Медико-санитарные последствия чрезвычайных си- туаций: понятие о людских потерях.

Неблагоприятное влияние поражающих факторов ЧС на человека и окружающую среду зависит не только от интенсив- ности, но и от продолжительности их воздействия (мгновенно или растянуто во времени).

При этом вероятны сочетанные, множественные и комбини- рованные поражения.

Сочетанные - поражения различных анатомических областей вызванные одним травмирующим агентом;

Множественные- поражения одной анатомической области в нескольких местах одним травмирующим агентом;

Комбинированные - поражения двумя или более травмирую- щими агентами.

Пораженный (пострадавший) в ЧС - это человек, у которого в результате непосредственного или опосредованного воздей- ствия на него поражающих факторов источника ЧС возникли нарушения здоровья.

Общие людские потери, возникшие в ЧС, подразделяются на:

· безвозвратные потери – это пострадавшие, погибшие в момент возникновения ЧС от воздействия поражающих факторов, умершие до поступления на первый этап меди- цинской эвакуации (в медицинское учреждение) и пропав- шие без вести;

· санитарные потери – это пораженные (оставшиеся в живых) и заболевшие при возникновении ЧС.

Структура санитарных потерь - это распределение пораженных (больных) по степени тяжести поражений (заболеваний) на крайне тяжелые, тяжелые, средней степени тяжести, легкие, а также по характеру и локализации поражений (видам заболеваний).

Величина и структура потерь в ЧС колеблются в широком диапазоне и зависят от многих факторов:

характера, масштаба и интенсивности ЧС;

· численности населения, оказавшегося в зоне ЧС, плотности и характера его размещения;

· своевременности оповещения и обеспеченности средствами защиты;

· готовности населения к действиям при угрозе ЧС, уровня подготовки к ликвидации последствий ЧС.

1.4. Медико-санитарные последствия чрезвычайных си- туаций: элементы медико-тактической характеристики.

Элементы медико-тактической характеристики ЧС включают:

· величину и характер возникших санитарных потерь;

· нуждаемость пораженных в различных видах медицинской помощи;

· условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС;

· санитарно-гигиеническую и санитарно-эпидемиологичес- кую обстановку, сложившуюся в результате ЧС;

· выход из строя или нарушение деятельности лечебно-про- филактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемичес- ких учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом, а также нарушение жизнеобеспечения населения в зоне ЧС и прилегающих к ней районах и др.

2. Определение, задачи и основные принципы построения и функционирования Единой государственной системы предуп- реждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для предупреждения ЧС, а в случае их возникновения для лик-

видации последствий, обеспечения безопасности жизнедея- тельности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству в стране на основании постановления Правительства РФ № 261от 18.04.1992г. создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Постановлением Правительства РФ №1113 от 05.10.1995г. пре- образована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 «о Единой государственной системе предупреждения и ликвида- ции ЧС (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.05.05 N 335, от 03.10.06 N 600) старое Постановление Правительства РФ №1113 от 05.10.95.было отменено.

Задачи РСЧС:

· разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территории от ЧС;

· проведение мероприятий, направленных на предупреж- дение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

· обеспечение готовности органов управления к действиям в условиях ЧС;

· сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты от ЧС;

· подготовка населения к действиям в ЧС;

· прогнозирование и оценка последствий ЧС;

· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

· осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты от ЧС;

· ликвидация ЧС;

· проведение мероприятий по защите населения, подвергше- гося угрозе воздействия поражающих факторов ЧС;

· международное сотрудничество в области защиты от ЧС.

Принципы построения и функционирования РСЧС:

· защите от ЧС подлежит все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на террито- рии РФ, а также территория, объекты экономики, матери- альные и культурные ценности РФ;

· организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией органов исполнительной власти всех уровней;

· реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов веде- ния, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

· заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

· согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территории от ЧС и по гражданской обороне (ГО);

· соответствие организационной структуры РСЧС государ- ственному устройству РФ и решаемым задачам.

Наши рекомендации