Занятие 10. Опросник потерь и приобретений (ОПП)
Н. Е. Водопьянова, М. В. Штейн
Вводные замечания. Ресурсные концепции психологического стресса связывают адаптационные возможности и сохранность потенциала здоровья с наличием персональных ресурсов человека, способствующих противостоянию стрессогенным жизненным обстоятельствам или преодолению их. Согласно данным концепциям, психологический стресс и риск болезней адаптации возникают при нарушении баланса между потерей и приобретением персональных ресурсов (С. Хобфолл)[5]. Отмечают три типа ситуаций, в которых развивается стресс:
• ситуации, представляющие угрозу потери ресурсов;
• фактическая потеря ресурсов;
• отсутствие адекватного возмещения истраченных ресурсов, когда вложение личных усилий либо невозможно для достижения желаемого результата, либо значительно превышает получаемый результат.
Под ресурсами[6] понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях, это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие возможности, которые человек актуализирует для адаптации к экстремальным или стрессовым ситуациям и жизненным событиям.
С. Хобфолл называет ресурсами то, что является ценным для человека и помогает адаптироваться к стрессовым ситуациям. Ресурсы включают: I) материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели); 2) внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статуc) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.); 3) психические и физические состояния; 4) волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения лично значимых целей.
В контексте ресурсной теории стресса для повышения стресс-толерантности[7] важным становится накопление («консервация») ресурсов до того, когда возникнет стрессовая ситуация или действи стрессового фактора. Стратегия накопления ресурсов представляет собой своеобразный аптиципаторный копит. Во многих случаях он служит ключом к пониманию ответных реакций и стратегий преодолевающего поведения. Центральный принцип «консервации» ресурсов (СОR-теория С. Хобфолла) следующий: люди стремятся получить, сохранить и защитить то, что ценно для них, и стараются использовать свои ресурсы наилучшим способом. Второй принцип «консервации» ресурсов заключается в том, что люди стремятся инвестировать (вкладывать) свои усилия в накопление собственных ресурсов, чтобы не потерять их, они должны стремиться восстанавливать растраченные ресурсы и приобретать новые для повышения уверенности в будущем (экзистенциальной надежности). В COR- теории С. Хобфолла потеря ресурсов рассматривается как первичны" механизм, ведущий к стрессовым реакциям. В то же самое время, когда какой-либо ресурс утрачен, другие призваны ограничить инструментальное, психологическое и социальное воздействие разворачивающихся событий. Потеря внутренних («душевных») и внешних (социальных) ресурсов влечет за собой неизбежную утрату субъективного благополучия и отражается на состоянии здоровья личности.
Некоторые исследователи предполагают, что на ранних стадия стресса люди пытаются сражаться с непрерывными (продолжающимися) стрессорами, интенсивно вкладывая личные ресурсы, направленные на преодоление разрушающего стресс-фактора (Shirom, 1989 Ezrahi, 1985). Если ресурсов недостаточно, чтобы повлиять на стрессовую ситуацию, то люди оказываются в состоянии перевозбуждения, тревоги и фрустрации.
Отмечено, что на стадии мобилизации ресурсов люди пытаются применить сфокусированные на проблеме стратегии поведения (трата дополнительного времени, личной энергии, поиск дополнительной информации и других ресурсов, связанных с поиском решений проблемы) (Ezrahi, 1985). В случае дефицита ресурсов люди переключаются на защитное поведение, чтобы их сохранить или восполнить. Проводя защитную политику, они запасаются доступными для себя ресурсами, стремятся уменьшить прямые и косвенные их потери, которые могут возникать от постоянного вложения в действия или решения, не получающие вознаграждения. Потеря ресурсов происходит также в случае длительной экспозиции негативной обратной связи, предоставляемой окружающими, которую люди получают в трудных жизненных или профессиональных ситуациях. Утрата ресурсов негативно сказывается на удовлетворенности качеством жизни и состоянии здоровья личности.
Анализ литературы показывает, что к личностным ресурсам преодоления психологического стресса исследователи относят интернальный локус-контроль (Pearlin & Schooler, 1978) и связанные с ним конструкты типа «уверенность в себе» и «самоэффективность» (Bandura, 1997), высокие показатели «силы Я» (Gann, 1979). Поданным Е. С. Старченковой, к личностным ресурсам преодоления синдрома выгорания, являющегося негативным последствием профессиональных и экзистенциальных стрессов, относятся социальная смелость, ответственность, настойчивость, высокая нормативность поведения, радикализм, высокая мотивация достижения[8] Поведенческие ресурсы преодоления «выгорания» — активные и просоциальные модели поведения (смелость и широта вступления в социальный контакт, поиск социальной поддержки и готовность к ее принятию), ассертивное поведение, характеризующие так называемый здоровый копинг.
Как отмечает С. Хобфолл, несмотря на многочисленность исследований, связывающих личностные и социальные ресурсы со стрессоустойчивостью, их результаты не раскрывают в полной мере механизмы преодоления стресса[9]. Это вызвано тем, что для изучения Данного вопроса необходимо обращаться к динамическим моделям соотношения персональных характеристик и устойчивости к стрессам, поскольку статические модели не учитывают одного аспекта: ресурсы сами по себе изменяются под воздействием стрессовых обстоятельств. Эмпирическим путем было показано, что социальные ресурсы людей уменьшаются, когда они подвержены воздействию стресса (Kaniasty & Norris, 1993)[10].
Другие исследователи получили аналогичные данные: даже личностные, когнитивные ресурсы могут сокращаться из-за стресса, поскольку стрессовая ситуация подрывает веру человека в собственные силы, например веру в свою компетентность (Baumeister, Bratslavsky, Muraven & Tice, 1998). В таком контексте «вера» рассматривается в качестве важнейшего поддерживающего и «динамизирующего», личностного ресурса. Возможно, стрессовая ситуация затрагивает» энергию и мотив, необходимые для того, чтобы задействовать этот ресурс в ее преодолении. Концепция «консервации» ресурсов С. Хобфолла и соответствующий методологический подход к оценке личностного потенциала толерантности к стрессу представляют собой динамическую модель изучения взаимодействия личности и среды.
Предлагаемый нами опросник ОПП разработан на основе ресурсной концепции психологического стресса.
Цель занятия.Оценка динамического взаимодействия потерь и при обретений жизненных ресурсов личности.
Оснащение.Листы с текстом опросника ОПП (приложение 10.1)
Порядок работы.Испытуемым выдается опросник «Оценка потерь «Оценка приобретений» со следующей инструкцией:
Опросник, который вы сейчас будете заполнять, выявляет ваши переживания относительно потерь и приобретений ваших жизненных ресурсов.
Оцените, пожалуйста, по 5-баллыюй шкале ваши переживания по каждому пункту опросника:
1 — нет такого ощущения;
2 — переживание в малой степени;
3 — переживание средней степени;
4 — переживание в значительной степени;
5— переживание в очень большой степени.
Обработка и интерпретация результатов.Подсчитывается индекс «ресурсности» (ИР) в процентах, по формуле
ИР = X2 – X1 × 100,
X2
где Xt — Σ баллов «потерь», Х2 — Σ баллов «приобретений» ресурсов.
Чем больше ИР, тем выше адаптивные возможности и толерантность личности по отношению к стрессам. Проинтерпретировать полученный индекс возможно в соответствии с уровнями «ресурсности», представленными в табл. 18.1. Для изучения корреляционных связей с другими показателями стрессоустойчивости могут быть использованы показатели «потери ресурсов» и «приобретения ресурсов», равные сумме баллов по первой и второй частям опросника соответственно.
В наших исследованиям на выборке свыше 100 чел. было выявлено, что величины «потерь» и «приобретений» отличаются не только по абсолютным значениям, но также и по их соотношению с показателями качества жизни и психического «выгорания». Так, сумма «потерь» отрицательно связана с удовлетворенностью качеством жизни, положительно коррелирует с фрустрированностью, стажем и возрастом и с показателями психического «выгорания» — эмоциональным истощением и деперсонализацией. Сумма «приобретений» ресурсов имеет положительные корреляции с индексом качества жизни и отрицательные — с показателями «выгорания» (редукцией личных достижений и деперсонализацией). Это означает, что «приобретение» ресурсов по своему положительному воздействию не равно отсутствию «потерь». Первый аспект, очевидно, в большей мере, чем второй, оказывает мотивирующее и динамизирующее воздействие на процесс накопления («консервации») адаптационных возможностей и на удовлетворенность жизнью.
Таблица 10.1
Уровень «ресурсности» | ||
низкий | средний | высокий |
Меньше 35% | 36-45% | Больше 46 % |
Контрольные вопросы
- Какие ситуации способствуют развитию психологического стресса?
- Что понимается под ресурсами стрессоустойчивости?
- В чем заключаются основные принципы концепции «консервации» ресурсов и психологического стресса, предложенной С. Хобфоллом?
Приложение10.1
ОПРОСНИК «ОПП»
Фамилия___________________Имя_____________________Дата___
Возраст________________
Другие сведения_________________________________________________