ЗАНЯТИЕ № 3. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ПНЕВМОНИЯХ
Цель работы:научиться организации сестринского процесса при данном заболевании. Закрепить теоретические знания по данной теме и научиться применять их в практической работе, т.е. проводить правильную диагностику, оказывать неотложную помощь, лечение и уход. Вырабатывать в себе морально-этические качества, необходимые медицинскому работнику.
Задание 1. Изучив материалы лекции и учебника и ознакомившись с дополнительной литературой, ответьте на следующие вопросы по теме:
· Дайте определение и расскажите этиопатогенез пневмонии.
· Расскажите классификацию пневмонии.
· Перечислите факторы, способствующие возникновению пневмонии.
· Перечислите клинические проявления бронхопневмонии.
· Перечислите клинические проявления долевой пневмонии.
· Перечислите дополнительные методы, применяемые в диагностике пневмонии.
· Расскажите основные принципы лечения пневмонии.
· Как проводится диспансерное наблюдение пациентов, перенесших пневмонию.
· В чем заключается профилактика возникновения пневмонии.
· Сформулируйте проблемы, поставьте цели и составьте план ухода при пневмонии.
Задание 2. Ответьте на вопросы тестового контроля:
1. Основной возбудитель пневмонии
а) вирус б) микобактерия в) пневмококк г) кишечная палочка
2. Воспаление целой доли легкого наблюдается при
а) остром бронхите б) бронхиальной астме в) пневмонии г) сухом плеврите
3. "Ржавый" характер мокроты наблюдается при
а) остром бронхите б) бронхиальной астме в) пневмонии г) сухом плеврите
4. Наиболее информативный метод диагностики пневмонии
а) анализ крови б) анализ мокроты
в) плевральная пункция г) рентгенография органов грудной клетки
5. Этиотропное лечение пневмонии – это применение
а) бронхолитиков б) отхаркивающих в) антибиотиков г) жаропонижающих
6. Осложнение пневмонии
а) острый бронхит б) лихорадка
в) боль в грудной клетке г) острая дыхательная недостаточность
7. При критическом снижении температуры тела может развиться
а) острая дыхательная недостаточность б) коллапс
в) острая коронарная недостаточность г) легочное кровотечение
8. Частота дыхательных движений в норме в мин.
а) 6-10 б) 20-40 в) 60-80 г) 16-20
9. Основные симптомы пневмонии
а) слабость, головная боль, стекловидная мокрота
б) боль в грудной клетке, одышка, лихорадка
в) длительный субфебрилитет, утомляемость
г) отеки, повышение АД, нарушение ритма
10. При длительном применении антибиотиков у пациента могут развиться
а) отёки б) лихорадка в) дисбактериоз г) увеличение массы тела
Задание 3. Решите ситуационно-проблемную задачу.
В пульмонологическом отделении находится пациентка С. 28 лет с диагнозом пневмония нижней доли левого легкого.
Жалобы на повышение температуры до 39 С, слабость, боли в левой половине грудной клетки, усиливающиеся при дыхании, кашель с выделением ржавой мокроты, одышку в покое. Заболела после переохлаждения. В домашних условиях принимала жаропонижающие препараты, но состояние быстро ухудшалось.
Объективно: состояние тяжелое, температура 39,30 С. Лицо гиперемировано, на губах герпес. ЧДД 30 в мин. Левая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, голосовое дрожание в нижних отделах правого легкого усилено, при перкуссии там же притупление, при аускультации дыхание ослаблено, крепитирующие хрипы. Пульс 110 уд./мин., ритмичный, слабого наполнения и напряжения. АД 100/65 мм рт. ст., тоны сердца приглушены. Живот мягкий, безболезненный. Симптом Пастернацкого отрицательный с обеих сторон.
Задания
Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Эталоны ответов
Проблемы пациента:
Настоящие: ______________________________________________________________
________________________________________________________________________
Потенциальные: __________________________________________________________
________________________________________________________________________
Приоритетные проблемы: __________________________________________________
________________________________________________________________________
Краткосрочная цель: ______________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Долгосрочная цель:
План | Мотивация |
Оценка эффективности: _________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание 4. Назовите метод исследования пациента, представленный на иллюстрации. Назовите и покажите ведущий рентгенологический признак крупозной пневмонии. Эталоны ответов __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
Задание 5. Решите задачу по неотложной помощи. Постовую м/сестру на ночном дежурстве вызвали к пациентке Н. 30 лет, находящейся на лечении с диагнозом: пневмония. 10 минут назад, нарушив постельный режим, она почувствовала себя плохо: появилась слабость, головокружение, потемнение в глазах.
Объективно: состояние средней тяжести, сознание сохранено, кожа бледная, обильно покрыта холодным липким потом. АД 80/50 мм. рт. ст., пульс нитевидный 110 в мин.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
Эталоны ответов
1._______________________________________________________________________
2. Алгоритм действий м/сестры:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Задание 6. Пользуясь справочником, выпишите рецепты на следующие лекарственные средства: амоксициллин, новокаин для разведения антибиотиков, кофеин в ампулах, кордиамин в ампулах, мезатон.
Эталоны ответов
1. Rp.: | 4. Rp.: |
2. Rp.: | 5. Rp.: |
3. Rp.: |
Задание 7.Изобразите на температурном листе критическое и литическое снижение температуры.
День болезни | ||||||||||||||||||||||||||||
П | Д | Т | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в |
Артер. давление | ||||||||||||||||||||||||||||
Вес | ||||||||||||||||||||||||||||
Стол | ||||||||||||||||||||||||||||
Выпито жидкости | ||||||||||||||||||||||||||||
Стул, кол-во мочи | ||||||||||||||||||||||||||||
Мокрота | ||||||||||||||||||||||||||||
Стул | ||||||||||||||||||||||||||||
Ванна | ||||||||||||||||||||||||||||
Смена белья | ||||||||||||||||||||||||||||
Кашель | ||||||||||||||||||||||||||||
Одышка | ||||||||||||||||||||||||||||
ЧД |
Оценка (замечания преподавателя) ________________