Рекомендуемые практические занятия

Наименование практических занятий
Изучение и анализ материалов, отражающих строение небно-глоточного аппарата в норме и при врожденных расщелинах губы, твердого и мягкого неба
Наблюдение детей с врожденными расщелинами неба, заполнение протокола: особенности строения небно-глоточного аппарата, функции дыхания и мягкого неба в покое и при фонации (проводится на базе практического учреждения или при использовании видеозаписи)
Наблюдение за обследованием ребенка с ринолалией, заполнение протокола с описанием анатомического дефекта, позы языка, фонационного и речевого дыхания, артикуляционной моторики (проводится на базе практического учреждения или при использовании видеозаписи)
Наблюдение за обследованием ребенка с ринолалией, заполнение протокола по исследованию акустико-артикуляционных особенностей фонем, тембра голоса, физического и фонематического слуха (проводится на базе практического учреждения или при использовании видеозаписи)
Наблюдение за работой логопеда с ребенком с ринолалией в дооперационном периоде. Заполнение протокола наблюдения.
Составление перспективного плана логопедической работы с ребенком с ринолалией в дооперационном периоде
Наблюдение за работой логопеда с ребенком с ринолалией в послеоперационном периоде. Заполнение протоколов наблюдения
Составление перспективного плана логопедической работы с ребенком с ринолалией в послеоперационном периоде
Наблюдение за работой логопеда с ребенком с ринолалией в раннем дошкольном возрасте в дооперационном периоде. Заполнение протокола наблюдения. Составление перспективного плана логопедической работы (проводится на базе практического учреждения или при использовании видеозаписи)
Наблюдение за работой логопеда с ребенком с ринолалией в раннем дошкольном возрасте в послеоперационном периоде. Заполнение протокола наблюдения. Составление перспективного плана логопедической работы (проводится на базе практического учреждения или при использовании видеозаписи)

Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

1. Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба. - СПб.: Гиппократ, 2000. - 136 с.

2. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. - М.: Просвещение, 1984. - 143 с.

3. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. - М.: Просвещение, 1983. - 95 с.

4. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2003.

5. Соболева Е.А. Ринолалия. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 126 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Блыскина И.В. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. - СПб.: САТИС, 1995.

2. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. - М., 1990.

3. Волосовец Т.В. Логопедическая работа с детьми в возрасте 1-3 лет с врожденными расщелинами губы и неба: Автореферат дисс. ....канд. пед. наук. - М., 1995.

4. Врожденные расщелины губы и неба. - М., 1964.

5. Городилова В.И., Кузьмина Н.И. Устранение недостатков произношения при ринолалии. - М.: Просвещение, 1961.

6. Дубов М.Д. Врожденные расщелины неба. - М., 1960.

7. Коррекция речевых нарушений у детей с челюстно-лицевой патологией: Методические рекомендации / Под ред. проф. Е.Т.Лильина. - М., 1999. - 40 с.

8. Логопедическая работа при открытой ринолалии после уранопластики: Методические рекомендации. - СПб., 1994. - 61 с.

9. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.

10.Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. - М.: Педагогика, 1969.

11.Чиркина Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции: Автореферат дисс. ....докт. пед. наук. - М., 1987.

Примерная тематика рефератов и курсовых работ

1. Исторический аспект развития проблемы преодоления ринолалии.

2. Роль биологических и социальных факторов в появлении и развитии ринолалии.

3. Строение небно-глоточного аппарата в норме и при врожденных расщелинах верхней губы и неба.

4. Особенности строения и функционирования речевого аппарата при открытой органической ринолалии.

5. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с открытой ринолалией.

6. Влияние врожденных расщелин губы и неба на физическое и психическое развитие ребенка.

7. Особенности речевого и психического развития детей с врожденными дефектами неба.

8. Реализация методологических принципов логопедии при анализе речевого дефекта при ринолалии.

9. Комплексное исследование детей с ринолалией.

10.Первичные нарушения в структуре дефекта при открытой органической ринолалии.

11.Вторичные нарушения в структуре дефекта при открытой органической ринолалии.

12.Исследование состояния монологической речи детей с открытой ринолалией.

13.Методика коррекционной работы при открытой ринолалии до операции и после операции.

14.Особенности познавательной деятельности детей, страдающих ринолалией.

15.Причины дисграфии у детей с открытой органической ринолалией.

16.Логопедическая работа с детьми раннего возраста с врожденными расщелинами верхней губы и неба.

17.Проблемы исследования закрытой ринолалии.

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Определение и история изучения ринолалии.

2. Анатомо-физиологические особенности небно-глоточного аппарата в норме и при врожденных расщелинах твердого и мягкого неба.

3. Классификация ринолалии в зависимости от характера повреждения речевого аппарата. Характеристика ее основных видов.

4. Причины врожденных расщелин губы, твердого и мягкого неба.

5. Виды врожденных расщелин губы, твердого и мягкого неба.

6. Сроки хирургического лечения детей с врожденными расщелинами губы, твердого и мягкого неба.

7. Открытая органическая ринолалия. Причины и механизм нарушения.

8. Первичные и вторичные нарушения в структуре дефекта при открытой органической ринолалии.

9. Особенности нарушения звукопроизношения у детей с открытой органической ринолалией.

10. Раннее развитие детей с расщелинами губы и неба.

11. Пути предупреждения постепенного нарастания патологической симптоматики при врожденных расщелинах губы и неба.

12. Профилактика нарушений слуха у детей с врожденными расщелинами губы и неба.

13. Комплексное обследование детей с ринолалией.

14. История развития методов преодоления открытой органической ринолалии (характеристика силового и щадящего направлений в коррекционной работе).

15. Современная система комплексного воздействия при открытой органической ринолалии.

16. Задачи и содержание дооперационной логопедической работы при врожденных расщелинах твердого и мягкого неба.

17. Задачи и содержание послеоперационной логопедической работы по устранению открытой органической ринолалии.

18. Основные направления коррекционной работы с детьми до 3-х лет с врожденными расщелинами верхней губы, твердого и мягкого неба.

19. Формирование полноценного небно-глоточного смыкания у детей с врожденными расщелинами твердого и мягкого неба.

20. Нормализация функции дыхания у детей с врожденными расщелинами губы, твердого и мягкого неба.

21. Нормализация речевой моторики детей с врожденными расщелинами верхней губы, твердого и мягкого неба.

22. Особенности работы по коррекции звукопроизношения у детей с открытой органической ринолалией.

23. Логопедическая ритмика в общей системе лечебно-коррекционного воздействия при открытой органической ринолалии.

Наши рекомендации