ЗАНЯТИЕ № 4. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ГНОЙНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЛЕГКИХ.
Цель работы:научиться организации сестринского процесса при данном заболевании. Закрепить теоретические знания по данной теме и научиться применять их в практической работе, т.е. проводить правильную диагностику, оказывать неотложную помощь, лечение и уход. Вырабатывать в себе морально-этические качества, необходимые медицинскому работнику.
Задание 1. Изучив материалы лекции и учебника и ознакомившись с дополнительной литературой, ответьте на следующие вопросы по теме:
· Дайте определение и расскажите этиопатогенез бронхоэктатической болезни.
· Перечислите клинические проявления бронхоэктатической болезни
· Перечислите дополнительные методы, применяемые в диагностике бронхоэктатической болезни.
· Расскажите основные принципы лечения бронхоэктатической болезни.
· Дайте определение и расскажите этиопатогенез абсцесса и гангрены легкого.
· Перечислите клинические проявления абсцесса легкого.
· Перечислите клинические проявления гангрены легкого.
· Перечислите дополнительные методы, применяемые в диагностике абсцесса и гангрены легкого.
· Расскажите основные принципы лечения абсцесса и гангрены легкого.
· В чем заключается профилактика возникновения гнойных заболеваний легкого.
· Сформулируйте проблемы, поставьте цели и составьте план ухода при гнойных заболеваниях легкого.
Задание 2. Ответьте на вопросы тестового контроля:
1. Основная причина приобретенных бронхоэктазов
а) бронхиальная астма б) пневмония в) хронический бронхит г) сухой плеврит
2. Заболевание, характеризующееся развитием воспаления в расширенных бронхах
а) абсцесс легкого б) бронхоэктатическая болезнь
в) пневмония г) экссудативный плеврит
3. Основной симптом бронхоэктатической болезни
а) слабость б) снижение аппетита
в) недомогание г) кашель с гнойной мокротой
4. Пациент выделяет мокроту по утрам полным ртом при
а) бронхиальной астме б) бронхоэктатической болезни
в) пневмонии г) экссудативном плеврите
5. Характер мокроты при бронхоэктатической болезни
а) гнойная б) "ржавая" в) розовая пенистая г) стекловидная
6. Наиболее информативный метод диагностики бронхоэктатической болезни
а) компьютерная томография б) рентгеноскопия
в) спирометрия г) флюорография
7. Пальцы в виде "барабанных палочек" и ногти в виде "часовых стекол" встречаются при
а) хронических заболеваниях дыхательной системы
б) острых заболеваниях дыхательной системы
в) острых заболеваниях пищеварительной системы
г) хронических заболеваниях пищеварительной системы
8. Дренажное положение придается пациенту с целью
а) снижения лихорадки б) уменьшения одышки
в) расширения бронхов г) облегчения отхождения мокроты
9. Осложнения бронхоэктатической болезни
а) лихорадка б) приступ экспираторного удушья
в) кашель с гнойной мокротой г) легочное кровотечение
10. При сборе мокроты на общий анализ пациента необходимо обеспечить
а) сухой пробиркой б) сухой банкой
в) стерильной пробиркой г) стерильной банкой
11. При выделении гнойной мокроты пациента необходимо обеспечить
а) чашкой Петри б) стерильной банкой
в) индивидуальной плевательницей г) стерильной пробиркой
12. Индивидуальная карманная плевательница должна быть заполнена на 1/4
а) водой б) физ. раствором в) 25% раствором соды г) хлорамином
13. При выделении большого количества гнойной мокроты в питании пациента рекомендуется
а) увеличить количество соли б) увеличить количество белка
в) уменьшить количество соли г) уменьшить количество белка
14. Рентгенологическое исследование бронхов с применением контрастного вещества
а) бронхоскопия б) бронхография в) томография г) флюорография
15. Абсцесс легкого – это
а) воспаление легкого б) воспаление плевры
в) образование полости с гноем г) накопление жидкости в плевральной полости
16. Заболевание, которое может осложниться абсцессом легкого
а) острый бронхит б) пневмония в) бронхиальная астма г) сухой плеврит
17. Внезапное появление обильной гнойной мокроты на фоне гектической лихорадки наблюдается при
а) абсцессе легкого б) бронхиальной астме в) пневмонии г) сухом плеврите
18. Приоритетная проблема пациента после прорыва абсцесса легкого в бронх
а) лихорадка б) слабость в) кровохарканье г) кашель с гнойной мокротой
19. Осложнения абсцесса легкого
а) недомогание б) головная боль
в) кашель с гнойной мокротой г) легочное кровотечение
20. Характер мокроты при абсцессе легкого
а) гнойная б) слизистая в) стекловидная г) "ржавая"
21. При лечении абсцесса легкого используются препараты
а) антибиотики б) диуретики в) антигистаминные г) кортикостероиды
Задание 3. Решите ситуационно-проблемную задачу.
В пульмонологическое отделение поступил на лечение пациент М. 58 лет с диагнозом абсцесс нижней доли левого легкого.
Предъявляет жалобы на выраженную слабость, головную боль, кашель с отделением большого количества зловонной гнойной мокроты, однократно отмечал примесь крови в мокроте.
Пациент лечился самостоятельно дома около 10 дней, принимал жаропонижающие, эффекта от лечения не отмечал. Вчера вечером состояние ухудшилось, поднялась температура до 400С с ознобом, к утру упала до 360 С с обильным потоотделением. Усилился кашель, появилась обильная гнойная мокрота. Больной заторможен, на вопросы отвечает с усилием.
Объективно: состояние средней тяжести, температура 370, перкуторно слева под лопаткой определяется участок притупление звука. Дыхание над этим участком ослабленное, выслушиваются крупнопузырчатые влажные хрипы.
Рентгенологические данные: в нижней доле левого легкого интенсивная инфильтративная тень, в центре которой определяется полость с горизонтальным уровнем жидкости.
Задания: Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Эталоны ответов
Проблемы пациента
Настоящие: ______________________________________________________________
Потенциальные: __________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Приоритетная проблема: ___________________________________________________
Краткосрочная цель: ______________________________________________________
________________________________________________________________________
Долгосрочная цель: _______________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
План | Мотивация |
Оценка эффективности: __________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание 4. · Назовите метод исследования пациента, представленный на иллюстрации. · Назовите и покажите ведущий рентгенологический признак абсцесса легкого после его прорыва в бронх. · Назовите рентгенологический метод исследования, позволяющий уточнить диагноз и определить точную локализацию и распространенность патологического процесса при данном заболевании. Эталоны ответов ______________________________________________ | |
__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ |
Задание 5. Решите ситуационно-проблемную задачу.
Пациент П. 40 лет, слесарь, поступил в пульмонологическом отделение по поводу обострения бронхоэктатической болезни.
Предъявляет жалобы на кашель с отделением желтовато-зеленой мокроты с неприятным запахом (приблизительно 100 мл в сутки), слабость, повышение температуры, одышку при нагрузке.
Кашель беспокоит в течение 10 лет. Курит с 16-ти лет по пачке сигарет в день. Пациент волнуется в связи с предстоящей бронхоскопией.
Объективно: состояние удовлетворительное, температура 37,2° С.ЧДД 20 в минуту, грудная клетка эмфизематозная, перкуторно справа в подмышечной области притупление звука, здесь же выслушиваются мелкопузырчатые влажные хрипы, пульс 80 в минуту, АД 120/80 мм рт. ст., тоны сердца приглушены. Живот мягкий, безболезненный. Симптом Пастернацкого отрицательный с обеих сторон.
Задания: Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Эталоны ответов
Проблемы пациента:
Настоящие: _____________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Приоритетная проблема: ________________________________________________
Краткосрочная цель: ____________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Долгосрочная цель: ______________________________________________________
План | Мотивация |
Оценка эффективности: _________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание 6. Какой метод рентгенологического исследования дыхательной системы представлен на иллюстрации? Назовите и покажите основные рентгенологические изменения при бронхоэктатической болезни. Эталоны ответов ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ | ||
_______________________________________________________________________ |
Задание 7.
Какой клинический симптом представлен на иллюстрации: Эталоны ответов _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ |
Задание 8. Пользуясь справочником, выпишите рецепты на следующие лекарственные средства: сульфокамфокаин, эритромицин во флаконах, ампициллин во флаконах, гентамицин в ампулах, анальгин в ампулах.
Эталоны ответов
1. Rp.: | 4. Rp.: |
2. Rp.: | 5. Rp.: |
3. Rp |
Оценка (замечания преподавателя) _________________________