Тема 5 Метеорологические опасные явления
Цель: изучить опасности метеорологического происхождения, их причины, последствия и действия населения при ливнях, грозе, ураганах, смерчах, метелях, бурях.
Для работы необходимо: таблицы «…».
Вопросы для семинара:
1. Ветровые метеорологические ЧС (ураган, буря, смерч, торнадо). Механизм формирования смерчей и торнадо.
2. Действия населения при угрозе и во время ветровых метеорологических ЧС.
3. Метеорологические ЧС, вызванные сильными осадками (ливень, сильный снегопад, град). Правила поведения, при метеорологических опасностях, вызванных сильными осадками.
4. Гроза и молния. Причины, последствия и действия населения при грозе.
5. Сильная жара. Засуха. Действия населения при засухе и сильной жаре.
6. Гололёд. Безопасное поведение населения во время гололёда.
7. Сильный мороз. Пурга и метель. Правила поведения во время пурги и мороза.
8. Лавины. Причины, последствия и действия население во время схода лавины.
Ход работы.
1. Дайте определения следующим понятиям:
2. Заполните схему: «Причины ЧС метеорологического характера»
4. Решите ситуационную задачу, заполнив пропуски.
«Спасателям из Республики Алтай удалось отыскать пропавшую девушку, шедшую из одного села в другое и попавшую в. Об этом сообщает ГУ МЧС России по Республике Алтай. Из Горно-Алтайска на снего-болотоходе "Лось" на поиски пропавшей девушки выехала команда спасателей АПСО. "Замерзшая, занесенная снегом девушка сидела на обочине заметенной дороги, превратившись, по словам спасателей, в "сугроб". Пальцы замерзли, воспользоваться телефоном, нажимать на кнопки она не могла».
А) Поясните, какая метеорологическая ситуация привела к тому, что девушка потерялась?
Б) Какие действия необходимо было предпринять девушке?
5. В Республике Алтай частым явлением в осенне-зимне-весенний период является гололёд. При гололеде значительно увеличивается количество уличных травм: ушибы, вывихи и переломы, а также количество автомобильных аварий. Запишите правила, которые помогут избежать травматизма:
1. .
2. .
3. .
4. .
5. .
6. .
6. Гроза опасна тем, что во время неё электрические заряды – молнии могут нанести серьёзный ущерб и привести к гибели людей. Запишите правила поведения во время грозы:
1. На открытой местности .
.
2. Рядом с водоёмом или в воде .
.
3. Находясь в помещении .
.
4. На велосипеде или мотоцикле .
.
5. Если разговариваешь по мобильному телефону .
.
6. Находясь в лесу .
.
7. Дайте определение различным видам лавин.
6. Заполнить таблицу «Факторы, обуславливающие возникновение лавин»
Крутизна склона в (º) | Толщина снежного покрова (см) | Время года | Время суток | Скорость схода лавины | |
Свежевыпавший | Старый | ||||
7. Перечислите категории людей относящихся к группе риска часто попадающих в лавины
1. .
2. .
3. .
4. .
8. Запишите действия человека во время схода снежной лавины и, если попал в лавину
1. .
2. .
3. .
4. .
5. .
6. .
7. .
8. .
9. Выполните тестовое задание, отметив верны или не верны утверждения.
Утверждения | Верно | Не верно |
Ветер возникает в результате неравномерного распределения тепла и атмосферного давления | ||
Бурей называют ветер, скорость которого достигает 20-32 м/с | ||
При пребывании на улице во время урагана необходимо лечь в овраг, кювет или углубление | ||
Пыльные бури очень часто формируются в населённых пунктах и движутся в сторону лесонасаждений | ||
Смерч возникает в грозовом облаке | ||
Во время урагана в автомобиле нужно включить двигатель для прогревания мотора, и обогревать салон | ||
Во время сильного тумана необходимо продолжать движение, чтобы не промокнуть | ||
Молния может ударить в линии связи, поэтому опасно разговаривать по телефону | ||
При появлении шаровой молнии нужно быстро развернуться и убежать | ||
Во время гололёда, если вы поскользнулись нужно присесть, чтобы снизить высоту падения | ||
Сильная жара опасна тем, что возможно обезвоживание, перегревание человека, и в результате тепловой удар |
10. Сформулируйте вывод.
Тема 6 Природные пожары
Цель: изучить различные виды природных пожаров. Выявить причины возгорания и ущерб, наносимый природными пожарами. Разработать алгоритм безопасного поведения во время природного пожара.
Для работы необходимо: таблицы «…».
Вопросы для семинара:
1. Лесные пожары и их типы.
2. Классификация лесных пожаров по силе.
3. Способы прогнозирования возгорания леса.
4. Пути сокращения негативных последствий лесных пожаров.
5. Торфяные пожары и их распространение.
6. Причины и последствия возгорания торфа.
7. Степные пожары. Причины и последствия степных пожаров.
8. Способы тушение природных пожаров.
9. Действия человека во время природных пожаров.
Ход работы.
1. Дайте определение следующим понятиям:
2. Заполнить схему «Поражающие факторы природных пожаров»
3. Решите ситуационную задачу, заполнив пропуски.
В Республике Алтай одной из причин возгорания леса является падение отделяющихся частей ракет носителей. Сведения с экологического портала (http://ekologia-ra.ru/). «В настоящее время на основании договора между Российским космическим агентством и Правительством Республики Алтай используются четыре района падения для отделяющихся частей ракет-носителей. Многофакторное влияние ракетно-космической деятельности на окружающую среду региона заключается в следующем: электромагнитное, акустическое, тепловое и механическое воздействие. Тепловое воздействие фрагментов ОЧ РН способствует возникновению в районах падения и на прилегающей к ним лесопокрытой территории региона.
наносят значительный экологический и материальный ущерб лесному фонду, особенно на территории Алтайского заповедника.
А). Опишите проблемы связанные с ракетно-космической деятельностью в Республике Алтай.
. .
. .
. .
Б). Опишите, оптимальные для экономики Республики Алтай, пути решения проблем лесных пожаров.
. .
. .
. .
4. Выполните тестовое задание, отметив верны или не верны утверждения.
Утверждения | Верно | Не верно |
Пожар можно контролировать | ||
Главное в пожаре тушить не пламя, а горящую поверхность | ||
Массовые лесные пожары – это несколько отдельных пожаров возникающих одновременно | ||
Степные пожары возникают на открытой местности при наличии сухой травы | ||
Падение деревьев при пожаре не может являться опасным фактором пожара | ||
Эффективный способ тушения только что возникшего пожара является захлёстывание мокрыми ветками кромки огня | ||
Преодолевать зону лесного пожара нужно по ветру | ||
Лица, не достигшие 18 летнего возраста, и беременные допускаются к тушению пожара | ||
Если на вас загорелась одежда, необходимо быстро добежать до водоёма |
Сформулируйте вывод.