Измерение окружности грудной клетки.
Показания: оценка физического развития.
Оснащение: сантиметровая лента, 70% спирт, марлевая салфетка, ручка, бумага.
Этапы выполнения.
1. Подготовить необходимое оснащение.
2. Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки.
3. Уложить или усадить ребенка.
4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
5. Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку по ориентирам:
а) сзади-нижние углы лопаток,
б) спереди - нижний край околососковых кружков.
6. Записать результат.
Измерение окружности головы.
Показания: оценка физического развития, подозрение на гидроцефалию.
Оснащение: сантиметровая лента, 70% спирт, марлевая салфетка, ручка, бумага.
Этапы выполнения.
Подготовить необходимое оснащение.
1. Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки.
2. Уложить или усадить ребенка.
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
4. Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам:
а) сзади-затылочный бугор,
б) спереди - надбровные дуги;
Примечание: следить, чтобы палец исследователя не находился между лентой и кожей головы ребенка.
5.Определить показатели окружности головы.
6.Записать результат.
Манипуляция №8
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
1. В первую очередьопределяется физическое развитие:
- до одного года - ежемесячно ;
- до 3 лет - ежеквартально;
- до 7 лет - раз в полгода дети с низким и высоким ростом направляются к эндокринологу, с избыточной массой (ожирение) или маленьким весом наблюдаются у педиатра.
2. Контроль за нервно - психическим развитием:
( эмоции, анализаторы движения, речь, навыки)
- 1 год - 1 раз в месяц, норма +/- 15 дней от паспортного возраста;
- 2 год - 1 раз в квартал, норма +/- З мес.;
- 3 год - 1 раз в полугодие, норма +/- 6 мес.
Оценка ставится из трех вариантов:
- соответствует возрасту,
- опережает возраст,
- отстает от возраста
Развитие с 3 -7 лет оценивается во время режимных моментов с учетом характеристики педагога.
3. Осмотр:
A) Кожные покровы и слизистые
Б) лимфаузлы и мышечная система
B) костная система ( швы, роднички, зубы, осанка. Развитие стопы)
Г) жироотложение мягких тканей,
Д) органы дыхания, сердечно - сосудистая система, органы пищеварения, мочеполовая система и органы чувств
4. Дать комплексную оценку здоровья.
Критерии здоровья:
1. Наличие или отсутствие врожденных или хронических заболеваний
2. Уровень физического развития
3. Уровень нервно - психического развития
4. Функциональное состояние органов и систем
5. Степень реактивности организма
6.Данные анамнеза: биологического, социального, генеалогического.
Группы здоровья
1 группа - полного благополучия, абсолютно здоровые дети с нормальным Ф.Р. и Н.П.Р.
2 группа - группа риска ( с функциональными нарушениями)
3 группа - больные дети с врожденной патологией или хроническими заболеваниями в стадии компенсации;
4 группа - больные дети с врожденной патологией или хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации;
5 группа - больные дети с врожденной патологией или хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации.
5 Дать профилактические, воспитательные, общеоздоровительные и лечебные рекомендации
Манипуляция №9
Схема проведения гигиенической ванны ребенку
Раннего возраста.
Оснащение:
1. Ванночка
2. Варежка в виде мочалки
3. Кувшин
4. Детское мыло
5. Гамак (или пеленку, сложенную в 8 раз) под головку или подставку
6. Детский крем
7. Набор детского белья
Схема:
1. Промыть ванну горячей водой с мылом, щеткой
2. Обдать ванну крутым кипятком
3. Приготовить кувшин с теплой водой для полоскания ребенка
4. Поставить на дно ванны подставку (или пеленку, сложенную в 8 раз под головку) или гамак
5. Налить в ванну холодную воду
6. В ванну положить водный термометр
7. Разбавить горячей водой до температуры 36-37 С, вынуть термометр
8. Накинуть на ребенка пеленку
9. Левой рукой поддерживать ребенка под спину, затылок
10. Правой рукой поддерживать ягодицы, бедра
11. Медленно погрузить в воду ноги, ягодицы
12. Положить тело на гамак, погрузив в воду до мечевидного отростка
13. Левой рукой поддерживать голову ребенка над поверхностью воды (если на пеленке)
14. Помыть голову «Детским мылом» или шампунем рукой в варежке
15. Помыть тело ребенка
16. Перевернуть ребенка кверху спиной, помыть заднюю часть тела, сбросить варежку
17. Облить чистой водой из кувшина (t 34-35 С)
18. Завернуть ребенка в согретую мягкую простынку
19. Обсушить ребенка осторожными промокательными движениями
20. Провести профилактику опрелостей
21. Перепеленать ребенка
Пока пупочная ранка не засохла, ребенка купать в кипяченой воде. Приготовить детскую подставку, гамачок или пеленку под левую руку в ванну. Новорожденного купают 5 мин Грудничка-5- 7мин До 6 месяцев - каждый день 7-10 мин До 1 года - через день
До 2 лет - через 2-3 дня (летом каждый день) После 2-х лет - 2 раза в неделю 10-25 мин
Уход за ногтями
Помните: стричь ногти необходимо с первых недель жизни, по мере отрастания, но не реже 1 раз в неделю. На руках округло, на ногах прямолинейно.
Манипуляция №10