Тактика медицинского работника.

Особенности ухода среднего медицинского работника за больными с различными нарушениями восприятий заключается во внимательном выслушивании их жалоб. Никогда не следует пытаться разубедить больного и спорить с ним. Если такие нарушения возникли впервые, медицинская сестра должна доложить о них лечащему врачу; если они наблюдались и раньше, необходимо действовать в соответствии с предписаниями врача. Появление галлюцинаций, как правило, связано с развитием психического заболевания, поэтому о наличии их необходимо срочно доложить врачу и не выпускать больного из поля зрения.

Исследование восприятия.

В психологии восприятие исследуют при помощи таблиц и рисунков. Например, человеку предлагают дать характеристику чувств людей, лица которых схематически изображены на рисунках.

Основное значение имеет не инструментальное исследование или тесты, а беседа с больным. Собирание жалоб и анамнеза. Подробный расспрос о его ощущениях, восприятиях и представлениях. Иногда требуется лишь умение незаметно подвести больного к рассказу о тех или иных расстройствах, направить беседу так, чтобы он сам сообщил об имеющихся у него отклонениях в сфере восприятия.

Если больной не склонен рассказывать о своих ощущениях или, наоборот, пытается их скрыть (диссимулировать), следует использовать метод наблюдения за поведением, мимикой, поступками во время беседы или разговора больного с соседями по палате.

В случае, когда имеются основания предполагать симуляцию расстройств акта восприятия, используется богатый арсенал специальных тестов и приёмов исследования.

Тактика медицинского работника. - student2.ru ВНИМАНИЕ – избирательная направленность психической деятельности и сознания человека на определенные предметы и явления.

Физиологические основы внимания

Внимание обеспечивает явление доминанты в коре больших полушарий головного мозга очага с повышенной нервной возбудимостью, доминирующего над остальными частями коры головного мозга.

Внимание подразделяется на:

ü Произвольное – возникает под влиянием сознательно поставленных целей. Оно необходимо для любой целенаправленной деятельности.

ü Непроизвольное – когда оно привлекается на неожиданные или непривычные внешние стимулы (резкий гудок автомобиля, вспышки света и пр.)

Характеристики внимания

ü Направленность – привлечение внимания к тем объектам, которые имеют для человека первостепенное значение;

ü Сосредоточенность – означает процесс углубления в деятельность и полное отвлечение от всего, что не имеет к этому отношение.

Свойства внимания

§ Концентрация – способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь в данный момент времени от ненужных объектов и информации;

§ Избирательность – сосредоточение на наиболее важных предметах;

§ Распределение – возможность иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или выполнять сложную деятельность, состоящую из множества однородных операций;

§ Объём внимания – характеризуется количеством объектов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности;

§ Интенсивность – характеризуются количеством энергии, затраченной на выполнение задания;

§ Устойчивость – способность задерживаться на восприятии данного объекта;

§ Отвлекаемость – следствие отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или к деятельности.

Тактика медицинского работника. - student2.ru Нарушение внимания

1. Невнимательность — нарушение устойчивости внимания.

1-й вариант: рассеянность (порхающее внимание) — легкая переключаемость слабоконцентрируемого внимания. Этот тип невнимательности встречается при астении - у ослабленных людей с соматическими заболеваниями, у детей с невротическими состояниями, а также на начальных этапах различных психических расстройств.

2-й вариант: слабая концентрация внимания при сниженной переключаемости. Этот тип невнимательности связан с постоянным или временным снижением подвижности нервных процессов, наблюдается у больных с церебральным атеросклерозом в пожилом возрасте, при хроническом алкоголизме и наркомании и на поздних стадиях шизофрении.

2. Гиперметаморфоз внимания — повышенная отвлекаемость.

Чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного вида деятельности к другому. При выполнении корректурной пробы и других заданий больные пропускают отдельные строки в таблице, зачеркивают другие символы, забывают инструкцию. В детской практике данное нарушение выявляется в процессе сюжетно-ролевых игр у детей с психомоторной патологией.

3. Сужение объема внимания — патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью его распределения. Встречается при опухолях головного мозга и при невротических расстройствах.

4. Истощаемость внимания — прогрессирующее ослабление интенсивности внимания в процессе работы. Выявляется по резкому снижению качества и темпа выполнения задания. Быстрая истощаемость внимания свойственна больным с травмами черепа и другими органическими заболеваниями мозга, а также с реактивными пограничными состояниями и посттравматическими состояниями.

5. Инертность внимания — невозможность своевременной переключаемости или патологическая фиксация внимания.

Наблюдается у больных эпилепсией, при психопатиях с паранойяльным развитием, при психопатоподобной форме шизофрении.

Тактика медицинского работника. - student2.ru ПАМЯТЬ -психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Процессы памяти:

Ø Запоминание - запечатление в сознании человека полученной информации;

Ø Сохранение – удержание в памяти полученной информации в течении длительного периода времени;

Ø Воспроизведение – восстановление ранее запечатленного в сознании человека материала;

Ø Узнавание – идентификация (опознание)объектов или явлений как ранее известных в момент непосредственного контакта с ними;

Ø Забывание – процесс, обратный сохранению, выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении.

Виды памяти:

В зависимости отхарактера запоминаемой информации:

· Наглядно-образная память – на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы.

· Вербальную память – на слова;

· Словесно-логическую память – на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации;

· Двигательную память – на движения;

· Эмоциональная память – на переживания;

· Пространственная память – на расположение предметов в пространстве и ориентацию в пространстве;

· На числа;

· На фамилии, имена;

· Лица.

В зависимости от приемов заучивания:

· Механическую память – запоминание информации в той форме, в которой она заучивается;

· Логическую (смысловую память) – запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.

В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения материала:

o Кратковременную память – запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 секунд. Объём её ограничен 5-7 объектами.

o Долговременную память – запоминание на длительный срок информации, имеющей большую значимость. На процесс закрепления информации и долговременной памяти существенное влияние оказывает эмоциональный фон, связанный с этой информацией. Лучше запоминаются факты, положительно окрашенные, хуже - отрицательно окрашенные, ещё хуже – не имеющие никакой эмоциональной окраски.

o Оперативная память – избирательное сохранение и активация информации на время выполнения конкретной задачи. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем выполнения задачи.

В зависимости от цели деятельности:

§ Непроизвольная память – вид памяти, когда информация запоминается сама по себе без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией (сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает).

§ Произвольная – вид памяти, когда информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов.

Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания и от приёмов заучивания.

В зависимости от развитости процессов и способа запоминания:

o Непосредственная память (механическая) – заучивание материала путём многократного повторения («зубрёжка»);

o Опосредованная память (ассоциативная) – когда человек ищет способы запоминания, осмысливает, анализирует, сравнивает материал.

Количественные характеристики памяти:

1.Скорость;

2.Прочность;

3.Длительность;

4.Точность;

5.Объём запоминания;

Эффекты и законы памяти:

Эффект Зейгарника

Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остаётся неудовлетворенной, если оно не доведено до конца.

Эффект Смирнова

Действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий лучше запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и эти препятствия.

Эффект края

При запоминании ряда однородной информации лучше всего воспроизводятся его начало и конец.

Эффект реминисценции

Улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Отсроченное на 2-3 дня воспроизведение нередко даёт лучшие результаты, чем воспроизведение сразу после его заучивания.

Тактика медицинского работника. - student2.ru Нарушение памяти

Амнезии – полная утрата памяти на события определенного промежутка времени

Известный исследователь расстройств памяти Т.Рибо отметил 2 закономерности при амнезии:

1) память человека связана с личностью, причём таким образом, что патологические изменения личности, всегда сопровождаются нарушениями памяти;

2) память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти, наоборот, сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем более сложные и недавние.


Гипермнезия - резкое обострение памяти, удержание в памяти и воспроизведении чрезмерно большого объёма информации. Встречается при маниакальных состояниях, как компенсация недостатка интеллекта у олигофренов в степени дебильности.


Прогрессирующая гипомнезия — постепенно нарастающее ослабление памяти или отдельных ее компонентов (при сосудистых заболеваниях головного мозга, главный компонент парциальной деменции).
Снижение памяти идет по закону Рибо: от позднего (недавнего) к раннему (событиям юности), от частного к общему, от эмоционально нейтрального к эмоционально значимому
Парамнезии –искажение воспоминаний в результате нарушения способности к воспроизведению. К ним относятся:
Псевдореминисценции — перенос реально имевших место событий обыденного содержания из прошлого в настоящее.
Конфабуляции (ложные воспоминания) — вымышленные события неправдоподобного, фантастического характера.
Криптомнезии - воспоминания, почерпнутые из книг, рассказы о событиях, случившихся с другими людьми, которые больные приписывают себе.

Тактика медицинского работника. - student2.ru МЫШЛЕНИЕ -психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира

Операции мышления

1.Анализ - мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий и отношений.

2.Синтез - мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу.

3.Сравнение –установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.

4.Абстрагирование –мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

5.Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

На основе обобщения и абстрагирования осуществляются:

Классификация- группировка объектов по существенным признакам.

Конкретизация- познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей. (Возвращение от общего и абстрактного к конкретному).

Процессы мышления

1.Суждение-высказывание, содержащее определенную мысль;

2.Умозаключение-серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание;

Умозаключение может быть индуктивным и дедуктивным.

Индукция и дедукция - способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли;

Индукция- способ мышления, при котором умозаключение идёт от единичных фактов к общему выводу.

Дедукция- умозаключение от общего к частному.

3.Определение понятий - система суждений, о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие признаки.

Виды мышления

По уровню развития

§ Практически – действенное. Вид мышления, для которого характерно оперирование предметами;

§ Наглядно -образное. Вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы;

§ Словесно – логическое (абстрактно- логическое). Вид мышления, связанный с использованием абстрактных понятий и открытием всеобщих закономерностей.

По характеру решаемых задач

§ Теоретическое - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений;

§ Практическое - мышление, основанное на решении практических задач.

По степени развернутости

§ Дискурсивное – мышление, опосредованное логикой рассуждения, а не восприятия.

§ Интуитивное – мышление на основе собственных чувственных восприятий, является минимально осознанным.

По степени новизны и оригинальности

§ Репродуктивным (воспроизводящим) – мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников;

§ Продуктивное (творческое) – мышление на основе творческого воображения. Приводит к новым открытиям, принципиально новым результатам.

Препятствиями для развития творческого мышления являются: боязнь выделиться (вдруг буду выглядеть глупым или смешным), боязнь осуждения, неуверенность в себе, боязнь критиковать позицию другого человека, стремление быть похожим на других людей (конформизм).

Наши рекомендации