Занятие 10. Опросник потерь и приобретений (ОПП)

Н. Е. Водопьянова, М. В. Штейн

Вводные замечания. Ресурсные концепции психологического стресса связывают адаптационные возможности и сохранность потенциала здоровья с наличием персональных ресурсов человека, способствую­щих противостоянию стрессогенным жизненным обстоятельствам или преодолению их. Согласно данным концепциям, психологиче­ский стресс и риск болезней адаптации возникают при нарушении баланса между потерей и приобретением персональных ресурсов (С. Хобфолл)[5]. Отмечают три типа ситуаций, в которых развивается стресс:

• ситуации, представляющие угрозу потери ресурсов;

• фактическая потеря ресурсов;

• отсутствие адекватного возмещения истраченных ресурсов, когда вложение личных усилий либо невозможно для достижения же­лаемого результата, либо значительно превышает получаемый ре­зультат.

Под ресурсами[6] понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных си­туациях, это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие возможности, которые человек актуализирует для адап­тации к экстремальным или стрессовым ситуациям и жизненным со­бытиям.

С. Хобфолл называет ресурсами то, что является ценным для че­ловека и помогает адаптироваться к стрессовым ситуациям. Ресурсы включают: I) материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели); 2) внеш­ние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статуc) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные цен­ности, система верований и др.); 3) психические и физические состоя­ния; 4) волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или со­хранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения лично значимых целей.

В контексте ресурсной теории стресса для повышения стресс-то­лерантности[7] важным становится накопление («консервация») ре­сурсов до того, когда возникнет стрессовая ситуация или действи стрессового фактора. Стратегия накопления ресурсов представляет собой своеобразный аптиципаторный копит. Во многих случаях он служит ключом к пониманию ответных реакций и стратегий преодо­левающего поведения. Центральный принцип «консервации» ресур­сов (СОR-теория С. Хобфолла) следующий: люди стремятся полу­чить, сохранить и защитить то, что ценно для них, и стараются ис­пользовать свои ресурсы наилучшим способом. Второй принцип «консервации» ресурсов заключается в том, что люди стремятся ин­вестировать (вкладывать) свои усилия в накопление собственных ресурсов, чтобы не потерять их, они должны стремиться восстанав­ливать растраченные ресурсы и приобретать новые для повышения уверенности в будущем (экзистенциальной надежности). В COR- теории С. Хобфолла потеря ресурсов рассматривается как первичны" механизм, ведущий к стрессовым реакциям. В то же самое время, когда какой-либо ресурс утрачен, другие призваны ограничить инструментальное, психологическое и социальное воздействие разворачивающихся событий. Потеря внутренних («душевных») и внешних (социальных) ресурсов влечет за собой неизбежную утрату субъективного благополучия и отражается на состоянии здоровья личности.

Некоторые исследователи предполагают, что на ранних стадия стресса люди пытаются сражаться с непрерывными (продолжающимися) стрессорами, интенсивно вкладывая личные ресурсы, направленные на преодоление разрушающего стресс-фактора (Shirom, 1989 Ezrahi, 1985). Если ресурсов недостаточно, чтобы повлиять на стрессовую ситуацию, то люди оказываются в состоянии перевозбуждения, тревоги и фрустрации.

Отмечено, что на стадии мобилизации ресурсов люди пытаются применить сфокусированные на проблеме стратегии поведения (тра­та дополнительного времени, личной энергии, поиск дополнитель­ной информации и других ресурсов, связанных с поиском решений проблемы) (Ezrahi, 1985). В случае дефицита ресурсов люди пере­ключаются на защитное поведение, чтобы их сохранить или воспол­нить. Проводя защитную политику, они запасаются доступными для себя ресурсами, стремятся уменьшить прямые и косвенные их поте­ри, которые могут возникать от постоянного вложения в действия или решения, не получающие вознаграждения. Потеря ресурсов про­исходит также в случае длительной экспозиции негативной обрат­ной связи, предоставляемой окружающими, которую люди получают в трудных жизненных или профессиональных ситуациях. Утрата ре­сурсов негативно сказывается на удовлетворенности качеством жиз­ни и состоянии здоровья личности.

Анализ литературы показывает, что к личностным ресурсам пре­одоления психологического стресса исследователи относят интернальный локус-контроль (Pearlin & Schooler, 1978) и связанные с ним конструкты типа «уверенность в себе» и «самоэффективность» (Bandura, 1997), высокие показатели «силы Я» (Gann, 1979). Поданным Е. С. Старченковой, к личностным ресурсам преодоления синдрома выгорания, являющегося негативным последствием профессиональ­ных и экзистенциальных стрессов, относятся социальная смелость, ответственность, настойчивость, высокая нормативность поведения, радикализм, высокая мотивация достижения[8] Поведенческие ресур­сы преодоления «выгорания» — активные и просоциальные модели поведения (смелость и широта вступления в социальный контакт, поиск социальной поддержки и готовность к ее принятию), ассертивное поведение, характеризующие так называемый здоровый копинг.

Как отмечает С. Хобфолл, несмотря на многочисленность иссле­дований, связывающих личностные и социальные ресурсы со стрессоустойчивостью, их результаты не раскрывают в полной мере меха­низмы преодоления стресса[9]. Это вызвано тем, что для изучения Данного вопроса необходимо обращаться к динамическим моделям соотношения персональных характеристик и устойчивости к стрес­сам, поскольку статические модели не учитывают одного аспекта: ре­сурсы сами по себе изменяются под воздействием стрессовых обстоя­тельств. Эмпирическим путем было показано, что социальные ресур­сы людей уменьшаются, когда они подвержены воздействию стресса (Kaniasty & Norris, 1993)[10].

Другие исследователи получили аналогичные данные: даже лич­ностные, когнитивные ресурсы могут сокращаться из-за стресса, по­скольку стрессовая ситуация подрывает веру человека в собственные силы, например веру в свою компетентность (Baumeister, Bratslavsky, Muraven & Tice, 1998). В таком контексте «вера» рассматрива­ется в качестве важнейшего поддерживающего и «динамизирующего», личностного ресурса. Возможно, стрессовая ситуация затрагивает» энергию и мотив, необходимые для того, чтобы задействовать этот ресурс в ее преодолении. Концепция «консервации» ресурсов С. Хобфолла и соответствующий методологический подход к оценке личностного потенциала толерантности к стрессу представляют собой динамическую модель изучения взаимодействия личности и среды.

Предлагаемый нами опросник ОПП разработан на основе ресурсной концепции психологического стресса.

Цель занятия.Оценка динамического взаимодействия потерь и при обретений жизненных ресурсов личности.

Оснащение.Листы с текстом опросника ОПП (приложение 10.1)

Порядок работы.Испытуемым выдается опросник «Оценка потерь «Оценка приобретений» со следующей инструкцией:

Опросник, который вы сейчас будете заполнять, выявляет ваши переживания относительно потерь и приобретений ваших жизненных ресурсов.

Оцените, пожалуйста, по 5-баллыюй шкале ваши переживания по каждому пункту опросника:

1 — нет такого ощущения;

2 — переживание в малой степени;

3 — переживание средней степени;

4 — переживание в значительной степени;

5— переживание в очень большой степени.

Обработка и интерпретация результатов.Подсчитывается индекс «ресурсности» (ИР) в процентах, по формуле

ИР = X2 – X1 × 100,

X2

где Xt — Σ баллов «потерь», Х2 — Σ баллов «приобретений» ресурсов.

Чем больше ИР, тем выше адаптивные возможности и толерант­ность личности по отношению к стрессам. Проинтерпретировать полу­ченный индекс возможно в соответствии с уровнями «ресурсности», представленными в табл. 18.1. Для изучения корреляционных связей с другими показателями стрессоустойчивости могут быть использованы показатели «потери ресурсов» и «приобретения ресурсов», равные сум­ме баллов по первой и второй частям опросника соответственно.

В наших исследованиям на выборке свыше 100 чел. было выявле­но, что величины «потерь» и «приобретений» отличаются не только по абсолютным значениям, но также и по их соотношению с показате­лями качества жизни и психического «выгорания». Так, сумма «по­терь» отрицательно связана с удовлетворенностью качеством жизни, положительно коррелирует с фрустрированностью, стажем и возрас­том и с показателями психического «выгорания» — эмоциональным истощением и деперсонализацией. Сумма «приобретений» ресурсов имеет положительные корреляции с индексом качества жизни и отрицательные — с показателями «выгорания» (редукцией личных достижений и деперсонализацией). Это означает, что «приобрете­ние» ресурсов по своему положительному воздействию не равно от­сутствию «потерь». Первый аспект, очевидно, в большей мере, чем второй, оказывает мотивирующее и динамизирующее воздействие на процесс накопления («консервации») адаптационных возможно­стей и на удовлетворенность жизнью.

Таблица 10.1

Уровень «ресурсности»
низкий средний высокий
Меньше 35% 36-45% Больше 46 %

Контрольные вопросы

  1. Какие ситуации способствуют развитию психологического стресса?
  2. Что понимается под ресурсами стрессоустойчивости?
  3. В чем заключаются основные принципы концепции «консерва­ции» ресурсов и психологического стресса, предложенной С. Хобфоллом?

Приложение10.1

ОПРОСНИК «ОПП»

Фамилия___________________Имя_____________________Дата___

Возраст________________

Другие сведения_________________________________________________

Наши рекомендации