Гигиенические основы проектирования школ

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

«Санитарно-гигиеническое обследование школьного учреждения, учебно-воспитательного режима и условий обучения в школе»

методическое пособие

для самостоятельной работы по гигиене детей и подростков

для студентов педиатрического факультета

ВЛАДИКАВКАЗ 2011г.

Авторы:

Рецензент:

Утверждена ЦКМС Северо-Осетинской государственной медицинской академии

2011 г. Протокол №

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  • гигиенические требования к проектированию общеобразовательных школ;
  • гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса в школах;
  • гигиенические требования к составлению расписания общеобразовательных школ.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  • дать гигиеническую оценку проекту школы;
  • дать гигиеническую оценку школьному расписанию.

Литература:

  1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для студентов высших медицинских заведений. М. Медицина, 2001г. Гл. 7, С. 308-312, С. 325-342. Гл. 3, С. 121-141.
  2. Кардашенко В.Н. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. М. Медицина. Гл. 2, С. 51-74.
  3. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Руководство к практическим занятиям для студентов высших медицинских заведений (под ред. В.Р. Кучмы). М. 1999г.

ГИГИЕНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Воспитание и обучение детей и подростков осуществляют­ся в системе образовательных учреждений, к которым отно­сятся дошкольные, общеобразовательные учреждения, учебные заведения начального, среднего и высшего профессионально­го образования, а также учреждения дополнительного образо­вания детей.

Система образования в нашей стране на всех ее уровнях находится в процессе реформирования. Более существенным моментом является реформирование средней школы, которое осуществляется на протяжении пос­ледних 10 лет. Оно характеризуется интенсификацией и рекор­дным увеличением учебной нагрузки не только в образователь­ных учреждениях нового вида — гимназиях и лицеях, но и в массовых школах. Постоянный рост учебной нагрузки учащих­ся в общеобразовательных школах России наблюдался длитель­ное время, но особенно резко нагрузка возросла в 1968—1993 гг. (на 54 ч в неделю).

Анализ учебных нагрузок детей свидетельствует о том, что за каждый учебный год школьники должны освоить большой объем знаний, прочесть множество страниц учебников и ли­тературных источников, запомнить значительное число опре­делений и понятий. Так, в современном 7-м классе подрост­кам необходимо прочитать 1900 страниц учебников, 1400 — литературно-художественных произведений, выучить более 740 определений и около 400 понятий. Для сравнения: в Библии 1346 страниц, а роман Л.Н.Толстого «Война и мир» написан на 1278 страницах. Недельная нагрузка в 5—7-х классах в 90-е годы составляла от 45 до 56 ч.

В настоящее время объем содержания образования в россий­ской школе сопоставим с уровнем образования в развитых европейских странах. Однако это достигается за счет перегруз­ки учащихся. Предлагаемый в школе объем знаний при имею­щихся педагогических технологиях недоступен для значитель­ной части школьников.

Продление сроков обучения в общеобразовательных учреж­дениях на 1 год даже при сокращенной недельной учебной нагрузке обучающихся позволяет повысить достигнутый уро­вень образования. Увеличение срока обучения должно способствовать ценно­стной мотивации выбора профессии в соответствии со способ­ностями и склонностями и более качественной подготовке к обучению в вузах. Официальные представители многих стран с развитой системой образования полагают, что подготовка к поступлению в высшие учебные заведения должна проводить­ся до 18-летнего возраста, когда юноши и девушки реально готовы с должной отдачей заниматься в высшем учебном за­ведении.

Переход на 12-летнее обучение в школе в определенной мере может способствовать снижению социальной напряженности в стране. В настоящий момент разрушен централизованный ме­ханизм трудоустройства выпускников, создания ученических рабочих мест и занятости молодежи, острой стала проблема их социальной адаптации, что сказывается на усилении крими­ногенности в молодежной среде.

В большинстве стран мира в первую очередь с целью соци­альной защиты молодежи осуществляется 12- и 13-летнее сред­нее образование. Так, в Великобритании срок обучения состав­ляет 10—13 лет, во Франции, Испании, Польше, Японии, в Литовской, Латвийской и Эстонской республиках, Республи­ке Молдова —12 лет, в Италии, Швеции, Германии — 13 лет. В целом менее 25 % стран мира сохраняют 10—11-летний срок полного среднего образования.

При увеличении продолжительности обучения на 1 год при­нята следующая структура общеобразовательного учреждения 4 + 6 + 2, что означает:

/ ступень — начальное общее образование (4 года);

II ступень — основное общее образование (6 лет);

III ступень — среднее (полное) общее образование (2 года).

Это в целом совпадает со сменой возрастных периодов: дет­ства, отрочества, юности.

I ступень обучения: продолжительность 4 года, воз­раст обучающихся — с 6,5 лет на 1 сентября. Обучение осуще­ствляется по программам непрерывного образования для де­тей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. На начальной ступени школы на первый план выдвигается разви­вающая функция обучения. Система образования должна стать механизмом развития личности и действенным фактором раз­вития общества.

II ступень обучения: продолжительность 6 лет. Эта ступень обучения в школе остается обязательной для всех де­тей в возрасте до 16 лет, что обеспечит более высокий уро­вень социализации личности, будет соответствовать возрастному
рубежу расширения гражданских прав и юридической ответ­ственности молодого человека. Такой подход облегчает как тру­доустройство выпускников, так и осознанный выбор дальнейшего вида деятельности. Десятилетняя основная школа должна давать относительно завершенное образование, являющееся базовым для продолжения в средней или высшей профессио­нальной школе. За этим стоят и экономические вопросы, так как за счет снижения сроков обучения в соответствующих про­фессиональных учреждениях, где стоимость обучения значи­тельно выше, чем в школе, снижаются общие затраты на обу­чение.

III ступень обучения: продолжительность 2 года. Эта ступень строится по принципу профильной дифференциации. Старшие классы средних общеобразовательных учреждений будут соответствовать принятому в международной практике понятию «предуниверсарий».

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Организация обучения детей и подростков в школах долж­на осуществляться в соответствии с основными гигиеническими требованиями (принципами), соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступле­ние утомления и предотвращает развитие переутомления.

Гигиенические принципы организации обучения детей в школе:

• соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка;

• научная организация учебного процесса в современной школе;

• обеспечение оптимальных условий обучения.

Принцип соответствия учебных нагрузок возрастным и инди­видуальным особенностям ребенка и подростка.Организму ребен­ка свойственна незавершенность развития важных для обуче­ния органов и функциональных систем. Речь идет прежде все­го о ЦНС, зрительном и слуховом анализаторах. Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей. Нервные клетки коры голов­ного мозга детей обладают еще относительно низкими функ­циональными возможностями, поэтому большие умственные нагрузки могут вызвать их истощение. Кроме того, для успеш­ного обучения необходимо наличие устойчивой концентрации возбуждения в коре, а детям, особенно младшего возраста, свойственны неуравновешенность нервных процессов, преоб­ладание возбуждения при относительно слабых процессах ак­тивного внутреннего торможения. Именно этим обусловлена трудность сосредоточиться и сохранять внимание во время урока.

Основной критерий психогигиенической оценки учебной нагрузки — это ее соответствие функциональным возможнос­тям организма учеников на каждом возрастном этапе. Задача гигиенического нормирования педагогического про­цесса в современной школе состоит в такой организации обу­чения и воспитания, которая, не исключая трудностей, позволяет соблюдать соответствие нагрузки возрастным возмож­ностям детей, сохраняет их работоспособность. Принцип научной организации учебного процесса в школе. Правильно организованное обучение способствует не только при­обретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья. Организацию учебного процесса необходимо строить с учетом физиологи­ческих принципов изменения работоспособности детей и под­ростков.

гигиенические основы проектирования школ - student2.ru

Динамика дневной и недельной работоспособности учащихся.

А— продуктивность работы, усл.ед.; I — период врабатывания; II — период высо­кой и устойчивой работоспособности; III — период снижения работоспособности: а — зона неполной компенсации; б — зона конечного прорыва; в — зона прогрес­сивного падения.

Период врабатывания характеризуется повыше­нием работоспособности, затем она держится на высоком уров­не (период высокой продуктивности, работоспособности). Да­лее закономерно следует период снижения работоспособности или утомления. В этой стадии выделяют три зоны: неполной компенсации, конечного порыва и прогрессивного падения. Из этих закономерностей следует, что начало урока, учебных не­дели, четверти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. Повышенные требования к учащимся можно предъявлять по завершении периода врабатывания, когда работоспособность достигла наиболее высокого уровня. В это время целесообразно излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать контрольные работы. В середине учебных недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной заг­рузки, факультативные занятия, кружковая работа и др.

Появление начальных признаков утомления свидетельству­ет об окончании периода высокой и устойчивой работоспособ­ности. В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: при этом про­исходит истощение энергетических потенциалов организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школь­ника.

В нашей стране, как и во многих странах мира, установле­на продолжительность урока 45 мин. Если для учащихся сред­них, а тем более старших классов такая продолжительность урока оптимальна, то в младших она предельна. Научными ис­следованиями убедительно доказано, что для учащихся 1-го класса 45-минутная продолжительность урока чрезмерна и с гигиенической точки зрения недопустима. Продолжительность активного внимания у учащихся этого возраста не превышает 35 мин, на последних 10—15 мин урока у них резко падает работоспособность и нарушается нейродинамика коры голов­ного мозга. Для учащихся 1-го класса необходимо заканчивать урок через 35 мин.

Гигиенисты крайне отрицательно относятся к сдвоенным урокам. Исключение составляют уроки труда, занятия физкуль­турой в зимнее время, контрольные и лабораторные работы.

Профилактика переутомления может быть достигнута не только регламентированием длительности урока, но и его эле­ментов. Регламентация длительности отдельных видов учебной деятельности на уроке базируется на сравнительном изучении воздействия занятий по основным предметам (письмо, чтение, математика) на функциональное состояние организма и рабо­тоспособность детей. Установлено, что в 1-м классе самыми трудными оказались занятия письмом и чтением. Продолжи­тельность непрерывного чтения для детей 6-летнего возраста не должна превышать 8 мин. Оптимальная продолжительность непрерывного письма для учащихся 7 лет составляет 2 мин 40 с в начале занятия и 1 мин 45 с в конце его. В 14—15 лет длительность непрерывного письма (диктант) должна быть 20 мин.

Гигиенические требования к проведению урока едины для всех классов и сводятся к следующему: учебная нагрузка, по­степенно увеличиваясь, должна достигать максимума к сере­дине, а затем к концу урока снижаться; в процессе занятий должны создаваться микропаузы. Этим требованиям отвечает стандартная схема построения урока, при которой урок условно делится на 3 части — вводную, основную и заключительную. Вводная часть урока отводится для организационных меропри­ятий и опроса, основная — для изложения нового материала, а заключительная — для тренировочного воспроизводства.

В процессе учебы ребенок переходит от урока к уроку в соответствии с расписанием занятий. Оптимальная работоспо­собность учащихся обеспечивается гигиенически рационально составленным расписанием учебных занятий. Однако правиль­но составить расписание не просто, так как степень утомитель­ности школьных предметов, которая должна быть заложена в основу составления расписания, зависит от множества конк­ретных факторов, не всегда поддающихся измерению и регла­ментации.

Основные гигиенические требования к составлению расписа­ния уроков:

1) чередование разных видов деятельности;

2) рас­пределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

При построении учебного процесса следует предусматривать рациональное чередование различных видов деятельности и от­дыха, принимать во внимание классическую кривую восстанов­ления работоспособности.

Важным условием организации учебного процесса считает­ся его непрерывность, когда начало последующей деятельнос­ти совпадает с фазой повышенного уровня работоспособности во время отдыха. Суть этого положения практически воплоща­ется в системе многолетних занятий в школе, где учебная де­ятельность чередуется с отдыхом в суточном, недельном и годовом циклах.

Уроки, требующие большого умственного напряжения, со­средоточенности и внимания, не следует проводить в часы наименьшей работоспособности, т.е. на 1-м уроке, когда про­исходит врабатывание, и на последнем уроке, когда выраже­но утомление. Наибольшее утомляющее действие оказывают предметы, с которыми школьники при обучении встречаются впервые: для учащихся 2-го класса — природоведение, 4-го — история, 5-го — география, ботаника, литература, 6-го — физика, для 7-го — химия.

В младшем школьном возрасте наиболее утомительно чте­ние, так как процесс формирования навыков беглого чтения сам по себе сложен и утомителен. На протяжении всех школь­ных лет, в том числе в 8—10-м классах, наиболее утомитель­ными оказываются химия и география. Это связано со слож­ностью многих тем по химии, перенасыщенностью фактичес­ким материалом курса географии, недостаточно наглядным пре­подаванием этих дисциплин. Уроки по предметам, оказываю­щим наибольшее утомляющее воздействие, следует проводить II часы оптимальной работоспособности, а уроки труда и физического воспитания — в середине учебного дня, используя их для переключения с преимущественно умственной работы па физическую (лучшее время для них — 3—4-е уроки, когда начинает сказываться утомление). При поступлении в школу двигательная активность детей уменьшается на 50 %, в связи с чем гигиенисты настаивают на введении в учебный режим ежедневных уроков физического воспитания или ежедневной часовой, так называемой динамической паузы в середине учеб­ного дня.

Нецелесообразно сдваивать уроки по одному предмету, на­пример по русскому языку, математике и черчению. Наиболее грудные предметы следует включать в расписание вторыми или третьими уроками, а не первыми или последними, т.е. давать их в период наиболее высокой работоспособности учащихся. Не рекомендуется сочетание двух или трех трудных уроков подряд (например, физика, математика, иностранный язык). Лучше чередовать их с менее трудными предметами (например, ис­тория, математика, география). Рационально чередование пред­метов естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками физкультуры, труда, пения и рисования, что дает возможность учащимся переключаться с умственной деятель­ности на физическую. Такое переключение служит активным отдыхом и обеспечивает высокую работоспособность не толь­ко в течение учебного дня, но и всей учебной недели.

Обязательное число учебных часов в неделю нарастает от 1-го к 11-му классу с 18 до 32 ч. Обязательные часы занятий физкультурой включены в этот вид деятельности.

Различия в продолжительности учебного дня не всегда учи­тывают кризисные периоды растущего организма, связанные с биологическими или социальными моментами. Так, значи­тельное снижение работоспособности и напряжение функций и систем организма отмечаются в период адаптации к школе (1-й класс) и в периоды завершения начального (4-й класс) и среднего (11-й класс) образования.

Большое психогигиеническое значение имеет правильная организация учебной недели. Многочисленные исследования недельной динамики работоспособности учащихся позволили выявить дни недели, характеризующиеся оптимальными пока­зателями.

В понедельник происходит постепенное включение школь­ников в учебную деятельность, поэтому их работоспособность в этот день не достигает оптимальных значений. Наиболее про­дуктивны в этом отношении вторник и среда. С четверга по­степенно накапливается утомление, нарастающее к пятнице и субботе. Наиболее выраженное утомление учеников почти во всех классах чаще отмечается в пятницу, последующий подъем работоспособности в субботу обусловлен положительным эмо­циональным воздействием ожидания предстоящего отдыха и в физиологии деятельности известен как «конечный порыв».

В связи с низкими показателями работоспособности в по­недельник и пятницу недопустимо проводить контрольные работы, контрольный опрос, связанные со значительным не­рвным напряжением школьников; нецелесообразно также объяснение нового сложного материала.

Наиболее трудные и утомительные для каждого возраста предметы следует располагать в расписании уроков в дни неде­ли, характеризующиеся высокой работоспособностью. К сожа­лению, в школьной практике это положение нередко наруша­ется: часто дни с наиболее высокой работоспособностью уча­щихся (вторник, среда) загружаются недостаточно, в то время как дни с более низкой продуктивностью неоправданно загру­жены более трудными для усвоения учебными дисциплинами.

При составлении расписания не рекомендуется ставить в один и тот же день уроки по предметам, требующим большой затраты времени на подготовку домашних заданий. Недоучет этого положения приводит к неравномерной нагрузке школь­ников домашними занятиями в разные дни недели.

Гигиенические требования к составлению расписания уро­ков в школе сводятся к обязательности учета динамики изме­нения физиологических функций и работоспособности учащих­ся на протяжении учебного дня и недели. В качестве одного из возможных способов оценки уроков рекомендуется использо­вать ранговые шкалы трудности предметов. Шкалами трудности предметов пользуются для гигиеничес­кой оценки школьного расписания. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКИМ КНИГАМ, УЧЕБНИКАМ И УЧЕБНЫМ ПОСОБИЯМ, ПРИНАДЛЕЖНОСТЯМ

В школьном возрасте чтение являет­ся главным видом учебной деятельности.

Чтение влияет на величину общей умственной и статичес­кой нагрузки детей и подростков и нуждается в регламента­ции по длительности, режиму и организации условий его про­ведения. Чтение должно проводиться в оптимальных условиях: соответствие размеров мебели нормируемым показателям.

Физиолого-гигиентеское нормирование чтения невозможно без знания возрастных особенностей физиологии чтения. Основным условием работы над книгой является легкость зрительного восприятия, которая возможна, если:

• предмет резко выделяется на окружающем фоне и по­
этому дает на сетчатке резко очерченное изображение;

• изображение предмета образуется на самой сетчатке, а
не впереди или позади нее;

• изображение имеет достаточную величину, занимая на
сетчатке дугу не менее одной минуты (чем дальше пред-­
мет, тем он должен быть больше, чтобы давать изобра­-
жение требуемой минимальной величины).

Чем ближе предмет приближается к глазу, тем больше ста­новится угол между осями и, следовательно, усиливается ра­бота мышц, которые движут глазные яблоки при сведении и разведении зрительных осей во время фиксации предмета.

При дальнейшем приближении предмета начинают усиленно работать мышцы радужной оболочки, влияя на величину зрач­кового отверстия, и аккомодационная мышца, изменяющая кривизну хрусталика.

Продолжительное рассматривание предметов на близком расстоянии ведет к переутомлению глазных мышц. Утомление может возникать и в светоощущающем аппарате глаза (сетчат­ка, светочувствительные волокна палочек и колбочек, а также оптические центры в головном мозге). Светоощущающий ап­парат глаза под влиянием световых раздражителей через ко­роткое время (минуты, секунды) приходит в такое состояние, когда его чувствительность устанавливается на определенном уровне. Утомление мышечного аппарата нарастает в течение работы при длительном чрезмерном напряжении или при ча­сто повторяющихся сменах напряжения и расслабления. Такие условия для глаза создаются при необходимости фиксирова­ния очень близких субъектов либо при рассматривании мел­ких деталей. В случаях длительной работы в подобных условиях аккомодационная мышца от переутомления может потерять способность сокращаться, или остается в состоянии напряже­ния, спазма (глаз находится в положении, приспособленном для рассматривания предметов вблизи), или приходит в состо­яние паралича.

Учитывая вышесказанное, необходимо регламентировать расположение головы читающего школьника по отношению к тексту. Так, расстояние головы школьника 8—9 лет от текста, расположенного на пюпитре, в среднем должно составлять 24,2 см; в возрасте 11—12 лет — 29,1 см; лишь в более стар­шем возрасте расстояние от книги при чтении становится боль­ше и достигает 30—35 см. Это обеспечивает хорошие условия для зрительного восприятия и соответствует возрастным осо­бенностям школьников.

Особенности движения глаз при чтении определяются воз­растными функциональными возможностями и различными требованиями к чтению на разных этапах жизни детей. Чем младше школьник, тем более развернутым является чтение. Все элементы текста зрительно воспринимаются без пропусков, что ведет к прочитыванию строк без рефиксаций и способствует медленному чтению.

С возрастом формируется навык чтения и происходит со­вершенствование процесса чтения, что выражается в его ус­корении.

Важным требованием, которому должны соответствовать учебники и книги для детей, является удобочитаемость, т.е. обеспечение максимальной продуктивности при длительной работе органа зрения с минимальным напряжением и утомле­нием. Это создается доброкачественным внешним оформлени­ем учебника, размером наборного знака (шрифта), его рисун­ком и начертанием, интенсивностью и равномерностью печа­ти, цветом бумаги и другими элементами оформления. Особен­но важно качество издания для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного восприятия и недостаточным развитием навыка чтения, что делает процесс чтения трудным и утомительным.

Употребление больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника делают его не­удобным в использовании, увеличивают массу ежедневно пе­реносимого школьного груза.

Масса учебных изданий не должна быть более 300 г для 1—3 (4)-х классов; 400 г для 5—6-х классов; 500 г для 7—9-х клас­сов; 600 г для 10—11-х классов.

Масса изданий для 1—3 (4)-х классов, предназначенных для работы только в школе (при этом на титульном листе книги обязательно указывается эта специфика использования), не должна превышать 500 г. Допускается увеличение массы изда­ния не более чем на 10 %.

Качество полиграфических материалов и бумаги определяет санитарное состояние учебника. Низкое качество переплета, ис­пользование шероховатой, рыхлой, непроклеенной бумаги (лег­ко впитывающей влагу) способствует быстрому загрязнению и порче учебника, что затрудняет воспитание гигиенических навыков и может оказаться небезопасным в санитарно-эпидемическом отношении.

Масса учебников из расчета на один учебный день (без массы ранца или портфеля и письменных принадлежностей) не должна превышать допустимых уровней переноса учебных комплек­тов: учащимся 1—2-го классов до 1,2 кг, 3(4)-го класса — до 2,2 кг, 5—6-го классов — до 2,2 кг, 7—8-го классов — до 3,2 кг, 9—11-го классов — от 3,2 до 3,7 кг.

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

«Санитарно-гигиеническое обследование школьного учреждения, учебно-воспитательного режима и условий обучения в школе»

методическое пособие

для самостоятельной работы по гигиене детей и подростков

для студентов педиатрического факультета

ВЛАДИКАВКАЗ 2011г.

Авторы:

Рецензент:

Утверждена ЦКМС Северо-Осетинской государственной медицинской академии

2011 г. Протокол №

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  • гигиенические требования к проектированию общеобразовательных школ;
  • гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса в школах;
  • гигиенические требования к составлению расписания общеобразовательных школ.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  • дать гигиеническую оценку проекту школы;
  • дать гигиеническую оценку школьному расписанию.

Литература:

  1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для студентов высших медицинских заведений. М. Медицина, 2001г. Гл. 7, С. 308-312, С. 325-342. Гл. 3, С. 121-141.
  2. Кардашенко В.Н. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. М. Медицина. Гл. 2, С. 51-74.
  3. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Руководство к практическим занятиям для студентов высших медицинских заведений (под ред. В.Р. Кучмы). М. 1999г.

ГИГИЕНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Воспитание и обучение детей и подростков осуществляют­ся в системе образовательных учреждений, к которым отно­сятся дошкольные, общеобразовательные учреждения, учебные заведения начального, среднего и высшего профессионально­го образования, а также учреждения дополнительного образо­вания детей.

Система образования в нашей стране на всех ее уровнях находится в процессе реформирования. Более существенным моментом является реформирование средней школы, которое осуществляется на протяжении пос­ледних 10 лет. Оно характеризуется интенсификацией и рекор­дным увеличением учебной нагрузки не только в образователь­ных учреждениях нового вида — гимназиях и лицеях, но и в массовых школах. Постоянный рост учебной нагрузки учащих­ся в общеобразовательных школах России наблюдался длитель­ное время, но особенно резко нагрузка возросла в 1968—1993 гг. (на 54 ч в неделю).

Анализ учебных нагрузок детей свидетельствует о том, что за каждый учебный год школьники должны освоить большой объем знаний, прочесть множество страниц учебников и ли­тературных источников, запомнить значительное число опре­делений и понятий. Так, в современном 7-м классе подрост­кам необходимо прочитать 1900 страниц учебников, 1400 — литературно-художественных произведений, выучить более 740 определений и около 400 понятий. Для сравнения: в Библии 1346 страниц, а роман Л.Н.Толстого «Война и мир» написан на 1278 страницах. Недельная нагрузка в 5—7-х классах в 90-е годы составляла от 45 до 56 ч.

В настоящее время объем содержания образования в россий­ской школе сопоставим с уровнем образования в развитых европейских странах. Однако это достигается за счет перегруз­ки учащихся. Предлагаемый в школе объем знаний при имею­щихся педагогических технологиях недоступен для значитель­ной части школьников.

Продление сроков обучения в общеобразовательных учреж­дениях на 1 год даже при сокращенной недельной учебной нагрузке обучающихся позволяет повысить достигнутый уро­вень образования. Увеличение срока обучения должно способствовать ценно­стной мотивации выбора профессии в соответствии со способ­ностями и склонностями и более качественной подготовке к обучению в вузах. Официальные представители многих стран с развитой системой образования полагают, что подготовка к поступлению в высшие учебные заведения должна проводить­ся до 18-летнего возраста, когда юноши и девушки реально готовы с должной отдачей заниматься в высшем учебном за­ведении.

Переход на 12-летнее обучение в школе в определенной мере может способствовать снижению социальной напряженности в стране. В настоящий момент разрушен централизованный ме­ханизм трудоустройства выпускников, создания ученических рабочих мест и занятости молодежи, острой стала проблема их социальной адаптации, что сказывается на усилении крими­ногенности в молодежной среде.

В большинстве стран мира в первую очередь с целью соци­альной защиты молодежи осуществляется 12- и 13-летнее сред­нее образование. Так, в Великобритании срок обучения состав­ляет 10—13 лет, во Франции, Испании, Польше, Японии, в Литовской, Латвийской и Эстонской республиках, Республи­ке Молдова —12 лет, в Италии, Швеции, Германии — 13 лет. В целом менее 25 % стран мира сохраняют 10—11-летний срок полного среднего образования.

При увеличении продолжительности обучения на 1 год при­нята следующая структура общеобразовательного учреждения 4 + 6 + 2, что означает:

/ ступень — начальное общее образование (4 года);

II ступень — основное общее образование (6 лет);

III ступень — среднее (полное) общее образование (2 года).

Это в целом совпадает со сменой возрастных периодов: дет­ства, отрочества, юности.

I ступень обучения: продолжительность 4 года, воз­раст обучающихся — с 6,5 лет на 1 сентября. Обучение осуще­ствляется по программам непрерывного образования для де­тей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. На начальной ступени школы на первый план выдвигается разви­вающая функция обучения. Система образования должна стать механизмом развития личности и действенным фактором раз­вития общества.

II ступень обучения: продолжительность 6 лет. Эта ступень обучения в школе остается обязательной для всех де­тей в возрасте до 16 лет, что обеспечит более высокий уро­вень социализации личности, будет соответствовать возрастному
рубежу расширения гражданских прав и юридической ответ­ственности молодого человека. Такой подход облегчает как тру­доустройство выпускников, так и осознанный выбор дальнейшего вида деятельности. Десятилетняя основная школа должна давать относительно завершенное образование, являющееся базовым для продолжения в средней или высшей профессио­нальной школе. За этим стоят и экономические вопросы, так как за счет снижения сроков обучения в соответствующих про­фессиональных учреждениях, где стоимость обучения значи­тельно выше, чем в школе, снижаются общие затраты на обу­чение.

III ступень обучения: продолжительность 2 года. Эта ступень строится по принципу профильной дифференциации. Старшие классы средних общеобразовательных учреждений будут соответствовать принятому в международной практике понятию «предуниверсарий».

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ШКОЛ

Впроектирова­нии и строительстве школ в недавнем прошлом было стрем­ление увеличить их вместимость. Это привело к росту заболеваемости, высокому уровню шума, к трудностям обеспечения возрастной изоляции и др. В школах большой вместимостью (1800 и более учащихся) более высокая острая заболеваемость (в 2 раза), чаще встречаются вегетососудистые дистонии, жа­лобы на головную боль (в 2—3 раза) и др. При превышении проектной нормы, переуплотненности классов, снижении высоты классных помещений, нерациональной организации вентиляции в воздухе помещений накапливаются токсичные продукты обмена, в несколько раз превышающие ПДК.

В настоящее время оптимальная вместимость в городских общеобразовательных учреждениях не должна превышать 1000 учащихся (при наполняемости каждого класса не более 25 че­ловек). Вместимость сельских школ не должна превышать для начальных малокомплектных школ 80 учащихся, для школ I, II ступеней — 250 учащихся, для школ I, II, III ступеней — 500 учащихся.

Гигиенические принципы размещения детских и подрост­ковых образовательных учреждений:

• близость к месту жительства обслуживаемых контингентов, определяемая радиусом обслуживания, который устанав­ливается в зависимости от возраста детей, климатических особенностей местности и характера ее застройки;

• удаленность от предприятий, загрязняющих воздух хими­ческими веществами или являющихся источниками шума, от шоссейных и железных дорог, гаражей, пожарных депо, рынков и др. на расстояние, позволяющее сохра­нять окружающую среду детских учреждений в пределах гигиенических нормативов;

• земельный участок должен быть достаточным по разме­ру, соответствовать общесанитарным требованиям и по­зволять разместить все необходимые зоны в должных размерах. Зонирование территории осуществляется в со­ответствии с типом образовательного учреждения, чис­лом учащихся.

При выборе проекта школы необходимо учитывать основ­ные гигиенические принципы экспертизы проекта:

• обеспечение благоприятных условий для проведения учеб­ного процесса. Школьное здание должно иметь полный набор основных помещений (классные комнаты, кабине­ты, мастерские), строго отвечающих гигиеническим требованиям по своим размерам, оборудованию и его разме­щению. В школе должны быть созданы необходимые усло­вия для обучения и воспитания детей 6-летнего возраста. Помещения для детей 6-летнего возраста должны распо­лагаться в отдельном блоке (секции), иметь полный на­бор и достаточные размеры, соответствующее возрасту и назначению оборудование.

• обеспечение условий для всестороннего физического воспитания. Должен предусматриваться полный набор спортивных площадок достаточных размеров с соответ­ствующим оснащением, позволяющий осуществлять фи­зическое воспитание в учебное и внеучебное время; число спортивных залов определяется вместимостью школы;

• соблюдение условий для организации питания учащихся.

• создание благоприятных условий для отдыха детей. На­личие площадок для отдыха детей различных возрастных групп, рекреационных помещений в здании, специаль­ных помещений для групп продленного дня.

• обеспечение полноценного естественного и искусствен­ного освещения.

• создание оптимального воздушно-теплового режима за счет правильного выбора системы вентиляции и отопле­ния.

• обеспечение достаточным количеством доброкачествен­ной воды.

Расположение зданий общеобразовательных учреждений на территории городских и сельских поселений осуществляется с учетом радиуса обслуживания. Радиус обслуживания от дома до общеобразов

Наши рекомендации