Вставь пропущенную букву в суффиксе. Выдели суффиксы.

а) редкий ельнич…к, кудрявый бараш…к, забавный хвост…к, красивый карманч…к, забавный котеноч…к, зеленый стебелеч…к, душистый горош…к, желтый песоч…к, острый ножич…к, заросший овраж…к, кусоч…к пирога, яркий зонт…к.

б) горош…к, кирпич…к, дружоч…к, ножич…к, шалаш…к, лесоч…к, камеш…к, подароч…к, птенч…к, ореш…к, докладч…к, корабл…к, хвост…к, смаз…ик, груз…ик, диванч…к, перепис…ик, букет…к, ветх…сть, мелк…та, бел…зна, голуб…зна.

Самостоятельная работа № 4

Синтаксическая пятиминутка.

Сентябрь – капризный месяц. Золотом и багрянцем украсил он рощи и дубравы, и пелена туманов застелила дали.

- Составить схему второго предложения.

- Объяснить постановку тире в первом предложении.

- Назовите слово с чередующейся гласной в корне.

Выдели суффиксы существительных.

Грибник, снежинка, ёлочка, вежливость, желтизна, безвкусица, подсвечник, лыжник, белизна, певец, городок, умница, кривляка, работяга, конфетка.

Вставь частицу не.

Раз _____вежа попал в _____настье и немедленно стал _____ряхой. Это истинная правда, а _____ложь, как думают некоторые _____други. Теперь даже _____люди стали испытывать к нему непреодолимую _____нависть: разве непонятно, что нечистоплотный _____вежда, к тому же и невежливый _____ряха, никому не нужен.

Вставь попущенные буквы.

Ост…новиться в нерешительности, небрежность в одежд…, упрек в несерьезност…, ошибка из-за невнимательност…, неаккуратность учениц…, непр…ветливость в обращении…, рассказывать небылиц…, непримиримость к врагу, ок…заться невеждой, отставаться неучем, чувствовать неприязнь, выразить нерасположение, большие невзгоды, неточность в ответе.

Синтаксическая пятиминутка

Поляна была окружена старыми березами и покрыта крупными ромашками. Алена осторожно прикоснуласьк зеленому стебельку, на котором красовался глазастый цветок.

- Составить схему второго предложения, обозначить грамматические основы.

- Сделать морфемный разбор выделенных слов.

- Каким способом образованы эти слова?

Распредели слова в два столбика.

Паро(-)ход, само(-)лет, пол(-)лимона, пол(-)часа, верто(-)лет, диван(-)кровать, юго(-)запад, пол(-)города, пол(-)арбуза, скало(-)лаз, летчик(-)космонавт, пол(-)Астаны.

Пишется слитно Пишется через дефис
________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________

Вставь пропущенные буквы. Распредели существительные в две колонки.

Луж…й, туч…й, лапш…й, карандаш…м, лыж…й, плюш…м, ландыш…й, циркач…м; мяч…м, пейзаж…м, круч…й; товарищ…м; пшениц…й, огурц…м; птенц…м; задач…й, багаж…м; свинц…м; отц…в, братц…в, девч...нка, бельч…нок.

в окончаниях после шипящих и цпишется
о е
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Словарный диктант.

Восхитительная картина, поразительная чистота, ароматным ландышем, о прескучном рассказе, в придорожной пыли, золотистым лучом, пренеприятное событие, в приморском городе, заботливой дочери, разноцветного знамени, безызвестного героя, о сверхинтересном случае.

Синтаксическая пятиминутка.

Вдруг подул холодный ветер, и по небу со всех сторон поползли свинцово-серые грозовые тучи. Ослепительной змейкой блеснула молния, а над головой оглушительными раскатами прокатился гром.

- Составить схемы предложений.

- Все прилагательные подчеркнуть как члены предложения. Сделать вывод.

- Какие суффиксы участвуют в образовании прилагательных холодный, ослепительной, грозовые?

- Какие еще суффиксы прилагательных вы знаете, приведите примеры.

(-ист-,-чив-, -лив-, -енн-, -оньк-, -еньк-)

Вставь пропущенные буквы.

С надежн…м врач…м, со старательн…й учениц…й, о ловк…м спортсмен…, прежн..… подругу, об умел…м мастер…, за метк…м стрелком, у аккуратн…й девочк…, со строг…м юнош…й, о проворн…м школьник…, со старш…м братом, о младш…й сестре, с хорош…м товарищ…м, об опасн…м наводнен….. .

Состав слова

Выпиши выделенные слова. Вспомни, как они называются. Обозначь общую часть.

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтобы рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово.

А. Пушкин

Вспомни правило и допиши его :

  Общая часть однокоренных слов называется _____________________________.  

Кто больше?» Подбери как можно больше однокоренных слов к данным. Выдели корень.

Груз корм стол нос

___________ __________ ___________ ___________

___________ __________ ___________ ___________

___________ __________ ___________ ___________

___________ __________ ___________ ___________

Выпиши из стихотворения однокоренные слова. Выдели корень.

В маленьком домике жил домовёнок.

Был он домашний, словно котёнок.

В доме был лад, чистота и покой.

Очень хозяйственным был домовой.

Наши рекомендации