Тема 5.4. Определение правильной осанки
Основные понятия и термины по теме:Осанка. Правильная осанка. Неправильная осанка
План изучения темы:
1.Понятие об осанке.
2. Внешние проявления осанки.
3.Последствия неправильной осанки.
Краткое изложение теоретических вопросов:
В словаре С. И. Ожегова осанка рассматривается как "манера держать себя". В словаре медицинских терминов мы найдем следующее определение: Осанка – это поза непринужденно стоящего человека без лишнего напряжения мышц, т.е. привычная поза стоящего человека". Ведущими факторами, определяющими осанку являются: положение таза и степень развития мускулатуры. Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника.
При осмотре спереди у человека, имеющего правильную осанку, определяется строго вертикальное положение головы: подбородок слегка приподнят, а линия, соединяющая нижний край глазниц и козелки ушей, горизонтальна. Линия надплечий (то место, где военные носят погоны, в обиходе часто называемое плечами) – горизонтальна; углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем (шейно-плечевые), - симметричны; грудная клетка не имеет западений или выпячиваний и симметрична относительно средней линии: живот также симметричен, брюшная клетка вертикальна, пупок находится на средней линии При осмотре сзади – лопатки прижаты к туловищу, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника, а их углы на одной горизонтальной линии. На одной горизонтальной линии будут также ягодичные складки и подколенные ямки; симметричны треугольники талии (т.е. "окошки", образованные контуром талии и опущенными руками При осмотре сбоку – грудная клетка несколько приподнята, живот подтянут, нижние конечности прямые, физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены, угол наклона таза находится в пределах 35-55 градусов (он меньше у мальчиков и у мужчин)
Неправильная осанка нарушает положение внутренних органов грудной и брюшной полости (со снижением их функции) и способствует раннему появлению остеохондроза. У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичны связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. У таких детей очень высока степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках в длину, высоту, выполнении упражнений на спортивных снарядах, занятиях борьбой и другими контактными видами спорта. Школьникам с выраженным нарушением осанки не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник. Специально подобранные физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием в физиологически неудобных положениях). Нагрузки, связанные с сидением, рекомендуется чередовать с интенсивными физкультминутками: специальными упражнениями для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей. Продолжительность выполнения упражнений 1—3 мин. Детям с нарушением осанки следует спать на ровной и жесткой постели на спине или на животе. Отдыхать в течение дня (особенно после физической нагрузки) необходимо лежа, а не сидя, чтобы не создавать дополнительной нагрузки на позвоночник.
Лабораторные работы –«не предусмотрено»
Практические занятия:
1. Определение правильной осанки
Задания для самостоятельного выполнения:
Подбор информации и подготовка сообщений «Причины нарушений осанки детей»
Форма контроля самостоятельной работы:
Оценка информации и анализ сообщений «Причины нарушений осанки детей».
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Дайте понятие об осанке.
2.Перечислите внешние проявления осанки.
3. К каким последствиям может привести патологии неправильной осанки?
Тема 5.5.Гигиенические требования к оборудованию ДОУ
Основные понятия и термины по теме:
Расстановка столов, подбор мебели.
План изучения темы:
1.Гигиенические требования к оборудованию учебных помещений.
2.Принципы подбора мебели
3. Нормативы при оборудовании учебных помещений
Краткое изложение теоретических вопросов:
В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.
Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.
Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем ученики с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
между рядами двухместных столов - не менее 60;
·
между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
·
между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50 - 70;
·
от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100; а при наличии оборотных классов - 120;
·
от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
·
от первой парты до учебной доски - 2,40 - 2,70 м;
·
наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски - 860;
·
высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;
·
угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35° для учащихся II - III ступени школы и не менее 45° для школьников 6 - 7 лет.
Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации.
Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум.
В зоне учащихся устанавливаются двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой воды, электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики) и подводкой воды (лаборатория химии). Лаборатория химии оборудуется вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.
Кабинеты иностранного языка включают следующее оборудование: стол преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов; подставка под магнитофон и проигрыватель; секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий и ТСО; лингафонные рецептивные установки.
Оборудование кабинетов вычислительной техники, дисплейных классов должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы.
Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.
Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.
Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не используются цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.
При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.
Лабораторные работы –«не предусмотрено»
Практические занятия:
1. Гигиенические требования к оборудованию ОУ
Задания для самостоятельного выполнения:
Расчет и подбор мебели для детей.
Форма контроля самостоятельной работы:
Оценка расчета и подбор мебели для детей.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1.Раскройте гигиенические требования к оборудованию учебных помещений.