Особенности регуляции обмена глюкозы.
Обменглюкозы состоит из:
1) расходования ее резерва из депо гликогена или пополнение депо;
2) использования глюкозы клетками. Интенсивность утилизации зависит от активности ферментов фосфорилазы и гексокиназы. Уровень глюкозы в крови реализуют инсулин и контринсулярные гормоны.
4)ЭКГ и пути распространения возбуждения в сердце.
ЭКГ – запись колебаний разности потенциалов, возникающих на поверхности сердца или окружающей его проводящей среде при распространении возбуждения по сердцу.
Невозбужденный участок сердца – «+» возбужденный „-”. Силовые линии распределены вдоль тела. В зависимости от положения сердца и положения электродов вид ЭКГ будет различный: по форме и амплитуде зубцов.
Отведения ЭКГ.
1) Стандартные биполярные. Регистрируется разность потенциалов между двумя точками на конечностях: по Эйнтховену.
I отведение – левая рука – правая рука;
II отведение – правая рука – левая нога;
III отведение – левая рука – левая нога.
2) Грудные отведения по Вильсону – униполярные. Регистрируются изменения электрической активности в одной из шести точек на груди. Второй индифферентный электрод – образован соединением трех активных электродов на конечностях в один V1 –V6.
3) Усиление от конечностей: аVR; aVL; aVF по Гольбергеру.
Элементы ЭКГ.
1) изолиния;
2) зубцы + или – ;
3) интервалы: зубец Р отражает возбуждение предсердий: восходящая часть возбуждение правого предсердия, нисходящая часть – левого предсердия.
РQ – время проведения возбуждения от предсердий до желудочков.
Q - распространение возбуждения по межжелудочковой перегородке, возбуждение сосочковой мышцы и внутренней поверхности желудочков.
R – возбуждение верхушки сердца.
S – возбуждение основания желудочков.
Т – реполяризация после возбуждения.
Параметры ЭКГ в норме. Интервалы в секундах:
Р = 0,06 – 0,11
РQ – 0,12 – 0,20
QRS – 0,06 – 0,1
ST – 0 – 0,15
Т – 0,05 – 0,25
QT – 0,27 – 0,55
R – R – 0,8
Амплитуда зубцов в милливольтах:
Р – 0,1 – 0,2
Q – 0,3
R – 1,0 – 2,0
S – 0 – 0,06
Т – 0,2 – 0,6
Оценка физиологических свойств сердечной мышцы по ЭКГ.
1) Оценка возбудимости по амплитуде зубцов, т. к. амплитуда – суммарная электрическая активность волокон.
2) Оценка проводимости – по длительности интервалов PQ и QRS.
3) Оценка автоматии:
а) положение водителя ритма по чередованию зубцов ЭКГ;
б) уровень автоматии – по частоте.
Возможные нарушения автоматии.
1)В норме – дыхательная аритмия, на вдохе R – R короче, на выдохе длиннее.
2) Смена водителя ритма.
3) Экстрасистолы – внеочередное сокращение. Причины:
а) внеочередное возбуждение синусового узла;
б) пробуждение других желудочковых водителей ритма. При этом появляется компенсаторная пауза.
Новые очаги возбуждения, лежащие вне синусового узла, , называются эктопическими
4) Отсутствие ритма:
а) трепетание – асинхронность сокращений волокон миокарда (частота – 400).
б) мерцание – число сокращений до 1000.
Оказание помощи:
1) массаж прямой или непрямой – при отсутствии автоматии;
2) при отсутствии ритма – дефибрилляция.
Нарушение проводимости.
1) Атриовентрикулярные блокады.
Неполная – различают различные варианты неполной блокады, т. е. выпадает каждый 5, 4, 3 и так далее импульс.
Полная блокада. В этом случае полностью нарушается проведение возбуждения.
Предсердия и желудочки работают каждый в своем ритме.
Коррекция нарушения проводимости.
1) Использование кардиостимулятора.
2) Лекарства, воздействующие на миокард, проводящую систему.
БИЛ 43
1)Обучение. Принципы обучения.
Обучение – процесс приобретения знаний через запоминание последовательности своих действий. В итоге формируются программы поведения:
1) жесткие программы обеспечивают стандартность поведения в виде динамического стереотипа;
2) вероятные программы лежат в основе познавательной деятельности и обучения.
Обучение может быть по типу:
1) выработки условного рефлекса;
2) инструментальное обучение. Проводится с использованием наград или наказаний.
Способы обучения.
1) Метод проб и ошибок – запоминаются действия, приведшие к благоприятному результату.
2) Закон эффекта – выбирается поведение, которое приносит успех. Например, плач ребенка может использоваться для достижения любых целей.
Этапность обучения.
Игра → имитация действий других людей → познавательная деятельность
(интеллектуальное обучение).