Глава 10. Инфекционные болезни в современном обществе.

Основные принципы профилактики

Инфекция в переводе с латинского языка обозначает заражение. К инфекционным заболеваниям относятся те, которые развиваются как ответная реакция организма на внедрение и размножение болезнетворных микроорганизмов — бактерий, грибков, вирусов.

После внедрения инфекционного агента в организме вырабатываются антитела, сложные белковые образования, при помощи которых люди и животные борются с микроорганизмами. Вызвать образование таких антител можно искусственным путем, вводя в организм ослабленный вид возбудителя инфекции. Этот способ называется вакцинацией. При помощи вакцинации были побеждены многие эпидемии, в частности эпидемия оспы. Эпидемия — это одномоментное распространение какого-либо инфекционного заболевания в отдельной местности или стране, захватывающее большое количество населения. Обычно эпидемии бывают сезонные, например, эпидемия гриппа почти ежегодно поражает многие страны Европы. В случае неблагоприятной социальной ситуации, например войны или природных катаклизмов — землетрясения, наводнения, бывают эпидемии кишечных инфекций — холеры, дизентерии.

Большинство инфекционных заболеваний имеет несколько стадий развития: инкубационную, когда человек уже заразился, но внешних проявлений болезни нет и он не опасен для окружающих; латентную, когда явных признаков болезни все еще нет, но больной уже заражен; собственно инфекционную стадию, когда у больного наличествуют все признаки болезни и он опасен для не болевших этой болезнью окружающих; и стадию выздоровления. Некоторые инфекционные болезни могут иметь последствия тяжелых осложнений, часть из которых ведет к инвалидности.

Есть несколько инфекционных заболеваний, которыми люди чаще всего болеют в детском возрасте.

Дифтерия

При этом заболевании бывает высокая температура и очень воспаляется горло. Болезнь вызывается бактерией, она называется «дифтерийной палочкой». Если вовремя не начать лечение, может возникнуть осложнение на сердце или нервный паралич. Но даже при современном и успешном лечении болезнь продолжается не менее нескольких недель.

Корь

Корью заболевают через одну-две недели после контакта с больным ребенком. Болезнь начинается как обычная простуда — с насморка и покраснения глаз. Но затем поднимается высокая температура, появляется сухой кашель и все тело покрывается сыпью. Сыпь пропадает через неделю, но до полного выздоровления пройдет не менее двух-трех недель. Сильная корь может дать осложнение на почки или другие органы. Корью болеют только один раз в жизни. В редких случаях — дважды.

Краснуха

Краснуха, так же как и корь, вирусное заболевание, но вызвано оно бывает совсем другим вирусом. Заражаются краснухой при контакте с больным. После заражения две-три недели продолжается скрытый период. Затем возникают первые признаки заболевания: незначительное повышение температуры, небольшой насморк и увеличение затылочных лимфатических узлов. Еще через день-два на всем теле появляется едва заметная красноватая сыпь. Краснуха — не очень тяжелая болезнь, и уже через четыре-пять дней больному становится лучше.

По-настоящему краснуха опасна для беременной женщины. В этом случае ее, не родившийся ребенок, будет тяжело поражен болезнью. Краснухой болеют только один раз.

Свинка

Свинка — воспаление желез, вызывается вирусом, который переносится со слюной больного при кашле, чихании, иногда при поцелуе. После заражения болезнь проявляется только через две-три недели.

При свинке поднимается температура и болезненно раздувается часть лица и шеи ниже ушей. Свинка — это воспаление околоушных желез, которые вырабатывают слюну. Болезненность может усиливаться, если есть острую, пряную пищу, вызывающую повышенное слюноотделение.

Увеличение желез продолжается 5-10 дней, а потом пропадает.

У подростков старше 12 лет и у взрослых свинка может вызывать серьезное болезненное воспаление половых желез.

Иногда, хотя и очень редко, свинка поражает околоушные железы только с одной стороны шеи. В этом случае через несколько лет человек снова может заболеть свинкой, но воспаляются железы уже другой стороны.

Коклюш

Коклюш передается от одного человека другому через кашель. От заражения до проявления первых признаков болезни проходит одна-две недели. Болезнь начинается как обычная простуда, но ребенок кашляет все сильнее и сильнее — особенно сильный кашель мучает его ночью. Начав кашлять, он не может остановиться, задыхается и в конце приступа кашля вынужден с силой втягивать в себя воздух, заглатывая его. При этом получается своеобразный звук. Коклюш продолжается долго — от четырех до шести недель. И даже после выздоровления в течение нескольких недель на ребенка время от времени нападают приступы кашля.

Полиомиелит

Когда-то полиомиелит убивал и калечил больше детей, чем любая другая болезнь. Теперь, к счастью, мы практически избавились от него благодаря вакцине. Каждому ребенку в возрасте до года обязательно делают первую прививку против полиомиелита, а потом через каждые несколько лет вводят дополнительные вакцины.

Полиомиелит протекает одну-две недели в скрытой форме. Потом начинается головная боль, воспаляется горло, повышается температура, появляются тошнота, рвота, боль в мышцах рук и ног. Еще через несколько дней мышцы настолько ослабевают, что ребенок не может пошевелить ни рукой, ни ногой. Если эта мышечная слабость — паралич одной или более конечностей — не пройдет через несколько дней, она может сохраниться на всю жизнь.

Скарлатина

Возбудители скарлатины — стрептококки. Однако современная разновидность стрептококков гораздо слабее, чем та, что была много лет назад. Тогда у ребенка, заболевшего скарлатиной, был сильный жар, очень воспалялось горло, появлялись тошнота и рвота, все его тело обильно покрывалось ярко-красной сыпью. Только участок вокруг рта почему-то не был покрыт сыпью, и у ребенка как бы появлялось бледное кольцо вокруг губ.

Примерно в течение недели больной чувствовал себя очень плохо. Затем температура снижалась до нормальной и сыпь начинала бледнеть. Потом кожа шелушилась — это выглядело так, словно все тело было усыпано перхотью.

Тяжелые случаи скарлатины давали осложнения на сердце, иногда на почки. В наши дни скарлатина часто протекает в такой легкой форме, что у ребенка может всего лишь на пару дней подняться температура, слегка поболит горло и появится небольшая сыпь. Никакого шелушения не возникает, и больной уже через два-три дня прекрасно себя чувствует.

Контрольные вопросы:

1. Какие детские инфекционные заболевания вам известны?

2. Назовите заболевания, которые вызываются вирусами.

3. Какие заболевания передаются воздушно-капельным путем при кашле и чихании?

4. При каких заболеваниях путем передачи инфекции может быть кал?

5. О каких инфекциях вы можете подумать, если у ребенка воспалено горло?

6. Расстройство стула характерно для каких инфекций?

7. Перечислите инфекции, при которых бывает сыпь.

8. После каких инфекций бывают тяжелые осложнения?

Раздел второй

Практический инструментарий

Общие требования к выполнению практических занятий

В зависимости от цели и специфики занятия студенты могут выполнять работу как индивидуально, так и в группах по три человека (испытуемый, экспериментатор, протоколист). До начала работы студенты будут оповещены о форме выполнения работы. Если задание проводится в группе, то функции участников должны быть четко продуманы и разделены еще до начала выполнения работы.

Прежде чем приступить к выполнению работы, студенты должны ознакомиться с текстом руководства, должны знать процедуру эксперимента и содержание серий (кроме испытуемого). Кроме того, они должны иметь заготовленный протокол, знать способ его заполнения во время эксперимента. Для испытуемого должна быть заготовлена инструкция, которая зачитывается ему перед экспериментом. По окончании работы испытуемый пишет самоотчет.

Обработка полученных данных производится на основании общего протокола. Результаты представляются в тетрадях каждого студента в виде таблиц, графиков. По итогам проведенного задания студенты стают индивидуальные письменные отчеты по специально заданной структуре.

Требования к оформлению отчета практического (лабораторного) занятия

Все отчеты выполняются в специальной тетради или на листах, которые должны быть скреплены. Обложка тетради или первый лист должны содержать сведения об исполнителе. Отчет оформляется по специально заданной структуре и предоставляется для оценивания преподавателю в недельный срок со дня выполнения работы. При неудовлетворительном выполнении работы она переделывается.

Наши рекомендации