Пищеварение в ротовой полости желудке и кишечнике.

Отдел пищеварительного тракта Пищеварительные соки Что происходит с пищей?
Ротовая полость (от 15 до 20 сек) Реакция нейтральная Слюна – в состав слюны входит фермент птиалин 1. Опробование пищи (вкусовые свойства, качественный состав, температура) 2. Механическая переработка начинается расщепление углеводов.    
Пищевод --------------------------------- Проходит в желудок
Желудок (объем 1-1,5 л., но может растягиваться до 2-3 л. Время переваривания пищи от 3-4 до 10 часов.
Пепсин (фермент)  
PH
Пищеварение в ротовой полости желудке и кишечнике. - student2.ru Пищеварение в ротовой полости желудке и кишечнике. - student2.ru
HCl (0,5 %) не переваривается обезвреживает болезненные микробы в частности холерные микробы, активизирует деятельность пепсина  
Пищеварение в ротовой полости желудке и кишечнике. - student2.ru
90% составляет вода  
Желудочный сок (бесцветный, вязкий, кислый)

Под действием пепсина начинается расщепление белков до пептидов (более простые составные части).
Тонкий кишечник (12 перстная кишка) 1) Кишечный сок (выделяется железами слизистой оболочки) 2) Поджелудочный сок (выделяется поджелудочной железой) 3) Желчь (вырабатывает печень) Под действием этих соков происходит окончательное расщепление пищевых частиц: Углеводы расщепляются до глюкозы (виноградного сахара). Белки до аминокисот. Жиры до глицерина и жирных кислот. В тонком кишечнике происходит всасывание питательных веществ.    
Толстый кишечник Кишечный сок Переваривается грубая растительная пища – клетчатка, происходит всасывание воды, бактерий. Толстый кишечник вырабатывает витамины, способствующие нормальной деятельности крови.

Печень – самая крупная железа нашего организма, масса её 1-2 кг.

Функции печени.

1. Образование желчи.

2. Обезвреживание ядов.

3. Разрушение кровяных клеток.

4. Отложение питательных веществ

5. Накопление крови (кровяное дело)

6. Синтез протромбина и гепарина, свёртывание крови.

Всасывание – процесс поступления питательных веществ через слизистую оболочку пищеварительного тракта в кровь и лимфу.

Всасывание происходит при помощи ворсинок, которые увеличивают поверхность кишечника, благодаря им поверхность кишечника в 250 раз больше общей поверхности тела.

Возрастные особенности органов пищеварения.

Наиболее существенные морфологические и функциональные отличия между органами пищеварения взрослого человека и ребёнка наблюдается только в первые годы постнатального развития. Функциональная активность слюнных желёз проявляется с появлением молочных зубов (5-6 месяцев). Особенно значительное усиление слюноотделения происходит в конце первого года жизни. В течение первых двух лет интенсивно идёт формирование молочных зубов. В возрасте 2-2,5 лет ребёнок имеет уже 20 зубов и может употреблять сравнительно грубую пищу, требующую пережёвывания. В последующие годы, начиная с 5-6 лет, молочные зубы постепенно заменяются на постоянные.

В первые годы постнатального развития интенсивно идёт формирование других органов пищеварения: пищевода, желудка, тонкого и толстого кишечника, печени и поджелудочной железы. Меняются их размеры форма и функциональная активность. Например, объём желудка с момента рождения до года увеличивается в 10 раз. Форма желудка новорождённого округлая, после 1,5 лет желудок приобретает грушевидную форму, а с 6-7 лет ничем не отличается от желудка взрослого. Значительно изменяется строение мышечного слоя и слизистой оболочки желудка. У детей раннего возраста наблюдается слабое развитие мышц и эластических элементов желудка. Желудочные железы в первые годы жизни ребёнка ещё недоразвиты и малочисленны, хотя и способны секретировать желудочный сок, в котором содержание соляной кислоты, количество и функциональная активность ферментов значительно ниже, чем у взрослого человека. Низкая концентрация соляной кислоты обуславливает слабые бактерицидные свойства желудочного сока у детей до 6-7 лет, что способствует более мелкой восприимчивости детей этого возраста к желудочно-кишечным инфекциям.

Количество желёз в слизистой оболочке желудка интенсивно нарастает до 10 лет и приближается к уровню взрослого в 15-16 лет. В процессе развития детей существенно меняется не только количество и состав желудочного сока, но и активность содержащихся в нём ферментов. Особенно значительно меняется в первый год жизни активность фермента – химозина, действующего на белки молока. У взрослых этот фермент полностью теряет своё значение в пищеварении. С возрастом нарастает также активность других ферментов желудочного сока и в старшем школьном возрасте она достигает уровня взрослого организма. Следует отметить, что у детей до 10 лет активно идёт процесс всасывания в желудке, в то время как у взрослых эти процессы осуществляются в основном только в тонком кишечнике. Поджелудочная железа развивается наиболее интенсивно до 1 года и в 5-6 лет. По своим морфофункциональным особенностям она достигает уровня взрослого организма к окончанию подросткового возраста (в 11-13 лет завершается её морфологическое развитие, а в 15-16 лет – функциональное).

Аналогичные темпы морфофункционального развития наблюдаются у печени и всех органов кишечника. Таким образом, характеризуя развитие органов пищеварения в целом, следует отметить, что их развитие в известной степени идёт параллельно с общим физическим развитием детей и подростков. Наиболее интенсивный рост и функциональное развитие органов пищеварения наблюдается в 1ый год постнатального жизни, в дошкольном возрасте и , наконец, в подростковом периоде, когда органы пищеварения по своим морфофункциональным свойствам приближаются к уровню взрослого организма.

Первая помощь при отравлении

Отравление возникает при попадании в организм яда, которым может быть всякое вещество, оказывающее вредное воздействие, а иногда даже приводящее к летальному исходу. Важно помнить, что яд может попадать различными путями: через рот, легкие, кожу (чаще у детей), слизистые оболочки (глаза, нос и т.п.), укусы насекомых и змей. От того, каким путем попал яд в организм, а также от состояния больного, во многом зависит первая помощь и лечение отравления.

Задачи первой помощи при отравлении:

· Остановить или ограничить поступление яда в организм.

· Как можно скорее вывести уже попавший яд, если это возможно.

· Обеспечить пострадавшему безопасные условия.

· Привести пострадавшего в чувства, при необходимости - провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

· Как можно скорее доставить пострадавшего в больницу.

Первая помощь может быть оказана как посторонними людьми, так и самим пострадавшим. Часто оказывается, что вовремя оказанная первая помощь в лечении отравления помогает спасти жизнь. Согласно статистике, в подавляющем большинстве случаев бытовые отравления составляют 97-98%, тогда как производственные всего 2-3%.

Бытовые отравления подразделяются на алкогольные интоксикации, несчастные случаи в быту и суицидальные отравления, предпринятые умышленно. В литературе описаны более 500 отравляющих веществ.

Основные признаки и симптомы отравления

· тошнота, рвота

· холодный пот

· озноб

· судороги

· внезапная вялость

· сонливость

· жидкий стул;

· головная боль и головокружение.

· угнетение дыхательной функции и нарушения сознания (в тяжелых случаях)

· слюнотечение и/или слезотечение

· ожоги вокруг губ, на языке или на коже

· странная манера поведения пострадавшего

Что делать при отравлении в зависимости от пути попадания яда:

При отравлении алкоголем, недоброкачественной пищей, грибами, ядовитыми растениями и их плодами и пр. ядами, когда яд в организм поступает через рот.Если пострадавший в сознании, ему дают выпить большое количество жидкости, затем вызывают рвоту надавливанием на корень языка (для лиц старше 6 лет) пальцами, процедуру повторяют до чистых промывных вод.

После промывания желудка в лечении отравления используют растолченный активированный уголь (1 таблетка на 10 кг веса), смекту и др. сорбенты. Можно принять белую глину, солевое слабительное средство.

Пострадавшего укладывают в восстановительное положение - на бок (чтобы он не захлебнулся рвотными массами), согревают с помощью грелок ноги. Дают обильное питье (для этого подойдет чай, вода).

Как можно скорее вызывают бригаду скорой медицинской помощи для госпитализации пострадавшего, так как его состояние может ухудшится. Желательно сохранить и передать врачу вещество, которым отравился больной.

При отравлении кислотами (уксус) и щелочами промывать желудок нельзя.

При отравлении газообразными химическими веществами (угарный газ, окислы азота, аммиака, пары брома, фтористого водорода, хлор, сернистый газ, и др.),когда яд поступает в организм через легкие при вдыхании. По частоте отравлений газами, отравление угарным газом происходит чаще, чем отравления другими газообразными ядами. Угарный газ образуется при сжигании любого вида топлива: газа, нефти, керосина, древесины или угля.

При отравлении угарным газом, пострадавшего в первую очередь нужно вывести на свежий воздух, обеспечить ему удобное горизонтальное положение, освободить от стесняющей одежды.

Необходимо растереть тело пострадавшего, затем тепло укутать, приложить согревающие грелки к его ногам, дать понюхать ватку с нашатырным спиртом, если пострадавший в сознании- ему можно прополоскать горло и рот раствором соды.В случае отсутствия дыхания или его значительного ослабления нужно начать проведение искусственного дыхания.

Независимо от степени отравления пострадавшего госпитализируют в стационар, на случай, если позднее возникнут осложнения со стороны нервной и дыхательной систем;

При отравлении токсическими веществами, проникающими через кожный покров (некоторые ядовитые растения, химические растворители и средствах от насекомых-ФОС-фосфорорганическими соединениями (карбофос, дихлофос и др.)), яд в организм проникает через кожу и слизистые поверхности.

При попадании ядовитого вещества на кожу нужно как можно быстрее снять это вещество с поверхности кожи ватным или марлевым тампоном или тряпкой, стараясь не размазывать его на поверхности кожи.

После этого кожу следует хорошо обмыть теплой водой с мылом или слабым раствором питьевой (пищевой) соды, обработать место поражения на коже 5—10%-ным раствором нашатырного спирта.При наличии раны, например ожога, наложите чистую или стерильную влажную повязку. Далее дважды промыть желудок 2%-ным раствором пищевой соды (1 ч. л. соды на 1 стакан воды).

Затем следует выпить 0,5 стакана 2%-ного раствора пищевой соды с добавлением активированного угля или солевое слабительное. Пострадавшему дают выпить крепкий чай. Дождаться прибытия бригады скорой медицинской помощи.

При попадании отравляющего вещества в глаза надо немедленно промыть их струей воды при открытых веках. Промывание должно быть тщательным в течение 20-30 минут, так как даже небольшое количество ядовитого вещества, попавшего в глаза, может вызвать их глубокие поражения. После промывания глаз следует наложить сухую повязку и немедленно обратиться к глазному врачу.

Чего НЕ делать

· не вызывать рвоту, если человек без сознания

· не вызывать рвоту у беременных

· не вызывать рвоту у тех, у кого слабое сердце и при судорогах

· не вызывать рвоту при отравлении нефтепродуктами, кислотами, щелочью

· не давать слабительное средство при отравлении нефтепродуктами, кислотами, щелочью

· не давать газировку!

· не давать кислоту при отравлении щелочью и наоборот!!!

Строение зуба.

Общее число зубов у взрослого человека – 32. По функции и форме различают резцы, клыки, малые и большие коренные зубы. В каждой половине верхней и нижней челюстей развиваются 2 резца, 1 клык, 2 малых коренных и 3 больших коренных зуба. Каждый зуб имеет выступающую из десны коронку которая переходит в шейку (под десной) и корень, погружённый в зубную лунку челюсти. Внутри корня проходит канал, расширяющийся в полость зуба; он заполнен рыхлой соединительной тканью, сосудами и нервами. Коронка, шейка и корень состоят из твёрдых тканей. В полости зуба помещаются мягкие ткани зуба, или пульпа. Главную массу всех частей зуба составляет дентин, покрытый на коронке эмалью, а на шейке и корне – цементом. Эмаль, покрывающая коронку, - самая твёрдая ткань в организме: по твёрдости она приближается к кварцу. Но и она всё же может стираться и давать трещины. Органическое вещество в эмали составляет только 2-4%, всё остальное – минеральные вещества. Дентин и цемент представляет собой видоизменённую костную ткань, по сравнению с которой содержат значительно больше фосфорно-кислого кальция.

Зубы закладываются и развиваются в толще челюсти. У ребёнка сначала появляются временные (молочные зубы). Позднее они сменяются постоянными. Зачатки молочных зубов появляются задолго до рождения, а их прорезывание начинается месяцев через 6 после рождения или даже позднее. Одновременно с развивающимися молочными зубами, внутри от них возникают зачатки постоянных зубов. Прорезывание как молочных так и постоянных зубов не у всех людей происходит в одно и тоже время. Зубы могут появляться раньше или позднее в зависимости от индивидуальных особенностей развития, качества питания. Чаще всего первыми прорезываются средние резцы нижней челюсти, потом появляются верхние средние и верхние боковые; к концу первого года прорезываются обычно 8 молочных зубов. В течение второго года жизни, а иногда и началу третьего года заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Молочные зубы хрупкие и нежные что следует учитывать при организации питания детей.

В 6-7 лет у детей начинают выпадать молочные зубы, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего они выпадают. Малые коренные и третьи большие коренные, или зубы мудрости вырастают без молочных предшественников. Прорезывание постоянных зубов заканчивается к 14-15 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых задерживается до 25-30 лет; в 15% случаев они не прорезываются вообще. В связи с тем, что зачатки постоянных зубов находятся под молочными зубами, следует особо обращать внимание на состояние полости рта и зубов у детей дошкольного и школьного возраста.

По данным всемирной организации здравоохранения 7-9 человек из 10 обследованных нуждаются в лечении зубов, и в первую очередь, это связано с кариесом, возникающим вследствие разрушения эмали. Одной из основных причин повреждения эмали является её деминерализация под влиянием кислот, которые образуются при распаде остатков пищи.

Наиболее губительное действие на эмаль оказывает молочная кислота – основной продукт брожения углеводов. В дальнейшем происходит уже непосредственное воздействие микробов на деминерализованные эмаль и дентин. В результате происходит распад органических веществ зуба, образуется полость.

Отрицательно сказывается на сохранности эмали резкая смена температуры пищи и воды, поступающих в полость рта, раскусывание зубами твёрдых предметов. На кариозный процесс влияет недостаток витаминов (особенно группы В и Д), солей и кальция, фтора в пище и питьевой воде, отсутствии ультрафиолетовых лучей.

Первостепенное значение в механизме кариеса зубов играют микроорганизмы полости рта, главным образом, стрептококки.

Для предотвращения кариеса необходимы сбалансированное питание, в рацион которого входит достаточное количество кальция, фосфора и фтора, и тщательный уход за зубами.

41. Гигиена нервной системы. Утомление и переутомление. Предупреждение утомления у детей

Утомление, характеризующееся снижением работоспособности, является нормальным, физиологическим следствием всякой деятельности.

Накапливание утомления, которое превращается в ненормальное, патологическое состояние – переутомление.

Практически все функции нервной системы осуществляются путём взаимодействия процессов торможения и возбуждения. Как правило, возбуждение в одних центрах сопровождается торможением в других, и наоборот. Торможение выполняет защитную роль: оно предохраняет нервные клетки от перенапряжения и разрушения. В здоровом организме эти процессы чётко согласованы и обеспечивают оптимальное функционирование организма. Однако даже у здоровых людей любая форма деятельности через определённое время неизбежно приводит к утомлению. Первый признак утомления — общее двигательное беспокойство, которое со временем переходит в вялость и сонливость.

Длительное (хроническое) утомление может закончиться переутомлением. При этом нарушаются восприятие, память, внимание, возможно появление головных болей, бессонницы, снижение аппетита. Переутомление ослабляет регулирующую функцию нервной системы и ведёт к возникновению ряда болезней: психических, сердечно-сосудистых, кожных, желудочно-кишечных.

Благоприятные условия для хорошей деятельности нервной системы могут быть созданы при правильном чередовании отдыха, труда и сна. Бодрое настроение, интересная работа вызывают положительные эмоции, делают труд менее утомительным. Физическая усталость и нервное утомление исчезают при смене вида деятельности.

Для предупреждения утомления у детей необходимо соблюдать режим дня, исключив недосыпание, уменьшив нагрузку, правильно организовав чередование нагрузки и отдыха и увеличив их пребывание на свежем воздухе.
Планировать мотивацию деятельности, средства, приемы, соблюдать четко требования СанПина.
Обеспечить соответствие объема и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Обеспечить качественное проведение оздоровительных моментов:
• дыхательная гимнастика
• гимнастика для глаз
• физкультминутки
• рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)
• Обеспечение эмоционального комфорта

Таким образом, профилактика утомления у детей заключается преимущественно в обеспечении всех условий для нормального развития и обучения детей.

42. Значение пищеварения. Строение и функции органов пищеварения

Значение пищеварения.

Нормальная деятельность организма возможная при регулярном поступлении пищи.

Питательные вещества являются материалом для роста и развития организма.

Источник энергии

Питательные вещества в таком виде, в каком они употребляются в пищу, не смогут всасываться и быть использованными организмом. Только вода, минеральные соли и витамины всасываются и усваиваются в таком виде, в каком они поступают.

Под влиянием пищеварительных соков питательные вещества расщепляются на более простые, которые всасываются и усваиваются организмом.

Таким образом пищеварением называется процесс физической (измельчение, перетирание) и химической (расщепление) обработки пищи и превращения её в форму, которая сможет всасываться, переносится кровью и в дальнейшем усваивается.

Наши рекомендации