Тема № 3. История развития гигиены. Современные направления гигиены в РК. -1 час.
Цель: Формирование знаний о методах изучения гигиены, истории развития.
План лекции:
· История развития гигиены.
· Современные направления гигиены в РК..
Тезисы лекции:
Истоки гигиены как совокупности эмпирических знаний о влиянии на здоровье человека условий его жизни восходят к временам зарождения человечества. Многовековую историю развития гигиены можно разделить на 2 этапа: эмпирический и научно-экспериментальный. Ведущими элементами эмпирической, народной, гигиены были рекомендации ограничительного характера, касавшиеся размещения жилища, питания, пользования источниками воды, изоляции больных, личной гигиены и т.д. Дальнейшее развитие эмпирическая гигиена получила в странах Древней Индии, Китае, Египте, Греции и Римской империи. Первое обобщение накопленных эмпирических гигиенических знаний сделано выдающимся врачом древности Гиппократом в трактате «О воздухах, водах и местностях». Прогрессивное влияние на развитие гигиены оказали Асклепий, Гален, Демокрит. В средние века, характеризовавшиеся упадком санитарной культуры, на Востоке появляется получивший всемирную известность «Канон медицины» выдающегося арабского врача Авиценны, в котором многие главы были посвящены вопросам гигиены. Более интенсивно гигиена стала развиваться в 17-18 веках, когда появляются первые работы по профессиональной гигиене Б.Рамаццини и известные труды М.В.Ломоносова. В 18-19 столетия, период интенсивного развития капитализма, зарождается научно-экспериментальная медицина, основоположником которой явился немецкий ученый М.Петтенкофер. Работы Л.Пастера, Р.Коха,Э.Паркса, М.Петтенкофера, И.Франка и др. позволили профилактической медицине впервые опереться на научную основу. В становление и развитие гигиены в России в дореволюционный период основной вклад принадлежит крупнейшим ученым А.П.Доброславину и Ф.Ф.Эрисману, организовавших первые кафедры гигиены, широко поставивших экспериментальные работы и подготовивших первые учебники и руководства по гигиене.
После революции профилактика в широком смысле слова стала фундаментом развития здравоохранения. В 1922 году была организована санитарно-эпидемиологическая служба, в развитии которой большую роль сыграли Н.А.Семашко, З.П.Соловьев, А.Н.Сысин, А.Н.Марзеев и др. Расширение задач и содержания гигиены привело к выделению самостоятельных разделов: коммунальной гигиены, гигиены труда, питания, гигиены детей и подростков и др. Развитию гигиенической науки и практики способствовало создание научно-исследовательских институтов и кафедр гигиены.
В 1932 году был открыт первый в республике медицинский институт в г. Алма-Ате и создана кафедра гигиены, основателем которой явился Н.Н.Попов - один из первых организаторов санитарной службы в Казахстане. Создание кафедры и проводимые на ней научные исследования в области гигиены явились базисом, на котором получила развитие вся гигиеническая наука в республике. В настоящее время в Казахстане существуют самостоятельные школы по гигиене труда (Б.Е.Алтынбеков, А.А.Лукашев, В.А.Козловский, Е.Н.Сраубаев и др.), коммунальной гигиене (И.С.Корякин, Б.А.Неменко и др.), гигиене питания ( Т.Ш.Шарманов , С.П.Терехин и др.), гигиене окружающей среды и экологии ( К.Р.Амрин, У.И.Кенесариев и др.), основными направлениями разработок которых являются гигиена труда в ведущих отраслях промышленности и в сельском хозяйстве. фундаментальные и прикладные исследования по гигиене окружающей среды и экологии человека в нефтегазовых регионах и в регионах ракетно-ядерных испытательных полигонов РК, фундаментальные и прикладные аспекты науки о питании в Республике.
Иллюстративный материал:мультимедийная презентация.
Литература:
Основная:
1. Гигиена под ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.:ГЭОТАР:Медицина, 2005.
2. А.М.Большаков, И.М.Новикова "Общая гигиена", М.: Медицина,2002 г.
3. Мельниченко П.И., Ушаков И.Б., и др. Гигиена: Словарь-справочник– М.: Медицина, 2006.
4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., и др. Гигиена и основы экологии человека. 4е изд., испр. и доп. – Ростов на Дону «Феникс». 2008. -512 стр. 3-16
5. Матвеева Н.А. Гигиена и экология человека. 2-е изд., стер. – М.: Медицина, 2008.
6. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М.,. Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Гигиена: Учебник для вузов/ Под ред. У.И. Кенесариева.- Алматы: «Самара-Принт», 2009.-688 с., стр.13-35.
Дополнительная:
1. Пивоваров Ю.П. и др. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене М. Медицина, 2002.
2. Гурова А.И., Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене, М. Медицина, Издательство Университета дружбы народов, 1991.
3. Е.И. Гончарук, Ю.И. Кундиев, В.Г. Бардов и др.- Общая гигиена: пропедевтика гигиены: Учеб. для иностр.0-28 студентов 2-е изд.перераб. и доп.- К.: Вища шк., 1999.-С 652., стр.47-97.
Контрольные вопросы (обратная связь):
1. Какое направление представляет собой гигиена в медицине: профилактическое или лечебное?
2. Чем объясняется приоритет профилактической направленности здравоохранения?
3. Что является предметом изучения гигиены?
4. Почему гигиенические знания необходимы для медицинских работников лечебного профиля?
5. Кто был основоположником научной гигиены?
6. Какая служба реализует на практике гигиенические мероприятия?
7. Для чего нужно санитарное законодательство?