации (компетенция – навыки, правовая компетенция).

Тема № 3. Гигиеническая оценка инсоляционного режима, естественного и искусственного освещения в помещениях. – 2 часа Цель: Формирование знаний о гигиенических требованиях к естественному и искусственному освещению жилых помещений и больниц, навыков оценки освещенности и инсоляционного режима в помещениях. Задачи: - Формирование знаний о гигиенических требованиях к естественному освещению помещений; - формирование знаний об основных показателях естественного освещения, методах определения, нормативах; - формирование знаний о типах инсоляционного режима и их гигиеническом значении; - формирование знаний о гигиенических требованиях, предъявляемых к искусственному освещению, методам определения; - формирование навыков оценки естественного освещения, определяя показатели СК, КЕО, угла падения лучей, угла отверстия, коэффициента заглубления; - формирование навыков оценки инсоляционного режима в ЛПО, правильного размещения больных в палатах с учетом требуемого для них инсоляционного режима. Основные вопросы темы: 1. Показатели и методы оценки естественного и искусственного освещения помещений 2. Гигиенические требования к инсоляционному режиму, естественному и искусственному освещению жилых и лечебных помещений. Методы обучения и преподавания: работа в малых группах: выполнение учебно-исследовательских заданий по оценке естественного и искусственного освещения в аудитории. Литература: Основная: 1. Гигиена / Под ред. акад РАМН Г.И.Румянцева.- М.:ГЭОТАР Медицина.2000.-С.105-110, 350-353, 360-393, 458-461. 2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека.- Ростов н/Д:»Феникс»,2002.-С.48-58, 286. 3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. – М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. – С. 16-27. Дополнительная: 1. Амрин М.К. Гигиеническая оценка воздушной среды. – Алматы:Информационно-издательский отдел КазНМУ, 2003. – 66 с. 2. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена. М.: Медицина, 1985. С. 151-164, 271-276. 3. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э., Величко А.А. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. М.: Медицина, 1983. С. 101-110, 199-210. 4. Гурова А.И., Горлова О.Е., «Практикум по общей гигиене», М.,1991, стр.31-38. 5. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков – М.: Медицина,2002.- С.333-343. 6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию дошкольных организаций от 4.07.03г. № 2.01.017.03. 7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и условиям обучения в общеобразовательных и интернатных организациях № 2.01.015.03. 8. СНиП РК 3.02-25-2004. Общеобразовательные учреждения.- Астана.2005. 9. СНиП РК 3.02-24-2004. Дошкольные учреждения.- Астана.2005. 10. Санитарные правила и нормы РК «Требования к устройству и содержанию больничных организаций и организаций охраны материнства и детства» от 24.06 2002 г. 11. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М.,. Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Гигиена: Учебник для вузов/ Под ред. У.И. Кенесариева.- Алматы: «Самара-Принт», 2009.-688 с., стр.47-89.   Контроль: · Исходного уровня знаний в устном опросе по вопросам (компетенция - знания): 1. Влияние видимого света на организм. Значение рационального освещения помещений. 2. Факторы, определяющие естественное освещение помещений. 3. Показатели естественного освещения помещений, их нормативы, методика определения. 4. Гигиеническое значение инсоляции. Инсоляционные режимы, виды. 5. Основные гигиенические требования, предъявляемые к искусственному освещению 6. Виды и источники искусственного освещения, их характеристика 7. Типы светильников. Гигиенические требования к осветительной арматуре. 8. Принципы устройства и работы люксметра. · Заключительного уровня знаний по результатам выполнения заданий и тестам: Задания: 1. Измерить в учебной аудитории СК, КЕО (при заданной освещенности снаружи), расстояние между окнами, коэффициент заглубления (компетенция - навыки) 2.Измерить освещенность при искусственном освещении люксметром (компетенция - навыки) 3.Дать гигиеническую оценку светильников (компетенция - навыки) 4.Определить инсоляционный режим в помещении (компетенция - навыки) 5. На основании полученных данных составить заключение о соответствии освещения гигиеническим требованиям и рекомендации по его коррекции (правовая компетенция). Тесты (компетенция - знания): Угол отверстия – это показатель: · естественного освещения · искусственного освещения · интенсивности солнечного потока · уровня шума · интенсивности шума Угол падения – это показатель: · искусственного освещения · уровня шума · интенсивности шума · естественного освещения · направления светового потока КЕО – это показатель: · влажности воздуха · t воздуха · скорости движения воздуха · освещенности · бак. загрязненности воздуха Оптимальная ориентация зданий в южных регионах: · С · В · З · Ю · Ю, ЮВ В холодной климатической зоне предпочтительна ориентация зданий: · западная · южная · северная · восточная · северо-восточная В жаркой климатической зоне недопустима ориентация зданий: · в западном направлении · в восточном направлении · в северо-восточном · в северном · юго-восточном Для оценки естественного освещения жилищ не используются: · световой коэффициент · угол падения · угол отверстия · удельная мощность светильников · коэффициент заглубления Угол отверстия при оценке естественного освещения на рабочих местах должен быть: · не менее 10 градусов · не менее 5 градусов · не менее 15 градусов · не менее 27 градусов · не менее 20 градусов При расчете необходимого количества светильников не учитывается: · коэффициент отражения потолка, пола, · стен · высота подвеса · заданный уровень освещенности · мощность ламп · высота помещения Для каких помещений достаточен СК 1:6 – 1:7 : · для больничной палаты · для операционной · для учебных помещений · для родовых · для аудиторий Для каких помещений СК должен быть не менее 1:4 – 1:5 : · больничной палаты · жилой комнаты · санузлов · коридоров · учебных помещений Для каких помещений достаточен КЕО – 1 %: · аудиторий · классов · операционных · родовых · послеродовых палат

Тема №. 4. Гигиеническая оценка качества питьевой воды и источников водоснабжения.- 3 часа

Цель. Формирование знаний о гигиеническом значении водного фактора и навыков оценки качества питьевой воды и возможности использования водоисточников для водоснабжения

Задачи:

- Формирование знаний об основных критериях качества питьевой воды и гигиеническом значении микробиологических, химических, органолептических и радиологических показателей СанПина РК «Питьевая вода», по которым они определяются;

- формирование знаний о санитарно-гигиенической характеристике подземных и поверхностных источников и систем водоснабжения;

- формирование знаний о тактике работы санитарного врача (принципы отбора проб воды, оформление сопроводительной документации).

- формирование навыков оценки качества воды питьевой и дачи заключения об ее пригодности по результатам анализа.

Основные вопросы темы:

1. Роль водного фактора в развитии инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний

2. Профилактика заболеваний, связанных с водным фактором

3. Оценка качества питьевой воды

4. Санитарная надежность подземных и поверхностных водоисточников

Методы обучения и преподавания:решение ситуационных задач, дискуссия

Литература

Основная:

1. Гигиена / Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА,2000.-С.111-175с.

2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека.- Ростов н/Д:»Феникс»,2002. – С.74-108.

3. Гурова А. И. , Горлова О. Е. – Практикум по общей гигиене . – М. : Изд– во Университета дружбы народов , 1991. – С. 39-54.

4. Аликеева Г.М. Гигиена воды/Учебно-методическое пособие. – Алматы.: КазНМУ, 2003. – 70 с.

5. Аликеева Г.М., Рузуддинова Г.Т. Оқу құралы «Су гигиенасы». - Алматы, 2006 ж. - 74 б.

Дополнительная:

1. Кенесариев У.И., Жакашов Н.Ж. Экология и здоровье населения. Учебник для медицинских вузов и колледжей. – Алматы: НИЦ«Ғылым», 2002. – С.46-70.

2. Кенесариев У.И., Жакашов Н.Ж.. .Экология және халық денсаулығы. - Алматы: «Ғылым», 2002. – С.46-70.?

3. Неменко Б.А., Кенесариев У.И. Коммуналды гигиена. -

4. Пивоваров Ю. П. , Гоева О. Э. , Величко А. А. – Руководство к лабораторным занятиям по гигиене . – М. : Медицина , 1983.-С.42-58.

5. Румянцев Г. И. , Вишневская Е. П. , Козлова Т. А. –Общая гигиена –М.: Медицина, 1985. –С. 106-151.

6. СанПиН РК 3.02.002.04 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения».

7. СанПиН РК № 2999 от 11.08.2004г. «Санитарно-эпидемиологические требования по охране поверхностных вод от загрязнения». – 17с.

8. СанПиН РК № 229 от 13.05. 2005г. «Санитарно-эпидемиологические требования к нецентрализованному хозяйственно-питьевому водоснабжению». – 7с.

9. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М.,. Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Гигиена: Учебник для вузов/ Под ред. У.И. Кенесариева.- Алматы: «Самара-Принт», 2009.-688 с., стр.105-151.

Контроль

Исходного уровня знаний в устном опросе по вопросам (компетенция - знания):

1. Гигиеническое значение воды.

2. Роль водного фактора в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний.

3. Заболевания, обусловленные природным химическим составом и химическим загрязнением воды.

4. Гигиенические требования к качеству питьевой воды (СанПиН РК 3.02.002.04. «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения»)

5. Источники водоснабжения (поверхностные, подземные).

6. Системы хозяйственно-питьевого водоснабжения: централизованная и децентрализованная.

7. Мероприятия по профилактике заболеваний, связанных с водопользованием, тактика работы санитарного врача. Санитарная охрана водоисточников.

Заключительного уровния знаний:

Задание 1: ознакомиться сСанПиН РК 3.02.002.04. «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения» (компетенция – правовая)

Задание 2: ситуационные задачи по оценке качества питьевой воды (компетенция - навыки)

1. Дайте заключение о качестве воды, подаваемой в сеть:

запах – 2б

вкус, привкус – 2б

цветность - 20º

сухой остаток –340 мг/л

хлориды –84 мг/л

сульфаты –154 мг/л

железо – 0,03 мг/л

общая жесткость – 5,5 ммоль/л

нитраты –3,0 мг/л

фтор –0,75 мг/л

остаточный хлор-0,5 мг/л

микробное число – 40

общие и термотолерантные кишечные бактерии и колифаги- отсутствуют в 100 мл воды

удельная α-загрязненность –0,5 Бк /л

2. Дайте заключение о качестве питьевой воды в зоне с умеренным климатом:

запах – 2б

привкус –3б

цветность -10º

мутность 0,5 мг/л

сухой остаток – 2400 мг/л

хлориды – 520 мг/л

сульфаты – 900 мг/л

железо – 0,3 мг/л

медь- 0,5 мг/л

общая жесткость – 15 ммоль/л

фтор – 1,0 мг/л

микробное число – 30

общие и термотолерантные кишечные

бактерии и колифаги - отсутствуют в 100 мл

3. Дайте заключение о качестве воды, подаваемой в сеть:

запах и привкус – 1б

цветность-10º

мутность –1мг/л

жесткость –5 ммоль/л

сухой остаток –800 мг/л

хлориды – 300 мг/л

сульфаты – 430 мг/л

фтор – 1,0 мг/л

свинец – 0,04 мг/л

кадмий – 0,005 мг/л

общие и термотолерантные кишечные бактерии и колифаги – 0 в 100 мл

4. Дайте заключение о качестве водопроводной воды:

вкус, привкус – 2б

цветность - 25º

сухой остаток –800 мг/л

хлориды –400 мг/л

сульфаты –180 мг/л

железо – 0,5 мг/л

общая жесткость – 7,1 ммоль/л

нитраты –10 мг/л

фтор –0,9 мг/л

остаточный хлор-0,7 мг/л

микробное число – 30

общие и термотолерантные кишечные бактерии и колифаги- отсутствуют в 100 мл воды

удельная α-загрязненность –0,15 Бк /л

5.Дайте заключение о качестве питьевой воды в жаркой климатической зоне:

запах – 2б

привкус –3б

цветность -10º

мутность 0,5 мг/л

сухой остаток – 1200 мг/л

хлориды – 350 мг/л

сульфаты – 600 мг/л

железо – 0,5 мг/л

медь- 1,5 мг/л

общая жесткость – 10 ммоль/л

фтор – 1,0 мг/л

микробное число – 30

общие и термотолерантные кишечные

бактерии и колифаги - 2 -в 100 мл

Наши рекомендации